Воздух эпохи Эссе
ВОЗДУХ ЭПОХИ
ЭССЕ
У каждой исторической эпохи (независимо от ее масштабов и реальной протяженности в историческом времени) отчетливо отличим свой колорит, связанный с ее идеалами и верованиями, который мы образно и назвали «воздухом эпохи.»
Если задуматься то вся советская жизнь от окончательного утверждения советской власти на всей основной территории России в 1920-ом году и до Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией, обрушившейся на нашу страну в июне 1941 года - нескончаемый карнавал веселых школьников и одновременно их торжественный «трудовой десант» в жизнь во имя того чтобы эту жизнь счастливо преобразить.
Была и «обратная сторона медали» в этой эпохе конечно, которую ныне стараются все больше и больше замалчивать - лагеря, расстрелы без суда и следствия, репрессии и казни, бесконечный страх и ужас существования в тоталитарном государстве «под сапогом» всевластного и обожествляемого «восточного владыки» Сталина-Джугашвили.
Люди тогда вечно боялись за свою жизнь, боялись доносов и клеветы, боялись ночных арестов, боялись пропасть навеки в вечной мерзлоте далекой Колымы и вообще дальней необжитой и холодной Сибири.
Все это тоже было.
Но на поверхности жизнь в то время все таки представлялась нескончаемым молодежным карнавалом, хотя и сопряженным с возвышенным «трудовым порывом», а не с простым сладким бездельем.
Культовые фильмы той поры об этом и говорили - «Волга-Волга», «Веселые ребята» и многие другие, им подобные, но менее известные.
Этот культ трудового «праздника жизни» конечно насаждался сверху. Но он действительно проникал глубоко в сознание людей того времени - и они становились зачарованными, заколдованными этим культом.
Сталинская и вообще коммунистическая пропаганда безраздельно властвовала над умами и душами подавляющего большинства советских людей.
Отзвуки этих «колдовских чар» коммунизма мы видим и в сознании нынешнего старшего поколения - старики до сих пор в своем большинстве порабощены у нас коммунистической идеологией, хотя они толком и не могут порой внятно объяснить во что же именно они до сих пор верят.
А потом в нашей истории наступило трагическое лето 1941-го года. Началась великая война. И война - до победы.
Жертвы нашего народа в этой страшной были неисчислимы.
Но пафос защиты Родины стал главным для многих миллионов советских людей. Определял весь смысл и содержание их жизни. Это действительно так и было.
Пусть каждая конкретная человеческая судьба естественно складывалась всегда по разному и нередко - своим особенным образом.
А после Великой Войны и Великой Победы - продолжилась в самых мрачных формах неистовая кровавая вакханалия грузина Сталина «на костях» разоренной нашествием нацистов России
И не случайно, что именно тогда было организовано Сталиным чудовищное Ленинградское дело, в ходе которого были расстреляны практически все руководители Ленинграда в годы войны и блокады.
Был закрыт и Музей Блокады!
Множество ведущих академических институтов Ленинграда - институт Истории в частности - тоже были закрыты. На все практически учреждения культуры Ленинграда обрушились репрессии. И за что?
За то что Ленинград выстоял в дни блокады. Вот за это.
За то что в Ленинграде не было жалкой паники населения при приближении немцев как в Москве. За то что мало ли руководители Ленинграда «возгордятся» на почве героизма своего города в военные годы и перестанут слушать приказания великого Сталина.
Чудовищно!
Чудовищно было мучить целый город и причем великий город из за параноидальных страхов «вождя» и из за его ущемленного самомнения на фоне того, что Ленинград выстоял, а «столица нашей Родины» Москва оказалась в момент приступа полчищ нацистов довольно трусливой.
И весь период от окончания войны с гитлеровской Германией до смерти Сталина - период зверств и страха, темный и ужасный.
Значение СССР естественно неизмеримо выросло тогда после победоносной войны с фашистской Германией на международной арене. Могучей советской армии, доказавшей в годы войны свою мощь, стали по настоящему бояться на Западе.
Но внутри страны царствовали ужасающая нищета и бедность, беззаконие и произвол тоталитарной власти власти.
Смерть тирана Сталина избавила нашу страну от всего этого если не в одночасье, то очень быстро по историческим меркам.
Гулаг ликвидировали. Дали наконец паспорта крестьянам. Разрешили более свободно творить в литературе и кинематографе. Жизнь возродилась в советской России.
Гагарин полетел в космос. Люди верили в самые смелые планы и в счастливое преобразование всей своей жизни. Поэты Вознесенский и Евтушенко собирали целые стадионы своих восторженных поклонников…
Торжество социализма казалось бы! Пусть запоздалый, но несомненный период настоящего горделивого расцвета советской власти и время новой волны возрожденной веры народа в коммунистические идеалы.
Но были и неудачи - с кукурузой у Хрущева не вышло. Получится болезненный кризис в поставках хлеба населению СССР. С освоением целины не очень-то заладилось в конечном счете…
Однако жизнь бурлила в молодом по историческим меркам СССР все равно.
