Мэтр, это хорошо, но из истории авиации
Сюда никто не заходил, прогуливаясь по парку, только музыканты, архитекторы, танцоры, художники по одиночке или стайками спешили в свои классы. У каждого свой этаж. Своё царство.
Но вот как-то эта таинственность и неотмирность, приобрели статус особой секретности.
Всех выселили, инструменты и всё имущество вывезли, а привезли несколько крупных птиц и окружили здание ключей проволокой. Только местным птичкам и осталась свобода. Всё остальное приглушили.
На самом верху, где был громадный прозрачный купол, и раньше мостились художники, поместили большого орла. Он сидел на постаменте, а вокруг установили множество аппаратуры для съёмки, измерений и пр. Конечно, и из людей собрали весь цвет науки. Академики, профессура.
Оказывается, самое большое начальство издало указ гласящий, что негоже человеку просто ходить, надо летать. А посему создать аппарат (условное название – "летак"), который бы перемещал людей как птица.
Вот и взяли птицу. И стали изучать. По команде орёл расправлял крылья, взмахивал и слегка отделялся от постамента. Вновь укладывал свой летательный инструмент и ждал новой команды.
Любопытных было много. Но заглянуть могли только местные птички. То ласточки помелькают у купола, то воробьи почирикают, любуясь орлом, иногда и благородная ворона присядет на стекло. Поглазеет, покачает своей умной головой и, молча, слетит.
Орёл только вдохнёт тяжко и продолжает демонстрировать свои способности.
Но всё оказалось крайне сложно. И сколь не строили моделей или опытных образцов, всё не так. Не летает. Слишком сложно управлять машущим крылом. Сотни перьев и каждое для дела. Тома исписали. Чертежей горы. А не взлетает.
Вот уже и осень. Листья устилают землю. И птицы улетели на Юга. Только молодые, ещё желторотые воробьишки, устраиваются у окна и смотрят. Потом разлетаются в стороны и начинают играть с падающими листьями и семенами клёнов, которые так же стары, как и школа, и которым больше всех достаётся нареканий, что затеняют купол. Но клёны своё дело знают. Растут и растут, засевая ближние и дальние территории.
Вот молодой воробейчик в красивом вираже ткнул клювом падающее вертящееся семя, оно как то зацепилось и быстро, быстрее обычного, завертелось.
Потом соскочило. Воробышку понравилось, он словил новое семя. И ещё. Дружки, глядя на него, погнались и себе.
И вот видит пригруснувший Академик, как мелькают детишки - воробышки с вертушками на носу.
Эврика! Тянуть надо, а не махать.
Мигом сгородили жёсткие крылья, похожие как у орла (зря что ли и он так трудился), спереди установили кленовое семечко (конечно соответствующего размера, пропеллер). Завертели его закрутили, летак побежал, побежал и… полез вверх!
Конечно, орёл – мэтр. Но мэтр мэтром, а получилось вот так.
Воробьищшко, да мудрый академик.
Так и летаем.
Протоиерей Игорь Бобриков
09 ноября 2021 г.
Свидетельство о публикации №121110908921
Еще в 90-е года прошлого века на саратовском авиационном заводе, выпускающем боевые и гражданские самолеты ЯК, а также большой спектр крылатых ракет, русским инженером Львом Щукиным был создан и построен необычный летательный аппарат ЭКИП («Экология и прогресс»). Официально это был скоростной многофункциональный транспорт с вертикальным взлетом и посадкой, построенный по принципу «летающего крыла» и относившийся к классу экранолетов. Полный вес аппарата мог варьироваться от 9 до 600 тонн! Высота полета — от 3 метров до 12 километров. Дальность — любая, хоть несколько кругосветных путешествий при скорости 700 км в час!
Впервые процесс постройки этого аппарата был представлен широкой публике «Космопоиском» и его руководителем Вадимом Чернобровом в фильме «Саратовский ЭКИП» (июль 1995 г.).
Тема оказалась настолько свежей, необычной и интересной, что сразу несколько телекомпаний сняли про ЭКИП фильмы и программы:
ЭКИП. Российская летающая тарелка.
