Написанное 08. 2021-10. 2021

МЕЛОДИИ ДЕТСТВА
В мелодиях рассыпаны искры света. Гаснут они, и гаснут мелодии, остаётся музыка без берегов и пепел, осыпающийся на руины холодных очагов.
Домашний очаг. Его тепло согревает душу в периоды ветров, дующих из ущелий отражённого времени, ущелий, зорко всматривающихся в лица всех путников, которые проходят мимо них, и пытающихся уничтожить домашний очаг, живущий в каждом сердце человеческом.
Домашние очаги гаснут и разрушаются, и человек становится бесприютен и одинок, и бесприютность и одиночество гонят его от одного стихийного бедствия к другому, пока ум человека не будет разрушен полностью, а чувства его – погребены под завалами сумрачных воспоминаний.
Человек бродит среди пепла и черепков домашнего очага, среди потаённых рыданий музыки, среди бездыханных мелодий своей души и потухших искорок света и напевает колыбельную, которую ему пела мама, когда ему было четыре с половиной года.
19.08.2021

ПОДМЕНЫ
Свет падает мимо твоих рук, и холод его отсутствия обжигает, как лёд, в которое вмёрзло тебе дорогое имя.
Все, что было дорого тебе, превращается в отсутствие – тень вместо че5ловека, эхо вместо имени.
Сколько в мире живого, столько и подмен, и подмены потихоньку, незаметно заслоняют живое, а потом и подменяют его. Мир подмен растёт, а мир живого постепенно деградирует и вымирает за ненадобностью.
Когда человек нежен или необходим, он растёт, набирается опыта, чтобы в свете этого опыта гармонизировать свою жизнь.
Когда не нужен, он становится расслабленным, как вянущий цветок на высохшей почве. Или превращается в ледышку, копируя своей жизнью законы вечной мерзлоты.
Рядом с таким человеком легко замёрзнуть, а рядом с человеком, который нужен, всегда легко дышать, и верить, и любить.
20.08.2021

ИСТЛЕВШЕЕ
Истлевшие года рассыпаются в памяти, словно страницы сожженных книг, от которых остались лишь обложки  с именами авторов.
Память сохраняет имена, забывая деяния тех, кто эти имена носил, потому что память стремится сконцентрировать то, что проходит через неё, а деяния часто похожи на кляксы, оставленные небрежной рукой на черновиках жизни.
Тление губит то, что стремится к беспамятству и создаёт миры колеблющейся реальности, в которых зло равноценно добру, но белее агрессивно и пестует свои теории эволюции.
Книги сгорают, но обложки остаются целыми, лишь обугленные и почерневшие по краям. Черноту и обугленность человеческие умы скрывают под слоем сусальности и праздничности, и выдают это идеальное в своей целостности, но внутри такой идеальности – кривляющееся время, текущее вспять, потому что вперёд такое время течь не может.
22.08.2021

МИМО
Закрываешь глаза и распадаешься на миллионы сердец, в каждом из которых – ты.
На всём, чего касается человек, остаются следы его сердца – высохшего, как смоковница, или пышащего жизнью, как весенние деревья, или погружённого в сон, как те же деревья зимой.
Иногда остаются только следы, а иногда то, к чему прикасается человек, приобретает форму его сердца и начинает жить так, как живёт сам человек, и окружающий мир подстраивается под человека.
Иногда мир становится сухим и равнодушным, иногда решительным и звонким, а иногда совершенно отсутствующим, проходящим мимо человека, и человек проходит мимо него.
Так бывает, когда человек останавливается на путях своих, чтобы всмотреться в деяния сердца своего.
Но бывает и так, что человек не может остановиться и бежит, бежит. И старается ничего лишнего в беге своём не касаться. Но когда человек поглощён бегом, лишним может оказаться для него всё, и тогда ни на чём не остаётся отпечатков его сердца, и человек перед завершением жизни своей вдруг оказывается в пустоте, потому что ничто его не касалось, потому что он пробегал мимо всего.
24.08.2021

ГЛАЗА ОСЕНИ
Глаза осени становятся всё более пусты. Ни земля с её нудными жалобами не отражалась в них, ни небо с её всесторонней глубиной не могло их понять, только одинокий листок мелькнёт порою в глазах осени и возвратится туда, откуда был взят неумолимой жизнью.
Ветер, ветер везде. И только в глазах осени его нет, потому что они устали смотреть и устали видеть. Мир потух, и вместе с ним потухли шум и тишина, голоса и безмолвие. Всё потухло. Всё устало.
Небо смотрело на осень и не понимало, что с ней. Сердце её билось всё так же, и мысли ничуть не изменились.
Небо смотрело на внешность осени, но не в глубину, туда, где была её душа. А душа просто устала, ей нужно было всего-то отдохнуть от хлеба насущного и вездесущих зрелищ и окунуться в мир листопада и убаюкивающего пения заката, который смотрел в опустевшие глаза осени и заполнял их нежностью и миром.
25.08.2021

