Из разговоров Ангелов 69
Основные места находок камней, соответственно, находятся в окрестностях городов Ика, Наска, Чинча, иногда их находят на полуострове Паракас. Но удивился я тогда, когда услышал, что камни с гравированными изображениями находят в долине Куско. Я специально переспросил, правда ли, что речь идет о Куско, на что получил ответ, что там может быть найдено огромное количество камней с рисунками. Другое дело, что уакерос работают в этом районе крайне редко, поскольку в Куско как крупнейшем туристическом центре служба по охране древних памятников поставлена на гораздо более высокий уровень, чем в пустынных районах Ики и Наски.
На мой вопрос главе семейства, слышал ли он об изготовителях фальшивых гравированных камней, Роберто усмехнулся: «Камни не выгодно подделывать, все-таки это сложная работа, легче их найти или купить у фермеров. Кто будет связывать себя лишней работой? Тем более что и спроса на камни с рисунками практически нет». Следует заметить, что в сувенирных лавках и на рынках городов Ики и Наски продают в качестве сувениров маленькие камни-гальки, окрашенные в черный цвет, с простыми гравированными изображениями. В большинстве своем это изображения отдельных рисунков плато Наски – обезьяны, кондора, колибри и др. Т.е. акцент здесь делается на всем известные изображения Наски, а не на таинственный феномен древних камней. Я своими глазами видел, как местный торговец сувенирами с помощью стальной проволоки гравировал на гальке изображение одного из рисунков плато Наска, и тут же лежал целый ряд готовых на продажу камушков. Но все они были размером с мандарин и никаких изображений динозавров или людей, конечно, не несли.
В происхождении камней Ики имеется еще один, таинственный, аспект. Кому-то может быть покажется, что вся эта история выдумана самим Хавьером Кабрерой для придания ореола таинственности своей коллекции. Но целый ряд моментов позволяет мне считать данную историю об источнике камней Ики заслуживающей внимания. Как уже упоминалось, Герман Базе писал, что в 1961 г. разлив р.Ика вымыл большое количество гравированных камней. В книге не уточнялось, были ли это камни из различных погребений или из особой «кладовой», где они специально были захоронены. Доктор Кабрера, не сомневаясь в том, что большинство гравированных камней происходит из погребений до-испанских культур, считал при этом, что камни попали туда вторично. В своей книге «Послание гравированных камней Ики» он неоднократно намекает на существование таинственного хранилища камней, созданного древней цивилизацией именно для сохранения своего наследия. Он считал, что древние индейцы наткнулись на это тайное хранилище и использовали камни в качестве сакральных предметов. Это же подтверждает их наличие в погребениях. Более того, по мнению Кабреры, индейцы восприняли наследие древней цивилизации как наследие богов или обожествленных предков и использовали его в своих культурах. В частности, он считал, что формы головных уборов были скопированы ими с камней Ики.
Даже поверхностное ознакомление с коллекцией Кабреры позволяет убедиться, что камни Ики выполнены различными мастерами и, возможно, в разные времена. Изучая свое собрание, доктор Кабрера пришел к выводу, что древние индейцы пытались подражать священным образцам и сами также вырезали камни, не понимая, однако, их символики. Поэтому он разделил камни на две категории. Первая – подлинные камни, изготовленные древним неизвестным человечеством, и вторая – копии, сделанные в известных индейских культурах исторического времени. Во второй категории Кабрера выделил три типа камней: 1 – точные копии древних оригиналов, 2 – камни с изображениями жизни самих индейских культур, 3 – смешанный тип, с изображениями древних символов и образов, а также индейских мотивов. Причем, первую категорию доктор Кабрера считал преобладающей. Это закономерное предположение, поскольку копирование древних, а тем более священных образцов искусства и материальной культуры является типичным методом сохранения традиции и преемственности во всех обществах.
