Была с плеяды та, великих!

Была с плеяды, та, великих!

Посвящено великой балерине того времени – Галине Улановой.

Первая часть.

Великой Немой называли,
Уланову, в мире тогда ж.
Нет - слышала и говорила,
Она. Характер был таким.

В отличие от коллег многих,
Сумела выстоять она,
Во все времена, что там были,
Не пострадала от властей.

Помог не только талант яркий,
Но и характер там её,
Который выработала та,
За всю балетную там жизнь.

1919 год

Галине 9 лет там было,
Её ж насильно привели,
Родители в училище там,
Хореографическое.

(В Петрограде)

Не приходилось удивляться,
Решению её родных –
Отец Гали был режиссёром.
Балетной труппы в годы те.

(Мариинского театра)

И мать Галины там служила,
Танцовщицей. А позже та,
Стала уже и педагогом,
В этом училище тогда.

Хоть в атмосфере росла Галя,
Балетных разговоров всех,
Насильно ж привели учиться,
В балет они дочку свою.

И позже Галя вспоминала,
Каким трудом даются те,
Успехи в этом там балете,
Казалось – мать совсем не спит:

«Неужели и я не буду высыпаться?»

Так думала тощая дочка,
Не очень – то красивая,
Малозаметная, бледная,
С глазами голубыми там.

(Но с узкими угрюмыми к тому ж)

Так что первое тогда ж время,
Занятия танцем для той,
Стали сплошным тогда ж мученьем,
В чистом виде на деле там.

Не бросила, почему ж сразу,
Галя балет? Характер той,
Был от природы не бунтарским,
С детства приучена к труду.

Ответственному отношенью,
К делу. И главное - её,
Стала там первым педагогом,
Конечно, мать родная там.

Те, кто тогда ж выполнял рядом,
Все экзерсисы, вспоминал,
Как часто плачущая Галя,
Бросалась к матери своей.

(В материнские объятия, чтобы самый близкий
Человек её пожалел, забрал от бесконечных
Упражнений в балетном классе)

Мария Фёдоровна ж дочку,
Всё ж не жалела. Продолжав,
Занятия. Вовремя Галя,
Посещала танцы всегда.

Она встречала педагогов,
Чистой, гладко причёсанной,
И никогда не подшивала,
Тесёмки туфель наспех там.

(В последний момент. И так – в течение всей карьеры)

Спустя годы, мать признавалась,
Несмотря на жёсткость её,
С которой к танцам приобщала,
Дочь. Но – были сомнения.

Относительно же на деле,
Пригодности Гали её,
К тяжёлому этому делу,
К балету классическому.

Когда ж, увидев дочь – подростка,
В одном из выступлений той,
Юных балерин –  осознала:
Что, НЕ ОШИБЛАСЬ в дочери.

(Что отдала её учиться танцу)

Вторая часть.

Девочка сильно выделялась,
 Из толпы юных там других,
Какой – то лёгкостью воздушной,
Движений – грациозностью…

За время же этих занятий,
Галя успела полюбить,
Свою профессию, которой,
Собралась посвятить всю жизнь.

Балет стал для неё не только,
Призванием, делом её,
Жизни. Но крепостью, защитой,
И как цитаделью ж её.

Биографии балерины,
Которых много – все пестрят,
Списками её достижений,
Творческими, в балете том.

И создаётся впечатленье,
Что перед нами не живой,
Человек. А как – бы машина,
Там танцевальная совсем.

(Безупречно работающая)

1928 год

В «Спящей красавице», Галина,
Успешно выступит в тот год.
А через год уж танцевала,
Та в «Лебедином озере».

Критики тогда ж восторгались,
Более утончённой уж,
Трактовкой образа Одеты,
Собой же – недовольна та.

А её тогда отношенье,
К собственному творчеству всё ж,
К определенью относилось,
Таланта. Вечных беспокойств.

(И недовольства собой…)

Потом в «Жизели» танцевала,
В «Щелкунчике», также ещё ж,
«Бахчисарайский фонтан» будет,
В репертуаре её там.

Образы, - критики отметят, -
Её, легки, почти – что те,
И невесомы, но полны всё ж,
Огромной силы внутренней.

1940 год

Джульетту она станцевала,
В «Ромео и Джульетте» там.
То был фурор уж настоящий,
О ней писали же тогда:

«Невесомая, тонкая Джульетта, полная любви,
Бегущая как ветер через сцену, стала символом
Творчества не только балерины, но и всего
Советского балета»

Сама ж Галина вспоминала,
Больше о трудностях её,
Работы над образом этим,
Юной влюблённой пьесы той.

В последний раз ту роль станцует,
Когда за сорок было ей.
Жизнь продолжалась. На Галину,
Награды сыпались дождём.

(Все мыслимые и немыслимые награды: премии,
звания, ордена… Их перечислению можно посвятить
отдельную статью)

За рубежом её признали,
Сам Сталин трогать не давал,
Её. Заявив лаконично:
«Уланова – это классика». Так.