ПРОЗРАЧНОСТЬ
Только дождь расскажет тебе о той осенней тишине, когда слышны лишь капли нежности и шёпот листьев, прощающихся друг с другом до времени, когда в сердцах будет распускаться весна.
Слова дождя. Они полны осторожной печали, прозрачной, словно паутинки, на которых застыли капельки росы, заворожённые картиной просыпающегося мира. Их наполняет глубина прощания с теплом и густотой воздуха. Деревья становятся прозрачны, и воздух становится прозрачен и зеркален, но лишь отражающий воспоминания о летнем зное, но не сам зной, которого уже нет.
Осенняя тишина хрупка, как паутинка. И в ней, словно в вазе, стоят осенние прощания. Они уже завяли, но всё равно ещё не утратили ароматы встреч.
В осенней тишине прозрачнее мысли и чувства. И сквозь них светится мир, который ещё не наступил, но который предчувствуют деревья и листья, дожди и их капли, великолепный мир белого простора.
29.08.2021

ВОЛНЫ И БЕРЕГА
Волны бились о берега своего существования и никак не могли понять, для чего они живут в этом однообразном мире.
У каждой волны – свой голос, у каждого голоса – своя печаль, у каждой печали – свой лабиринт, в котором блуждают тени, лишённые своих голосов и своей тишины.
Волны и берега. Они близки и далеки друг от друга. Близки своими стремлением понять друг друга и далеки своим желанием друг от друга обособиться. Но ни понять, ни обособиться они не могут, потому что волны живут слишком поверхностной жизнью, а берега только и думают о границах своих, правилах и нормах.
Человек, думающий постоянно о правилах и нормах, каменеет в сердце своём, и не способен жить полнотой творческой жизни, потому что такие мысли приводят к неподвижности талантов, к неподвижности чувств и ума. Мир становится блеклым и однообразным, лишь иногда освещаемый мерцающей солнечной радостью…
30.08.2021

УХОД
Умирание мельче жизни, но оно как пиранья, и после него остаётся обглоданная судьба несостоявшегося поэта.
Жизнь плодоносит смертью, если смерти боится, если идёт с оглядкой на смерть и если становится в сознании человека больше жизни и весомее жизни.
Море понимает свои волны, потому что они дети моря. Воздух понимают своих птиц, потому что они его дети. А человек не понимает своих детей, потому что говорит с ними на языке смертности, а не на языке жизненности.
Всё несостоявшееся стремится к смерти, как и всё состоявшееся – к жизни, и между ними – отрезок пути длинною в вечностью.
Несостоявшиеся поэты уходят, состоявшиеся остаются, может быть, на какое-то время, может быть, на вечность. Но грань между состоявшимся и несостоявшимся призрачна, как призрачно всё, попадающее в мир и из него уходящее, и разница между ними раскрывается лишь в памяти, которая столь же иллюзорна, как и сами слова: состоявшийся и не состоявшийся.
31.08.2021

СВЕТ
Звёзды, углубляясь в свой внутренний мир, становятся сверхновыми, радостными от раскрытия своей глубины.
Человек не знает своей души, потому что чувства и ум его стремятся к одному, а душа – к совершенно иному, для человека часто совершенно чужому, залетевшему случайно из другого мира. Из-за этого человек раскалывается, дробится на тысячи я, каждое из которых кричит: «Жажду!». И человек пытается утолить жажду всего многообразия своего Я и не может, потому что каждое его Я жаждет своего. А среди этих воплей сиротливо стоит душа и жалеет человека, погружённого в осколки своего существования.
Человек не знает… Но душа знает, и когда она сможет достучаться, докричаться до человека, он раскроется ей, и она войдёт в его ум и его чувства, и человек изменится, переродится, и запылает внутренним светом, который сначала осветит человека и освятит его, а потом осветит и внешний мир, его окружающий.
31.08.2021

ВНЕШНЕЕ
Музыка, погружаясь в ноты, перестаёт слышать себя, но лишь знаки, начертанные указателями путей.
Человек хочет соответствовать внешнему миру, погружаясь в него, и внешний мир пропитывает человека, отторгая мир внутренний, и человек становится как сгнившее дерево, ещё не упавшее, с виду здоровое, а внутри трухлявое, утратившее свою целостность и силу.
Мир внешний вычерпывает из человека всю его силу, погружая в серость неподвижного существования, когда всё, даже если человек в постоянной спешке, законсервировано в нём, погружено в летаргический сон, разбудить его могут только скорби.
Человек, ориентирующийся на внешние указатели, перестаёт слышать своё сердце, и сердце перестаёт говорить, перестаёт слышать свою совесть, и она замолкает, перестаёт видеть глубину, и глубина уходит от него, оставляя только поверхностное – рябь эмоций, тину мыслей и ряску чувств и болотные испарения, погружающие ум в безумие, в котором нет ничего, кроме тусклого неба и всполохов чего-то далёкого и недостижимого.
31.08.2021

ПРОШЛОЕ
Прошлое завядшего цветка расцветает в гербарии, созданном заботливой памятью.
Память заботится о человеке, и человек заботится о памяти.
Память заботится о человеке, укутывая душу его тёплыми воспоминаниями, чтобы она не потерялась в холодном мире озябших чувств.
Человек заботится о памяти, с нежностью вспоминая тепло его баюкающих рук хотя бы в чувствах своих, или закаты, струящиеся в душу тихой печалью.
И человек, и память его расцветают в симфонии заботы друг о друге.
И когда человек теряет память свою, он утрачивает и свою силу, и свою молодость, и становится застывшим в мыслях своих, потому что память – двигающая сила мыслей, память о прошлом и память о будущем.
Будущее своё человек помнит постольку, поскольку он помнит своё прошлое.
Цветок увядает и человек увядает. Чтобы цветок сохранил хотя бы цвет своей жизни, его помещают в гербарий. Чтобы сохранить свою жизнь, человек переходит в вечность.
31.08.2021

