Конкурс - Метаморфозы жанра. Ноябрь 2021
Чтобы справиться с осенним сплином и разбавить скучные серые короткие дни остроумием и даже юмором, почему бы не остановиться на весьма молодом развивающемся в наши дни жанре, который уже полюбился многим? Да и вы, друзья, наверняка, пробовали себя в нём... Но ещё ради забавы мы рассмотрим даже два жанра, из-за его схожести!
Итак, НОЯБРЬ-21 объявляется месяцем жанров юмористической миниатюры:
ПОРОШОК И АРТИШОК
В начале появились пирожки. В жанровом отношении прототипами пирожков называют, с одной стороны, частушку и особенно её разновидность — нескладуху, а с другой — традиционные жанры японской поэтической миниатюры: танка, хайку и особенно шуточное трёхстишие сэнрю.
Непосредственно в русской поэзии жанр пирожков, по мнению исследователей, «возник под влиянием иронической поэзии рубежа веков, восходящей к поэтике обэриутов», среди разновидностей этой иронической поэзии называют «садистские стишки» Олега Григорьева, «гарики» Игоря Губермана и одностишия В. Вишневского.
Пирожки называют жанром интернет-фольклора, комическим речевым жанром, направлением литературы нонсенса.
С формальной точки зрения пирожок представляет собой четверостишие, написанное четырехстопным ямбом по схеме 9-8-9-8 (то есть по 9 слогов в первой и третьей строчках и по 8 слогов — во второй и четвёртой), без рифмы, без знаков препинания и дефисов, строчными русскими буквами. В пирожках нередко встречаются отклонения от орфографической нормы: например, тенденция к образованию дополнительного слога с вершиной в сонорном согласном оформляется на письме дополнительной гласной буквой (пётыр, октябырь).
Многие авторы подчёркивают игровой характер пирожков. С точки зрения формы игровой характер пирожков выражается в нестандартном, отклоняющемся от нормы использовании языка, что часто приводит к комическому эффекту; в различных языковых играх. С точки зрения содержания игровой характер пирожков проявляется, например, в неожиданных смысловых поворотах; так, первая часть текста может подвергаться парадоксальному переосмыслению во второй части, в том числе благодаря внутрисловной антонимии:
как можно жить совсем без хлеба
и с непомытою плитой
спросил андрей и сразу умер
по крайней мере для меня
(vera)
Нередко обыгрываются известные исторические личности, персонажи и сюжеты[13][10]:
а где тут руль спросил гагарин
деревня буркнул королёв
ещё спроси а где тут вожжи
ещё поехали скажи
(garwuf)
По мнению некоторых авторов, пирожки выражают «игровое отношение к ощущению трагизма жизни и абсурдности бытия».
ПОРОШОК— сходный поэтический жанр. От «пирожков» его отличают наличие рифмы (между чётными строками — обязательна, между нечётными — факультативна) и «неровный» размер 9-8-9-2, по словам создателей жанра, унаследованный от экспромта Mindless Art Group:
В плену аборигенов стонет
Отважный Леонард Кокто
Ему засовывают в ноздри
Пальто.
Пример порошка:
румяный толстый и весёлый
лежит тюлень на берегу
я не тюлень но точно так же
могу
(ай эм)
Ввиду новизны «пирожково-порошкового» явления исследователи еще не пришли к единому мнению о том, как же его назвать: «креативная деятельность», «упражнение в остроумии», «одно из направлений нонсенса и абсурда», «юмористические стихотворные жанры», «сетевая ироническая поэзия», «жанр интернет-фольклора»и т. д.
Помимо несомненного родства с пирожками прослеживается тоже влияние на порошки и японских хокку, и лимериков, и «гариков», и одностиший В. Вишневского. Отмечается близость к фольклору за счет схожести с частушкой (четырехстрочная структура) и за счет анонимности.
Но у порошков есть жанровые особенности, которые и отличают их от непосредственного прародителя и от ряда других родственных жанровых образований. Порошки имеют четырехстрочную (катренную) форму с обязательным усечением четырехстопного ямба в последней строке. Количество слогов при этом равно 9-8-9-2 соответственно (по 9 слогов в первой и третьей строках, 8 — во второй, 2 — в заключительной). Важное условие — обязательная рифмовка между второй и четвертой строками.
