Из разговоров Ангелов 89
Какие реальные бедствия того времени (приблизительно XIII век до н.э.) могли послужить прообразом для этого рассказа? Как считает знаменитый ученый и подводный археолог Жак Ив Кусто, превращение речных вод в кровь можно объяснить выпадением токсичного пепла после извержения Санторина.
«И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял Аарон жезл, и ударил по воде пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь.
И рыба в реке вымерла, и река восмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей Земле Египетской» (Исх., 7; 20 — 21).
Вулканический пепел часто имеет кровавый оттенок из-за присутствия в нем соединений железа. Токсичность пепла приводит к отравлению питьевой воды — этим и объясняется случившаяся после выпадения пепла (обращения вод в кровь) моровая язва.
Также выносом пепла и вулканической пыли в верхние слои атмосферы можно объяснить и град, поскольку частицы пепла, попавшие в облака, оказываются центрами, вокруг которых потом нарастают слои льда. Это приводит к образованию градин.
Следующая казнь, объяснимая с точки зрения санторинской гипотезы,— тьма египетская.
«Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей Земле Египетской три дня» ( Исх., 10;22).
Тьма египетская также может быть следствием затемнения, начавшегося после выноса вулканической пыли в верхние слои атмосферы. Представление о боге, «шествующем в столпе облачном» и в «столпе огненном», возможно, навеяно рассказами о вулканических выбросах, об огненном и пылевом столбах, поднимающихся над вулканом. Цунами, обрушившееся на острова и побережье Средиземного моря после извержения вулкана, могут объяснить рассказ об отступлении вод и последующем затоплении войск фараона.
Предполагают, что ряд казней, которые описывает Иоанн Богослов, взят непосредственно из ветхозаветного текста. В «Откровении» тоже идет речь об «отравлении вод», о «превращении вод в кровь». И в «Исходе» и в «Откровениях» говорится о «язвах», о «граде, смешанном с огнем». Может показаться, что Иоанн Богослов лишь позаимствовал известные ветхозаветные бедствия, но, возможно, такая точка зрения неверна.
Рассмотрим следующий библейский рассказ, на который опирался Иоанн Богослов, — легенду о гибели Содома и Гоморры.
Гибель Содома и Гоморры
Ветхозаветный Бог — это Бог грозный. Он карает людей по разным поводам. За нечестивость, за то, что они строят башню, которая может достать до неба, за то, что они «развратились», египтян — за то, что они не выпускают «богоизбранный народ», и т.д. Люди Ветхого завета — это существа изначально греховные. И Бог заставляет людей подчиняться единственно из страха. Это объясняется глубокой древностью многих ветхозаветных мифов, время возникновения которых относится к эпохе формирования первых правил человеческого общежития — правил религиозной нравственности.
В рассказе о гибели Содома и Гоморры Бог карает жителей этих городов за «содомский» грех — мужеложество:
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба.
И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли.
И встал Авраам рано утром (и пошел) на место, где стоял пред лицом Господа.
И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи…»
( Быт., 19)
Была ли катастрофа Содома и Гоморры на самом деле? Что означают потоки серы и огня, обрушившиеся с неба? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо совершить путешествие в Палестину, в район пустыни Сиддим и Мертвого моря. Вначале последуем туда за греческим географом Страбоном. Он подробно описал эту область. Рассказ Страбона также интересен тем, что он появился незадолго до времени создания «Откровения». Страбон пересказывал легенды, известные и Иоанну Богослову, который, как мы попытаемся показать ниже, использовал сведения, почерпнутые из этих легенд.
«В пользу того, что эта земля насыщена огнем, приводят много других доказательств, — писал Страбон. — Так… показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву, реки, распространяющие зловоние, и повсюду в окрестностях развалины человеческих жилищ. Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных жителей преданиям, что некогда здесь было тринадцать населенных городов, из которых главный город — Содом — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать».
Мы видим, что эта катастрофа связана с землетрясениями и с выходом «сернистых» вод Мертвого моря. Становится понятно, откуда появилась горящая сера в библейском рассказе.
Мертвое море крайне интересно с точки зрения геологии и геофизики. Это один из любопытнейших районов планеты. Само Мертвое море (арабское наименование — Бахр Лут ) — это бессточное море, в него впадает река Иордан. Поступление воды полностью уравновешивается ее испарением. Площадь поверхности моря — 1050 квадратных километров, длина — 176 километров, ширина доходит до 17 километров, оно распадается на два водоема, связанных широким проливом.
Находится это море в районе одной из самых глубоких депрессий суши, провал земной коры здесь, во впадине Гхор, достигает почти километра по сравнению со Средиземноморским побережьем. Уровень Мертвого моря на 395 метров ниже уровня Средиземного моря.