НОВОЕ
В венах осени струится воздух рассветов и закатов несущего жизнь и радость влюблённого в осень времени.
Время осени. Ступая по пожелтевшим листьям и потемневшей земле, время тихо бредёт по дороге жизни своей и вспоминает лето, промелькнувшее так быстро, что время его и не заметило, только поднявшийся ветер растрепал его богатую шевелюру.
Воздух рассветов и закатов тихо струится в венах осени, преображая её и даруя ей удивительную свежесть творческих чувств, которые она дарит людям, чтобы они творили незабываемыми красками радости удивительный мир гармонии и вдохновения.
Каждый новый рассвет – это чудо, каждый новый закат – это благость. Все новое – дар времени миру, а всё старое забывается при свете нового, как забывается ночь при свете дня, как забывается  боль матери при первом крике младенца.
31.08.2021

СОЗВЕЗДИЯ
Твои созвездия выгорели. Остались лишь лёгкие угольки падающих звёзд, да и те утонули в серости позабытых дней.
Твои шаги – твоё время. Время повернуть назад или идти вперёд. Но повернуть назад нельзя, потому что позади – одна пустота, в которой тонет всё – и живое, и мёртвое.
Впереди – пути, тысячи путей, но всё они не твои, а твои пути – в другом мире, из которого ты ушёл и возвращаться не собираешься.
Другой мир, в котором торжествуют законы небытия, а параллельно им – законы распахнутых жизней, и между этими законами – черта, один конец которой – жизнь, а другой – смерть.
Жизнь и смерть – сообщающиеся сосуды. Паузы между словами – восходы и закаты имени твоего, которое стоит между жизнью и смертью, балансируя на маленьком пятачку клинической смерти.
Падающие угольки, оставшиеся от имени твоего. Дни, утонувшие во времени твоём.
02.09.2021

ТАНЕЦ
Сквозь слёзы дождя проступает осенней нежности неугасимая тишина. Тихая свечка печали колышет тени, и они танцуют медленный танец, танцуют погружение в мир детства, мир отрочества и мир юности.
Танец лет, канувших в Лету, танец тишины, опрокинувший безмолвие в море без берегов, без дна, море, которое никогда не ведает, что творит, потому что творит всегда.
Неугасимая тишина слёз. Неугасимая тишина души. Задуешь тишину, и станет темно жить, и смерть уже будет не избавление, но продолжение пути в бесконечность сумрачного царства лжи.
Осенняя нежность чувств светится сквозь готический сумрак заката, преображая его, преображая его окружающий мир, который становится очень близким и родным.
Слёзы дождя падают на поверхность души, как в воду, порождая круги ада или рая, в зависимости от тишины, поющей в человеке.
02.09.2021

СНЕЖИНКИ
Снежинки, к ладони прикасаясь, становятся крупицами воды и отражают неба глубину, и глубина раскрывает себя отраженьем воздушных путей и души твоей отраженьем.
От тебя уходят встречи твои, которыми ты жил многие-многие годы. Уходят. Ты смотришь им вслед и молчишь. Да и что говорить тому, кто ушёл из жизни твоей, её тупиков и путей открытых.
Холодные снежинки. Тёплые ладони. Крупицы воды отражают тебя и твой внешний мир, который раскрывается по мере постижения своей души, и поверхность оказывается лишь иллюзией, хранящей неизреченное, то, что держат ангелы в ладонях своих.
Ангелы держат пути души человеческой в ладонях своих, и человек идёт, наполняемый равноангельским светом по дороге, вымощенной опытом ошибок и ответов на вопросы, своих ответов на свои же вопросы.
Глубина тепла человеческого отражает высоту неба, в которую предстоит войти человеку в поисках смыслов жизни и смерти, смыслов добра и зла, ненависти и любви.
03.09.2021

МЕХАНИЗМ
Часовой механизм заскрипел и замолчал. Лишь память его шла и шла без остановок. Человек становится механизмом, шестерёнкой, винтиком, и радуется этому, и радуется, что ему выпала честь быть частью единого планетарного механизма, выпала честь жить и умереть за общепланетарный механизм.
Любой механизм, если его не смазывать, умирает. Любой человек, если его не питать, умирает. Но, в отличие от механизма, человек питается разной пищей – материальной, душевной и духовной и, если пища поступает неравномерно, рывками и дисгармонично, душа человека ржавеет и начинает скрипеть всеми своими болячками.
Человек становится механизмом, и то, что одухотворяло его, уходит в небытие, уходят в небытие те мгновения, которые радовали его вдохновенным торжеством бытия, и человек мертвеет, и разваливается, и распадается на сотни микроскопических «я», каждое из которых требует пищи в виде хлеба и зрелищ, а потом и вовсе умирает, оставляя после себя горстку пепельной памяти да какую-то неясную скорбь о потерянном.
03.09.2021

