ИИ и образование
В преподавании важна не только подача материала учащимся. Не менее важен эмоциональный контакт. Без него всё будет похоже на прослушивание аудиоурока, озвученного виртуальной читалкой текстов со столь же виртуальным голосом. Человеку такое долго слушать не захочется. Слишком монотонно. Разумеется, даже так всё будет зависеть от текста, насколько интересно написан исходник. Вот только спасёт ли хороший текст такое прочтение? Подозреваю, не в той мере, чтобы такое стало приятно слушать. Тем более, что интересный текст приятнее слушать в хорошем исполнении. Научить ИИ читать с нужными интонациями и паузами на данном этапе его развития не реально.
Мечтать не вредно. Только сбудутся ли мечты? Есть вещи релизуемые и вещи из разряда научной фантастики. Не стоит их смешивать. Фантазии могут завести в тупик развития.
Не стали ли люди глупее с появлением компьютеров? Кто-то больше, кто-то меньше. Отпала необходимость запоминать то, что можно получить почти в любое время извне. За несколько десятилетий это стало привычно. Особенно, с появлением смартфонов в широком доступе.
Даже самый совершенный ИИ не сможет быть наставником для человека. Эта задача останется выполнимой только между людьми. ИИ не способен чувствовать. Он - симуляция личности, не более. Есть разница между сдержанностью и полным отсутствием эмоций. Эмоциональная сдержанность учителя не вредна для учеников. Отсутствие же эмоций может быть опасно и иметь плохие последствия. С носителями ИИ в роли учителей получится второе.
Андроид-учитель при правильно составленном ПО не будет брать взятки. Разумеется, это большой плюс, но пока единственный. К тому же, учителей-взяточников не такое количество, чтобы из-за этого всех менять на искусственных заменителей. Второй привлекательный для чиновников пункт - им не надо платить заработную плату. Но это сомнительный довод, так как стоимость одного андроида нужного типа может превысить сумму заработка учителя за двадцать лет, а выложить эту сумму придётся за значительно меньший срок. К тому же, возникнет вопрос о стоимости сервиса после окончания гарантийного срока (который будет ограничен пятью годами, в лучшем случае). Итого, затея крайне не выгодная для государственной системы образования. Концепция перехода на ИИ в образовании может быть интересна и выгодна только ограниченному числу людей, которым приспичит заниматься производством такой техники. Но они сразу окажутся в списке врагов народа.
Научная (якобы) фантастика, где человека воспитывет робот и тот вырастает адекватным - бред фантазёра. Иногда это интересно смотрится как сюжетный ход какого-нибудь произведения, будь то в формате литературы, комикса, анимации, кино. Но в реальности надо отделять вымысел от возможных перспектив для ИИ и его потолка развития. А тут придётся столкнуться с неизбежностью - создание одухотворённого (по поведению) андроида в материальном мире никому не светит. Это же как создать умную обезьяну, не на уровне генной инженерии, а с нуля. То есть, задача не выполнима по определению. Андроид может быть сколь угодно умным, но останется ходячим компьютером с соответствующим эмоциональным безличием. Любая попытка симуляции эмоций упрётся в их безосновательность на уровне чувств. Следственно, такие симуляции будут в разной степени не верными.
Для ИИ недоступна интуиция. Это ещё один провальный пункт, в связи с которым не возможно налаживать какие-то дружеские отношения с его носителем. Шаблонность мышления тоже будет сказываться не лучшим образом. Добавим к этому хромую тактичность, ведь ИИ не будет считаться с чувствами собеседника. Можно накопать ещё множество недостатков общения с ИИ, которые могут раздражать человека, не знакомого с нюансами его функционирования.
В итоге мы получаем вывод, что андроид не может быть чем-то большим, чем помощник по хозяйству. Это его предел социальной роли. Большее - удел фантазёров.
(Это фрагмент науно-фантастического романа автора страницы)
Свидетельство о публикации №121111904941