интонация и стих

интонация и стих
06:25
Публикация номер 9430

в настоящее время уже мало-мальски интересующийся поэзией человек знает, что даже записанный без построчной разбивки текст может являться стихотворением, если так позиционируется автором, предлагается как поэтическое произведение, а автор явно или неявно себя представляет в этом тексте словесником поэзии.

конечно, часто текст просто не выделен построчно, строчки не выделены графически, так что проблема лишь в графике, с которой экспериментировать часто очень интересно, и человек, читающий текст, в отличие от слушающего, даже не ожидая стихотворения, принуждается вопреки графическому виду воспринять построчное деление написанного-напечатанного речевого произведения - существует система пауз, не соответствующая некоей разговорно-речевой, "лишние" и "проглоченные" паузы, кроме того - существует слоговая организация, иная чем в разговорной речи, система повторов и созвучий, выделяемая даже невольно, принуждаемая текстом - и тогда текст вынуждает читателя читать текст как стихотворный - меняя длительность и громкость гласных и какую-то окраску согласных.

те теоретики, которые продолжают придерживаться уже мало кем поддерживаемой концепции исключителного привнесения интонации голосом чтеца вслух, исполнителя, для слушателя, игнорируют уже несколькотысячелетнюю историю словесности, с появлением письменности, вначале служившей лишь для консервации устной речи, но позже ставшей провокацией внутренней речи, сделавшей форму письменной речи самостоятельной, развивающейся по своим законам, отличным от устной и внутренней.

мелодика стихотворной речи подобна музыкальной, в тексте задается и мелодическая основа, и как содержание, нарочито представленное смыслом и значением элементов, фрагментов и целого  иначе, чем разговорная речь - что отличает от прозы, существенно имитирующей разговорную речь - во всяком случае отличая от неё иными средствами, - но мне представляется что некая манера прозовика в верлибре, подчеркиваемая так же и исполнением вслух, да ещё с намеренным избеганием традиционных поэтических выразительных средств, сравнения, метафоры и тп, сделала попытку отказа от собственно поэтического, направила такое  стихотворчество в сторону "бесполого" вида, где "навязывается" принципиальное отсутствие формальных признаков художественности, подразумевая некое наличие художественности без формальных признаков.

прозовик поэтому есть нечто особое и включать его в разнообразие стихотворной речи следует с маркировкой его самоопределения как не-стихотворения.

вся же стихотворная система, так себя позиционирующая, предполагает креацию поэтической речи, особо интонированной, мелодической и ритмической, в традиционном стихосложении - простыми формами, где ритм задается метром, а мелодика ограничивается исключительно напевностью, "подвыванием",

это верметр, его выразительные возможности богаты, но интонационные средства ограничены, пусть тоже упрощать, что одни размеры выражают один тип интонаций, а тем более - настроений и чувств, - не следует, верметр даже подчёркивает мощь воздействия выразительных средств, тогда как неметрическая стихотворная речь богата интонационными типами, способна передавать чувства и настроения минимумом художественных выразительных средств, что обусловливает её внешнюю "не выразительность", "скучность" - но хотя бы одно из всех средств - аллитерирование, использование звуков речи как некоей ритмической системы - может придать верлибру необыкновенную напевность и эмоциональную окраску, живость разговорной речи, лишенной искусственности верметра.

         12 ноября 2021 года примерно 07:07

***


© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121111201384


Рецензии
Было бы очень интересно и поучительно, если бы теорию разбавить ( или наоборот, уплотнить) образами-примерами разбора стихов или прозы, взятых наугад из стихов.ру.

Владимир Кромкин   04.10.2024 22:52     Заявить о нарушении
Да, у меня неудачные были попытки, хотя и были. Лет десять занимался звуками в стихах, интересно было - но потом забросил, следов не оставил, кажется, перешел на ма тематический аппарат, да и это наскучило.
Я у себя нахожу рукописи очень старые, юношеские, не выбросил, удивительно, а с каких-то лет заметки стали теряться, так что, интернет многое стал сохранять, это с 2008 года примерно, кажется.
Уже только общие идеи, абрисы, повторения, будто себя убеждаю, а только идеями, а не фактами.
Возможно, много стихов запрещает исследования конкретные, нет интереса.

Август Май   05.10.2024 04:37   Заявить о нарушении
Фокус в том, как направить фокус внимания. Всяк поэт противится критике ( себя не отношу, наоборот, чем разгромней и детальней, тем интересней и полезлительней, может потому что не отношусь серьезно к своему словосочинительству). Но одно дело, когда оценка банальна до тупости, типа, это ужас, это не стих, мне не понравилось, не ямб и т.д. ( хотя и здесь забавно порокироваться, наблюдая реакции и черты характера оппонента), другое исследовать безоценочно ( хотя и здесь есть вероятность затронуть чувствительные струны творца)). В конце концов глубины в постижении можно достичь даже сранивая момент творчества с процессом приготовления яичницы, были бы воображение и аналитический аппарат в норме, на чем жарить, сало, масло,.. какие яйца.. какой огонь.. а сковорода.. а время..))) Найди аналоги, четко согласуй единство смыслов, и блюдо получится в зависимости - какой кулинар).

Владимир Кромкин   05.10.2024 08:04   Заявить о нарушении
Понятно. Я больше смотрю на личность критика. И опаснее - это комплименты, хотя, уверен, я спокоен, пусть и не так много меня хвалят. Есть люди, которые просто все не могут не отрицать, они и не думают об аргументах, им не это надо. Что до разборов - здесь совсем нет классических, все поверхностно, о форме говорят, но о связи формы содержанием - никто.
Кажется, самое плохое - самим хорошим поэтам самоизолироваться, понимая, молчать.

Август Май   05.10.2024 12:28   Заявить о нарушении
Вот и я о том же. Критика в ноль. Либо боты, либо петушка хвалит кукуха))

Владимир Кромкин   05.10.2024 12:51   Заявить о нарушении
Так что, очевидно, беседы - это лучшее средство, это.... нормальность, которая нужна... даже таким, кто пишет "странно" немного...

Август Май   06.10.2024 03:56   Заявить о нарушении