О Новом годе по Православному календарю, о времени
О Новом годе по Православному календарю, о сокращении времени.
Беседа-чаепитие после Божественной Литургии
в Прокопьевском Храме посёлка Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие, братья и сестры, мы сегодня собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. Давайте сегодня поговорим на тему Новолетия - церковного индикта, то есть Церковного Нового Года.
Когда изменилось празднование Нового Года? В чём вред такого переноса? Новый Год – празднование перенесено в Рождественский Пост, когда идёт самое строгая неделя перед Рождеством Христовым, то в это время происходят пьянки и гулянки. Почему люди умирают в таком массовом количестве? Разве это не наказание Божье?
Почему важен календарь? Если Церковь перейдёт на новый стиль, который был в советское время установлен то, что изменится самое страшное для православного христианина? Нельзя называть старый стиль, это даже кощунно. Как можно называть нечто правильное чем-то старым или устаревшим? Это слово совершенно не подходящее, надо называть Православный Календарь и Новый Календарь. Сейчас люди живут по Новому Календарю, а Церковь живёт по Православному Календарю. Постарайтесь Православный Календарь, установленный Святыми Отцами, не называть старым или устаревшим. В советское время в наши умы, в наш лексикон вошло это слово: «Старый стиль», но это совершенно не подходящее слово.
Скажите братья и сестры, что произойдёт, если перейдут на Новый Стиль? Самое страшное, что исчезнет Петров Пост, его не будет или будет один-два дня. Верующие люди живут по Православному Календарю. Мы сейчас празднуем все церковные праздники по Церковному Православному Календарю. Петров Пост каждый раз разный. Праздник Петра и Павла всегда идёт в одно и тоже число: 12 числа, а поста просто не будет, если перейти на Новый Календарь.
У нас есть приходящие праздники, которые завязаны на Пасхе. Почему именно Пасхалия подвижная? Почему нельзя было поставить Пасху в один и тот же день? Никто точно не знает день, когда Иисус Христос воскрес, т.е. этого дня не было конкретно зафиксировано. Святые Отцы Церкви установили привязку к Еврейской Пасхе. Еврейская Пасха перемещалась в зависимости от Луны, от лунного календаря, и поэтому наша Пасха Христова всегда после иудейской Пасхи, и поэтому она высчитывается по лунному календарю.
Пасха привязана к лунному календарю только по причине того, что Иисус Христос совершил Тайное вечери со своими учениками, а потом Его распяли, Он умер и воскрес. И поэтому у нас всё привязано к иудейской Пасхе – к настоящему реальному событию. И поэтому Петров Пост он тоже исчезнет в связи с новым календарём с учётом того, что Пасха передвигается, и просто может сказать, что после Пятидесятницы все эти дни просто исчезнут.
Если мы все праздники будем праздновать по новому стилю, то это очень сильно повредит нашу церковную жизнь. Любой календарь он ущербен. Но мы должны чётко понимать, что, если не мы это установили, не нам это и ломать. Если Святые Отцы это всё поставили, то не наше дело в это вмешиваться, потому что, когда люди привыкают к чему-то, то они уже идут по этому пути, и этот путь спасителен, потому что по этому пути прошло множество людей. Когда что-то нарушается, возникает хаос, когда люди не знают, что им делать, не знают на кого надеяться, если всё перемешается.
На иконе «Индикта» изображён момент Церковного новолетия. На ней Иисус Христос вышел в синагогу к людям (раввинам, книжникам и простым людям). Иисусу Христу дали читать Священное Писание, Он вышел на середину синагоги и открыл Священное Писание, разогнув Книгу, и стал читать Пророка Исайя. Так как раз было пророчество о Христе, о том, что настало время (год) лета благоприятное, сегодня день для спасения. И все люди обратились к Нему взорами. Господь им засвидетельствовал, что это время сбылось, что это время настало уже, когда пришёл Миссия. Все люди почувствовали это и засвидетельствовали, что так оно и есть. Когда Христос прочитал эти слова, то благодать Христова коснулась всех сидящих в синагоге. Представьте себе насколько действенно слово Божье. Поэтому сейчас это и читается, потому что лето новое настало для всех нас, т.е. настал новый год.
