Из разговоров Ангелов 76

Из разговоров Ангелов часть 76

 Эксперименты, проведенные на мышах, показали, что молодая кровь наибольшее воздействие оказывает на мышечный тонус, а также приводит к ускоренному заживлению мышц. Серия экспериментов с печенью продемонстрировала, что печень также восстанавливается после переливания здоровой крови. У мышей, которые подвергались подобной процедуре, увеличивалась продолжительность жизни. К экспериментам на людях английские врачи только собираются приступить в скором будущем.
Таким образом, современные ученые только приближаются в своих исследованиях к подобным методикам, а в комплексе рисунков на камнях Ики они отражены как неотъемлемая часть древней медицины. В этом плане особый интерес представляет еще пара камней из коллекции доктора Кабреры. На одном из них изображен врач, осуществляющий какие-то надрезы на извлеченном из человека сердце (фото 93). У ног хирурга изображен сосуд с различными видами ножей, что, вероятно, должно свидетельствовать о длительной и сложной процедуре. На другом камне показана аналогичная процедура, но изображение более детализировано (фото 94). Сердце покоится на специальной подставке, от него отведено несколько трубок, соединенных с сосудами. Врач при помощи ножа осуществляет надрез на одном из главных сердечных сосудов. Интересно также, что сердце при помощи отдельной трубки с «переходником» соединено со ртом хирурга. Кроме того, на рисунке показано, что сердце при помощи трубок соединено с какими-то приспособлениями, изображенными весьма условно (одно из них – символ «листа жизни»). Внизу показан сосуд, который при помощи трубки соединен с сердцем. Его назначение также не ясно. Что за манипуляции изображены на этом камне, предположить весьма трудно. Но и отнести столь детализированное изображение к «действиям ритуального характера», как это предпочитают делать в подобных случаях ортодоксальные ученые, не представляется возможным. Не вызывает сомнений, что это именно хирургическая операция на сердце, возможно, предназначенном для пересадки.
К сожалению, остальные камни в собрании Кабреры не столь детализированы. На них явственно видно, что изображена операция по трансплантации сердца, но делать конкретные предположения об особенностях и деталях процесса нецелесообразно. На одном, уже упоминавшемся выше камне (фото XI) можно отметить ряд интереснейших деталей. Сердце здесь изображено весьма условно. Ассистент хирурга держит в руках аппарат для орошения трансплантируемого органа. Внизу изображен второй ассистент, который готовит к работе аппарат для анестезии. Причем, на этом камне изображена даже медицинская стойка, на котором он подвешен. Подобная детализация является исключительной для серии камней в собрании доктора Кабреры. Можно предположить, что на этом камне изображен именно процесс внедрения донорского сердца пациенту. В пользу такого предположения свидетельствуют две детали. Ко рту пациента подведена трубка анестезирующего аппарата. На других камнях с изображениями операций на сердце данная деталь отсутствует. Не менее интересно и загадочно, то, что на голове больного присутствует изображение хирургического шва, к которому при помощи игл подсоединены два катетера, которыми манипулирует третий ассистент. Что может означать подобная процедура и как головной шов связан с операцией на сердце, остается только гадать.
Конечно, самыми фантастическими в собрании доктора Кабреры являются камни на которых изображены операции по пересадке человеческого мозга. Ведь и современная медицина пока не в состоянии осуществить благополучную операцию по трансплантации мозга, гарантирующую дальнейшую жизнь пациента. Камней с данным сюжетом в коллекции Кабреры насчитывается одиннадцать штук. Почти все они имеют большие размеры, самый крупный из них достигает полутора метров в длину и около 80 см в высоту (фото 92). Как и остальные камни с медицинской тематикой, они не составляют единой серии и исполнены разными мастерами. Тем не менее, на этих камнях представлены разные последовательные фазы трансплантации человеческого мозга или одного из его полушарий.