В своей книге Кабрера высказал мнение, что хранилище камней находится где-то в районе Окукахе. Более того, он полагал, что в Перу существует целая организация хранителей древнего наследия, которые, в частности, заинтересованы в поддержании версии о современном происхождении камней и сохранении секрета их реального местонахождения. Эрих фон Дэникен писал, что доктор Кабрера рассказал ему следующую историю. Когда, получив в подарок первый гравированный камень, Кабрера спросил своего друга Ромеро о его происхождении, тот посоветовал ему не вникать в этот вопрос, поскольку это небезопасно. Ромеро также поведал, что индейцы хранят десятки тысяч таких камней и керамических статуэток, а деятельность уакерос является достаточно небезопасной не только из-за угрозы уголовного преследования, но и по причине наличия таких хранителей.
Кроме того, Дэникен, неоднократно посещавший доктора Кабреру и находившийся с ним в приятельских отношениях, считает, что тот был просто одержим поисками этой кладовой с камнями Ики. В 1997 году во время очередной поездки в Перу Кабрера признался Дэникену, что ему удалось, в конце концов, отыскать таинственную кладовую, где хранится огромное количество камней и керамических статуэток. Доктор Кабрера категорически отказался показывать кладовую, но намекнул, что она расположена во многих гранитных пещерах на полуострове Паракас. Причем, Кабрера считал эти гранитные пещеры искусственными сооружениями.
Легенды о тайных кладовых с сокровищами или со священными предметами (тайнами) предков или богов имеются во всех частях света у множества народов. Считать их простым вымыслом, порожденным жаждой обладания древним знанием, слишком наивно и безответственно с точки зрения исследователя. Полуостров Паракас, действительно, весь пронизан подземными пещерами. В них найдены сотни захоронений, которые относят обычно к I-у тыс. н.э. Ученые даже выделили соответствующую археологическую культуру Паракас. Однако утверждать, что все пещеры полуострова изучены вдоль и поперек никто не может.
Не знаю, действительно ли доктор Кабрера нашел (или ему показали) тайную кладовую либо он под конец жизни стал выдавать желаемое за действительное. Хотелось бы верить, что нашел. Я убежден, что в большинстве стран, особенно имеющих длительную историю, существуют тайные организации хранителей древнего (очень древнего) наследия, не допускающие его обнародования. В некоторых странах, например, в Египте и Китае, их влияние может даже распространяться на государственные структуры, регулируя политику охраны памятников древности и их изучение. В других странах используются менее заметные методы. Непредвзятого взгляда на современное состояние наук, изучающих древнейшее прошлое человечества (да и не только их), достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что наши представления искусственно ограничиваются и удерживаются в жестких рамках примитивных парадигм.
Как бы то ни было, концепция наличия единого хранилища древних гравированных камней и их ограниченного использования в индейских культурах наиболее адекватно объясняет сам факт наличия такого феномена как камни Ики.
Прежде чем перейти к описанию коллекции камней Ики, я хотел бы остановиться на концепции древнего человечества, которую развивал в своей книге доктор Кабрера. Сразу оговорюсь, что сам я не согласен с большинством его предположений, однако кратко упомянуть о них в данной книге считаю необходимым.
Гравированные камни Ики, как уже упоминалось выше, называли по-разному. Сам доктор Кабрера в конце 60-х ввел для их обозначения термин «глиптолиты» (лат. «резные камни»). Согласно его концепции, десятки миллионов лет назад на Землю прибыли представители высокоразвитой гуманоидной цивилизации с одной из планет в созвездии Плеяд. Их он обозначил как «глиптолитические люди». На нашей планете они создали человека разумного, взяв за основу один из видов приматов, которого Кабрера называл «нотарктусом». Пришельцы, используя технологии генной инженерии, усовершенствовали «прототип» и внедрили ему так называемый «код познания», превратив таким образом в разумный вид. Они создали человеческую цивилизацию, состоявшую из различных типов людей. Различие состояло в уровне развития интеллекта разных видов, что, в свою очередь, определяло иерархическую структуру человеческого общества. Наименее развитые люди занимались грубой физической работой, более развитые выполняли технические функции. На вершине социальной пирамиды находились ученые, занимавшиеся наукой и управлением обществом. И вся цивилизация находилась под общим контролем пришельцев.