ЭКИП, или Саратовская тарелка.
ЭКИП — уникальная разработка русских учёных.
По утверждениям многих российских экспертов, ЭКИП можно было без преувеличения отнести к принципиально новым летательным аппаратам, которые обладают уникальными эксплуатационными свойствами. Помимо военной компоненты, такой летательный аппарат мог бы использоваться для транспортировки грузов и пассажиров в труднодоступных районах, к примеру, на Крайнем Севере, стать незаменимым для проведения разведки и патрулирования, использования в чрезвычайных ситуациях: при спасении людей на воде, тушении лесных пожаров, эвакуации. ЭКИП обладал огромным потенциалом и в использовании в качестве гражданского городского транспорта, так как мог стартовать и садиться не только на свободные городские площадки, но и на любые водоемы.
Представьте себе такой аппарат, способный доставить очень быстро и комфортно, минуя городские пробки любое количество пассажиров и, главное, стоимостью с «Мерседес». Трудно переоценить его возможности в сфере бизнес-авиации. В перспективе Щукин планировал создавать целые летающие города с тысячами жителей-пассажиров, которые могли перемещаться на любые расстояния и находиться в воздухе бесконечно долгое время.
ЭКИПу не требовался специальный аэродром, аппарат мог садиться на любую поверхность, даже водную. У аппарата отсутствовали шасси, их функции выполняла воздушная подушка. Революционные технические решения в управлении пограничными слоями аппарата и уникальное устройство стабилизации позволяли не просто стабилизировать его в воздухе, но и давали колоссальные возможности для маневрирования.
ЭКИП мог использовать топливо на основе водорода, что делало его очень экономичным, позволяло даже получать топливо буквально из окружающего воздуха, что снимало ограничения на дальность его полета. А комбинированные двигатели и их узлы являлись шедевром инженерной мысли.
При проектировании и создании «ЭКИП» русским конструкторам удалось соединить воедино основные концепции развития авиации будущего:
— объединение функций крыла и фюзеляжа с помощью толстого аэродинамически несущего корпуса;
— активное управление пограничным слоем для безотрывного обтекания толстого корпуса и снижения сопротивления;
— применение устройства воздушной подушки для взлета и посадки;
— использование композиционных материалов, обеспечивающих технологичность и долговечность конструкции даже при эксплуатации аппаратов на воде;
— применение газовых топлив для увеличения дальности полета аппаратов, улучшения экологичности и возможности совершения полетов при прекращении добычи нефти.
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 21:13 Заявить о нарушении
Главным выгодополучателем от случившегося стали США и корпорации Boeing и Lockheed Martin. И стоило это им совсем недорого по сравнению с колоссальными прибылями, ожидающими обладателей подобных технологий. Но все по порядку.
В 90-е годы Саратовский авиационный завод был приватизирован, в результате чего официально 20% акций были сконцентрированы в руках директора завода Александра Ермишина. Но, по его собственному признанию, при необходимости Ермишин мог консолидировать и контролировать до 100% акций завода. И для завода настали тяжкие времена. Предприятие, способное выпускать 24 самолета Як-42 в год, выпускало по 1-2 и выживало только благодаря ремонту и техническому обслуживанию уже существующих самолетов. Но и эти деньги куда-то исчезали. Директор, по модному в те времена тренду, стал искать поддержки за границей. Многочисленные командировки А. Ермишина в США в Саратове стали притчей во языцех.
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 20:58 Заявить о нарушении
Российское правительство в 1993 году выделило 1,2 млрд. рублей на разработку ЭКИПа, а в 1997 году при посещении завода президентом Ельциным последний распорядился выделить еще 10 миллионов. Однако и эти деньги просто растворились, по официальной версии, их «съела инфляция». При принятии в правительстве РФ программы развития авиационной техники на 2000-2015 годы, на ее первом этапе предусматривалась разработка новых принципов и устройств для создания авиационной техники. Однако по фантастической забывчивости проект ЭКИП не был включен в эту госпрограмму. ЭКИП просто забыли, как будто его никогда и не было.
