Из разговоров Ангелов 66

 
Из разговоров Ангелов часть 66

В январе 1972 года во время прохождения в Лиме Первого конгресса по Андской археологии уже упоминавшийся Герман Базе опубликовал в столичной газете «Эль Комерсио» статью о камнях Ики и коллекции доктора Кабреры с тем, чтобы привлечь внимание участников конгресса. В своей статье Базе привел как мнения скептиков по поводу коллекции Кабреры, так и тех, кто верил в подлинность камней. Он обратился к участникам конгресса, призывая их разобраться в данном феномене. Однако никакой реакции со стороны специалистов не последовало.
Как уже указывалось выше, доктор Кабрера не был первым собирателем камней Ики, равно как он был и не единственным их популяризатором. Еще в конце 50-х годов гравированными камнями увлекся коммандер Элиас, бывший куратором Морского музея в Кальяо. Он тоже скупал камни у уакерос, и ему удалось собрать около 300 экземпляров, которые были выставлены в экспозиции музея до 1973 года, пока Элиас не ушел со своего поста. Собранные им камни происходили из района Окукахе и из долины р.Ика. По словам уакерос, они находили эти камни как в грунтовых погребениях, так и в пещерных захоронениях. Оба типа погребений были типичны для местных археологических культур I тыс.н.э.
Помимо коммандера Элиаса и братьев Сольди, одним из первых известных коллекционеров и исследователей гравированных камней был архитектор Сантьяго Агурто Кальво. Еще в декабре 1965 года Кальво опубликовал в газете «Эль Комерсио» статью про гравированные камни, найденные им в погребениях до-инкской эпохи. Вместе с археологом Алехандро Ассерето из Перуанского Национального попечительского совета по археологии он раскопал несколько погребений и нашел два камня. На одном была изображена летящая птица, на другом – стилизованная звезда. В 1968 году Ассерето опубликовал книгу по археологии провинции Ика, в которой уточнил, где были найдены эти камни. Первый они с Кальво обнаружили в погребении в секторе Тома Луз в Асьенда Кальянго (долина Ика) 20 августа 1966 года. Позже, 11 сентября вдвоем с Кальво они раскопали погребение культуры паракас на холме в секторе Ла Банда (район Окукахе) и нашли в нем второй камень с гравированным изображением. Эти камни были переданы в Региональный музей города Ика. Таким образом, уже в самом начале активного исследования данного феномена профессиональным археологом и представителем официальной науки была на практике подтверждена подлинность гравированных камней как археологических артефактов. И эти факты были опубликованы в официальных изданиях.
Более того, в последние годы упоминания о камнях Ики были обнаружены и в письменных источниках. Так, иезуитский миссионер отец Симон, сопровождавший Франсиско Писсаро в его кампании 1535 года, упоминал в своих записках о гравированных камнях на территории долины Ика. Сохранились сведения, что в 1562 году в Испанию вместе с другими предметами индейских культур Перу были отправлены несколько камней с гравированными рисунками. Но их дальнейшая судьба, естественно, неизвестна. Индейский хронист Хуан де Санта Круз отмечал в своей хронике «Сообщение о древностях королевства Перу» (1613), что в период правления Инки Пачакути множество гравированных камней было обнаружено на территории царства Чинча в провинции Чинчаюнга (соответствовала как раз центральному побережью Перу). Интересный факт: казалось бы, зачем хронисту, описывавшему величие погибшей империи, упоминать о каких-то там камнях с рисунками?
Известный французский исследователь древнейшей истории человечества Робер Шарру дважды посещал Хавьера Кабреру (в 1973 и 1974 гг.) и знакомился с коллекцией его камней. В 1974 году в Париже вышла книга Шарру «Таинства Анд», в которой он уделил значительное место описанию коллекции камней Ики. Шарру высказывал в своей книге идею о том, что человечество на многие миллионы лет древнее, чем это принято считать. И камни Ики он рассматривал как одно из решающих доказательств этого. Благодаря авторитету и известности автора, книга моментально стала бестселлером. В декабре того же года одна из крупнейших газет Лимы «Экспресо» опубликовала рецензию на эту книгу. А на следующей день в этой же газете началась публикация серии из шести статей под общим названием «Послание другого великого человечества». Статьи были написаны журналистами газеты на основе обширных интервью с Хавьером Кабрерой, в которых он изложил свою концепцию на феномен камней Ики. И вот тут-то и последовала мощная ответная реакция.