Братья и сестры, вы видели на иконе нам подсказка – как называли раньше иконы? Когда люди были не грамотные, то икона была Библией для неграмотных, т.е. на иконе можно было всё увидеть: и Ветхозаветных Пророков, и Новозаветных Пророков. На иконе можно увидеть Житие Святых, можно увидеть столько, сколько необходимо для нашего спасения. Поэтому иконы имеют огромное значение для каждого человека. Мы стали грамотными совсем недавно. Раньше было очень неграмотных людей.
Сейчас иконы тоже помогают, потому что сейчас люди стали грамотными, но они не читают книги, и поэтому они как бы безграмотны. Они стали безграмотными, потому что перестали читать. Иконы сейчас для нас снова актуальны, потому что люди хотят видеть образ. Иконы для нас сейчас являются такой же Библией. Икона – она хранительница предания.
Что вы нового сегодня узнали из Литургии за проповедью? Какого Святого мы сегодня вспоминали? Преподобный Симеон Столпник, который приковал себя цепью к камню. Почему он потом убрал цепи? К нему пришёл подвижник и сказал: «Зачем ты приковал себя цепью? Воля и разум человека крепче любой цепи». Вняв его словам, Симеон позволил снять с себя оковы, которые въелись в его тело.
Вот смотрите, я расскажу вам о посте. Мы сейчас перед постом освобождаем все холодильники, чтобы у нас не было соблазна. А знаете, как раньше постились в пустынях? Был один случай очень удивительный. Один послушник пришёл к старцам подвизаться, и начался Великий Пост. Только Пост начался, его поставили на послушание трапезником. Старцы ему говорят: «Выноси всю еду на стол, которая только есть». Когда не было поста и то еду не выносили, а тут только первый день строгого поста начался: «Всю еду достань». «Как всю еду?» Достали и масло, и сладости, вкусные вещи, всё-всё достали на стол. А старцы сидят за столом и кушают только постную пищу. Послушник спрашивает: «Зачем мы всё это выносили?»
«Для того, чтобы был искус, для того, чтобы человек чувствовал борьбу». Очень легко постится, когда ничего у тебя нет. Когда у тебя пустой холодильник, это не пост. Когда у тебя есть выбор, ты пришёл в столовую и можешь выбрать, а ты выбираешь постную еду, вот это настоящий пост. Когда у тебя выбора нет, это никакая не борьба, это просто тебя заставляют обстоятельства, это Бог заставляет тебя постится, потому что сам ты не хочешь поститься.
Цепи, которые приковывали Великого Подвижника Симеона, они нужны были ему только для начала, но потом по совету старца он отковал цепь и своей волею держался, ему уже никакие цепи не нужны были. Он строил ввысь свою башню, чтобы быть поближе к Богу. Он стремился быть полезным для людей с помощью ситуаций, которые помогали ему быть подальше от людей. Здесь очень тонкая вещь. Монахов обвиняют, что они удаляются в пустыню, удаляются в монастыри, строят башни и там молитесь. Их спрашивают: «Как вы можете помочь людям, если вы удаляетесь?».
Есть такой духовный принцип: «Чем дальше человек удаляется от мира, тем он больше миру помогает». Каким образом? Ответ нам даёт Паисий Святогорец, он говорит так: «Монахи удаляются далеко в пустыню или в горы для того, чтобы не было помех молиться Богу».
Молитва бывает разная. Мы можем прийти на Литургию вроде бы помолиться, но мы не молились. Наша молитва, может быть, как птица, которая никуда не может взлететь. Был интересный случай, в первые века христианства были еретики. Один еретик, монах, очень подвижнической жизни, постился, молился очень долго. И обычные православные монахи не могли ему подражать в подвигах. И эти монахи спросили своего старца: «Как же так вот этот еретик может так молиться, так поститься? Почему мы этого не можем? Почему наши молитвы такие слабые?» Подвижник им сказал: «Через сутки приходите, я помолюсь». И вот подвижник молился целые сутки, и на утро пришли всё те же самые монахи-послушники к старцу. Старец сказал им: «Пойдёмте». Когда они подошли к этому еретику-монаху, то они увидели, что над ним порхает сизо-черный голубь. И старец сказал: «Это его молитва. Посмотрите она взлететь не может». Он думает, что молится, но молитва не долетает до Бога, потому что он еретиских взглядов, потому что он не знает Христа. Сейчас есть еретики. Мы думаем, что все мы православные, но если мы не хотим знать, какой Христос, как Он выглядит, то мы не знаем Христа. Представьте себе, мы Его можем просто не узнать. Вспомните 10 дев: 5 мудрых и 5 неразумных. То есть мы просто можем своего Жениха, своего Христа не узнать. Когда невеста любит своего жениха, она на сердце своём бережет фотографию.