Изначально «глиптолитическое человечество» было создано как гармоническая составляющая обшей экосистемы Земли. Доктор Кабрера рассматривал эту модель как идеальную для организации человеческой цивилизации. Однако, создатели ошиблись, и развитие человечества пошло другим путем. Люди начали использовать «энергию познания» и свои способности для удовлетворения материальных потребностей, что, в конце концов, вылилось не только в деградацию установленной системы, но и привело к нарушению экологического равновесия Земли. В результате – глобальная планетная катастрофа. Пришельцы знали о ней заранее, но предотвратить ее были не в силах. Поэтому они распорядились создать «глиптолитическую» библиотеку в назидание далеким потомкам и после этого вернулись на свою родную планету в созвездие Плеяд. Разразившаяся катастрофа изменила весь облик планеты, привела к началу эпохи ледниковых периодов, и отбросило остатки выжившего человечества к животному состоянию.
Всю эту «картинку» Хавьер Кабрера нарисовал, исходя из своих очень вольных трактовок изображений на камнях Ики. Поэтому рассматривать ее в качестве гипотезы я не буду. Однако, два пункта его концепции следует, в силу их важности, еще раз подчеркнуть. Первое это то, что гравированные камни Ики являлись изначально единым комплексом, возможно, созданным по принципу библиотеки. И второе – камни были не только известны представителям различных до-испанских культур Перу, но и оказали определенное влияние на их развитие и рассматривались индейцами как древнее священное наследие.
Я подробно остановился на историографии проблемы с одной главной целью, чтобы у читателя не осталось сомнений в подлинности происхождения камней Ики. Действительно, прошло уже сорок лет, как о гравированных камнях стало известно общественности. Исследователи из разных стран находили такие камни на древних могильниках. Есть многочисленные свидетельства «черных археологов» – уакерос, зафиксированные в литературе. Есть результаты лабораторных исследований, проведенных в различных научных учреждениях. Но для академической науки данная феноменальная коллекция по-прежнему считается как бы несуществующей. Впрочем, ситуация совершенно понятная и, можно сказать, обыденная. Признание подлинной древности камней Ики автоматически влечет за собой настоящую революцию во всех научных дисциплинах, изучающих историю нашей планеты и эволюцию жизни на ней. А какому нормальному человеку хочется революции?
Точное количество камней в собрании доктора Кабреры неизвестно. Сам он никогда их не пересчитывал от первого до последнего и, к сожалению, не проводил их каталогизацию. Впрочем, это достаточно затруднительная процедура для одного человека. Попробуйте пересчитать более десяти тысяч каменных предметов (или хотя бы просто посчитайте до десяти тысяч). Это геологи и палеонтологи легко оперируют цифрами плюс-минус десять миллионов лет.
Сам Хавьер Кабрера определял число камней в своей коллекции примерно в 11 тысяч экземпляров. Кроме того, он утверждал, что у других коллекционеров в Перу хранится примерно еще 10 000, а общее количество камней Ики, разошедшееся по частным коллекциям и просто купленное туристами в качестве сувениров, по его мнению, достигает 50 000. На мой взгляд, последняя цифра является чисто гипотетической, невозможно подсчитать количество предметов определенной категории, прошедших через черный рынок. Дочь Кабреры Евгения писала, что ей известно примерно еще о 4 000 камней, хранящихся в частных коллекциях в Перу. Таким образом, говоря о гравированных камнях Ики, по самым скромным подсчетам, можно оперировать приблизительной цифрой в 15 000 экземпляров.
В самом конце 60-х годов, когда Хавьер Кабрера перевез свое собрание, которое насчитывало уже около 6 000 камней, из Дома культуры г.Ика в свой особняк и оборудовал несколько комнат под хранилище. Сейчас его коллекция занимает четыре комнаты, одна из которых на протяжении тридцати лет служила доктору Кабрере одновременно и рабочим кабинетом. В ней он также хранил наиболее интересные образцы из своего собрания (фото 16).