Через три недели, в январе 1975 года, столичный журнал «Мундиаль» напечатал статью под названием «Сделано Базилио Учуйя». Статья не имела авторской подписи, равно как и фотографии, приведенные в ней. На тринадцати (!) страницах доказывалось, что камни Ики – современная подделка и что все они сделаны двумя крестьянами из городка Окукахе: Базилио Учуйя и Ирмой Гутиеррас. В статье говорилось, что группа журналистов отправилась в Окукахе (уже зная имена изготовителей) с целью взять у них интервью. Они нашли жену Учуйя, и та поведала журналистам, что ее мужа и Ирму забрали в полицию, чтобы взять показания о гравированных камнях. В полиции Учуйя заявил, что все камни он вырезал сам, и это же подтвердила Ирма. (фото 5). Это вполне естественно. Признание в том, что они уакерос, грозило им тюремным заключением сроком до двух лет. А у каждого из них были многодетные семьи по восемь детей. Они также заявили, говорилось в статье, что большинство своих изделий они продали доктору Кабрере, а остальные – туристам.
Далее, согласно статье, Ирма Гутьеррас показала репортерам, где она находила камни для своих поделок. История выглядит достаточно нелепо. Ирма отвела журналистов за пару километров от своего дома и показала две ямы глубиной до 1 м, заявив, что из таких ям она и доставала необработанные камни. «Дотошные» журналисты попросили провести контрольный эксперимент. Ирма после полутора часов работы выкопала яму глубиной в полметра и нашла, наконец, камушек размером с мандарин и весом в полкило. И, оправдываясь, заявила, что уже ранее она говорила журналистам, что найти такие камни галечного типа очень сложно. Где добывал камни для своих поделок Учуйа, в статье не говорилось.
Примечателен и следующий момент статьи. Ирма утверждала, что за неделю она изготавливала по 20-25 небольших (величиной с апельсин) камней с рисунками. И доктор Кабрера платил ей по 20-25 солей за каждый камень. Базилио же заявил, что начал изготавливать камни в 1965 году, но за последние два года он не сделал ни одного из-за нехватки времени. Кроме того, по словам Учуйя, он использовал газеты и учебники с изображениями древних животных как образцы для своих поделок. В статье даже приведена фотография, на которой Базилио демонстрирует разворот какого-то журнала с изображениями динозавров.
В статье также приводится текст письменного заявления Базилио Учуйя, которое журналисты попросили его сделать. Базилио признавался в письменном виде, что «все гравированные камни из коллекции Кабреры были сделаны им самим». Он также описывал технологию изготовления, которая выглядела очень просто: изображения Базилио вырезал ножом, потом обмазывал камни глиной, для придания им древнего вида, потом очищал их и полировал при помощи обувной ваксы. И так на протяжении десяти лет он изготавливал камни и продавал их доктору Кабрере, которого знал под именем доктора Сотил. Хотя для непредвзятого взгляда сразу становится очевидным, насколько материал «притянут за уши». Так, в той же статье приводится прямой диалог репортера и Базилио, в котором журналист спрашивает, знал ли доктор Кабрера, что камни сделаны Базилио. На что тот отвечал утвердительно. И здесь же далее на вопрос, для чего Кабрера покупал такие поделки, Базилио ответил, что доктор проводил какие-то исследования и просил достать ему камней еще.
И подобных несуразиц в статье множество. В своем письменном заявлении Учуйя указывал, что все камни в собрании Кабреры сделаны им самим. Чуть ранее авторы статьи сами приводили слова Ирмы Гутьеррас о том, что она тоже изготавливала камни для Кабреры. Журналисты, готовившие материал, игнорировали, наличие гравированных камней в собрании братьев Сольди. Равно как они могли просто не знать о книге Германа Базе, который писал, что массовое появление гравированных камней произошло в Окукахе в 1961 году, т.е. за четыре года до того, как их начали изготавливать «герои» статьи. Однако журналисты посвятили отдельную главу коллекции гравированных камней, собранную Агурто Кальво. По их словам, эти камни, имеющие изображения цветов, местных животных и т.п., являются подлинными. В отличие от камней из собрания Кабреры.
Таким образом, совершенно очевидно, что данный заказной материал был направлен на дискредитацию Хавьера Кабреры и его собрания. Подтверждением этого служит и еще один факт. Через два дня после публикации статьи в «Мундиаль», в другой столичной газете, «Коррео», вышло интервью с директором Регионального музея Ики Адольфо Дженкисом, в котором он заявил, что гравированные камни были изготовлены Базилио Учуйя. В этой публикации также были использованы несколько фотографий из статьи в «Мундиаль» (и ни одной новой). Кроме того, директор заявил, что он не видит смысла в проведении их научной экспертизы, поскольку его североамериканский друг археолог Джон Роу заявил, что камни являются современной подделкой. Джон Хоуленд Роу (1918 – 2004) в свое время являлся признанным авторитетом по доколумбовым культурам древнего Перу. Основным объектом его исследований была инкская цивилизация, хотя сам Роу открыл и несколько поселений культуры наска. Но здесь следует подчеркнуть, что активную полевую работу в Перу он закончил в 1943 году. Остальную часть своей жизни он занимался преподаванием и публикацией своих материалов в различных научных и популярных изданиях. Кроме того, Роу является одним из составителей хронологии древних андских цивилизаций. Мог ли такой оплот академической науки признать камни Ики подлинными и, тем самым, просто перечеркнуть собственную научную работу и карьеру?