БОРМОТАНИЕ
Пьяный вечер тащился за тобой и бормотал, бормотал, бормотал. О любви, о России, о сволочах… Ты не слушал его. Да и зачем слушать пьяного, он отбормочет своё, окончательно опьянеет от жалости к себе и повалится под какой-нибудь куст, и проспит до утра, пока солнечный свет, драчливый и шумный, не вдарит ему промеж глаз, по носу.
И ты был пьян. И ты жалел себя, свою никчемную жизнь, своих детей, которых жена забрала с собой, оставив тебя с матерью в одинокой квартире. Детский смех – это всё, что осталось в памяти, только смех. А крики жены, и битьё посуды, и попытка хоть как-то примирить мать с женой остались в прошлом, отошли на задний план, в тот туман, который называется горечью.
Ты уходил от встреч и прощаний, дальше, дальше, чтобы они не беспокоили тебя в твоей тишине, твоей боли и твоей смерти, ибо в тебе умерло то, что было твоим, умерло неожиданно, но зато без всего наносного и лишнего.
Умерло всё, кроме твоей души. Она выжила. Ты выжил, чтобы на руинах строить то, что называется холостяцкой жизнью.
03.09.2021

НЕБО
В тишине самопознания твоего огромной небо души твоей светится путеводными звёздами. Выбери из них любую – и она укажет путь в вечность. А те звёзды, которые не указывают пути твоего, становятся падающими в закрома подсознания твоего.
Небо души окружают бесчисленные миры твоих чувств и размышлений, и каждое чувство – новый мир, и каждый смысл плетёт из мыслей своих миры лучезарных светил, и каждый луч – новая встреча, и каждый луч – новое прощание, а встречи и прощания, сплетаясь в единую радугу, становятся для тебя дорогой в новые поиски путей, ведущих в новую жизнь.
Ум меняется, и чувства меняются, а если не меняются, значит, ты на пути к смерти, и чем ближе к ней, тем менее способен измениться, ибо не изменяемое быстро стареет, и никакое косметическое решение не остановить старения, как падения не может остановить воздух.
В тишине самопознания раскрывается вечность и своим ароматом зовёт тебя в тот мир, который – над небом твоих миров и небом души твоей, и который зовётся небом Небес.
05.09.2021

СЛОВА И БОЛЬ
Боль поселилась в сердце твоём, словно чёрная роза. Днём она спала,  но вечером просыпалась и тревожила тебя сначала неясным мерцанием печали, которая, расширяясь, заполняла сердце благоуханием твоей душевной хрупкости.
Тебе становилось трудно дышать. И слёзы подступали к глазам, а потом неудержимым потоком устремлялись из них, словно боясь опоздать к своей вечности.
Боль – это частица смертельно раненной вечности. И она же – путь к пониманию себя самого.
И ты её не гнал, потому что сроднился с ней, и она была необходима тебе, как дыхание, как разум. Ибо без боли ты не мог творить. Слова становились чужими, и они уже не лились из твоей души, но тощим ручейком вытекали на поверхность чувств и впитывались ими, не доходя до разума, и разум, лишённый слов, высыхал, погружаясь в миражи своего существования.
Ты не гнал боль, и она жила в тебе, она творила слова, чувства слов и их разум, облекая в ту форму, которая была более необходима в данный момент, в данное мгновение.
И ты доверял боли, поскольку она поднимала творчество до тех высот, с которых ты мог видеть и свой разум, и свои чувства, и свои бессмертные слова.
07.09.2021

Я УМИРАЮ
Я умираю. И я живу. Зачем? Память возвращается вместе с теми чувствами, которые жили во мне тридцать лет назад, когда я был молод и мог справиться с той болью, которая пришла ко мне, той болью, которая разрывала душу так, что её хотелось выбросить вон из тела, и я пытался её выбросить с помощью лезвия, а когда это не получилось, с помощью одеколонов, лосьонов и средства от перхоти, которое приканчивало человека за полгода.
Я выжил, но опустошённый, опустошённый душою своею. Химия же, которую пил, не оказала никакого действия на организм, вообще никакого.
И сейчас я умираю снова. Всё возвращается. И боль возвращается. Боль, которая снова начала разрывать душу.
Я думал, что сильный, что опыт и разум не позволят снова погрузиться в бездну отчаяния, но они покинули меня, и я остался один на один со своей болью и с теми призраками, которые, как оказалось, всегда жили во мне и ждали только удобного случая, чтобы войти снова в распахнутую душу вместе с тем чувством, которое на человеческом языке называется любовью.
08.09.2021

КАПЛЯ ПАДАЕТ
Капля повисла на ветке и падает, падает. В ней отражается мир. В ней отражается осень с теплом, улетающим в станы печального крика, печальной музыки, в которой слились голоса ушедшего и уходящего.
Холодно в мире стало. И одиночество бродит меж листьями падающими и понравившиеся в гербарий свой собирает.
Гербарии одиночества. Как много в них недосказанных чувств и слов, которые люди друг другу пытались сказать и не успели.
Мир отражается в капле.
Деревья роняют листья, как слёзы. Деревья плачут, расставаясь с радость птичьего пения, с радостью тёплых дней.
Торопливые люди, переполненные суетой, не видят мира вокруг них, потому что себя не видят.
Облака, плывущие по задумчивому небу, от печали стали серые и некрасивые.
А здания, здания заперлись от всех своей каменной холодностью и ничего не видят, ничего и никого не слышат и не видят, потому что переполнены равнодушием.
Капля падает. И с нею падает время.
08.09.2021