Как образовалось Мертвое море, объясняют специалисты геологи, занимающиеся тектоникой плит. Согласно их теориям, плиты, то есть гигантские пластины, на которые разделяется литосфера — внешняя жесткая оболочка Земли, могут перемещаться. Мертвое море находится в зоне Сирийско-Африканского рифта, «трансформной границы», вдоль которой две плиты — Африканская и Аравийская — скользят друг относительно друга в течение последних десяти миллионов лет. Это движение продолжается и в настоящее время, поэтому область, прилегающая к Мертвому морю, является сейсмически опасной. Перемещение по трансформному разлому вызывает растяжение коры, ее ослабление и оседание. Этим и объясняется образование и глубокий провал Мертвого моря.
Свидетельством сейсмической активности этого района можно считать и библейский рассказ о стенах Иерихона — города, расположенного в долине Сиддим. Эти стены будто бы разрушились после того, как евреи обнесли несколько раз вокруг города ковчег, в котором хранились тексты Завета, данные Яхве Моисею, и протрубили в трубы. Археологические же раскопки Иерихона показали, что эти стены разрушились в результате землетрясения.
Мертвое море — интереснейший объект изучения с точки зрения морской геофизики. До самого недавнего времени, до 1978 года, в течение нескольких тысяч лет глубинные воды Мертвого моря содержали большое количество растворенного водорода. В 1978 году, в результате обмеления реки Иордан, произошедшего из-за расходования води для орошения земель, случилось следующее: нарушился «клин солености» (разрушилась граница между водами более солеными и пресными поверхностными) в водах Мертвого моря.
Этот клин ранее затруднял обмен поверхностных и глубинных вод. В результате произошла инверсия воды, на глубину стал поступать кислород и бактерии, прежде вырабатывавшие сероводород, стали заменяться аэробными бактериями, произошло очищение глубинных вод Мертвого моря. Ранее, как показывали исследования, глубже 50 метров встречались только анаэробные бактерии (бактерии, которым не нужен кислород). В то время вода, поднимаемая с глубины, имела сильный сероводородный запах.
Насыщенность вод Мертвого моря сероводородом подтверждается и Страбоном:
«Озеро полно асфальта. От времени до времени асфальт извергается на поверхность из самой глубины с пузырьками, как будто происходит кипение воды. Поверхность воды, вздуваясь, получает вид холма. Вместе с асфальтом поднимается на поверхность большое количество похожей на дым копоти, но незаметной для глаз. От этой копоти чернеет медь, серебро, все блестящие предметы и даже золото»
Очевидно, что перед нами свидетельство о выходе сероводорода. Известно свойство сероводорода окрашивать металлические предметы в черный цвет. Отметим, что сероводород — горючий газ, продукты горения которого крайне ядовиты — при соединении с водой они дают серную кислоту.
Катастрофа, уничтожившая города Содом и Гоморру, видится такой: вначале было землетрясение, которое привело к резкому поднятию глубинных вод Мертвого моря и смещению осадочных пород, также содержащих сероводород. Большие объемы сероводорода, а также метана, освободившиеся и поднявшиеся до поверхности, взорвались. Возможно, произошло и возгорание разлившейся по поверхности моря нефти (здесь имеются крупные нефтеносные пласты).
Наверное, разрушения, вызванные землетрясением, дополнили разрушения от пожара. В дальнейшем, вероятно, пошел и дождь из серной кислоты. Таковой, как представляется, была картина гибели этих городов.
То, что города эти существовали, подтверждают найденные недавно клинописные тексты из архива города Эбла (современное название Тель Мардих), в которых упоминается город Гоморра.
В заключение остановимся на археологических раскопках, ведущихся здесь. С 1930 года и до сего времени по поручению Папского библейского института археологи ведут раскопки холма в восточной части долины реки Иордан, который местные жители называют «Тель-элайт-Хассул».
Предполагают, что под этим холмом находятся развалины Содома или Гоморры. Этот город, который ученые условно называют Хассул, имел древнюю историю. Установлено, что он был построен приблизительно в пятом тысячелетии до нашей эры и погиб примерно в XX столетии до нашей эры в начале бронзового века, когда достиг расцвета своей культуры. Причем погиб от грандиозного пожара, который буквально испепелил город. После этого Хассул не сумел возродиться.ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
Страшный Суд.
Пророчества о Страшном суде появились в поздний период развития иудаистской религии, после «вавилонского пленения». Тогда Иудея и Израиль были покорены вавилонским царем Навуходоносором, Иерусалимский храм разрушен, а жители Иерусалима угнаны в Вавилон.
В это тяжелое для еврейского народа время и появились первые пророчества о грядущем конце света. Вероятно, отчасти они были обусловлены влиянием зороастризма — официальной религии Вавилона, имевшей развитую эсхатологию. Но в целом они лежат в русле, собственно, иудаистской традиции.
Рассказы о Страшном суде можно найти в книгах пророков. Страшный суд вершит Яхве, который «воцаряется на горе Сионе». Это воцарение сопровождается мировой катастрофой. Так как мир в представлении древних имел ограниченные размеры, катастрофа затрагивает лишь эллинистические государства, Переднюю Азию и Египет. Происходит воскрешение всех людей. Их собирают перед Сионом. Яхве раскрывает книгу, в которой записаны все грехи человеческие. Он разделяет людей на праведников и грешников. Грешники наказываются вечной мукой, а праведники попадают в «горний Иерусалим», то есть в рай. Не будем подробно рассматривать иудаисткую эсхатологию, обратим внимание лишь на то, что нас интересует — основные черты катастрофы.
