Евгений Онегин как фрагмент исторической эпохи
С лёгкой иронией к своим героям и к своему творчеству, поэт рассказывает нам драматическую историю из жизни дворянского общества. Сюжет довольно прост, а главный герой – и не герой вовсе, а рано пресытившийся жизнью молодой человек. Автор называет его своим другом, относится к нему с любовью, и в своих философских рассуждениях объясняет те или иные особенности его поведения, вследствие чего в романе так много мудрых изречений о жизни, что вспоминаются рубаи Омара Хайяма. Все эти цитаты мы давно уже повторяем как поговорки, забыв источник. Думаю, что некоторые из них следует напомнить.
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть» (гл.1, V)
«Быть можно дельным человеком,
И думать о красе ногтей» (гл.1, XXV)
«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней…» (гл.1,XLVI)
«Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны…» (гл.2,XIV)
«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей…» (гл.4, VII)
Если же нас заинтересуют нравы и обычаи дворянского сословия начала XIX века в России, то, обратившись к роману «Евгений Онегин», мы найдём множество деталей, составляющих единую картину жизни русского привилегированного общества той исторической эпохи, в которой разворачивается сюжетная линия.
Главный герой романа родился в семье обедневшего дворянина, где-то служившего, но, тем не менее, имевшего много долгов. Видимо, потому, что жил не по средствам, стремясь выглядеть не хуже других представителей дворянского общества.
«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно.
И промотался наконец» (гл. 1, III)
При этом Онегин-отец сумел дать своему отпрыску приличное образование и воспитание.
Молодой человек имел прекрасный вкус, был одет по моде, умел танцевать мазурку, знал правила этикета. Что касается образования, то наш герой в совершенстве знал французский язык, немного разбирался в латыни, а также был осведомлён о наиболее важных фактах истории от древности до современности. К поэзии Евгений был равнодушен, но из любопытства, читал Гомера и Феокрита. Однако ему больше нравилось изучать экономическую теорию Адама Смита, что говорит о его большей склонности к практическим наукам в отличие от его приятеля Владимира, который учился в Германии и был поэт.
Чем же занимались образованные и воспитанные молодые люди дворянского сословия? Об этом Александр Сергеевич Пушкин рассказывает нам весьма подробно:
«Бывало, он ещё в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда поскачет мой проказник?
С кого начнёт он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено». (гл.1, XV)
Позавтракав и погуляв, воспитанные и образованные молодые люди ехали на званые ужины, балы или в театр. Так они проводили все свои дни. Разнообразие в этот однообразный карнавал вносило лишь свойственное молодости увлечение любовными приключениями, в которых Евгений достиг совершенства. Более ни в какой области достигнуть совершенства он не стремился.
После смерти отца Евгений раздал все долги и вдруг остался со скудными средствами существования. Это обстоятельство могло бы как-то повлиять на изменение образа жизни нашего героя, заставив его заняться какой-либо деятельностью, однако он получает богатое наследство, а с ним – возможность продолжать праздный образ жизни, и, как следствие – «сплин»:
«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу:
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел». (гл.1, XXXVIII)
Итак, вместе с главным героем романа, получившим в наследство богатое поместье, мы перемещаемся в деревню, которая являлась «прелестным уголком», но отнюдь не излечила Евгения от хандры.
На примере семейства Лариных Пушкин описывает нам деревенский образ жизни привилегированного общества. Жизнь этого семейства протекала размеренно и спокойно. Мать занималась хозяйством:
«Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам…» (гл.2, XXXII)
Отец семейства ничем не занимался, потому что жене своей «веровал беспечно, а сам в халате ел и пил…».
В деревне не было званых ужинов, но были друзья, которые приходили запросто – посидеть, поговорить, попить чаю с вареньем. В деревне не было балов и театров, но сохранились «привычки милой старины»: качели, блины, хороводы, квас вместо шампанского. В деревне народ охотно посещал храмы в дни православных праздников, где на молебнах иные роняли слезу скорее по привычке, чем в глубокой вере. Это весьма существенная деталь в описании русского общества начала девятнадцатого века, и закономерно встаёт вопрос: так ли уж была крепка Православная вера в царской России, если её легко разрушили большевики?