НОВОЕ
Прикоснись к пеплу прошлого твоего, и увидишь в обыденном расцветающие фиалки.
Расцветающее меняет обыденное, и даже воспоминания об этом обыденном меняются, как меняется высохшее настроение человека, когда к нему прикасается радость.
Расцветающее утро наполняет зарождающийся день новыми красками встрепенувшегося бытия.
Расцветающее солнце, как никогда, наполняет мир радостным светом.
Расцветающее пение птиц наполняет радостный воздух мелодиями новых встреч.
Сквозь вчерашнюю серую обыденность прорастают зеленеющие всходы праздника души, когда всё серое осыпается, словно ржавчина, и всё блеклое и скучное опрокинулось, и на их месте засиял восторг обновлённой жизни!
Пепел прошлого питает будущее воспоминаниями, сквозь печаль которых проступают уже знакомые черты новых встреч, новых радостей и нового чуда…
10.09.2021

ВОЗДУХ
Воздух твоей тишины просыпается от грохота кованых сапог по звонкому небу, и небо покрывается трещинами, через которые проступают слёзы загубленного материнства и заплесневевшего отцовства. Трещины растут, и небо раскалывается, и небо разлетается на мириады осколков, под которым – другое небо, отражающее другую землю.
Воздух тишины, тишины перед последним боем за душу твою, истёрзанную прошлыми битвами за свою свободу.
И оскудела любовь, и чёрные вороны кружили над серостью дней, выискивая хотя бы клочки сострадания, верности, человечности, чтобы полакомиться ими.
Твоя тишина. А может, и не было никакой тишины, но была только война, всегда война, над небом которой – оглушительный грохот кованых сапог.
Твоё небо разлеталось на мириады осколков, но ты этого уже не видел, потому что потерял способность видеть новое небо и новую землю.
11.09.2021

ОБЛАКО
В маленьком садике был маленький домик, и четыре ветра дули на него, и четыре стихии были доступны ему, и его знала земля, и его познавало небо… Маленький домик в маленьком садике, растущем на маленькой облаке под названием Магелланово.
В домике жил маленький гномик. Каждое утро, просыпаясь, он распахивал настежь окно и вдыхал аромат солнца, льющегося в сердце гномика, и от этого аромата сердце его становилось светлее и добрее, хотя светлое и доброе оно было всегда.
Иногда маленький гномик грустил. Конечно, у него был дивный сад, благоухающий на всю вселенную. Конечно, в это саду были удивительные птицы, проливающие своё пение в души иногда засыхающие от обилия мыслей цветов.
У него было всё. Но всё – это почти ничего. Потому что, когда есть всё, хочется ничего, а ничто в мире не существует, потому что даже пустота наполнена отрицанием, и абсолютная пустота наполнена отрицанием всего.
И потому маленький гномик грустил, даже не догадываясь о том, что грусть порою – лучший собеседник и лучше других может утешить одиночество и сделать его чудесным цветком, растущим в огромной, как Магелланов облако, душе.
12.09.2021

СКАЗКА
Луна плывёт среди ароматных облаков на лёгкой прозрачной лодочке и сочиняет сказку про ветхую старушку по имени Осень, которая хотела стать Летом, но стеснялась своего желания, всегда его стеснялась, годы, века, тысячелетия…
Сомнения порождают скорби, сначала лёгкие, как бы скользящие, а потом они становятся неудержимы, и выматывают человека, и ведут к пропасти, на дне которой – острые камни ответов на так и не заданные вопросы.
Всё ветхое старается всегда быть рядом, облегает душу трясиной своей заботы, а болотные газы сводят с ума.
Луна порождает и фантазии, и реальность, и реальность кажется настолько фантастической, что фантазии кажутся более реальны, чем сами реальности.
Фантастическая осень стоит на пороге дома твоего и стучится в твою дверь. Но ты боишься открыть – а вдруг на пороге окажется зима…
12.09.2021

ВЫСОКОЕ
Высокое облако очень любило природу и дарило ей цветы, когда опускалось к самой земле под покровом тумана и дарило росу слёз радости своей – прекрасный жемчуг неба.
Каждая жемчужина дышит простором неба и глубиной земли. Каждая жемчужина дышит глубиной неба и простором земли. И всякое дыхание хвалит Поэта неба и земли, и всякое дыхание сплетается глубину простора души и высоту простора ума, образуя единое древко, копья, которым был повергнут древний змий.
Роса слёз радости встречает трепетное дыхание просыпающегося утра гимном света, в котором прошлое и будущее сплелись в единое настоящее, накрывающее, словно куполом,  поверхность земли.
Высота парит над землёй птицей звонкой, и земля ей подпевает. Сначала тихо, так что глас её еле различим, но потом всё громче и громче – пением птиц и ветра, листьев и воздуха.
Радость капель росы поднимается в небо, чтобы даровать ему чистоту каждой капли и чистоту отражённого в ней мира, еще не замутнённого человеческими жертвоприношениями.
12.09.2021

ОЧЕРТАНИЯ
Уйдёт в очертания снов новый осенний день, и только листья в воздухе оставят следы свои и аромат увядания.
Очертания музыки прощания струятся в вечернем воздухе тайной, в которой сплетены увядания и цветения цветов воздушных и просторов земных.
Очертания сновидений музыкальны, и касаются струн души, и струны в дрожащем воздухе поют о любви и ненависти, о верности и предательстве.
Ненависть и предательство черпают силы свои из смерти. Любовь и верность черпают свои силы из жизни. Жизнь и бессмертие неразрывно связаны через смерть, как неразрывно связаны младенец с матерью через пуповину.
Уйти в очертания снов, и очертания обретут плоть, и станут новым миром для времён года и их плодов, плодов цветения и плодов умирания, плодов предательства и плодов верности, плодов ненависти и плодов любви.
У каждого плода – своя мера времени и своя мера безвременья, своя мера ненависти и своя мера любви, и вне меры нет ничего, что смогло бы жить в мире снов и их очертаний.
12.09.2021

