Платон. Прочь из Афин!
Предыдущая глава http://stihi.ru/2021/11/11/7166
58
Тёмная ночь заслонила Элладу,
Звёздной накидкой укрыв небосклон,
Молча философ метался по саду,
Словно нарочно нагуливал сон.
Думал Платон о нечаянной встрече
С умной, красивой, несчастной женой,
Вспомнил дословно он женские речи,
Что поразили своей глубиной.
59
Не замечал он спокойствия ночи,
Думал, волнуясь, Платон о своём:
«Жаль, что у душ неоткрытые очи,
Им недоступен Земли окоём,
Ибо живут по особым законам:
Тайные цели у каждой — свои —
Грезит иная душа Геликоном,
Ей не потребны ни власть, ни бои.
60
Значима связь меж душой и сознаньем,
Но виноват человеческий нрав —
Он озабочен своим пониманьем,
Цели душевные сильно поправ.
Можно ли душу открыть, словно двери?
Сложный вопрос, но я думаю «Да!»,
Мы же во сне бродим в этой пещере,
Видя запретное в ней иногда…»
61
Грустно смотрела на Землю Селена,
Видела в роще Платона она:
«Бродит, как будто свершилась измена,
Коя лишила несчастного сна.
Сон — это отдых, от хвори леченье,
Лёгкой души над планетой полёт,
В снах человек не узрит огорченья —
Слаще они, чем таврический мёд.
62
Только не всем чары Ги;пноса в радость —
Спит беспробудно мой Эндимион,
Горечью пахнет медовая сладость —
Встречи со мною любимый лишён…»
Ночь принялась поднимать покрывало,
Волю давая румяной заре,
Вскоре Платон, передумав немало,
Понял, что бродит уже во дворе:
63
«Надо немедля, найти мне Сократа,
Он бы развеял терзания все!
Мысленно я не достиг результата,
Хоть и бродил до утра по росе!»
Скоро изрёк он Сократу сомненья:
«Молви, учитель, насколько я прав?
Должен быть ум у души в подчиненье,
Знанья и опыт столетий вобрав?»
64
«Ты, ученик, размышляешь серьёзно —
Прямо в вопросе нашёл ты ответ!
Эта проблема для всех грандиозна,
А для тебя в этом трудностей нет!
Созданы люди руками титана,
Только душа в них — божественный дар,
Многим проведать все тайны желанно,
Манит, как пчёл вожделенный «нектар».
65
Знай, друг Платон, что бессмертны все души,
В них изначально таится добро,
Голос душевный сердечного глуше,
Только она — человека ядро.
Жаль, что архонты отринули это,
Глупо считая, что люди — рабы
Жадных до власти геронтов Совета,
И на короткой цепи у судьбы.
66
Только учти, это — личное мненье,
И не доказан никем постулат.
Может быть, ты дашь всему объясненье?» —
Этим закончил тираду Сократ.
«Разве архонты глупы, как бараны,
Не понимают, что в нас есть душа?»
«Знанье добра нарушает их планы,
Правят они, зло бесстыдно верша!
67
Будь с нашей властью, Платон, осторожней,
Чтоб не попасть под негласный надзор —
Спорить нельзя с головою порожней,
Старый Совет на репрессии скор!
Видишь, как топчется в красном хитоне
Тот, кто приглядывать должен за мной?
Вот он прижался спиною к колонне,
Прямо под этой высокой стеной!»
.
68
«Но почему ты архонтам опасен?
Ты ж — не спартанский лазутчик, не вор!»
«Старцы — герои эзоповых басен,
Я ж открываю на них людям взор
И не даю обмануться народу,
Вот демократы за это и злы!
Хочется им, чтоб я власти в угоду
Молвил о ней всюду много хвалы.»
69
«Может быть, надо уехать, мыслитель?
Есть у хороших друзей корабли!»
«Честному каждый тиран, как мучитель,
Будь это здесь или где-то вдали.
Ради чего уезжать из столицы,
Чтобы спастись от темницы сырой?
Все люди будут под слоем землицы —
Честный пейзанин, тиран и герой!
70
Нет, я до смерти останусь в Афинах,
Старому древу не страшен топор!
Патриотизма хватает в сединах,
Чтоб с демократией выдержать спор!»
«Странные мысли являешь, учитель —
Не беспокоишься ты о себе,
Будто собрался к Аиду в обитель,
Старым врагам уступая в борьбе!
71
Мы за приверженцев наших в ответе,
Если меняем их жизненный взгляд,
Ученики — повзрослевшие дети,
Напоминают подросших ягнят!»
«В жизни нельзя от всего быть свободным… —
Молвил, задумавшись, мудрый Сократ. —
Непротивленье законам природным
Часто даёт неплохой результат.
72
Пусть всё идёт, как назначено роком,
Мне уж не сбиться с дороги прямой,
Каждая жизнь ограничена сроком,
Скоро шагну я в десяток восьмой…»
…Так продолжалось ученье Платона,
Зрил ученик, что учитель стал сед,
Но мудрецу верил он неуклонно,
Думая встать на пути скорых бед.