Но вернёмся к семейству Лариных, в котором росли две девочки. Ни мать, ни отец их воспитанием не занимались. У девочек была няня, потом ещё и гувернантка, которая, по-видимому, и обучила их французскому языку. В высшем обществе не было принято учить детей родному языку, и поэтому юные девушки не умели писать по-русски, и говорили с ошибками:
«Не все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой
не обратился ли в родной?» (гл.3, XXVII)
Так как главной героиней романа является старшая сестра Татьяна, то именно её внутренний мир автор раскрывает нам более полно. Девушка росла тихой, мечтательной, заниматься рукоделием не любила, но любила читать английские и французские романы. Пушкин перечисляет героев романов Ж.Ж.Руссо, М.Коттен, Ю.Крюденер, С.Ричардсона:
«Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон»…(гл.3, IX)
Татьяна также читала и другие «британской музы небылицы», в частности, Байрона, но наибольшее впечатление на неё произвёл герой романа С.Ричардсона Грандисон, являющий собой образ умного, красивого, добродетельного мужчины. И, конечно, Татьяна мечтала о прекрасном рыцаре, соединив с которым свою судьбу, она стала бы «верной супругой и добродетельной матерью». Таким образом, иностранная литература оказывала глубокое влияние на мировоззрение юных особ дворянского происхождения, но, несмотря на это, Татьяна остаётся «русская душою». Следуя обычаям, берущим начало в древней Руси, она увлекается гаданиями и верит в приметы, но как истинная христианка, ходит помогать бедным и молится по ночам.
Вот такие портреты представителей молодого поколения дворянского сословия начала XIX века нарисовал нам Александр Сергеевич Пушкин в своём романе «Евгений Онегин». И мы видим, что если женщины в дворянских семействах хотя бы стремились к какой-то полезной деятельности, то мужчины только ели, пили, развлекались и спали. Именно поэтому к началу XX века в России появилось большое количество заброшенных помещичьих усадеб, и дворянство как класс начало постепенно таять ещё до начала буржуазной революции. Эту печальную картину изобразил в своих рассказах и романе «Жизнь Арсеньева» Иван Алексеевич Бунин.
А всё потому, что было нарушено древнее правило, которое оставил в своём втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел:
«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (З:10)
24.12.20
Свидетельство о публикации №121111807337
В 2006 Н. Бондарчук сняла фильм: Пушкин. Последняя дуэль. Безруков, Снаткина, - критики было много. И в то время у нас с Европой всё было благослонно, маловато Пушкина и непонятное начало и дуэль со смертью? И мало намёка, а что же произошло? Не знаю, что осенило, я не историк и не литератор, но кто запретит? По началу я искал, может всё же поэт пересекался с С. Саровским, жили они, иногда пребывая рядом, на расстоянии конной поездки: Болдино и Дивеево. Реального пересечения не нашёл и не я, один. Но нашёл много другого, поразительного. Но раз фантастика в Коде да Винчи Брауна, имеет место быть, то и Грааль может быть вне фантастики Брауна. И Грааль – это не обязательно сундучок с табличками, который по преданию уехал в Эфиопию с царицей Савской, вместе с уже присутствующими в ней генами Давида и Соломона. Грааль – это вполне может быть матрицей в русском поэтическом творчестве АС Пушкина. Пушкин – Грааль!!! Ну покрутят на меня у виска. Ничего со мной не случится.
Уважаемая, Елемина, Вы с таким интересом и не равнодушным участием описали Е. Онегина, мне реально понравилось, доходчивость и простота подкупают. Думаю, найду в Вашем лице собеседника, при наличии у времени прочтите мою Чёрную речку.
http://stihi.ru/2016/01/31/10493 Чёрная речка, Александр;http://stihi.ru/2016/01/31/10575 Серафим, ЧР;http://stihi.ru/2020/08/21/1476, ЧР, Расстрел....
Валерий Уверский 06.11.2022 22:58 Заявить о нарушении
Я-то пишу просто, да.
А вы пишите сложно.
Однако мы понимаем друг друга. Хотя мне приходится перечитывать ваш текст несколько раз. Многие изучали поэзию и личность А.С. Пушкина. Я читала В.Кожинова, слушала лекции В.Непомнящих. Но вы новое открыли. Спасибо.
Обязательно прочту вашу "Чёрную речку".
Елемина 07.11.2022 19:58 Заявить о нарушении
Такой монументальный труд. Буду читать медленно.
Елемина 07.11.2022 20:44 Заявить о нарушении
Вы знакомы с библейскими текстами не плохо, сын Илья, сотворил много вариантов расшифровки эпизодов романа МА Булгакова МиМ через библейские тексты, вот эпилог книги "Тайны романа МА Булгакова МиМ" http://stihi.ru/2022/03/22/1503. У него на страничке много материала, книг, эссе, многое спорно, но многое интересно. В тяжёлые времена мы, живём, конечно же, думаем о будущем и о нашей стране, с уважением
Валерий Уверский 07.11.2022 22:36 Заявить о нарушении
Я тоже так считаю.
Елемина 08.11.2022 08:47 Заявить о нарушении
Предсказание или описание уже произошедших событий?
М.Булгаков писал роман с 1928 по 1940-й.
Елемина 08.11.2022 08:53 Заявить о нарушении
Валерий Уверский 08.11.2022 11:57 Заявить о нарушении
Валерий Уверский 09.11.2022 11:46 Заявить о нарушении
Спасибо.
Я читаю поэму "Чёрная речка" вечером, с телефона.
Узнаю много нового.
Елемина 10.11.2022 10:39 Заявить о нарушении