257. Прп. Феофил Киевский, Христа ради юродивый

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ФеОфил блаженнвй
Наш мир прокажЕнный.
С любовью обличал,
Бога в человеке величал.

ФеОфил блаженный,
Молитвеник смиреный,
Обличал с любовью,
Омывал Христовой кровью.

10 нрября 2021
Лариса Семенова Сидоренко
 ---------------
Ро­дил­ся в 1788 г. в се­мье свя­щен­ни­ка. Кре­щен Фо­мой. Мла­де­нец не при­ни­мал ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Чтобы спа­сти ре­бен­ка от го­лод­ной смер­ти, изум­лен­ная мать кор­ми­ла его кар­то­фель­ной жи­жей, раз­ва­рен­ной ре­пой и мор­ко­вью.
Суе­вер­ные со­сед­ки на­го­ва­ри­ва­ли ма­те­ри, что этот ре­бе­нок урод. Мать оже­сто­чи­лась про­тив ре­бен­ка и при­ка­за­ла слу­жан­ке уто­пить его в реч­ке. Та два­жды бро­са­ла его в во­ду, но хра­ни­мое Бо­гом ди­тя вы­ныр­ну­ло из во­ды и без­мя­теж­но спа­ло, слов­но в мяг­кой ко­лы­бе­ли. Слу­жан­ка в ис­пу­ге рас­пла­ка­лась и вер­ну­ла мла­ден­ца до­мой.
Оже­сто­чен­ная мать вы­хва­ти­ла ди­тя и по­бе­жа­ла то­пить са­ма. Она бро­си­ла его под мель­нич­ное ко­ле­со, но ко­ле­со оста­но­ви­лось. Вы­бе­жал мель­ник и до­стал ди­тя из во­ды. На­блю­дав­шая слу­жан­ка рас­ска­за­ла от­цу, и он пря­тал сы­на у доб­рых со­се­дей. А ко­гда умер отец, Фо­му от­вез­ли на вос­пи­та­ниe в Брат­ский мо­на­стырь на По­до­ле. Здесь он учил­ся гра­мо­те и при­нял мо­на­ше­ский чин. Жил в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре и Ки­та­е­вой пу­сты­ни.
За­бо­тясь о чи­сто­те ду­ши, он ни­сколь­ко не за­бо­тил­ся о чи­сто­те те­ла. Одеж­да его бы­ла вет­хая, с за­пла­та­ми, при­ши­ты­ми бе­лы­ми нит­ка­ми, и вся вы­пач­ка­на те­стом и мас­лом. На од­ной но­ге ис­тре­пан­ный са­пог, а на дру­гой – ва­ле­нок или ла­поть. Го­ло­ва все­гда по­вя­за­на бы­ла гряз­ным по­ло­тен­цем. На те­ле но­сил же­лез­ный по­яс с икон­кой Бо­го­яв­ле­ния в па­мять три­крат­но­го спа­се­ния от утоп­ле­ния. По­лу­чая пи­щу, он сме­ши­вал ее в од­ной по­су­де: и горь­кое, и слад­кое.
По Ки­е­ву ез­дил все­гда на быч­ке без упря­жи и вожжей и при­ез­жал имен­но ту­да, ку­да хо­тел бла­жен­ный – без воз­гла­сов и по­ну­ка­ний. Си­дя на воз­ку спи­ной к быч­ку, он все­гда чи­тал на ко­ле­нях Псал­тирь. Об­ли­чал тай­ные и яв­ные гре­хи при­хо­дя­щих к нему в Ки­та­е­во па­лом­ни­ков, от­че­го од­ни пла­ка­ли в рас­ка­я­нии, а у дру­гих от стра­ха и сты­да во­ло­сы ды­бом под­ни­ма­лись. Од­ной ба­рыне он вы­лил в по­дол на но­вое шел­ко­вое пла­тье це­лую мис­ку бор­ща (так об­ли­чил ее в пре­лю­бо­де­я­нии).