Я специально остановился столь подробно на этих материалах. Две статьи, опубликованные в центральных изданиях, по сути дела, поставили официальное «клеймо» на феномене камней Ики, объявив их современной подделкой. Даже сегодня, спустя тридцать лет, в небольших заметках, посвященных этому вопросу, я иногда натыкаюсь на ссылки типа «еще в 1975 году специалистами было установлено, что камни Ики изготавливались местными перуанскими крестьянами для продажи туристам…». Хотя, не побоюсь повториться, никто из специалистов (будь то археологи или искусствоведы) на тот момент не проводил какую-либо экспертизу камней из собрания доктора Кабреры.
В статье из «Мундиаль» открытым текстом написано, что прежде чем поехать в Окукахе, журналисты проконсультировались в Ике насчет того, с кем им разговаривать. Им дали имена Учуйя и Гутьеррас. В статье также приводится примечательное интервью с префектом департамента Ика Энрике Эгуагирре. Относительно Учуйя и Гутиеррас он говорит, что это «простые люди, которые живут мелкими продажами». Префект говорит, что после следствия власти приняли их заявление, и на этом вопрос был закрыт. Но, оговаривается далее чиновник, «существуют люди, заинтересованные в этом деле, которые даже звонят ему порой из Лимы и говорят, что надо делать»…
И последний штрих. В конце статьи в «Мундиаль» написано, что в 1968 году, когда доктор Кабрера был директором Дома культуры в Ике, он уже обладал коллекцией из 15 000 (!) гравированных камней. Т.е. авторы статьи не удосужились сделать элементарные подсчеты. Если бы Учуйя и Гутьеррас не покладая рук, не занимаясь ни хозяйством, ни детьми, только бы и изготавливали гравированные камни для доктора Кабреры, тогда бы за два года (с 1966 по 1968) они смогли бы сделать не более 5 000 камней. Как говорится, комментарии излишни.
Эрих фон Дэникен писал, что сам он лично был знаком с Базилио Учуйя и тот признавался, что изготавливал гравированные камни и некоторые из них есть в коллекции Кабреры. Но при этом Учуйя утверждал, что изготовил для продажи не более пары сотен подделок, имитируя подлинные образцы гравированных камней. При этом, по его словам, Учуйя предупреждал при продаже, что его камни являются имитацией.
Деннис Свифт также был близко знаком с Базилио Учуйя. Деннис восемь раз посещал Перу исключительно с целью изучения феномена камней Ики. По его словам, Базилио был неграмотным. Во всю эту историю с коллекцией Кабреры он был вовлечен насильно. Будучи поставленным перед выбором – тюрьма за торговлю древними артефактами или признание в том, что именно он был автором камней Ики, Учуйя, естественно, предпочел второе. После нескольких лет знакомства с Деннисом Свифтом он стал более откровенным. Учуйя признавал, что занимался торговлей камнями Ики, но ему после истории с доктором Кабрерой в 1975 году была выдана своего рода «индульгенция». Более того, он отвел Свифта на некрополь Тома Луз, тот самый, где Ассерето обнаружил камни в древних погребениях. Это огромный некрополь, содержащий тысячи древних могил. Уакерос раскапывают его на протяжении целого столетия. Свифт и Учуйя осматривали недавно ограбленные могилы и в одной из них обнаружили гравированный камень, вмурованный в стенку погребальной камеры. Уакерос просто не обратили на него внимание. Учуйя признавался Деннису, что изготавливал камни для продажи в качестве сувениров, но не более 5-6 штук в месяц, поскольку работа очень трудоемкая. Сделанные им имитации значительно отличались от подлинных камней, как в технике гравировки, так и по изображениям. Например, Учуйя мог изобразить рядом с динозавром самолет или автобус и часто вырезал на камне свои инициалы. Кроме того, Базилио Учуйя признал, что предлагал гравированные камни доктору Кабрере, но все они имели подлинное происхождение, т.е. были найдены им в до-испанских погребениях.
Впрочем, ни сам доктор Кабрера, ни другие исследователи не отрицали факта наличия поддельных камней Ики. Но имитации появились на рынке только в самом конце 60-х годов, когда вокруг камней Ики началась шумиха, и они стали известны широкой публике. Полагаю, что после официального «закрытия проблемы» камней Ики, изготовление подделок прекратилось (к этому вопросу я вернусь позже).