На одном из камней выгравирована сцена первичного этапа операции. Хирург при помощи ножа вскрывает череп пациента со стороны затылочной области (фото XV). В пользу предположения о том, что здесь изображен больной, возможно, свидетельствует изображенная внутри его головы змея. Следует также отметить тот факт, что в серии камней со сценами трансплантации мозга анестезирующие аппараты не изображались. Левее на этом же камне, вероятно, помещен уже умерший донор. Глаз человека не имеет изображения глазного яблока (у больного пациента оно присутствует), черепная коробка опустошена. Над донором приведено изображение его мозга, к которому подключен аппарат, орошающий донорский орган кровью. И, наконец, с третьей стороны этого же камня показано помещение части (одного полушария?) мозга донора в череп пациента, внутри которого изображен его собственный мозг (фото XVI). Глаз больного открыт, анестезирующие приспособления отсутствуют. Таким образом, на одном камне приведены основные фазы операции по трансплантации человеческого мозга. Следует отметить лаконичность и схематичность изображения именно на данном камне. Помимо описанных элементов на нем выгравированы только рисунки пары хирургических инструментов. Некоторые детали на других камнях этой серии позволяют дополнить эту в общем-то скудную картину.
Так на одном небольшом камне изображен врач, подсоединяющий к донорскому мозгу аппарат для кровяного орошения (фото 95). Извлеченный орган лежит на отдельном хирургическом столике, изображение которого уже встречалось на камнях со сценами пересадки сердца. Если приведенное здесь описание может вызвать определенные нарекания в надуманности подобных интерпретаций, то изображение на следующем камне уже не вызывает никаких сомнений о характере проводимой операции (фото XVII).
Пациент лежит на скамье в типичной позе – лицом вниз. К его запястью подсоединен катетер от аппарата для переливания крови. Один из хирургов изымает из его черепа часть мозга, а второй при этом подает донорский мозг, еще подключенный к аппарату для орошения. Вся эта сцена, опять-таки, изображена крайне лаконично, без особых деталей. Естественно, не представляется возможным выдвигать какие-либо предположения о том, как древние врачеватели могли решать сложнейшие проблемы, возникающие при трансплантации мозга. Тот же вопрос тканевой совместимости, проблемы соединения нервных окончаний и т.д. и т.п. Эти проблемы не в состоянии окончательно решить и современная медицина. Поэтому в данной книге я лишь привожу имеющиеся факты о том, что в комплексе камней Ики операция по пересадке человеческого мозга зафиксирована.
Необходимо отметить также, что на паре камней изображена послеоперационная фаза (фото XVIII). К голове пациента подсоединены одна или две трубки, подводящие донорскую кровь для орошения только что пересаженного органа. О том, что это именно послеоперационная фаза свидетельствует изображение шва на голове пациента (фото 96).
И еще одна интересная и интригующая деталь. В собрании доктора Кабреры есть один крупный камень, изображающий операцию на мозге (фото XIX). Вот только данная сцена выглядит малопонятно. Два хирурга, вскрыв черепную коробку пациента, достают из нее небольших змей (или червей?), поддевая их кончиком ножа или просто руками. Голова пациента буквально забита такими змеями. И еще одна крупная змея изображена лежащей под хирургической скамьей. Такие изображения уже встречались на описанных раньше камнях со сценами аналогичной операции. Эти рисунки змей явно имеют определенное символическое значение, но каких-либо конкретных соображений на этот счет я привести не могу. Если речь идет об изображении в виде змеи болезни головного мозга, тогда зачем изображать ту же змею лежащей под скамьей. Тем не менее, на изображениях пациентов после трансплантации их мозг показан в виде волнистых линий.
И снова к вопросу о «фальсификаторах». Даже если допустить, что изготовлением таких «поддельных» камней занимались не простые перуанские фермеры, а люди со специальным медицинским образованием, неизбежно возникает простой вопрос: на что надеялись эти «мистификаторы», вырезая на метровых валунах сцены, изображающие пересадку мозга, осуществляемую простыми ножами? Неужели они рассчитывали продать двухсот килограммовые камни заезжим туристам или наивным коллекционерам, убедив их, что это древние индейские артефакты? При этом добавили в свои «подделки» непонятной символики, чтобы совсем уж «запудрить мозги». Не слишком ли изощренное коварство для перуанской глубинки 60-х годов прошлого века?
Кстати, о символах. В коллекции доктора Кабреры есть очень примечательный камень с уникальным рисунком. На нем изображен колоколовидный сосуд на длинной ножке, которую обвивает тело змеи. Голова змеи с раздвоенным языком глядит в чашу (фото 97). Это ведь один из главных символов современной медицины, тем не менее, он присутствует в коллекции этих древнейших изображений. Что также интересно, сбоку от чаши нанесены изображения трех звезд, явно символизирующего взаимосвязь между искусством врачевания человека и устройством макрокосмоса. Конечно, именно этот камень можно было бы отнести к разряду «новоделов», имеющихся в коллекции Кабреры, хотя характер изображения змеи совершенно идентичен другим рисункам змеи, имеющимся в собрании. Но если мы исходим из принципа подлинности литотеки Ики, возникает интереснейший вопрос: насколько же древним является этот образ? И почему (каким путем) он стал одним из двух основных медицинских символов современной медицины?