Гравированные камни Ики значительно варьируются по размеру и по цвету. Самые маленькие камни имеют вес в 40-50 граммов, а единичные экземпляры достигают веса около 500 кг и имеют в длину до 1.5 метров. Следует подчеркнуть, что примерно процентов пятьдесят всей коллекции доктора Кабреры представлены небольшими камнями 10-20 см в диаметре, на которых имеется одиночное изображение. Т.е. это своего рода «листочки» с рисунками. Один камень – один персонаж или предмет. Причем изображалось буквально все что угодно. Человек или его голова, отдельное животное, птица, рыба, насекомое или растение. На камне может быть изображен отдельно топор нож или керамический сосуд. Существует целый ряд камней с одиночными изображениями различных символов.
Все камни по форме представляют собой обкатанные рекой валуны, минералогически определяемые как андезитовые (андезит – вулканический гранит, происходящий из горной системы Анд). Они различаются по цвету. Есть серые разных оттенков, а также коричневые, бежевые и розоватые камни. Но большинство имеет поверхность черного цвета (точнее, цвета мокрого асфальта). Тогда как сами изображения внутри контура имеют серый цвет. Т.е. они чуть светлее фона.
Доктор Кабрера отмечал следующее. В 60-ые годы, когда он собрал большую часть своей коллекции, камни продавались без всякой обработки. Позже их стали натирать обувной ваксой, чтобы усилить восприятие рисунка, поскольку натирались только фоновые части камня. Хотя Кабрера пишет, что основной причиной использования ваксы была цель выдать их за современные поделки, чтобы не возникало проблем с полицией при их свободной продаже. Не знаю, насколько достоверна такая информация. Мне крайне трудно представить, как можно натереть ваксой камень со сложным рисунком на поверхности, чтобы частицы ваксы не попали в бороздки гравировки. А те несколько десятков камней, которые мы смогли изучить под электронным микроскопом, не имели никаких следов ваксы внутри гравированных бороздок.
Преобладающая техника изображений на камнях Ики – гравировка. Линии рисунка имеют среднюю глубину до 1 мм, а ширину – 1,5 – 2 мм. Но качество техники гравировки значительно отличается на различных образцах. Есть изображения, выполненные чрезвычайно грубо, линии гравировки могут быть неровными, выходить за общий контур и т.п. Но есть также камни, изображения на которых выполнены настолько тщательно, что работа древних камнерезов вызывает настоящее восхищение. В любом случае, столь сильные различия в качестве гравировки изображений на камнях Ики еще раз свидетельствуют, что эти камни были выполнены совершенно разными художниками, а не изготавливались «на потоке» парочкой перуанских крестьян.
Как уже описывалось выше, трассологическая экспертиза образцов из коллекции доктора Кабреры показала, что гравировка на камнях, возможно, была осуществлена механическим способом. Но это тоже лишь интерпретация результатов анализа. Здесь же я позволил бы себе высказать иное, скажем так, фантастическое, предположение.
Давайте допустим, что создателям камней Ики был известен секрет размягчения поверхности каменных пород до состояния пластилина. Тогда им не надо было рубить и тесать гранит, они работали с его поверхностью как с глиной, легко придавая нужную им форму при помощи простейших инструментов. При изучении древних архитектурных памятников Перу, таких как Саксайуаман, Куско, Мачу-Пикчу и других, не может не вызывать изумление техника обработки гранитных глыб весом в сотни килограмм. Здесь широко применялась так называемая «полигональная» техника кладки каменных блоков. Блок гранита геометрической формы мог иметь несколько сложных профильных углов и пазов, которые без какого-либо зазора входили в соответствующие пазы соседних блоков (фото 17). При этом поверхности блоков являются сглаженными, а боковые грани часто имеют фаску. Так же невозможно себе представить, как древние индейцы при помощи каменных орудий покрывали сотни квадратных метров гранитных скал геометрически правильными вырезами, нишами, желобами, превращая поверхность камня в многоуровневую геометрическую композицию, целевое предназначение которой не поддается определению (фото 18).
Соответственно, можно предположить, что камни Ики перед нанесением изображения покрывались слоем специального «размягчителя», после чего на поверхность вручную наносился рисунок простым шпателем. Гипотеза о наличии у древних перуанцев (впрочем, не только у них) знаний о составах, способных размягчать горные породы, может показаться дикой, с точки зрения современных представлений в химии и физике. Однако, она не совсем уж беспочвенна, поскольку имеются отдельные свидетельства существования таких технологий.
