Забытый поэт Серебряного века

«Певец сказочного мира народных поверий», «Родоначальник магического реализма», 
эти  эпитеты о Сергее Клычкове, самом недооцененном
поэте Серебряного века, о котором очень хотели забыть в советское время.
Друг Есенина, Клюева, в судьбе которого принимали участие
Модест Чайковский(брат композитора), Н.Гумилёв, скульптор С. Коненков.
В. В. Вересаев писал И. А. Бунину о лиричной и хрустальной поэзии Сергея Клычкова.
 В результате в конце 1910 года в свет выходит первый сборник «Песни»,
вскоре - «Потаённый сад». В годы, когда в моде был декаденс, акмеизм
и символизм, поэзия Клычкова почти безлюдна, эмоционально приглушена,
но как точно она попадает души читателей!

 Осенний день прозрачно стынет,
Звеня охотничьей трубой…
Прощаюсь я с весною синей,
 тобой и с далью голубой…
Склонилась синева над чащей,
И очи сини и строги,
И в чаще тающей, шуршащей —
Как бы дыханье и шаги.
 То, настороживши верхушки,
В прохладе слушает и ждёт
И тихо кружит по опушке
Берёз умолкший хоровод.
И лишь одна, как над могилой,
В необлетевший рдяный куст;
Нагие руки уронила,
И тонких пальцев горький хруст.
И так торопится кому-то
Листком, всколыхнутым едва,
С вершины, ветром изогнутой,
Сказать последние слова.

Революцию Клычков принял восторженно.. Он снимает с себя мундир
младшего офицера и переходит на сторону революционных солдат, участвует
 в митингах и даже дважды приговаривается к расстрелу:
врангелевцами и махновцами в Крыму.
Кто мог подумать, что опаснее, убийственнее окажется относительно мирное
 время тридцатых годов, когда Сергей Клычков был словно под приговором,
постоянно подвергаясь нападкам и осуждению. Его, имевшего «пахучие слова
и весёлый, целомудренный чистый великорусский язык» (М. Горький)
постоянно обвиняли в «непохожести на других»,
крестьянстве и «кулацкой поэзии». Он оставил большое наследие -
стихи и прозу, которое благодаря своей, якобы, не актуальной
аправленности, широкой публике широко известно не было.

 Трагична судьба поэтов, вышедших из крестьян, — на них была устроена
кровавая охота. В это страшное время особенно ужасает тайна смерти
Сергея Есенина, убийство Николая Клюева, Ивана Приблудного, Петра Орешкина.
Не избежал этой участи в 1937 году и Сергей Клычков, которого давно
обвиняли в том, что он «кулацкий поэт» и «развёл мистическое
средневековье» в своих произведениях

. Меня раздели донага
И достоверной были
На лбу приделали рога
И хвост гвоздем прибили…
Пух из подушки растрясли
И вываляли в дёгте,
И у меня вдруг отросли
И в самом деле когти…
И вот я с парою клешней
Теперь в чертей не верю,
Узнав, что человек страшней
И злей любого зверя…

 Наступил страшный 1937 год. Жена Варвара Николаевна Горбачёва об аресте:
 «В дом вошли трое, он зажёг свечу, прочитал ордер на арест и обыск….
 Он очень мне запомнился. В неровном, слабом свете оплывающей свечи
было в нём что-то такое пронзительно-горькое, неизбывно-русское,
непоправимое… Хотелось кричать от боли
В 1956 году Сергей Антонович Клычков был посмертно реабилитирован.
Только тогда стало известно, что поэт «был необоснованно осуждён
в октябре 1937 г по ложному обвинению в том, что якобы с 1929 года
является членом антисоветской организации “Трудовая крестьянская партия”
приговорён к расстрелу, а приговор был приведён в исполнение ещё
на допросе следователем.
Вот что пишет Надежда Мандельштам, рупор справедливости и бесстрашия в те
годы: «Говорят, что он смело и независимо держался на допросах.
По-моему, такие глаза, как у него, должны были приводить следователя в неистовство».
Осип Мандельштам, узнав о смерти друга, сказал, что
«после смерти Клычкова люди в Москве стали как-то мельче и
менее выразительные…».
Место захоронения поэта неизвестно.
Кроме этого преступления, на Лубянке было совершено ещё одно — были
 уничтожены произведения последних лет и цикл стихотворений «Нищий стол».
 После смерти И. В. Сталина, в период массовых реабилитаций честное
 имя писателя было восстановлено, но переиздание сборников стихов
произошло только в 1985 году, а в 1988 году в серии «Советский писатель»
 вышел и большой том прозы. В последующие годы его книги выходили
маленькими тиражами, к сожалению, современных новых изданий в продаже нет.