В комплексе изображений с медицинской тематикой можно обнаружить целый ряд загадочных и труднообъяснимых моментов. Например, на камне со сценой кесаревого сечения (фото XX). Врач вскрывает живот роженицы при помощи ножа и достает из тела матери новорожденного. Ко рту женщины подведена трубка от сосуда с анестезирующим газом. Внутри трубки также выгравированы маленькие кружочки, которые и должны, очевидно, символизировать поток газа. Но не это самое удивительное. Одновременно из лона женщины появляется на свет еще один младенец необычного облика. На макушке головы у него начинается ряд треугольных пластин, которые тянутся вдоль всей спины и спускаются ниже копчика. Таким же образом на других камнях изображались спинные пластины динозавров. Следует обратить внимание, что над головой врача выгравирована змея. Сюжет явно несет в себе определенное символическое значение, возможно, связанное именно с необычным младенцем. Хотя степень детализации данной композиции не позволяет однозначно утверждать, что это именно необычный младенец, а не, к примеру, ассистент акушера. Дело в том, что это не единственное подобное изображение. Еще на одном камне также показана операция по кесареву сечению (рис.5). Кстати, на этой прорисовке хорошо видно сложное устройство анестезирующего аппарата, который, к тому же, соединен отдельной трубкой с изображением листа, что прямо указывает на использование каких-то растений для приготовления обезболивающей смеси.
Характер данной операции не вызывает сомнений, поскольку вынимаемый плод изображен ногами вперед. Хирург, осуществляющий вскрытие брюшной полости женщины, также имеет на спине треугольные пластины. Среди десятка камней с изображениями хирургических операций мне попались два камня, отличающиеся от других одной специфической чертой. На них изображен пациент, лежащий на спине на медицинской скамье. И под скамьей идет такой же ряд треугольных пластин (фото XIII). Предположение, что это именно спинные пластины пациента вполне оправданно, поскольку на подавляющем большинстве камней с изображениями лежащих на спине пациентов ничего подобного нет. Т.е. здесь можно обоснованно допустить, что на этих двух камнях показаны операции на людях со спинными пластинами.
Это еще одна из многочисленных загадок камней Ики. Можно было бы скептически предположить, что ничего загадочного здесь нет, а таким образом изображены плюмажи из перьев, опускающиеся до земли. Но, во-первых, на подавляющем большинстве камней с медицинской тематикой таких громоздких головных уборов нет. Во-вторых, в иконографическом комплексе камней Ики перья в головных уборах заштрихованы по-другому. Треугольники с частой косой штриховкой обозначают именно костяные пластины, как у динозавров, так и у человека. И в собрании доктора Кабреры есть несколько маленьких камней с изображениями таких странных людей. На этих рисунках ясно видна разница между изображениями перьев головного убора и спинных пластин (фото 98).
В-третьих, недавно появились свидетельства реального существования подобных людей. Несколько лет назад французская этнографическая экспедиция под руководством профессора Жака Латена обнаружила в глухих джунглях Заира неизвестное племя пигмеев. У всех членов племени, включая детей, на спине растут наросты в виде шипов. По словам исследователей, длина этих шипов у взрослых достигает 35 см. Более того, экспресс-анализ тканей и крови пигмеев показал, что это необычное племя относится к… пойкилотермным, или холоднокровным существам, температура тела которых меняется в зависимости от температуры окружающей среды. Среди современных позвоночных животных к ним относятся пресмыкающиеся и рыбы, а среди вымерших – динозавры. Естественно, что подобное открытие противоречит всем представлениям о человеке, господствующим в современной науке. Поэтому открытие французских исследователей не стало мировой сенсацией. Скудная информация об удивительном племени мелькнула несколько раз в популярной прессе и была благополучно «похоронена», как это было и в случаях находок человеческих останков внутри скелетов динозавров.