БОЛОТО
Неподвижная капля воды отражает глубину движения уходящего от себя мира. Неподвижное способно отражать движение, тогда как тогда как движение не способно отражать неподвижность. Ибо у них – разные цели в мире иллюзорной неподвижности и реального движения.
Всё стремится преодолеть себя, а если не преодолевает, становится болотом, опасным для любого движения. И человек, стремящийся к покою, превращается в болото и становится смертельно опасным для того, кто вступает во владения его сердца, ибо болото, не смотря на свою неповижность, стремится присвоить себе всё, что ему не принадлежит, впитав его и сделав частью себя.
Неподвижное отражает и, отражая, становится копией того, кого оно отражает, плотоядной копией, желающей поглотить не только разум, но и душу, если бы это было возможно.
Но болото – это всего лишь болото, которое лишь надо преодолеть. И болото в самом себе надо лишь преодолеть, которое лишь кается огромной, но на самом деле – это лишь лужа с застоявшейся грязью на дне.
12.09.2021

ЛОЖЬ ПАМЯТИ
Искалеченные памятью листья кружат и кружат во снах закутанных в ночь деревьев. Калечит беспамятство, и память тоже калечит, калечит своей неотступностью, своим высокомерием и своей ложью.
Память лжёт, чтобы прикрыть низкое высоким, глупость разноцветьем фраз, ненависть любовью.
Память лжёт, потому что хочет, чтобы человек служил ей, как раб служит господину своему, как шут служит своему королю.
Память не может без лжи. Но и без правды она не может. И ей постоянно приходится выбирать между правдой и ложью, и она начинает сомневаться в своём выборе, и сомнения подтачивают её силы, и она всё чаще и чаще останавливается в своём выборе, пока не остановится совсем, и человек останавливается в путях своих.
Замершая память окаменевает, и человек окаменевает тоже, утрачивает подвижность мыслей, слов и дел, превращаясь в лишнего человека.
Лишний человек превращается в тень своей прошлой жизни, и уже не живёт, но существует, и это существование может длиться вечно.
13.09.2021

ПЫЛЬ
Картины на стенах – пыльное пространство всемирной истории.
Пыль покрывает забытое, пыль покрывает небрежное, пыль покрывает мелкое и мелочное.
У мелочного пыль внутри него, у мелкого – снаружи, и человек – весь в пыли – и внутри, и снаружи.
 Пыль, накапливаясь, становится грязью. Наружную грязь смыть легко, но что делать с грязью внутренней, которую можно смыть лишь чистыми помыслами сердца своего.
Человек любуется историей, любуется искусством ушедшего в память книг мира. А мир этот пропитан пыльной жизнью своею, и когда человек сдувает пыль времени с предметов искусства, он сдувает и само время, и искусство засыпает летаргическим сном, пока кто-нибудь его не разбудит любовью своею, любовью к прекрасному.
Но пыльное пространство всемирной истории всё множится и множится, пытаясь захватить весь мир, и мир готов принять это владычество, мир, когда-то создавший вечное искусство, готов пожертвовать им ради времени, которого всегда не хватает.
13.09.2021

ВРЕМЕННОЕ И ВЕЧНОЕ
Вместе со светилом дневным отражения тают, и на глади пруда остаются звёзды и тишина.
День полон забот, стремлений и желаний, влекущих душу к вершинам и пропастям, душу, у которой от яркого света закрыты глаза, и она не в состоянии понять, где добро, а где зло, и в мешанине представлений она думает, что добро равно злу, и погружается во зло, и пропитывается им, и зло кажется ей единственно правильным выбором.
Душа отражает то, что она видит глазами. Если же глаза не видят ничего, то она отражает свои представления о мире, его бытие и его небытие.
Но с приближением заката душа начинает отличать истину от лжи, и, хотя и пропитана ложью, начинает стремиться к истине, и ложь постепенно покидает такую душу.
А потом приходит ночь, и душа уже чистым взором смотрит на мир, и понимает, что зло – всегда временно, а небо и тишина могут быть вечны, лишь бы временное не поглотило вечное и не сделало его тоже временным.
13.09.2021

В ЛЕСУ ВРЕМЕНИ
В дремучем лесу времени только кукушка знает, что всё относительно.
Заблудиться во времени легко тому, кто постоянно спешит, и трудно тому, кому спешить некуда, потому что его везде ждут, и он не боится опоздать, не боится пропустить то, что всегда приходит вовремя.
Время текуче, и обтекает человека, понимающего цену мгновений и цену векам, и вгрызается в того, для кого время чужое и враждебное, того, кто пытается его обогнать. Но время обогнать невозможно, потому что оно – одежда души человека, а одежду с души может снять только смерть.
Время может пугать и может радовать. Пугает оно того, кто не умеет ценить время, того, кто его бездарно растрачивает, и радует того, кому оно служит, но служит не как раб, а как свободное время свободному человеку.
Время всегда идёт вперёд, ибо, если оно остановится, человек остановится тоже, и силы его остановятся, и жизнь остановится тоже, и зарастёт ряской разочарований и пустоты.
В дремучем лесу времени блуждают вечно спешащие люди, блуждают вечно, потому что давно покинули смерть, а к жизни так и не пришли.
15.09.2021

