Последние жёлтые листья...

Последние жёлтые листья,
местами остались лежать.
Лаская лучом золотистым,
СветИло* им шлёт благодать...
Посланники осени поздней,
с приходом грядущей зимы,
толь слякотной,
толи морозной,
поблёкнут, и сгинут они.

А ветер, - мой спутник крылатый,
прохладой нежданной бодрит.
Прощальной красою объята,
душа уже меньше болит.
Холодным дыханием ветра,
заполнен небесный простор.
Зимы приближается время,
но шаг его мягок,
не спор.

Он послан напомнить о вьюгах,
что нам уж давно не страшны.
Зимою сухою уютней,
без слякотно-снежной тоски.
А солнца тепло всё слабее.
но память о нём всё сильней.
Она открывает нам двери,
в тот мир, что казался добрей.

Где осень красой безмятежной,
в лазури безбрежной звеня,
теплом бескорыстным и нежным,
тогда согревало меня.
Дыханьем её опьянённый,
о бедах былых не забыл,
Но часто с душой Просветлённой,
я с нею часы проводил.

И горы, и реки, и воды,
лазоревых чистых озёр,
где жили рассветные зори,
земной расширяя простор.
Красавец, - октябрь златокудрый,
ПаОло** похитивший цвет,
украсил природу лазурью,
которой прекраснее нет.

Прозрачные тени с полотен,
бессмертных творений его,
мне близки и дороги очень,
их мне описать не дано.
В их тихом молчанье печальном,
струится таинственный свет,
осенней поры первозданной,
прекрасной,
которой уж нет.

И где этих дней благодатных,
ещё нам найти суждено,
тепло,
в чьих роскошных объятьях,
царило безмолвье её.
ПаОло**...
Тобой пробуждённый,
сквозь сонмы веков, и годов,
твореньем твоим восхищённый,
найду в нём Бессмертья Альков***.

В сплетении осени поздней,
и славных творений его,
Великою Тайною звёздной,
воспрянет души торжество.

                ...

Последние жёлтые листья,
остались лежать кое-где.
В их трепетном шёпоте слышу,
посланье ненастной зиме.
Их образ нарядный,
чудесный,
ласкает мой взгляд, и зовёт,
В те дни, где лазурью небесной,
душа просветлев,
расцветёт...


17 ноября 2021 года.
Стоян Юрий Петрович. Краснодар.

*СветИло - Солнце.


**ПаОло - ПаОло КальЯри. Прозванный ВеронЕзе,(Веро'нец).
        Великий итальянский живописец, и график 16 века. современник Тициана,
        и Тинторетто.
        Рождён в Вероне. В период творческого расцвета,
        жил и работал в Венеции. Писал роскошные монументальные,
        и не очень, картины на религиозные, и античные сюжеты.
        Его живопись отличает особая праздничная декоративность,
        не столь явно свойственная его великим землякам, -
        товарищам по цеху, а так же феноменальное чувство композиции,
        цвета, и тона.
        В его практически идеальных композициях, насыщенных
        сложнейшими ракурсами, очень гармонично сочетались
        человеческие фигуры, с элементами архитектуры.
        Часто, центром его идеальных композиций, были златокудрые,
        пышнотелые венецианские красавицы, пребывающие в состоянии
        полного блаженства, даже если сюжет картины не слишком
        располагал к этому. Но чисто декоративная сторона изобразительного
        искусства его привлекала гораздо больше острой драматичности
        того или иного сюжета вдохновившего его Великую Музу на создание
        очередного шедевра его кисти.
        К этому можно относиться двояко. С одной стороны любителям точного
        соответствия драматичного сюжета с образным строем персонажей
        изображённых на картине, такой подход не по нраву.
        Но для других, кто воспринимает  живопись как "пир для глаз",
        (а в этом, и только в этом, на мой взгляд и состоит подлинное
        призвание вечного Высокого, но не сиюминутного искусства), его
        прекрасные картины, -
        просто как бальзам на душу.
        Хотя строгий и объективный взгляд брошенный на изобразительное
        искусство Италии в целом, может не без основания отметить
        отсутствие в ней смакования драматичной образностью,
        даже в соответствущих сюжетах, за исключением может быть лишь
        некоторых, весьма драматичных и по сюжету, и по образному наполнению
        евангельских сюжетов кисти Караваджо.

