Из разговоров Ангелов 67

Из разговоров Ангелов часть 67

Публикации, посвященные камням Ики, были и в нашей стране. Одна из наиболее полных статей была напечатана в советском академическом журнале «Латинская Америка» (№ 1, 1976). Через несколько месяцев появилась серия статей в журнале «Наука и жизнь», в которых высказали свое мнение ведущие специалисты по древней истории и археологии Перу и Латинской Америки Ю.А.Зубрицкий, В.А.Башилов, В.И.Гуляев. Большинство специалистов, за исключением Ю.А.Зубрицкого, придерживались скептической точки зрения. Эти публикации вышли по следам «шумихи» 1975 года, и после этого о камнях Ики на долгое время практически забыли. Только в 90-е годы в некоторых отечественных книгах, посвященных загадкам древней истории человечества, вновь замелькали краткие упоминания о загадочных камнях Ики. В 1991 году небольшим тиражом вышла книга Ю.А.Зубрицкого «Неандертальская цивилизация». На основе того, что пропорции человеческого тела в иконографическом комплексе камней Ики отличаются от современных (в частности, большим размером головы), автор выдвинул гипотезу о том, что эти камни были созданы древней цивилизацией неандертальцев. В любом случае Ю.А.Зубрицкий считал комплекс камней Ики подлинным и относил его к очень глубокой древности.
Последняя книга, посвященная этой проблеме, вышла в свет в 2007 году в Барселоне (Испания) под названием «Правда о камнях Ики». На ней мне хотелось бы остановиться подробнее. Книга была написана двумя испанскими исследователями Марией дель Кармен и Феликсом Марискалом. Во время своего третьего путешествия в Перу в сентябре 2002 года они познакомились с тем самым Базилио Учуйя. Ему было уже около семидесяти лет и он по-прежнему проживал в деревне Окукахе. Как уже упоминалось, сама деревня и так называемая археологическая зона Окукахе находятся к югу от г. Ика, почти на полпути между городами Ика и Наска. Семья Учуйя является самой многочисленной в деревне и проживает там многие десятилетия. И хотя в книге об этом напрямую не говорится, по ряду намеков можно с уверенностью предположить, что Учуйя являются кланом потомственных уакерос. Марию и Феликса с Базилио познакомил их перуанский друг, благодаря этому испанцам удалось быстро наладить контакт, что привело к плодотворным результатам. После недели тесного общения (подкрепленного местным ликером писко) Учуйя рассказал историю, аналогичную той, которую он поведал Денису Свифту. Базилио действительно изготавливал гравированные камни и даже имел диплом художника. Но в то же время он десятилетиями занимался несанкционированными раскопками и находил множество гравированных камней, в том числе, с изображениями динозавров, медицинских и астрономических сцен и т.д. Сам Базилио, по его словам, уверен, что в глубокой древности люди и динозавры на этой территории сосуществовали вместе.
Более того, после того как контакт был налажен, Учуйя организовал для испанских гостей раскопки недалеко от поселения Окукахе. Можно предположить, выбранное им место у подножия холма Ла Пенья, было им хорошо разведано. В течение нескольких дней раскопок, которые осуществляли двое сыновей Базилио и еще двое молодых помощников, ими было найдено пять гравированных камней. К сожалении, все находки происходили на территории могильника, который, по-видимому, был уже давно разграблен. Поэтому камни были обнаружены не в погребениях, а в нарушенных слоях, возможно, в отвалах предыдущих раскопок. Но один из камней был найден в разрушенной стенке погребения. И он был завернут в обрывок древней ткани, частично даже сохранившей рисунок. На этом камне присутствовало очень стилизованное изображение летательного аппарата (фото 7). В коллекции доктора Кабреры имеются десятки камней с подобными изображениями (о них будет речь ниже). Еще на одном камне была изображена сцена хирургической операции (фото 8).