КОРНИ
Корни твоих слёз, о слепой ветер, пустынных улиц твоих в небе, которое забыло имя твоё и растеряло все краски твоих счастливых дней. Прорастают корни сквозь ветер встреч, сквозь боль засухи пустынных сердец и застывают вне времени твоего, вне расстояний, которые ты пригрел на груди своей памяти.
Корни живы, пока ветер борется со стволами твоими, память, пока сок млечных звёзд струится по нейронам твоим, разум, пока возрастают силы ваши, чувства.
Небо живо, пока впитывает радость земли, на которой растёт то, что войдёт душою своею в вечность, живою душою в живую вечность.
Расстояния  проносятся мимо тебя, но ты не видишь их, ветер, ибо душа твоя растеряла память свою, утратила встречи свои, и ты летишь вслед миражам своим, чтобы спросит их, куда тебе следовать дальше. Но миражи исчезают в пыли времени, оставляя после себя слепоту, чтобы твоя слепота умножилась, и боль засухи пронизала всю твою жизнь.
Свободный ветер в свободной памяти боль свою ищет, но находит лишь боль чужую, и живёт с ней, пока она не покинет его, оставив сухие корни загубленных лет.
20.09.2021

ВРЕМЯ КРИЧИТ
Отчаяние, лишённое приюта, кружит над душой чёрной птицей с криком последнего времени.
Время кричит, всегда кричит, погружаясь в трясину человеческого равнодушия. И этот крик, не слышимый человеком, проникает с стихии, и просыпается ветер, порождая бури и смерчи, и просыпается земля, и творит землетрясения и цунами, и просыпается небо, и принимает в руки свои метеориты, и, словно мячи, отправляет их в ворота земли.
Отчаяние порождает смерть и потому не имеет приюта, потому что её не выносит жизнь души человеческой, и смерть с жалобным криком кружит над нею, чтобы душа пожалела её и впустила в тело своё, чтобы смерть в этом теле растворило дыханье своё.
Время кричит. А человек молчит и смотрит равнодушно на душу свою, а потом уходит прочь от неё, ни разу не оглянувшись.
20.09.2021

МЕЛОДИИ ПРОЩАНИЯ
Ладони осенней музыки на струнах ветра лежат и ждут мелодии прощания.
А потом трогают струну, другую, и мелодия прощания прилетает к ним, и кружится над ними.
Прощание продолжительнее встреч, потому что встречи – это рассвет чувств, а любой рассвет короче заката, любая радость короче горя и любая тишина короче шума. Но краткость эта – всего лишь в расстояниях, но не в наполненности.
Мелодии прощания вплетаются в закат и вместе с закатом гаснут, оставляя лёгкий туман грусти, опускающийся на сердце. Гаснет шум, которым пылал день, гаснет горе, которым день был переполнен, гаснет закат, уступая место сну, который всегда заканчивается восходом. Над погасшим вьётся лёгкий дымок расставания и исчезает, оставляя спокойный сон в объятиях ожидания встречи.
20.09.2021

ТИШИНА ДУШИ
Тишина души легка и прозрачна. Ты бредёшь по дорожке осеннего сада, любуешься радостным утренним воздухом, дышишь им – и надышаться не можешь. Потому что он – на те короткие дни, которые ты проведёшь на даче. А потом будет воздух города, суетливый, призывающий к неуспокоенности и раздражённости.
Воздух души. Как же его не хватает в городе. За ним бежишь, а он ускользает в суету мыслей городских. А на даче он приходит сам и заполняет душу радостью и печалью. Радостью – что им можно дышать, дышать, дышать. И печалью – что время его – краткосрочно, как краткосрочно всё прекрасное, очерченное кругами бытия.
Прекрасное мерцает и гаснет. Чадящее городским шумом обрушивается на душу постоянной войной – с проблемами, с постоянством кратковременного, когда жизненно необходимое откладывается на потом, а не важное всегда стоит перед глазами, и его надо решить здесь и сейчас. Но это кратковременное пытается заполнить всё пространство души, не оставляя времени не только для радости жизни, но и для самой жизни, которая прекрасна тем, что в ней есть время тишины души.
28.09.2021

ЗВЁЗДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО
Одиночество приходит в тишине, когда в его шёпоте слышна музыка падающих звёзд.
Звёзды падают, чтобы земле хоть на краткий миг стало светлее, чтобы хоть на краткий миг быть ближе к земле, к человеку.
Звёзды горят. А человек сгорает. Или тлеет, как старая никому не нужная ветошь. Пламя согревает иди обжигает, но оно всегда светит, не может не светить. А ветошь тлеющая лишь разъедает глаза, чтобы ближние не смогли вынести тлеющего человека.
Звезды падают. И человек падает. Но звёзды падают навсегда, а человек падает и поднимается, падает и поднимается, если твёрдо знает, что он – человек, а не старая ветошь.
Звёздное одиночество и его музыка. Эту музыку слышит душа человеческая, и слышит космос, слышит Бог и Ангелы Его. И когда человек засыпает, одиночество садится у его изголовья и шепчет в звёздной тишине о Боге и Ангелах Его, о музыке звезд, которой внимает вечность, которой внимает бессмертие души человеческой.
28.09.2021
ИГРУШКА
В пустых пространствах время останавливается и движется назад, чтобы к началу своему придти.
Исток всего – музыка, питающая жизнь соками столетий, которые не умирают, но преображаются в сверхновые звёзды, свет которых с трудом достигает того, кому предназначен.
Предназначение звёзд – светить. Предназначение человека – жить. Но как свет звёзд, пока достигнет человека, становится часто дряхлым и умирающим, так и человек, не нашедший своего пути или даже не пытающийся это сделать, стремится душою своею к дряхлости и умиранию.
Умирание – это путь к пустоте, войдя в которую, человек оказывается в новой полноте жизни, а пустота разлетается на множество ледяных осколков, которые испаряются от света новой жизни.
Время движется назад. Человек движется вперёд. Человек идет к завершению. Время – к истокам своим, чтобы понять свой путь и понять человека, для которого время – заводная игрушка в руках исполина.
01.10.2021

НИТОЧКА
Между светом и тенью пролегла паутинка дорогой к раннему утру. Паутинки дорог жизни петляют среди крика и тишины, среди боли и облегчения от неё. Боль пригвождает человека к смертности и она же дарует ему понимания бессмертия, которое приводит его к жизни, но не той, которой он жил прежде, но иной, вечной.
Паутинка дороги петляет среди сил, которые борются друг с другом, среди могил, как символа свободы от борьбы.
Крик старается заполнить жизнь и выдавить из неё тишину, чтобы тишина покинула жизнь навсегда, чтобы ей не было места ни на небе, ни на землею
Такова боль крика. Такова боль разлуки. Такова боль небытия.
Небытия не существует. Но кто докажет это. Лишь тот, кто побывал в небытие, слился с ней и сам стал небытием. То есть тем, что не существует.
Раннее утро обрывает тишину души. И тишину крика обрывает тоже. И на месте разрыва образуется тоненькая ниточку света, суровая нить между светом и тенью, между настоящим и будущим.
01.10.2021

АКВАРЕЛЬНОЕ
Акварельные стихи об осени напишет прозрачный ветер и разнесёт по свету, чтобы написанное красками и написанное словом соединились, дабы краски жизнь обрели в животворящем слове.
Слово животворит искренностью своей и убивает своею ложью. Краски внимают слову и слушаются его, ибо слово – поводырь красок, как в звуке своём, так и в своём безмолвии.
Краски поют о верности и забвении, о постоянстве изменений и временности того, что на века.
Человек ищет человека, а находит руины своего крика о помощи. Никто не придёт к тому, кто не выходит на встречу, для кого нет ни встреч, ни прощаний, только болотистая унылость равнодушия.
Краски осени. Акварельные судьбы. Вода смывает угасающие краски дня, и приходит вечер в разорванной одежде, садится на паперть храма души и просит хоть чуточку человеческого тепла. Хоть чуточку сострадания…
06.10.2021

ГЛУБИНА И ПОВЕРХНОСТЬ
Камень на дне озера устал лежать без движений, когда даже мысль неподвижна, и даже усталость призрачна и придумана самой усталостью.
Неподвижность плодит фантазии, и чем выше неподвижность, тем более подвижны фантазии, тем более суетятся они, и любопытство распирает их настолько, что они уже не помещаются в собственном любопытстве и лопаются, как надувные шарики, разбрызгивая во все стороны клочки резиновых фантазий.
Усталость копирует неподвижность, чтобы под покровом копии отдохнуть для новых встреч с реальностями, которые, как пираньи, носятся в своей среде в поисках пропитании для своих окаменевших сердец и горящих глаз.
Неподвижное опускается на дно, чтобы на дне переждать вечность. Подвижное же поднимается с глубины на поверхность, чтобы поверхности поведать смыслы глубины.
06.10.2021

МУСОР
Камень падает на дно заросшего пруда, поднимая мутное время к поверхности светлой вечности.
Время никуда не торопится. Человек торопит время, и потому ему кажется, что оно всегда бежит, и всюду опаздывает. А времени спешить некуда, и оно стоит на месте, как часовой, и охраняет вечность, чтобы его не разворовали неразумные люди.
Человек засоряет время своими мыслями, словами и делами, и оно становится мутным, не пропускающим солнечный свет и благодать Божию, и становится столь же страстным, как и человек, и когда на него обрушиваются несчастья, и сквозь собственную муть он не видит ничего, кроме своих желаний и похотей, и руководствуется ими, и потихоньку, шаг за шагом по пути безумия своего сходит с ума, как поезд, сошедший с рельсов, и терпит крушение своей жизни, и уже не в силах поднять мутный взор свой к едва видимой вечности, озаряющей мир своим бессмертием.
06.10.2021


Рецензии
... Хорошо написано , Великий Поэт !...
Не Каждый Литератор Так сможет : у Вас особенный Взгляд и проникновенный Свет !...
Вы вдыхаете Жизнь во Все Обьекты Мирозданья
Но ведь - это сколько Труда и сколько Страданья !...

Отсюда : не безопасен Ваш Поэтический Жанр ,
Но , если он есть , значит на что - то он дан ...

С Уважением

Валентина Шенягина   18.05.2022 17:38     Заявить о нарушении
Спасибо за слова!

Дмитрий Чунтонов   20.05.2022 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.