К вопросу о «фальсификаторах». Эту фразу, как ключевую, я буду использовать на протяжении всей книги для того, чтобы заострить внимание читателя на тех деталях или фактах, которые никоим образом не укладываются в официальную версию о современном происхождении камней Ики. Так вот, журналисты из «Мундиаль», подробно описывая процесс изготовления подделок, совершенно упустили столь яркий факт, как наличие в собрании Кабреры нескольких сотен камней, чьи размеры в десятки раз превышают описанные в статье небольшие камушки. И любой резчик по камню, полагаю, скажет, что даже при помощи современной техники покрыть художественной гравировкой гранитный валун метрового диаметра, отнюдь не рядовая работа, тем более для художника-любителя. А ведь упомянутые изготовители подделок были простыми перуанскими крестьянами, а не профессиональными резчиками по камню.
Таким образом, в 1975 году камням Ики был вынесен приговор. И сделано это было не специалистами по древней истории Америки и не искусствоведами. Специалисты просто отстранились от этой проблемы. Вердикт был вынесен средствами массовой информации при помощи стандартных методов и согласно принципу «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Революционное открытие в области наук о Земле и живой жизни на ней не состоялось. Наши представления об эволюции человечества не изменились. Впрочем, подавление «революционной ситуации» в различных отраслях научного знания можно назвать совершенно типичным явлением для истории нашей цивилизации за последние полтора столетия. Вопросы о том, почему это происходит, какими методами достигается и кому это выгодно, выходят за рамки данной книги и находятся вне моей компетенции, поэтому останавливаться на них я не буду.
Официальное непризнание камней Ики не остановило Хавьера Кабреру. Через год, в апреле 1976 года, он опубликовал свою книгу «Послание гравированных камней Ики», в которой дал общее описание коллекции по основным темам и рассказал вкратце об истории ее формирования. Большую же часть книги он посвятил развитию своей концепции доисторического человечества, на которой я остановлюсь ниже. Позже его книга была переиздана еще 11 раз на испанском, португальском и английском языках. К сожалению, все переиздания выпускались небольшими тиражами и сопровождались одними и теми же старыми фотографиями неудовлетворительного качества. И на протяжении двадцати лет, насколько мне известно, другие исследователи почти не публиковали работ на эту тему. Единственным исключением была книга испанского исследователя и популяризатора загадок древней истории Хуана Бенитса. В 1975 году он опубликовал результаты своего знакомства с коллекцией камней Ики под названием «Существовало другое человечество».
В 90-ые годы прошлого века Эрих фон Дэникен выпустил книгу «Послания и сигналы из Вселенной». В ней он значительную часть уделил описанию коллекции доктора Кабреры. В 2003 г. один японский автор опубликовал свою книгу о камнях Ики. В 2006 г. Денис Свифт на собственные средства издал книгу «Тайна камней Ики и линий Наска», в которой он подвел итоги своих многолетних исследований загадок древнего Перу. К сожалению, его книга также скудна иллюстративным материалом (менее 50 фотографий, из которых только половина изображает камни Ики), не дающим адекватного представления о масштабах феноменального собрания доктора Кабреры. Однако примечателен следующий факт. В своей книге Денис Свифт приводит фотографию погребения культуры наска, в котором рядом с мумией был найден камень с гравированным изображением (фото 6). Сюжет изображения – человек вместе с динозавром (вероятно, детенышем) подотряда зауроподовых. Подобные сюжеты довольно часто встречаются в собрании доктора Кабреры. На это захоронение случайно наткнулся местный крестьянин в 2001 году, когда копал свое поле на самой границе плато Наска (в 25 км к югу от одноименного города). Приглашенные на захоронение местные археологи, датировали данный комплекс периодом 400 – 700 гг.н.э., отнеся его к культуре наска. Принципиальное значение имеет тот факт, что данный камень был найден in situ, в не потревоженном погребении.
Начиная с 80-90-х годов в различных периодических изданиях разных стран мира начали появляться отдельные статьи о камнях Ики. О коллекции доктора Кабреры было снято несколько документальных фильмов американскими, английскими, японскими телекомпаниями. Так одна из американских компаний в рамках сериала «Таинственное происхождение человечества» выпустила в 1997 году два фильма под общим названием «Искусство юрского периода». Одна часть была посвящена камням Ики, другая – коллекции из Акамбаро (о ней тоже будет идти речь в этой книге). Несмотря на интригующее название, суть фильма сводилась к тому, что оба собрания являются искусными современными поделками.


Рецензии