Наступление на культуру Эссе
НАСТУПЛЕНИЕ НА КУЛЬТУРУ
ЭССЕ
Ныне полным ходом идет активное и агрессивное наступление на культуру. Причем, прежде всего, на высокую и одуховоренную культуру и порожденное этой высокой культурой подлинное и возвышенное искусство.
И используются при этом все средства.
Так например на популярном канале на Яндекс Дзен все время появляются статьи с разными названиями, но единой сутью - уравнивающие Пушкина и Высоцкого, или открыто отдающие предпочтение Высоцкому как якобы истинно народному гению в сравнении с Пушкиным.
И эти статьи вызывают бурное одобрение у очень многих и порождают множество характерных поддерживающих их пафос и идеи откликов.
Ну надо же дожить до такого! - Высоцкого ставят выше Пушкина в родной нашей России.
Я всегда любил песни Высоцкого и его оригинальное и колоритное исполнение этих песен под гитару. Яркий талант Высоцкого как барда, да и как актера кто же будет отрицать.
Но додуматься до сравнения Высоцкого с Пушкиным и до предпочтения Высоцкого Пушкину - это надо очень постараться.
Можно конечно во взрослые свои годы поэзию Пушкина, изучавшуюся с должным пиететом в школе, особо и не читать и не вспоминать в своей жизни.
Жизнь складывается по разному. Человек во взрослой жизни окружен ежедневными заботами и тяжелым подчас трудом - ему не до возвышенной и чарующей прекрасной поэзии Пушкина в своих буднях.
Это можно понять.
Но когда этот человек целенаправленно начинает отрицать общенациональное значение творчества Пушкина и его непревзойденно высокое духовно просветляющее содержание в угоду своим нынешним увлечениям и вкусам - это уже наступление на высокую культуру, агрессия обывателя по отношению к возвышенному и одухотворенному искусству и по отношению к национальным духовным святыням.
Не надо было сравнивать Высоцкого с Пушкиным - и тогда никаких проблем бы и не возникало в культуре вообще.
Слушай Высоцкого после тяжелого рабочего дня - это прекрасно. Слушай его и пьяным и трезвым, подпевай если тебе этого хочется Высоцкому деланно хриплым и пропитым голосом - твое личное дело.
Это никого не трогает и не задевает.
Но когда ты, не умея по недостатку подлинного образования и культуры, по настоящему понять Пушкина (или Льва Толстого, Достоевского, Блока), при этом отнюдь не помалкиваешь, а заявляешь что мол Высоцкий с его нередко просто пьяными песнями, граничившими с «блатняком», выше Пушкина - ты уже ополчился на высокую русскую культуру, которая недоступна твоему пониманию.
Тогда ты хочешь утвердить себя «во всей красе», утвердить свое право не понимать и презирать высокую культуру и возвышенную поэзию - что нам этот мол барин и помещик Пушкин, нам ближе и дороже свой мужик Высоцкий, поющий для нас именно пьяный блатняк.
И мы как гунны разрушим Древний Рим с превеликим удовольствием… Рим старой и высокой русской культуры.
Настроения ныне - именно такие у всех тех кто попадает сейчас в Интернет и выкаблучивается как хочет и как ему взбредет в голову в этом Интернете.
А запросто… Вот явимся пьяными в Консерваторию и оплюем весь пол в зрительном зале, будем матом ругаться, хамить всем будем бесстыдно…
И никто нам ничего не скажет. Не посмеют.
Или придем в Театр Оперы и Балета (да хоть в Мариинку) пьяными в хлам, заберемся на сцену при полном зрительском зале, отшлепаем по задницам балерин танцевавших танец Маленьких лебедей в этом вонючем «Лебедином озере» и с упоением сплящем «Камаринскую»
там же на балетной сцене, с наслаждением матюгаясь в ошалевший и оцепевший от ужаса зрительный зал.
«Пена» культуры быдла, грубой и хамской, переходит ныне в наступление на культуру образованных и одухотворенных людей.
Это же было и в двадцатые и тридцатые годы прошлого века в советской России. Вспомним «Собачье сердце» Булгакова.
Булгаков очень выпукло, ясно и доходчиво писал. Им даже злобный плебей и бывший семинарист Сталин вынужденно восхищался.
Но тогда процесс насильственного вытеснения высокой культуры низкопробным жлобством так и не был закончен. Сталин, а потом и другие Кремлевские вожди осознали в конце концов, что высокая национальная культура поддерживает имидж и социальную устойчивость советского государства, что воинствующее быдло надо сдерживать - просто ради сохранения и выживания своей страны.
После гибели советской власти это чувство самосохранения было забыто новыми российскими властителями. Они как неразумные и жадные дети поверили в безраздельную власть капитала и в перемещение валюты в пространстве, которое, якобы, само наладит всю русскую жизнь раз и навсегда.
В итоге сначала появились бандиты «новые русские» про которых ходили характерные анекдоты. Покупает новый русский золотой крест - да говорит золота много и хорошей пробы, стоящий крест… Но лучше бы он был без гимнаста.
Потом при новом Президенте, когда маразм прежнего правления стал болезненно очевиден, вспомнили вновь о «духовности». Президент поехал на Афон официально молиться и очистить душу. И вслед за ним потянулись на Афон и его «сподвижники», утихомиренные новой властью олигархи, крупные чиновники, продажные телевизионщики, гребущие бабло на государственных каналах.
Рот затыкали при этом как водится инакомыслящим. А вот быдло осталось нетронутым. И теперь это быдло заявляет свои права.
Это как лакей в господском доме перед смертью барина начинает распоряжаться - этого можно звать «к самому», а этого мол «гнать в шею» от подъезда и палками ему по заднице наподдать…
И вот эти лакеи в господском доме начали поднимать ныне голову в культуре, наглеть начали и предъявлять претензии к высокой литературе и высокому искусству которых они не понимают и никогда не понимали.
Ну разве может сантехник Федор пойти в Мариинский театр на балет «Лебединое озеро»? Может конечно. По бесплатному билету с «производства».
И скажем потом - баб-то молодых там было море… и все в тонких трусиках, почти голые..., у них там якобы Лебединое озеро.. У этих девок. Мужика бы им конечно стоящего для удовлетворения… Но видимо нельзя. В Монастырь они предназначены, Богу молиться будут. За спасение блин души человеческой.
Весь Зощенко кстати как писатель и состоит в беспощадной насмешке над всем этим советским бытом. Да и над вечным нашим быдлом.
Оно и сейчас сохранилось. И не только сохранилось. Но перешло в наступление на высокую культуру и искусство.
Под вечным лозунгом - «Нам жлобам этого не нужно»!
И да здравствует жлобство на все времена!
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 26-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге
Свидетельство о публикации №121111304602