Люблю тебя я, сумрак предосенний,
Закатных вечеров торжественный разлив…
Играет ветерок, и тих, и сиротлив,
Листвою прибережних ив,
И облака гуськом бегут, как в сновиденьи…
Редеет лес, и льются на дорогу
Серебряные колокольчики синиц.
То осень старый бор обходит вдоль границ,
;И лики тёмные с божниц
Глядят в углу задумчиво и строго…
Вкушает мир покой и увяданье,
И в сердце у меня такой же тихий свет…
Не ты ль, златая быль благоуханных лет,
Не ты ль, заворожённый след
Давно в душе увядшего страданья?

 Однажды Сергей Клычков оставил своему другу Петру Журову дарственную надпись,
 по сути ставшую пророческой по отношению к своему творчеству:
«Сокровенное может не открыться, но, открывшись, сгинуть и
исчезнуть не может».

 Впереди одна тревога и тревога позади…
 Посиди со мной немного, ради Бога, посиди!
 Сядь со мною, дай мне руку, лоб не хмурь, глаза не щурь,
 Боже мой, какая мука! И всему виною: дурь!
 Ну и пусть: с чертой земною где-то слиты звезды, синь…
 Сядь со мною, сядь со мною, иль навек уйди и сгинь!
 Завтра, может быть, не вспыхнет над землей зари костер,
 сердце навсегда утихнет, смерть придет — полночный вор.
 В торбу черную под ветошь с глаз упрячет медяки…
 Нет уж, лучше в прорубь! Нет уж, лучше к черту в батраки!
 Черт сидит и рыбку удит в мутном омуте души…
 Оттого, знать, снятся груди — счастья круглые ковши!
 Пьешь из них, как будто не пил у судьбы из добрых рук,
 не ступал на горький пепел одиночеств и разлук, —
 будто сердца жернов тяжкий никогда еще любовь
 не вертела, под рубашкой пеня бешеную кровь, —
 словно на душе, на теле нет еще ее помет!
 Нет тебя на самом деле, друг мой, не было и нет!
 Но пускай ты привиденье, тень твоя иль ты сама,
 дай мне руку, сядь хоть тенью, не своди меня с ума.

На малой родине Сергея Клычкова, в деревне Дубровки существует
музей его имени, который располагается в родном доме поэта.
Перед домом был разбит прекрасный яблоневый сад, а к парадному
крыльцу вела аллея из белой сирени. С западной стороны дома —
трёхэтажная пристройка, где располагалась творческая мастерская
 Сергея Антоновича, благодаря литературной обработке которого
стала по-настоящему народной песня «Живёт моя отрада».
 В гостиной собиралась вся семья Клычковых и гостившие
друзья поэта. Здесь часто бывали М. Пришвин, С. Есенин, С. Коненков


Материал взят из интернета.


Рецензии
Спасибо, Оля!!!
Нелёгкая судьба Сергея Клычкова,
но чистота души его не позволила
унижаться трусостью и малодушием...

Всех благ и солнышка!!!

Валентина Землевская   24.11.2021 10:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.