Известный исследователь Южной Америки британский полковник Перси Фоссет проработал в этом регионе почти двадцать лет. Занимался он картографированием неизвестных районов Боливии, Бразилии, Перу по заказу Королевского географического общества. Сам же полковник Фоссет был одержим поиском затерянных в амазонских джунглях допотопных городов Атлантиды. Весной 1925 года, отправившись в джунгли Бразилии на поиски таинственного города под названием Маноа, он бесследно исчез. В Англии после его смерти были изданы его дневники, накопившиеся за долгие годы его работы в разных странах Америки. В них Фоссет приводит два случая, свидетельствующие в пользу описываемой гипотезы.
Во время прогулки по лесу в одном из районов Перу некий англичанин был вынужден слезть с захромавшей лошади и двигаться пешком. На стоянке он обнаружил, что его шпоры были изъедены так, будто их полили концентрированной кислотой. Он показал шпоры своему индейскому проводнику. Тот поинтересовался, не проходил ли путешественник сквозь заросли кустарника с мясистыми листьями. Получив утвердительный ответ, индеец заявил, что этим растением инки пользовались для обработки камня.
Другой случай поведал Фоссету горный инженер из Перу. В один из выходных дней он вместе с товарищами отправился на древний могильник с целью раскопать какие-либо примечательные индейские древности. Раскопав несколько могил, они не обнаружили ничего стоящего, кроме большого глиняного сосуда, который был запечатан. Когда его вскрыли, внутри оказалась густая, дурно пахнущая жидкость. Сосуд случайно разбили, и его содержимое разлилось по камню. Все присутствующие увидели, что жидкость исчезла буквально у них на глазах, а поверхность камня покрылась какой-то глинообразной пастой, из которой можно было лепить как из глины.
Если подобный состав не известен современной науке, это еще не значит, что он невозможен в принципе и ничего подобного не было в древности. Кстати, в 1911 году Фоссет прочел в Лондоне лекцию в Королевском географическом обществе о тайнах, скрытых в джунглях Южной Америки. Он, в частности, поведал, что жители северо-восточной Боливии рассказывали ему о диковинных следах огромных зверей, которые они находили по берегам озер. Полковник сам лично видел один из таких следов, зарисовал его и представил своим слушателям. На этой лекции присутствовал известный писатель Артур Конан Дойль, и рассказы Перси Фоссета подвигли его на создание знаменитого романа «Затерянный мир».
Доктор Кабрера и исследователи, проводившие лабораторные экспертизы, отмечали, что по ряду своих физических свойств гравированные камни отличаются от аналогичных им необработанных образцов гальки. В свете приведенных соображений гипотеза о такой древней технике обработки камня представляется достаточно обоснованной.
Перевезя свое собрание камней Ики в собственный особняк на Пласа дель Армас, доктор Кабрера оборудовал под него четыре комнаты. Большую часть камней он разместил на стеллажах вдоль стен. Крупные камни были расположены на полу. Кабрера осуществил первичную сортировку своей коллекции, разложив камни по сюжетам. Так, на одних полках разместились камни с изображениями вымерших животных, на других – со сценами жизни древнего общества, на третьих – с отдельными символами и т.д. Некоторые полки с маленькими камнями сегодня забраны металлической сеткой (фото 19). Но сказать, что в музее предприняты какие-либо серьезные меры охраны нельзя. Двери просто закрываются на обычный замок. Войдя внутрь, сразу же попадаешь в комнату, буквально, заваленную гравированными камнями. Крупные камни лежат без определенной системы, иногда один на другом (фото 20). Стеллажи украшены прекрасными образцами деревянной скульптуры, также найденными в древних захоронениях. Это высокие резные столбы с многоуровневыми изображениями и небольшие антропоморфные скульптуры. Образцы такой деревянной скульптуры широко представлены в местных музеях и относятся они к известным индейским культурам центрального побережья Перу.
Свидетельство о публикации №121111303683