Ткань, в которую был завернут гравированный камень Мария дель Кармен и Марискал привезли в Испанию и отдали на экспертизу в лабораторию геохронологии Института физической химии «Рокасолано» в Мадриде. Методом радиоуглеродного анализа для образца ткани были получены даты 617 – 775 гг.н.э., т.е. ко времени заката культуры наска.
Примечателен еще один факт, приведенный в этой книге. Мария и Феликс обратились в дирекцию Регионального музея Ики с просьбой показать им гравированные камни, которые хранятся в запаснике музея. На что они получили наивный ответ, что в данный момент это невозможно, поскольку в дирекции (!) нет ключей от запасников музея…
Доктор Кабрера практически перестал пополнять свое собрание после 1975 года. Он посвятил себя изучению тех камней, которые уже накопились в его доме. Кабрера всячески привечал исследователей и журналистов, приезжавших к нему для ознакомления с коллекцией, сам проводил экскурсии по домашнему музею для туристических групп. Доктор Кабреры за всю свою жизнь не продал ни одного камня из своего собрания, что однозначно свидетельствует в пользу отсутствия у него каких-либо коммерческих интересов в этой области.
В 1980 году королева Испании София де Бурбон, ознакомившись с книгой Х.Бенитса «Существовало другое человечество», обратилась к ее автору с просьбой достать ей такой камень. Х.Бенитс связался с доктором Кабрерой и изложил ему просьбу королевы. Естественно, Кабрера преподнес в дар Ее Величеству один из лучших экземпляров из своей коллекции. Это был огромный камень (диаметром более 1 метра и весом около 500 кг), на котором были изображены люди, человекообразные монстры и динозавры. В мае 1980 года его перевезли в Мадрид и установили в королевском дворце (фото 9).
Кроме того, доктор Кабрера неоднократно дарил свои камни разным людям, которые были готовы провести их экспертизу. Денису Свифту доктор Кабрера передал около десятка камней для их изучения в различных независимых лабораториях. Мне также известно, что Кабрера долгие годы работал над новой книгой, посвященной камням Ики, но опубликовать ее так и не успел. После смерти Хавьера Кабреры коллекция перешла по наследству к его дочерям, младшая из которых Евгения возглавила музей. Однако исследовательскую работу отца она не продолжила. Но вместе со своими друзьями и несколькими родственниками Евгения Кабрера учредила «Ассоциацию камней Ики». Главной задачей Ассоциации являлся сбор средств для постройки нового здания музея для коллекции доктора Кабреры. У семьи Кабрера имеется участок земли под постройку музея, расположенный примерно в 10 км от г. Ика. Разработан архитектурный проект нового музея. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня главная задача не реализована, средств на возведение музея по-прежнему нет. Впрочем, полагаю, такое развитие ситуации вряд ли кого удивит.
Определение подлинности артефакта, в тех случаях, когда это вызывает сомнения, осуществляется путем экспертизы, т.е. проверяется с помощью различных методик, ассортимент которых достаточно разнообразен. В ситуации с камнями Ики, однако, набор технических средств анализа ограничен. Возраст самих камней определять не имеет смысла, это не артефакты. Точный возраст рисунков на камнях также определить не представляется возможным. Ведь они были вырезаны, а не нанесены органическими красителями. Тем не менее, лабораторный анализ камней Ики проводился и делалось это неоднократно.
Примечательно, что еще в самом начале своей деятельности в качестве коллекционера, весной 1967 года, доктор Кабрера отправил 33 камня, в том числе, и с изображениями вымерших животных, на экспертизу в Горнодобывающую компанию Маурисио Хочшилда (Лима) и в июне получил официальный ответ, в котором было сказано следующее:
1.Камни представляют собой андезит (андская разновидность гранита), обкатанный водными потоками.
2.Плотность камней значительно выше, чем обычная плотность гальки той же породы, известной в бассейнах местных рек.
3.Камни покрыты естественной оксидной патиной, в том числе, и линии гравировки.
4.Следы гравировки не имеют сколов или неровностей, что свидетельствует о том, что камни было захоронены почти сразу после изготовления, т.е. не использовались в быту.