В искусстве было не перечесть ярких имен и ярких достижений - Высоцкий. Окуджава, Смоктуновский… Да кто угодно… Яркие имена возникали и сыпались тогда как из рога изобилия.
Вместе с тем «избыток» свободы в стране не нравился сытно жившей, обнаглевшей и всевластной партийной верхушке.
И вот эта узкая верхушка людей (в несколько десятков человек буквально) преспокойно организовала государственный переворот. И ликвидировала власть бойкого Хрущева с СССР в один момент.
Приученный к рабской покорности советский народ промолчал как обычно. И началась многолетняя безнадежная эпоха застоя и загнивания. Советское государство внутренне разлагалось и наполнялось на всех уровнях проходимцами, циниками и бездарными карьеристами и функционерами.
Эти люди ни во что уже не верили, а только гребли и деньги и власть под себя. Даже не всегда понимая при этом зачем им все это нужно.
И то что получилось в итоге - мы все знаем.
Советский Союз обрушился в пропасть невозвратно - как карточный домик.
Народы бывшего СССР возненавидели друг друга. И начался хаос. Но хищный хаос когда бандиты и законченные негодяи вмиг наживали огромные состояния, а простые бедные люди катились в пропасть нищеты.
В каждой бывшей республике СССР естественно были свои местные новоявленные бандиты и хищники.
Но народ этих республик зачастую обвинял и обвиняет во всех своих бедах не их, а Россию. И в то же время тот же народ из большинства бывших республик СССР стремится в Россию уехать и в ней заработать на себя и на жизнь своей семьи.
Единственным реальным «наследием СССР» в мире стала ненависть к России и русским и в странах Запада и вообще в самых разных странах нашей планеты.
Надо признать что Советский Союз со своей коммунистической идеологией и идеей победы «коммунизма во всем мире» был достаточно агрессивен и опасен для многих стран мира где во главу угла в социальном устройстве общества ставилась незыблемость частной собственности.
Это правда. И нечего ее стесняться и пытаться замалчивать.
Но в то же время и в США и на всем Западе в целом разницу между старой императорской Россией и новоявленным коммунистическим СССР и не ощущали особенно. И боролись с Россией как таковой.
Хотя и утверждали напоказ, что сражались мол с «мировым коммунизмом».
Мирового коммунизма нет давным давно. А НАТО осталось и процветает до сих пор, присоединяет все новые постсоветские страны.
И уже открыто борется НАТО именно с Россией как таковой.
Что тут можно сказать?
Пути истории неисповедимы…
Ведь наша бизнес-элита зарабатывая гигантские (просто немыслимые по общемировым меркам!) деньги в России, стремится и хранить эти деньги на Западе и жить на благополучном Западе.
На Западе наша элита предпочитает иметь всю свою основную недвижимость - все эти виллы на Лазурном берегу, роскошные яхты и особняки в Лондоне - и использует «родную» Россию только для выкачивания из нее огромных денег.
О каком-то искреннем патриотизме наших богатеев речи быть не может. И в то же время в интересах нашей власти - «увеличивать свою власть» (простите за ироничную тавтологию).
Власть хочет контролировать все большее число людей - своих подданных. И контролировать их при этом все более жестко.
И одновременно наша власть хочет и на международной арене внушить к себе наибольшее уважение. Стремится присоединить к России новые «исконно русские» земли, стремится подчинить своему диктату зависимые от российских энергоресурсов республики бывшего СССР.
В мире вообще и на Западе в частности это тоже видят и понимают. И нечего удивляться их негативной реакции на действия и общую политику России.
Но Западу Россия с ее вечными амбициями и претензиями так надоела со времен Петра Великого, что Запад на самом деле стремится Россию просто уничтожить как единое государство.
Что бы там на Западе ни говорили о защите «демократии в России» - все эти слова только для отвода глаз.
Окончательно развалить Россию. Лишить ее армии и флота (и конечно же ядерного оружия) - вот истинная цель Запада в нынешней истории ХХ1 века.
Потому живя в России и веря в Россию как бы ни тяжелы были ее исторические судьбы, нельзя бездумно противостоять нынешней российской власти, сосредоточенной в Кремле.
Это уже было в нашей истории - установка на развал верховной власти в России и ее плачевные итоги. Большевики на своем опыте показали к чему такие установки приводят.
Да и та часть русской эмиграции, которая делала ставку на победу Гитлера в войне против СССР - опозорилась и морально низко пала.
И до сих пор ей не отмыться от этой «грязи» - позорной ставки на Гитлера, хотевшего раздавить и уничтожить Россию как таковую.
Так что клеймить ту власть которую мы имеем ныне вовсе не нужно. Эта власть, а не какой-то Запад защищает страну от полного развала.
Но надо верить, что и сама нынешняя власть будет ориентироваться на простой народ своей страны, а не на богатеев и олигархов без национальности и без всяких подлинных идеалов кроме «тугого кошелька».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. оссии и за границей.Ро
Печатался в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 26-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге
Свидетельство о публикации №121111703260