В собрании доктора Кабреры есть и другие камни, рисунки на которых вызывают удивление, а то и недоумение. Так, на одном маленьком камне изображена сцена, на которой врач отрезает пациенту половой орган. По рисунку видно, что это именно ампутация, а не обрезание крайней плоти. Уста хирурга и пациента соединены символом «трубки», и это должно свидетельствовать в пользу того, что здесь изображена именно операция, а не ритуальное действие. На другом камне врач отрезает голову младенцу, только что вынутому из чрева матери (фото 99). Вокруг головы младенца изображены остатки околоплодного мешка. Т.е. сцена показана очень реалистично, но объяснение данному сюжету найти еще труднее. Убийства новорожденных практиковались в различных древних обществах в целях демографического контроля, реже – в ритуальных целях. Но здесь явно иная ситуация. Изображенным на этих камнях сценам трудно найти объяснение с точки зрения современной логики. И это лишний раз свидетельствует в пользу очень древнего происхождения камней Ики, на которых отображена жизнь людей с иной, зачастую непонятной нам системой мировоззрений.
Судя по дошедшим до нас историческим и археологическим свидетельствам, во многих, если не в большинстве, развитых цивилизациях древности астрономия (и астрология) являлась одной из ведущих отраслей знаний. Современные исследователи при этом не могут ответить на принципиальные вопросы: зачем древним обществам был необходим столь высокий уровень познаний законов небесной механики и каким образом эти знания были получены? Как древние ученые могли вычислить точные циклы движения планет, отдельных звезд или созвездий? Откуда у отдельных народов появились астрономические познания, получить которые современная наука смогла только в предыдущем столетии при помощи достаточно совершенных астрономических инструментов? А главное, зачем древним земледельцам, например, майя, был нужен календарь, точность которого превышает тот, которым пользуется современная цивилизация? Даже известные нам древние культуры остаются носителями целого комплекса парадоксальных загадок и тайн. Что же тогда говорить о малоизвестных цивилизациях, как та, что оставила литотеку Ики?
В собрании доктора Кабреры есть значительное число камней, изображения на которых свидетельствуют, что в данной древней культуре астрономия находилась на достаточно высоком уровне развития. Наиболее примечателен один крупный камень, который Хавьер Кабрера приобрел еще в 1970 году. Это крупный андезитовый валун высотой около 75 см и весом более 150 кг (фото XXI). Он имеет приплюснутую макушку и вся его поверхность покрыта гравированными изображениями астрономической тематики. Плоская макушка камня представляет собой своего рода карту звездного неба, на которой изображены различные виды небесных объектов (фото 100). Удивительно то, что все символы, использованные древними художниками, не только легко понятны современному человеку, но и, можно сказать, привычны. Так, луна изображена в виде полумесяца с профилем человеческого лица. В коллекции есть и другие камня, где земной спутник изображен именно таким образом, причем месяц может быть как молодой, так и старый. Более того, профиль человеческого лица вместе с полумесяцем может быть вписан в полный диск луны (фото XXII).
Остальную часть «карты» занимают изображения звезд, туманностей и комет. Каждый из этих символов не вызывает сомнений в том, какой из небесных объектов здесь изображен. Символ звезды состоит из центрального круга, пяти основных треугольных лучей, и радиальными линиями показан исходящий из нее свет. Только один из символов отличается от других: пятилучевая звезда не имеет радиальных линий, но окружена по окружности волнистой линией. Туманности нарисованы в виде неправильной формы облаков. Внутри одного из них изображены две звезды, и это однозначно указывает на то, что древний художник изобразил именно звездную туманность. На этом камне выгравированы три кометы, причем, их символы несколько отличаются один от другого. Все изображения комет имеют ядро кометы и хвост. Но эти составляющие обозначены по-разному. Ядра двух комет представлены в виде круга, причем, один заштрихован сеткой, второй нет. На третьем символе кометы на ядре нанесены три штриха, придающие ему вид человеческого лица.
Доктор Кабрера, анализируя изображения на данном камне, выдвинул гипотезу, что здесь показана комета Коутепека в различных фазах ее прохождения по небесному своду. Он также отождествил символы звезд с различными зодиакальными созвездиями, некоторыми планетами (например, с Юпитером и Венерой). Среди туманностей он выделил туманность Конская голова. На мой взгляд, этот камень не дает каких-либо оснований для столь однозначных интерпретаций. Скорее можно предположить, что здесь изображены основные типы небесных объектов, которые были известны древним астрономам и наблюдались ими.