В январе 1969 года эти выводы были подтверждены экспертизой лаборатории Боннского Университета, куда их отправили из Лимы для повторной проверки. Таким образом, в двух различных лабораториях были получены два принципиально важных заключения. Оксидная патина покрывает всю поверхность камней, в том числе, и внутри гравированных борозд. Это однозначно свидетельствует о том, что гравировка не была сделана в современное время, поскольку в таком случае патина была бы нарушена. Имитировать естественную оксидацию поверхности камня искусственным путем, да еще в сельских условиях, не представляется возможным.
Второй принципиально важный вывод – отсутствие сколов или неровностей по краям борозд гравировки. Экспертами был сделан вывод о том, что камни были захоронены сразу после изготовления. Достаточно правомерное заключение, но, при этом, слишком однозначное. Это уже готовый исторический вывод о предназначении камней. И третий вывод, объяснение которому трудно пока найти, это то, что гравированные камни имеют значительно большую плотность, чем аналогичная им, но не обработанная галька из той же местности. Доктор Кабрера также подчеркивал большую прочность и твердость камней Ики. Не исключено, что изменение физических характеристик камней было осуществлено искусственно с целью обеспечения их более длительной сохранности. Но это – пока лишь умозрительное предположение.
Страшное землетрясение, произошедшее в центральном Перу в августе 2007 года, затронуло и Ику. В городе было разрушено значительное количество зданий, погибло около 500 человек. Особняк доктора Кабреры устоял. Но коллекции музея был нанесен ущерб. Многие деревянные стеллажи, на которых хранились гравированные камни, не выдержали подземных толчков и рухнули. Соответственно, многие камни, несмотря на свою прочность, раскололись.
Агурто Калво еще раньше, в 1966 году, опубликовал в своей статье результаты петрологической экспертизы камней, проведенной на факультете горнодобычи Национального инженерного университета. Возможно, это и подтолкнуло Кабреру провести экспертизу своих камней и еще раз убедиться в их подлинности. Для экспертизы Кальво предложил камни из своей коллекции, купленные им у уакерос в 1962 году. Эта серия, подвергнутая анализу, происходила из археологической зоны Окукахе и содержала изображения птиц, насекомых, рыб, людей и непонятных живых существ. Полученные результаты содержали следующие выводы:
1.Все камни представляют собой андезит (так называют андские граниты) и, вследствие разницы в цвете и структуре, можно предположить их происхождение из разных месторождений.
2.В целом же камни происходят из лавовых отложений мезозойского периода, характерных для местности, где они были обнаружены.
3.Поверхность камней повреждена атмосферной эрозией и полевой шпат, являющийся составной частью андезита, превратился в глину, что привело к формированию своеобразной «корки» на поверхности.
4.Эта «корка» имеет твердость от 3 единиц по шкале Мооса до 4,5 единиц в местах, наименее поврежденных эрозией.

Третий вывод вызывает сомнение. Процесс превращения полевого шпата в глину (т.н. процесс каолинизации) приводит к осветлению поверхности. Тогда как внешняя поверхность большинства камней Ики гораздо темнее, чем внутренняя часть камня.
Андезит как разновидность гранита имеет по шкале Мооса твердость примерно в пределах 7-8 единиц. Следует отметить также, что обычные не высококачественные виды стали обладают твердостью 6-7 единиц. Т.е. андезит – чрезвычайно твердая горная порода и нанесение изображений на ее поверхности – операция непростая. Что касается следов атмосферной эрозии, то их наличие естественно. Для нанесения изображений древние художники использовали обкатанные речными потоками до состояния гальки камни и валуны. На многих камнях имеются естественные сколы. Сколько такая галька могла пролежать на поверхности, неизвестно, но при этом она, конечно же, подвергалась эрозии. Для нас имеет значение тот вывод экспертизы, что камни происходят из различных источников, поскольку этот факт лишний раз опровергает официальную версию о современном изготовлении гравированных камней в одной местности и одними и теми же людьми.