Но ничего не забыли хваткие парни из США. В 2000 году завод посетила целая делегация из Исследовательского центра Военно-морской авиации США (NAVAIR’s Research and Engineering Sciences Department) и даже подписала протокол о намерениях. Российская пресса утверждала, что американцы заинтересованы в доводке и использовании ЭКИПов как беспилотных летательных аппаратов для пожарных. Но директор центра Джон Фишер высказался очень откровенно: «У этой технологии есть потенциал использования в новом типе летательных аппаратов, подходящих для стратегических целей NAVAIR — внедрения технологий следующего поколения в Военно-морских силах». Цели же, как поясняет бюллетень командования ВМС США, таковы: новые летательные аппараты, системы связи и вооружений.
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 20:59 Заявить о нарушении
«Точные условия сделки неизвестны, но, по словам директора завода Александра Ермишина, "увозить "Экип" из России не будут". "Как только начались разговоры о возможном сотрудничестве и производстве, я сразу сказал, что увозить "Экип" из страны мы не собираемся. И права на него останутся за Россией. После начала серийного выпуска произойдет разделение рынка, Россия будет получать от Америки дивиденды за произведенные там "летающие тарелки", равно как и Америка — от России", — заявил он.
Как отмечают "Известия", американцам нужен "Экип" в первую очередь как беспилотный летательный аппарат для тушения пожаров и борьбы с природными катаклизмами.
В предприятие будет вложено более 160 миллионов долларов. Испытания аппарата пройдут в штате Мэриленд в 2007 году. В серийное производство его планируют запустить еще через пять лет».
В интервью газете «Труд» А. Ермишин расписывал радужные перспективы ЭКИПа:
«В январе Александр Ермишин ездил на переговоры в Мэриленд, где через три года должны пройти испытания ЭКИПа. На территории базы ВМФ США, где до него не был ни один гражданин России, выступал перед американскими военными и авиастроителями.
— Вам не жаль, что ваше детище уходит за океан?
— Во-первых, мы не оставляем попыток найти инвесторов в России, во-вторых, ЭКИП за океан не уйдет. Несколько лет назад мне и генеральному конструктору концерна делали предложение построить в США завод, даже территорию показывали — мы отказались. Родину в таком возрасте не меняют. Сейчас речь идет о равноправном партнерстве…»
«Равноправное партнерство» закончилось тем, что американцы получили всю необходимую техническую документацию на ЭКИП и, вероятно, на Як-141, и больше не появлялись, а сам аппарат ЭКИП и два из четырех самолета Як-141 просто исчезли, хотя ЭКИП находился на ответственном хранении в музее САЗ. Но музей исчез вместе с заводом. Он был просто снесен новыми хозяевами, а все экспонаты «разошлись по людям».
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 21:01 Заявить о нарушении
«Военное обозрение» опубликовало статью Олега Капцова «Просто совпадение? Як-141 против F-35», утверждающую, что «сходство туманно», а «имеющиеся факты не позволяет сделать какие-либо выводы о копировании и заимствовании технологий». Хотя в статье отмечается, что «не случайно в конструкциях “Яка” и скандально известного Lockheed Martin F-35 имеется так много общих решений», но во главу доказательств ставится тот факт, что это самолеты различных поколений, классов и возможностей.
Сергей Ищенко же в статье на «Свободной прессе» прямо утверждает, что «F-35 — наследник Як-141» и что «развал нашего авиапрома обернулся для американцев научно-техническим Клондайком». Причем Ищенко утверждает, что «в американской фирме «Локхид Мартин» и не скрывают: в компоновке их F-35 действительно многое до мелочей подозрительно схоже с забытым советским Яком. Особенно схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя. Правда, американцы не видят в этом ничего противозаконного. Причина, по их утверждениям, в тесном сотрудничестве с фирмой «Яковлев», установившемся тотчас после развала СССР».
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 21:02 Заявить о нарушении
Помимо упомянутого выше полного уничтожения самой концепции применения авианесущих кораблей с самолетами вертикального взлета и полного уничтожения как самих кораблей с перспективными истребителями, так и производственной базы, была убита еще одна, на мой взгляд, весьма перспективная концепция применения аппаратов с вертикальным взлетом на сухопутном театре военных действий.