Как и в «пирожковой» форме, в порошках недопустимо использование прописных букв и знаков препинания. В части орфографии авторы апеллируют к «Проекту 1964 года» (Грамота) и стараются максимально приблизить написание слова к его звучанию:
лежит арбуз манящ прохладен
заносишь нож едва дыша
а это гэмэо крыжовник
из сша
— oless
я обожаю целовацца
бывает стану влюблена
и всё целуюсь и целуюсь
одна
— Chrinstinct
Тематика порошков актуальна, авторы чутко реагируют на происходящие в обществе события. Но функция данного интернет-жанра состоит не столько в обозначении насущных проблем, сколько в их юмористическом обыгрывании. Нередко комический эффект создается за счет использования прецедентных феноменов (имена, тексты, высказывания, ситуации и т. д.):
интеллигент интиллегенту
по роже дал розенталём
и попросил быть грамотнее
при ём
— svirt
За счет частного повторения и использования в порошках появились свои узнаваемые персонажи, воспринимаемые как обезличенные и максимально типичные: олег, оксана, зухра и т. д.
в соревнованиях по йоге
олег потея и сипя
на радость всем заткнул за пояс
себя
— мюс
Благодаря интонационному выделению именно последняя строка чаще всего содержит неожиданную языковую игру, некую развязку:
умчи меня в страну оленью
лесной олень ну или лось
щас вспоминаю эту песню
сбылось
В свою очередь дочерним жанром порошка является артишок (размер 11-9-11-2)
зачем эту мерзкую дохлую мышь
принёс ты домой из детсада
ответил серьёзно трёхлетний малыш
надо
(Чук)
В нашем конкурсе мы будем рассматривать только ПОРОШКИ и в виде исключения АРТИШОКИ тоже, по желанию. Ведь мы за развитие жанра, не правда ли? Поэтому не будем останавливаться только на ямбе, возьмём и амфибрахий!
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности миниатюр ПОРОШОК и АРТИШОК:
• актуальность тематики
• ирония и юмор, возможно, даже сатира. Но в любом случае - остроумие!
• игровой характер в смысловых поворотах фраз и слов
• по форме четырёхстопный ямб (порошок) или четырёхстопный амфибрахий (артишок)
• присутствие рифмы обязательное в чётных строках и необязательное в нечётных.
• перекрёстная рифмовка - мужская и женская рифмы
• усечение последней строки - длина строки 1 стопа
• всё внимание на последнюю строку - элемент неожиданности
• использование стилистических приёмов и средств выразительности, включая игру слов и их звучание
• недопустимо использование прописных букв и знаков препинания (в редких исключениях - можно). В части орфографии авторы апеллируют к «Проекту 1964 года» (Грамота) и стараются максимально приблизить написание слова к его звучанию. Поэтому, полная свобода!
• обезличивание имён, которые становятся почти нарицательными
Если вам кажется, что этот жанр прост - вы глубоко ошибаетесь! Попробуйте и убедитесь насколько юмористическая миниатюра требует работы над словом и смыслом при блестящей идее, самой по себе!
Но только давайте договоримся - ни чёрного юмора, ни пошлости. и тем более нецензурных слов! Это в запрете! Нас интересует интеллектуальная игровая составляющая формы и содержания. А это гораздо интереснее, заверяем вас!
==============================
Верим в каждого участника, что он сможет доказать, что этот жанр достоин признания быть воплощением настоящего остроумия и может быть проявлением настоящего поэтического дара, а значит - таланта! Всё в ваших руках! Удачи!
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься ПОРОШКИ И АРТИШОКИ ОДНОЙ ТЕМАТИКИ В КОЛИЧЕСТВЕ ДО 4 миниатюр, ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, В ОДНОЙ ПУБЛИКАЦИИ НОЯБРЯ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к любому из разделов "ПАРОДИИ И ЮМОР", по вашему разумению.
Другие стихи приниматься не будут.
КОЛИЧЕСТВО - ДО 4 МИНИАТЮР ОДНОЙ ТЕМАТИКИ И В ОДНОЙ ПУБЛИКАЦИИ! Будьте внимательны!
Наш конкурс, по определению, лучшего порошка или артишока в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра! Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 ДЕКАБРЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №121111000803
Маллар Ме 01.12.2021 01:37 Заявить о нарушении