Конкурс на досуге - 82. Задание!
Часто люди теряются, путаясь между профессией и увлечением. Что, если работа — главное в жизни, а на досуге человек не знает, чем заняться? А если наоборот? Всю свою жизнь человек посвящает любимому делу, а профессия — так, для хлеба насущного и душа не лежит к тому, что хорошо получается, но слишком далеко от того, к чему стремится душа всю свою жизнь! Что тогда? Никто не удивится, если сказать, что таких людей большинство, потому что так сложились для них обстоятельства в силу семейных ценностей, политической ситуации, экономических кризисов, или географических особенностей. Часто требуется определяться гораздо раньше, чем ты понимаешь, чем ты хочешь заниматься на самом деле, и тогда...
Объявляется тема 82 конкурса на досуге:
Non ut edam vivo, sed ut vivam edo. Я ЕМ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИВУ, ЧТОБЫ ЕСТЬ
Поговорочное выражение, приводимое, Квинтилианом ("Обучение оратора", IX, 3, 85) как образец такой антитезы (риторической фигуры противопоставления), в которой противопоставляемые друг другу члены выражены одними и теми же словами, но употребленными в различной форме и грамматической связи. В близкой форме сообщает это "крылатое слово" Диоген Лаэртий ("Жизнь, мнения и учение знаменитых философов", II, 5, 34), приписывая его Сократу.
Марк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35 — ок. 96) — римский ритор, автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности.
Сама риторическая фигура построения речи этой поговорки представляет собой ХИАЗМ - разновидность параллелизма, состоящая из крестообразной последовательности элементов речи в двух рядах слов.
В этом изречении придаточные предложения как будто перекрещиваются между собой. Как мы видим, элементы первой части предложения во второй его части меняют порядок на противоположный.
Например, фраза К. С. Станиславского:
«Умейте любить ИСКУССТВО в СЕБЕ, а не СЕБЯ в ИСКУССТВЕ».
Кстати, последняя цитата несколько продолжает и раскрывает смысл нашей темы, но несколько в другом ракурсе.
А есть ещё и такие выражения:
- Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
- Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества. (Максим Горький.)
- Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.
(Вольтер.)
- Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник.
(Гердер И.)
- Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.
(Смайлс С.)
- Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения.
(Екатерина Великая)
- В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
(Леонардо да Винчи)
- Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (Шекспир У.)
- Труд притупляет горе. (Цицерон)
- Деятельность — единственный путь к знанию. (Шоу Б.)
- Назначение человека — в разумной деятельности. (Аристотель)
- Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу. (Плавт)
- Самые выдающиеся дарования губятся праздностью. (Мишель Монтень)
- Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством. (Пришвин М. М.)
- Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу. (Н. Г. Чернышевский)
- Физический труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.
(Л. Н. Толстой)
- Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
(Д. И. Менделеев)
- Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния, через его труд и творчество.
(Л. Л. Фадеев)
- Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму.
(Б. Вашингтон)
- Землепашец, стоящий на своих ногах, гораздо выше джентльмена, стоящего на коленях. (Б. Франклин)
- Ленивые и праздные люди в государстве подобны трутням в улье, пожирающим мед пчел-работниц. (М. Сервантес)
- Уничтожение дармоедов и возвеличение труда — вот постоянная тенденция истории.
(Н. А. Добролюбов)
- Если в сердце есть стремление, то и камень просверлишь. (Китайская пословица)
- Если ты стремишься к творчеству, обращайся к жизни. Не трать время на подражание. (Ирвинг Стоун)
Итак, если сделать вывод, то наша тема о достойных стремлениях в жизни, а это безусловно включает огромный труд в работе над собой и за хлеб насущный, а как без этого? Согласны? Ну и как наконец без поэтических примеров размышления на тему или что-то близкого к этому:
Евгений Евтушенко — Карьера:
Твердили пастыри, что вреден
и неразумен Галилей,
но, как показывает время:
кто неразумен, тот умней.
Ученый, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
И он, садясь с женой в карету,
свершив предательство свое,
считал, что делает карьеру,
а между тем губил ее.
За осознание планеты
шел Галилей один на риск.
И стал великим он… Вот это
я понимаю — карьерист!
Итак, да здравствует карьера,
когда карьера такова,
как у Шекспира и Пастера,
Гомера и Толстого… Льва!
Зачем их грязью покрывали?
Талант — талант, как ни клейми.