Во-первых, катастрофа сопровождается землетрясением:
«Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена.
Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие се тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет» (Исх., 25; .19 — 20).
Землетрясение разрушает Вавилон:
«И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра» (Исх., 13;19).
Вавилон разрушается и другими способами — огнем, дуновением ветра (по Иеремии), нашествием народов с севера и т.п. Такое отношение к Вавилону объясняется недавним вавилонским пленением.
Во-вторых, приходит тьма:
«Заезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Исх., 13;10).
«Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блескч свой» (Иоил., 3;15).
Далее идет каменный град, с неба падает огонь, льется горящая сера, начинаются моровая язва и потоп.
«И возгремит Господь величественным гласом своим, и явит тяготеющую мышцу свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении, и в каменном граде» (Исх., 30;30).
«И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» (Иез., 38;22).
Другие кары, описание которых опускаем, фантастического плана — чудовища, которые являются символами царств, дракон левиафан, сатана и пр.
Частично перечисленные кары являются простым повторением казней «Пятикнижия» Моисея. В основе этих пророчеств лежат действительные стихийные бедствия предыдущих веков и бедствия, современные пророкам. Но, по-видимому, пророки не смотрели на катастрофу конкретно, как на цепь взаимосвязанных событий. Пророки смешивают все известные им кары — землетрясения, моровые поветрия, нашествия, опустошительные градобития, голод и т.д. и т.п. Последовательность кар у пророков может меняться. Разные кары происходят в разных и весьма отдаленных друг от друга местах и по различным поводам. Есть и прямые противоречия: например, Исайя в одном месте предсказывает, что Египет погибнет от засуха и внутренней смуты, а пророк Иеремия предсказывает гибель Египту и Ассирии от войны между ними.
Описания различных природных катаклизмов рассыпаны по всему тексту книг пророков, и не всегда они связаны с представлениями о грядущем Страшном суде, часто они лишь навеяны общей гнетущей атмосферой того времени.
Мы не можем сопоставить с ветхозаветными бедствиями, которые основываются на описаниях природных катаклизмов (засух, землетрясений, моровых язв и пр.), какую-либо одну определенную, тем более геологическую катастрофу.
Иначе дело обстоит с «Откровением Иоанна Богослова». Несмотря на то что Иоанн говорит на языке Ветхого завета, он описывает, и причем в мельчайших подробностях, действительную и, как представляется, точно определяемую с точки зрения геофизики катастрофу.
Конец Света по «Апокалипсису»
Наступление Конца Света, Второе Пришествие Христа Иоанн Богослов предсказывает в самом ближайшем будущем, он рассказывает о том, чему «надлежит быть вскоре». Здесь он следует евангельской традиции: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят сына человеческого, грядущего в царствии своем» — так говорил Иисус своим современникам (Мф., 16;28).
Христос должен был прийти и покарать людей за прегрешения, совершить Страшный суд.
«Апокалипсис» посвящен описанию кар, которые последуют после этого Второго Пришествия.
Попробуем понять, что стоит за Символикой «Апокалипсиса»? Многие современные исследователи раннего христианства считают, что, Иоанн Богослов при описании катастрофы опирался не только на казни и кары, о которых говорят книги ветхозаветных пророков, но также использовал современные ему рассказы о недавних катастрофах. Каких именно?
Чтобы ответить на эти вопросы, внимательно проанализируем библейский текст. Начинается катастрофа «Откровения» обыкновенным, крупным землетрясением. Оно произойдет после того, как Господь снимет с книги (той самой, о которой шла речь в Ветхом завете) шестую печать:
«И вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр., 6,12 — 14). После снятия седьмой печати устанавливается безмолвие.
Это особое тревожное ощущение звенящей тишины (наполненной неслышными, но давящими на психику инфразвуковыми волнами). Такая тишина наступает в перерывах между толчками землетрясения. Об этой тишине рассказывали, например, очевидцы землетрясения в Армении.
Появляется ангел с кадильницей:
«И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откр., 8;5).
После первых толчков землетрясения появляются и начинают трубить ангелы.
Трубит первый ангел — падает «град и огонь, смешанные с кровью», горят леса и поля. Трубит второй ангел — в море низвергается «гора, пылающая огнем», море приобретает кровавый оттенок.
Трубит третий ангел:
«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде — полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что стали они горьки» (Откр., 8;10— 11).
Трубит четвертый ангел— затмевается солнце, луна и звезды. После трубы пятого ангела — снова падает звезда, которой дан ключ от бездны. Отворяется бездна, и оттуда выходит дым, «как из печи».
Звезда «полынь»… Как много толкований было дано этой звезде! Вспомним, например, толкование Лебедева в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, где звезда «полынь» сравнивается с сетью железных дорог. Но, я думаю, что нет нужды давать этой звезде такое аллегорическое толкование.
Свидетельство о публикации №121111401674