Собственно, возможности петрологической экспертизы камней Ики на этом исчерпываются. Но, поскольку камни являются гравированными, возможно проведение трассологического анализа. Подобные исследования проводили различные специалисты, но примечателен тот факт, что трассологическая экспертиза была осуществлена и в Советском Союзе. В 1975 году доктор Кабрера передал несколько камней из своей коллекции, которые попали в Институт Археологии АН СССР. К сожалению, за давностью лет я не смог установить, через кого это было сделано и какова дальнейшая судьба этих камней. Один из этих камней в настоящее время хранится в кабинете бывшего директора Института Археологии Р.Ф.Мунчаева. Найти следы остальных мне не удалось. Результаты экспертизы были приведены в одной из статей в журнале «Наука и жизнь». Где проводилось исследование, в материалах не указано, но, по косвенной информации, это было сделано в лаборатории Института судебной медицины.
В небольшой статье кандидата юридических наук С.Поташника говорилось следующее. Под микроскопом, даже при небольшом увеличении, было видно, что бороздки рисунков на камнях были одинаковой ширины. Эксперты поставили эксперимент, попытавшись оставить следы на камнях при помощи различных инструментов. Для тестирования использовали современный напильник из инструментальной стали и древние орудия из бронзы, кремния и обсидиана. От бронзы не осталось и следов, от остальных орудий – незначительные царапины глубиной до 0,2 мм, тогда как глубина бороздок, образующих рисунки на камнях, достигала 1 мм. Тогда эксперты попробовали наносить следы при помощи бормашины. После некоторой тренировки они достигли того, что следы от бормашины под микроскопом практически не отличались от оригинальных. Вывод автора статьи был следующим: «Результаты исследования дают основания полагать, что нанесены все эти рисунки на камень с помощью технических средств. Такими средствами не обязательно, конечно, должны быть аппараты типа бормашины». Как видим, вывод совершенно корректный для исследователя, тем более, когда речь идет только о технической составляющей изучаемого объекта. Зато позже, в одной из книжек (Е.П.Ищенко, М.Г.Любарский «В поисках истины». М.,1986) результаты этого исследования были процитированы практически дословно, но авторы сделали из этого свой вывод: «Так криминалисты получили убедительные доказательства, что загадочные разрисованные камни из Ики не научная сенсация, а ловкая мистификация, жертвой которой и стал доктор Хавьер Кабрера». Как известно, факты можно толковать по-разному, порой даже противоположным образом. В любом случае, результаты трассологической экспертизы прямо противоположны утверждениям упоминавшихся выше «фальсификаторов» о том, что все рисунки они наносили при помощи обычного ножа. Уже исходя из одного этого показателя, можно однозначно утверждать, что гравированные камни Ики не изготавливались Учуйя и Гутиеррас, на которых и по сей день порой ссылаются скептики.
В то же время следует отметить, что Хавьер Кабрера знал и писал в своей книге, что в его собрании есть некоторые камни, изготовленные современными имитаторами. Впрочем, это не удивительно. Если доктор Кабрера собирал все камни, которые ему приносили, вполне логично, что в период «шумихи» конца 60-х годов к нему попали и поддельные образцы. Хотя отличить их от оригинальных камней можно даже невооруженным глазом. Сам я купил несколько таких сувениров, которые продаются на любом базарчике в Перу примерно по доллару за штуку. Рисунки на них выполнены также методом гравировки. Но и на ощупь, и «на глазок» видно, что глубина резьбы гораздо меньше, чем на подлинных камнях. Это же было подтверждено и экспертизой еще тридцать лет назад. Эрих фон Дэникен писал, что в 1976 году он посетил музей доктора Кабреры вместе с Джозефом Брамичем, ведущим конструктором НАСА, и взял четыре камня на экспертизу. Среди них были как древние камни, так и современные имитации. Снимки, сделанные под микроскопом, наглядно демонстрируют резкий контраст между подлинной и современной техникой гравировки.


Рецензии