Поставки перспективного истребителя F-35B «Лайтинг-2» вертикального взлета и посадки будут осуществляться не в авиацию ВМС США Naval Air Forces, а в корпус морской пехоты США United States Marine Corps, что определяет их применение на сухопутном театре военных действий. Еще в 80-е годы в СССР при разработке Як-141 был проект его установки на гусеничную платформу на основе армейского тягача. На этой платформе штурмовик мог бы быстро перемещаться по бездорожью и взлетать откуда угодно и внезапно для противника.
Представьте себе рой боевых самолетов, одновременно взлетающих из ниоткуда в непосредственной близости от фронта, быстро выполняющих свои задачи и так же быстро и одновременно исчезающих в никуда. Такие соединения на гусеничных платформах могут относительно быстро перемещаться, а базирующиеся на них самолеты быть в высокой готовности старта и выполнения боевой задачи. Решить проблему с заправкой, боеприпасами и обслуживанием, и армия получает эффективное оружие на любом театре боевых действий. Этой концепции Россия тоже была лишена, а вот американцы подсуетились. И теперь нам приходится создавать меры противодействия.
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 21:03 Заявить о нарушении
Ответить на этот вопрос, скорее всего, точно никто сейчас не сможет. О затраченных на подкуп суммах можно судить только по косвенным сведениям. Но я попробую.
В 2011 году в издании «Совершенно секретно» была опубликована статья Игоря Королькова «Где Як-истребитель?»
В этой статье автор утверждает, что ему в руки попала копия протокола встречи губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова с советом директоров ЗАО «Саратовский авиационный завод» «при участии ответственных работников правительства области», которая состоялась 3 апреля 2003 года.
Судя по протоколу, Аяцков принуждает отдать ему акции Саратовского авиационного завода, а директор завода Ермишин, признавая, что может консолидировать до 100% акций, отказывается их передавать. В протоколе есть интересный момент:
«Аяцков: «В прошлом году не было выпущено ни одного самолета. Вот вам и противник! Раньше было: «Нитрон», «Нитрон»… Сейчас «Нитрон» работает! Я и с вами много занимался: землей, домами… Где я только по вашим делам не был! Я и в Париже был…»
Ермишин: «Да, мы с вами были в Париже. Оттуда 330 млн. долларов на нашу программу куда ушли? Хотите, назову, кто их взял? Я ведь и фамилии могу назвать. Почему они не попали к нам? А ведь мы имели документ, подписанный президентом».
Возникает сразу несколько вопросов:
1. За что были уплачены 330 млн. долларов?
2. Кем были уплачены 330 млн. долларов?
3. Кто получил эти 330 млн. долларов?
4. Что за документ, который был подписан президентом?
5. Каким президентом был подписан этот документ?
Обратите внимание: сумма в 330 млн. долларов почти в 2 раза больше суммы в 160 млн. долларов, которые американцы якобы собирались вложить в совместное предприятие по производству ЭКИПов. Видимо, они посчитали, что лучше переплатить вдвое и получить ВСЁ, чем потом вечно делиться непонятно с кем.
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 21:04 Заявить о нарушении
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 21:06 Заявить о нарушении
Существует множество версий, кто и каким образом довел завод до краха. Тут и сибирский след с питерским криминалом, и кипрские офшоры, и бывший мэр Аксененко с саратовским банком, и пензенский след с бывшими офицерами ФСБ, но конечным владельцем «золотой» саратовской земли под САЗом оказалась шведская фирма IKEA. И сейчас на месте завода, который во время Великой Отечественной войны под бомбежками выпускал штурмовики Як-1 и Як-3 (около 13 тыс. шт.), а потом создавал для страны уникальные летательные аппараты и ракеты, построен торговый центр «Оранжевый» со множеством гипермаркетов, магазинчиков, кафе и ресторанов. И только чудом сохранившийся заводской памятник самолету Як-3 напоминает о былой славе саратовского авиастроения, о могучей научной и производственной базе, о десятках тысяч рабочих, ученых и инженерах, об украденном небе России.
Эрнст Непомнящий 06.02.2025 21:08 Заявить о нарушении