Од­на­жды мит­ро­по­лит Фила­рет спе­шил в Ки­та­е­во и не до­чи­тал свое мо­на­ше­ское пра­ви­ло. В ле­су он уви­дел Фе­о­фи­ла, си­дя­ще­го на са­мой вер­хуш­ке де­ре­ва с мо­лит­во­сло­вом в ру­ках. На во­прос мит­ро­по­ли­та: «Что ты там де­ла­ешь?» – он от­ве­тил, что до­чи­ты­ва­ет пра­ви­ло...
А для го­лод­ных стран­ни­ков рас­па­лил небес­ным ог­нем ко­стер без спи­чек (по­мо­лясь на небо) и сва­рил им ка­шу из тра­вы и ка­муш­ков. А ко­гда раз­ли­ва­ли в мис­ки, то ка­ша не умень­ша­лась, по­ка всех не на­кор­мил.
Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич, на­чи­ная вой­ну с Тур­ци­ей, хо­тел узнать у про­зор­лив­ца бу­ду­щее Рос­сии и по­ехал в Ки­та­ев­скую пу­стынь. Фе­о­фил, вый­дя на­встре­чу ца­рю, ис­ца­ра­пал се­бе до кро­ви ру­ки и ли­цо, раз­греб му­ра­вей­ник и улег­ся в се­ре­ди­ну его на спи­ну. Царь и мит­ро­по­лит дол­го про­си­ли его под­нять­ся, но он ле­жал не ше­ве­лясь, с за­кры­ты­ми гла­за­ми, скре­стя ру­ки на гру­ди, как по­кой­ник. По все­му те­лу его ко­по­ши­лись це­лые пол­чи­ща му­ра­вьев. И пред­ска­за­ние сбы­лось. Мно­го­чис­лен­ная ар­мия ту­рок (как му­равьи) на­бро­си­лась на Се­ва­сто­поль. По­гиб­ли храб­рые адми­ра­лы: Кор­ни­лов, На­хи­мов, Ис­то­мин и дру­гие, а царь, ис­тер­зан­ный за­бо­та­ми и пе­ча­лью о Рос­сии, скон­чал­ся в 1855 го­ду.
В день сво­ей кон­чи­ны Фе­о­фил при­ка­зал очи­стить его кел­лию от му­со­ра, за­жечь лам­па­ду и све­чи, по­ка­дить ла­да­ном. На во­прос ке­лей­ни­ка, за­чем все это, он от­ве­тил, что се­го­дня за ним явит­ся Ан­гел смер­ти и его на­до при­нять по-хри­сти­ан­ски. По­том лег на ска­мью, взял в ру­ки крест и по­слал к на­чаль­ни­ку пу­сты­ни ска­зать, чтобы уда­ри­ли в ко­ло­ко­ла, так как Фе­о­фил скон­чал­ся. На­чаль­ник по­бе­жал в кел­лию, так как не по­ве­рил ска­зан­но­му, но уви­дел, что Фе­о­фил уже ле­жал без­ды­хан­ным, а во­круг из­ли­вал­ся чуд­ный аро­мат...
Скон­чал­ся 28 сен­тяб­ря ст.ст. 1853 го­да на 65 го­ду жиз­ни. По­гре­бен у се­вер­ной сте­ны Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в Ки­та­ев­ской пу­сты­ни, ря­дом с мо­ги­лою Ки­е­во-пе­чер­ско­го за­твор­ни­ка До­си­фея.
И по­сле его кон­чи­ны, так же, как и при его жиз­ни, по­да­ет­ся не ме­нее ско­рая по­мощь в бо­лез­нях и скор­бях всем, с ве­рой при­зы­ва­ю­щим его имя, со­вер­ша­ю­щим у его мо­гил­ки па­ни­хи­ды.
14/27 июля 1993 г. Со­бор Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви под пред­се­да­тель­ством бла­жен­ней­ше­го Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Укра­и­ны, ка­но­ни­зи­ро­вал Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го иерос­хи­мо­на­ха Фе­о­фи­ла, при­чис­лив его имя к ли­ку свя­тых. А нетлен­ные его остан­ки пе­ре­не­се­ны в храм Свя­той Тро­и­цы и по­ко­ят­ся в но­вой гроб­ни­це.


Рецензии