Что чувствовала балерина?
И понимала ли она,
В каком времени проживает?
Оценивала, как всё там?

Кого Уланова любила?
Чем интересовалась та.
Вопрос последний будет легче,
Скажет правду Галина та:

«Её ничто не интересует, коме балета»

Работая же над ролями,
Могла заставить та себя,
Не думать, что там происходит,
В обществе том вокруг неё.

Уланова же говорила,
Что те разоблачения,
Преступлений сталинского там,
Режима – Новость для неё!?..

По всей видимости, Галина,
Душой кривила. Ибо та,
Не так была ж слепа в то время,
Ведь вспоминала как – то та:

«Во время балета «Эсмеральда» её героиня целилась
 из лука в сторону боковой ложи, где сидел Сталин…»

От ужаса там балерина,
Чуть не умерла всё ж тогда.
Боялась, что тот «вождь народов»,
 Прикажет ту арестовать.

(За «покушение» на вождя)

Но обошлось. Ту пригласили,
Не в «чёрный воронок» тогда,
А на торжественную встречу,
Чествование той в сам Кремль.

Третья часть.

Как отрешённой, безучастной,
Как - то вечно она была.
Психологической защитой,
Та окружила там себя6я:

«Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей
надевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в
таких «шорах» я и проходила почти всю свою жизнь» -
говорила про себя Уланова.

Уланова же говорила,
Что лучше чувствует себя,
В одиночестве. И плоть от плоти,
Своего времени была ж.

(Поразительно осторожной)

Танцовщик ею восхищался,
Рудольф Нуриев, он же был,
«Невозвращенцем». Он – «уехал».
И заграницей тогда жил.

А как был наш Большой театр,
За рубежом, пытался он,
Не раз встретиться с балериной,
Улановой. Поговорить.

Но та упорно избегала,
Аккуратно, старательно,
Встреч с тем, кого уж заклеймили,
Предателем Родины тут.

Не было детей у Галины,
В молодости решила та,
Или дети, или ж театр…
А вот личная жизнь – была.

Холодная на вид Галина,
Вела весьма бурную жизнь,
Свою личную. Восхищались,
Той, многие мужчины там.

(Невесомой танцовщицей, несущей идею чистоты
 и непорочности)

Ухаживанья принимала,
Она не раз. Считается,
Что выходила дважды замуж,
И три гражданских брака есть.

А в двух первых гражданских браках,
Она не долго пробыла,
По году прожила там с каждым,
А в третьем –  долго прожила.

С ним познакомилась в Барвихе.
Знатный то санаторий был,
До войны. Отдыхал там также,
Известный режиссёр тогда ж.

Юрий Завадский, был красавцем,
На два десятка старше ж был,
Улановой. И без ума был,
От балерины он тогда.

За ней он в Ленинград поедет,
Взаимности добился он.
В законном браке те прожили,
Около десяти там лет.

И мирно те потом расстались,
И до конца жизни же муж,
К бывшей супруге относился,
С пиететом: в театре был.

(Посещал все её спектакли)

1949 – 1950 годы
 
Два года прожила Галина,
С актёром, режиссёром там,
С Иваном Берсеневым, а тот,
Старше Завадского же был.

(Он умер в 1951 году)

Уланова же могла ладить,
И с жёнами возлюбленных,
У гроба с Берсеневым, с Галей,
Была ж законная жена.

(Актриса Гиацинтова)

Последний брак же балерины,
С главным художником там был,
Её театра же – Большого,
С Вадимом Рындиным тогда .

1960 год

Шесть лет они вместе ж пожили.
Она ж в наградах всех была.
Та разошлась в тот год с супругом,
Причиной - пьянство мужа той…

Уланова ушла со сцены.
Легко ли дались ей в тот год,
Эти два важных всё ж решенья?
То – неизвестно никому.

Уланова же там с годами,
Не то что не избавилась,
От «шор» -  стала ж более скрытной,
Невозмутимой более.

Когда ей вдруг там сообщили:
«Что угнан той автомобиль», 
В её лице ни один мускул,
Не дрогнул даже в тот момент.

Когда Улановой всё стало,
Тяжело уже содержать,
Пяти комнатную квартиру,
В высотке -  в меньшую ушла ж.

(На Котельнической набережной. Переехала легко,
 И без всяких сантиментов в меньшую)

Оставшуюся же часть жизни,
Та посвятит уже себя,
Педагогике. И считала,
Учеников – родными всех

(Как своими детьми. А в их числе были такие
Танцовщики – Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова)

1998 год

В тот год Уланова скончалась.
Остаток жизни провела,
Та в одиночестве. Но всё же,
Не жаловалась никогда.

«Её вечным и верным спутником и компаньоном
 было искусство»

Уланова Галина Сергеевна (1910 - 1998г.) Дважды
 герой Соцтруда СССР. Единственная балерина,
которой при жизни поставлен памятник. В честь
её назван астероид. Имеет множество других наград.


Рецензии