На боковой поверхности этого камня по всему периметру выгравированы фигуры трех астрономов, изучающих звездное небо в … подзорные трубы. Две человеческие фигуры обращены лицом друг к другу, а между ними помещено изображение какого-то объекта, напоминающего растение, очевидно, связанного определенным образом с общим смыслом всей композиции. О том, что это именно символ, свидетельствуют многочисленные камни с достаточно детализированными рисунками различных видов растений. На обратной стороне этого камня помещено изображение третьего астронома, также держащего в руках подзорную трубу, и трех высоких гор. Не вызывает сомнения, что представители этой древней цивилизации использовали для проведения астрономических наблюдений высокие вершины Анд.
В коллекции доктора Кабреры имеется еще один маленький камушек, полностью повторяющий описанный астрономический сюжет. Он даже имеет аналогичную форму, хотя его размер не превышает 20 см (фото 101). Судя по характеру изображения, можно предположить, что это одна из более поздних копий. Здесь также выгравированы фигуры астрономов, наблюдающих в подзорные трубы за звездным небом. У ног одного из них расположен рисунок трех горных вершин и двух «растений». Они напоминают символ, присутствующий на большом камне, но, похоже, что понимание этого символа было уже утрачено теми, кто делал эту копию. Среди небесных объектов, помимо луны, звезд, туманностей и комет, появляется символ солнечного диска. В целом в собрании доктора Кабреры имеется несколько десятков подобных маленьких камней с астрономической тематикой, сюжеты которых в значительной мере повторяют тот, что присутствует на большом («главном») камне. Трудно сказать, являются ли они более поздними копиями, либо были сделаны все одновременно, но разными мастерами. Этот вопрос, на мой взгляд, является одним из ключевых для понимания феномена камней Ики. Такая ситуация: наличие высокохудожественного крупного камня и множества мелких камней, копирующих рисунок основного, но выполненных гораздо грубее, применима ко многим сюжетам коллекции.
В литотеке Ики очень многочисленны изображения Солнца, и присутствуют они на камнях с различными сюжетами. Это вполне естественно. При всем разнообразии таких изображений, солнечный диск всегда показывался в виде человеческого лица, в отличие от Луны, изображенного анфас (фото 102). Изображение «солнечного лика» – явление типичное для многих древних культур и это не простой антропоморфизм, якобы присущий «примитивному и религиозному» мировосприятию.
В литотеке Ики присутствуют камни с изображениями, возможно, имеющими календарный характер. Например, помещенное в центр рисунка изображение солнечного диска и обрамленное четырьмя человеческими фигурами может означать основные календарные точки солнечного года – дни солнцестояния и равноденствия (фото 103). К сожалению, имеющийся набор камней с этой тематикой изображений не позволяет делать сколь-либо обоснованные предположения на этот счет.
В музее Кабреры хранится один крупный камень, изображение на котором свидетельствует, что представители этой древней цивилизации хорошо знали об огромном влиянии Луны на жизнь нашей планеты. На этом валуне высотой более 1м изображены два человека в коленопреклоненной позе, чьи взоры обращены к лунному диску (фото XXII). Между людьми помещено изображение высоких гор. Один из людей держит в руке жезл со звездообразным навершием, острый нижний конец которого упирается в вершину горы. Этот рисунок еще раз наглядно свидетельствует о том, что древние астрономы проводили свои наблюдения на высоких андских вершинах.
Здесь можно привести интригующий исторический факт. Во второй половине ХХ века в Андах был открыт новый вид археологических памятников, которые назвали «высокогорными святилищами». Дело в том, что эти памятники расположены на самых высоких вершинах Центральной Кордильеры, на высотах от 5 000 до 6 000 метров. На границе Аргентины и Чили на сегодняшний день известно около 50 таких святилищ. Все они были найдены только после того, как альпинисты стали использовать при подъеме на такие высоты аппараты с дыхательной смесью. Такое святилище состоит из одной – двух каменных построек, иногда присутствует нечто напоминающее алтарь, на некоторых были обнаружены одиночные захоронения. По находкам вещей и технологии строительства эти святилища были отнесены к инкской культуре. Но кем бы они не были построены, вызывает изумление тот факт, что древние индейцы могли не только достаточно длительное время находиться на такой высоте в условиях низких температур и разряженного воздуха, но еще и занимались возведением каменных зданий!


Рецензии