Забыты те, кто проклинали,
но помнят тех, кого кляли.
Все те, кто рвались в стратосферу,
врачи, что гибли от холер,-
вот эти делали карьеру!
Я с их карьер беру пример.
Я верю в их святую веру.
Их вера — мужество мое.
Я делаю себе карьеру
тем, что не делаю ее!
***
Татьяна Ровицкая — Ах, эта черная работа:
Ах, эта черная работа!
Черней, чем дым у парохода,
Не у того, что голубой,
А у того, где дым трубой!
Где жизнь — не поиски удачи,
Где просто так никто не плачет,
Где день приходит, чтоб успеть
Смолить и драить, песни петь,
Грузить, сниматься с якорей,
Бросаться в волны всех морей,
Морским узлом вязать канаты.
Смотреть в бинокль виновато
На то, что скроется вдали,
Сидеть часами на мели,
Картошку чистить, песни петь,
И все успеть, и все успеть!
***
Владимир Высоцкий — Чёрное золото: Стих
Не космос — метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной —
И самою земною из профессий!
Любой из нас — ну чем не чародей:
Из преисподни наверх уголь мечем,
Мы топливо отнимем у чертей —
Свои котлы топить им будет нечем!
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.
Да, сами мы — как дьяволы — в пыли,
Зато наш поезд не уйдёт порожний.
Терзаем чрево матушки-Земли,
Но на земле теплее и надёжней.
Вот вагонетки, душу веселя,
Проносятся, как в фильме о погонях,
И шуточку «Даёшь стране угля!»
Мы чувствуем на собственных ладонях.
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.
Воронками изрытые поля
Не позабудь — и оглянись во гневе!
Но нас, благословенная Земля,
Прости за то, что роемся во чреве.
Да, мы бываем в крупном барыше,
Но роем глубже — голод ненасытен.
Порой копаться в собственной душе
Мы забываем, роясь в антраците.
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.
Вгрызаясь в глубь веков хоть на виток
(То взрыв, то лязг — такое безгитарье!),
Вот череп вскрыл отбойный молоток,
Задев кору большого полушарья.
Не бойся заблудиться в темноте
И захлебнуться пылью — не один ты!
Вперёд и вниз! Мы будем на щите —
Мы сами рыли эти лабиринты!
Взорвано, уложено, сколото
Чёрное надёжное золото.
***
Удивительно, как мог Высоцкий так знать различные профессии! Как будто он сам прожил не одну жизнь... А может быть, он просто умел наблюдать, общаться, слышать и видеть других, и он с гордостью мог про себя сказать "Non ut edam vivo, sed ut vivam edo"!
Жизнь с большой буквы — какая она?
***
Вам есть что сказать на эту тему? Чем поделиться? Используя различные приёмы выразительности, стилистические приёмы, не забывая о принадлежности жанру, который может быть любым, - мы можем почувствовать свободу самовыражения и поразить многих и... быть может, некоторые по-особенному посмотрят на нас, поверив сказанному. Ведь для того чтобы завоевать сердце читателя, надо написать что-то особенно запоминающееся. Попробуйте, используя язык образности и даже символов. Или просто будьте откровенны и искренни, создав атмосферу доверия.
___________________________
Итак, дерзайте, друзья! Не теряйте время! Вы находитесь среди друзей, которые по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов.
***
Не будем узко подходить к раскрытию темы. У всех разные взгляды, жизненные ориентиры. И есть чем поделиться всегда. Уходим от банальности и штампов! И ещё... Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и приняли то, что вы пытаетесь донести. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства! А может быть, просто будьте с нами, не волнуясь - поймут ли вас. Не это главное... Рабочая обстановка при подаче заявок приветствуется, ведь только так можно помочь друг другу. А если кто не хочет воспринимать замечания, есть один хороший способ на Стихи.ру: "Спасибо за Ваше мнение". Зато будет понятно, почему Ваше произведение кому-то не пришлось по душе, что смутило. Хотя мы оцениваем достоинства, но иногда недостатки и недочёты, мешают восприятию. К примеру, нарушение принятой в начале формы - сбивает, если не сделано специально в угоду раскрытия смысла. И такое бывает...
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!
Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
Приём до 24.00 СУББОТЫ!!! Но если надо, можно продлить... Подсказывайте, у нас семеро одного ждут!
Иллюстрация: Картина Рубенса "Пир богов на Олимпе"
Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №121111902514