        совсем другое дело, - искусство северной Европы, оно существенно,
        гораздо драматичнее итальянского.
        Чего только стоят величайшие своей страшной натуралистичной
        выразительностью чрезвычайно мрачные алтарные распятия великого
        Маттиаса Готхарта Нитхардта прозванного Грюневальдом, почти мистическая
        образность искусства которого, всё-таки сильно не дооценена, и
        является как правило объектом неизвестных многим любителям старинной
        живописи академических исследований, и о жизни и творчестве которого,
        известно к сожалению крайне мало.
        Увы, подобная ситуация была типична для изобразительного искусства
        северной Европы вплоть до начала 17 века. Там о величии того или
        иного живописца не было даже и речи, так как творчество даже
        самых сильнейших из них как правило воспринималось, почти
        исключительно как востребованное до какой то степени ремесло,
        в общем не являющееся искусством в сознании очень многих обывателей.
        Образы распятого Христа на мрачнейших алтарных полотнах Готхарта
        Нитхардта, максимально приближенные к зрителю, вызывают оторопь
        и почти мистический ужас у обычного человека, вплотную
        соприкоснувшегося с непостижимым таинством мучительной,
        насильственной смерти. 
        Ни до ни после него, история живописи не знала подобных,
        чрезвычайно ужасных изображений растерзанного тела Христа,
        распятого на кресте.
        Почти мистическая, отталкивающая привлекательность его
        мрачнейших алтарных распятий замечательна, и нигде в последствии
        не была повторена в произведениях алтарной живописи последующих эпох.
        И эта важнейшая особенность его распятий, является совершенно
        уникальной в своём роде...
 
        Важнейшей особенностью творческого почерка Веронезы, является очень
        плодотворное использование в качестве важнейшего элемента
        композиции произведения, - довольно обширных поверхностей
        живописного пространства, занятых великолепными прозрачными
        тенями, обильно насыщенными тончайшими нюансами тона, и цвета.
        И эта особенность его великолепного творчества, выгодно
        отличает его живопись, от более простой в этом отношении
        живописи его великих современников,- Тициана, и Тинторетто.
        Для достижения подобного эффекта, он использовал приём
        размещения источника освещения всей композиции, сбоку,
        и несколько сзади изображаемых объектов.
        Потрясающий живописный эффект этого метода прекрасно
        иллюстрирует его великолепное произведение "Оплакивание
        Христа", хранящееся в постоянной экспозиции Государственного
        Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
        Но даже и в этой, насыщенной запредельным драматизмом,
        довольно мрачной религиозной композиции, он, оставаясь
        верным собственным представлениям о прекрасном в живописи,
        создал замечательный, пленительный образ любимейшего из
        учеников Христа, - Апостола Иоанна. Его образ, и тон, и цвет,
        и ракурс просто восхитительны, им можно любоваться вечно...



***Альков - Шатёр.


         

       

 


 


Рецензии
Как чары осени безбрежны
В своём стенании борьбы:
Они стирают краски прежни,
Под ноги нам бросают сны.

Всего вам светлого, Юрий!

Шестаков Сергей Петрович   15.06.2024 14:44     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Петрович.

Премного признателен и благодарен Вам за то, что обратили Ваше благосклонное внимание на моё скромное произведение, и сочли возможным посвятить ему столь тёплый поэтический отзыв, и наградить добрым пожеланием его автора.

Юрий Стоян 2   16.06.2024 02:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.