73
Только несчастья явились нежданно:
Был в атеизме Сократ обвинён,
Будто он всем молодым неустанно
Молвил, что мир не богам подчинён,
Будто философ не стал жить с женою,
К юношам стал проявлять интерес,
Храм обходил он всегда стороною,
Им отрицался могучий Зевес.
74
Весть, что учитель был брошен в темницу,
Стала поклонникам чёрной стрелой,
Ужас тогда охватил всю столицу,
Правила власть демократии злой.
Дикая ложь надломила Платона —
Верить нельзя в справедливость суда!
Подлость прокралась под свод Парфенона,
В город входила большая беда.
75
Собраны были уже откупные —
Ученики предлагали залог,
Но у судей были цели иные —
Пойман философ был в крепкий силок.
Поторопились правители с карой —
Бунта в Афинах боялись они,
Суд был неправым над личностью старой —
Смерть присудил он без лишней возни.
76
Эта кончина сразила Платона,
Впал молодой ученик в забытьё,
Тело пылало в огне Флегетона —
Так потерял он здоровье своё.
Молвили лекари: «Ждите Таната,
Шансов на жизнь здесь практически нет,
Это Сократова смерть виновата,
Гибнет от тяжкого горя атлет…»
77
Так уж бывает, что сильного телом
К смерти приводит душевная хворь,
И для него станет тяжким уделом —
Жизнь у Аида без солнца и зорь.
Только не взял прядь волос у атлета
Грозный Танат, предвещающий смерть,
И, проболевши в течение лета,
Встал исхудавший философ на твердь!
78
С ужасом вспомнил Платон все событья:
Как и за что был отравлен Сократ,
И, повинуясь веленью наитья,
Спешно покинул божественный град...
...Вышел наутро корабль из Пирея
В необозримую синюю даль,
Молвил Платон: «Позабыть бы скорее
Город, в котором порочна мораль…»
Глоссарий:
Аид — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших. Один из двенадцати великих богов Олимпа. Люди, из страха старались вслух это имя не произносить. Аид мог становиться невидимым. Имя «Аид» означает: «невидный», «незримый».
Архонты (Архонт. др.-греч. — начальник, правитель, глава.) — высшие должностные лица в древнегреческих полисах. Этот титул носили высокопоставленные вельможи.
Афины — названный в честь богини Афины, богатый и мощный древнегреческий полис, город-государство в Аттике, игравшее с V века до н. э. ведущую роль в истории Эллады. В Древних Афинах сформировалась демократия, получили классические формы поэзия, искусство театра и философия.
Геликон — гора в Средней Греции, на юге Беотии. На ней обитали прекрасные музы, покровительствовавшие искусствам.
Гипнос (др.-греч. «сон») — бог сна, сын Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака). Брат-близнец бога смерти Танатоса.
Демократия (др.греч.«народовластие» от демос «народ» + ;ратос «сила») — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Зевес (Зевс, Кронид, Кронион, Олимпиец, Громовержец) — великий бог, царь всех богов Эллады, самый сильный из детей Крона и Реи, отец великого героя Геракла. Его дворец расположен на Олимпе.
Парфенон (др.-греч. «дева», «чистый») — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.
Платон — наиболее известное второе имя Аристокла, (род. между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же). Платон («широкий», широкоплечий) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Селена — богиня Луны, титанида, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос.
Сократ – один из наиболее известных и уважаемых философов Древней Греции, чьи идеи прошли сквозь две тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью. Сократ пытался постичь устройство природы, мира и человека. Точная дата рождения Сократа неизвестна. Считается, что он появился на свет в 469 г. до н.э. в Афинах.
Танат (Танатос) — бог смерти, уносящий души в Аид, брат-близнец бога сна Гипноса. Он отрезает мечом прядь волос у обречённого в знак смерти, исторгая душу.
Флегетон (Пирифлегетон) — огненная река в подземном царстве Аида, впадающая в Ахерон.
Эзоповы басни, Эзоп — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно он жил около 600 г. до н. э. Басни Эзопа сатиричны и глубокомысленны. В них с юмором описаны человеческие пороки. Басни Эзопа одновременно побуждают человека к действиям и работой над собой и порицают глупость и зло.
Эллада — Древняя Греция.
Эндимион — знаменитый своей красотой сын царя Карии, пасший лучшие стада отца в долине горы Латмос. Его полюбила богиня луны Селена, захотела выйти за него замуж и попросила царя богов Зевса даровать Эндимиону вечную молодость, забыв попросить бессмертия для него. Зевс смог даровать юноше вечную молодость только погрузив Эндимиона в беспробудный сон. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускается в грот, нежно склоняется над спящим красавцем, и говорит ему слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, он не в силах приподнять веки и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть.
Свидетельство о публикации №121111200840
Старому древу не страшен топор!"Всех Вам благ!С теплом,Нина
Нина Филипповна Каменцева 11.12.2021 18:51 Заявить о нарушении
Но не ясно мне, почему их не было в Египте и на Ближнем Востоке.
Благодарю Вас, Нина, за добрый отзыв!
Алексей Сальниковъ 13.12.2021 12:52 Заявить о нарушении