Хорошо, что у нас есть иконы, где мы видим, как изображён Христос. Если бы у нас не было икон, мы вообще бы не знали Христа. Благодаря Церкви у нас есть изображение Христа, слава Богу! Это нам помогает, но не нужно обольщаться. Дело всё в том, что человек не понимает кто такой Христос, не знает основные догматы о Христе, то в его уме, в его сердце, в его мыслях Христос искажённый. Это как икону разделить на пазлы, а потом всё это перемешать и сложить. Там ничего не будет понятно. Вот так мы с вами смотрим и не видим, молимся и ничего не получаем, потому что наша молитва, как чёрная птица, может чуть-чуть взлететь, а потом упасть, потому что крылья у неё перебиты. Ноги привязаны к земле богатствами, грехами, сластями и всем остальным.
Поэтому, когда монахи уходят далеко, они помогают прежде тем, что лишаются вот этих помех, и тогда они начинают общаться с Богом, и Бог даёт им молитву, Бог даёт им помощь уже для всех людей, и всё освящается.
Человек, находясь в суете, он молиться не может по-настоящему. Вот для этого и нужна Литургия, не короткая: 40 минут и все разбежались, а Литургия должна быть столько, сколько она должна быть. Когда священника торопят быстрее совершать Литургию, это страшный, можно сказать, смертный грех, потому что люди из-за этого могут не получить спасение. Человек может начать молиться только тогда, когда он отрешится от суеты, а для этого нужно время, для этого человеку нужно прийти в Храм, нужно побыть на службе, поисповедоваться, помолиться крепко, а потом соединиться со Христом, и тогда в нём что-то останется. А для этого нужно выделить время, что является самым драгоценным сейчас сокровищем.
Вот к нам подходят и говорят: «Помоги нам пожалуйста». А я говорю: «А я не могу, у меня нет времени». Сейчас ни на что нет времени. Почему раньше было время, а сейчас нет? Почему Преподобный Сергий ходил пешком, помирил всех князей, обошёл весь север, основал за свою жизнь десять монастырей, навещал всех своих учеников, помогал, молился за всех. Он своим духом был на Куликовом поле, находясь в Сергеевой Лавре, молился за усопших. Представьте человек пешком всё успел. А сейчас люди ездят на скоростных машинах, но ничего не успевают.
Почему сократилось время? Около 6 - 7 лет назад на Афоне заметили очень интересную вещь. На Афоне есть громадные большие лампады, налитое масло хватает на целый год. Сейчас в этой лампаде остаётся масла на одну треть. Почему? Они берут, как и тысячу лет назад, всё то же оливковое масло. Именно по этим лампадам мы можем сказать, что время сократилось приблизительно на одну треть.
Почему Бог сократил время? Ради кого? Бог сократил время ради грешников кающихся. А грешников не кающихся, Он ждёт, но Его долготерпение заканчивается. Почему? Потому что грешников кающихся, уже грешники не кающиеся, доводят «до белого колена». Людей уже отводят от Христа вот этим миром. Мир, как присоска присосался к человеку, а сейчас он владеет человеком. Сейчас мир, вот все эти наслаждения, которые окружают, вытягивают из христианина все соки, и христианин уже не на что не способен.
Время сократилось, мы ничего не успеваем, потому что мы делаем не то, что нужно. Если бы мы занимались именно Христовым делом, мы бы всё успевали, потому что с нами был бы Бог, а Бог находится вне времени. Когда ты находишься с Богом вне времени, то ты всё успеешь. Человек, помолившись Господу от всей души и попросив помощи, даже не замечает, как за короткое время всё успевает сделать, и остаётся время на доброе дело. А, когда человек не хочет никому помогать, то и его дело, которое он спланировал своим умом будет делаться долго по времени.
Бог хочет, чтобы мы жили своим сердцем, а не только своим умом. Ум нам нужен, но ум надо подключать после своего сердца, то есть надо услышать зов сердца, а потом уже и подключать ум: как правильно нам сделать.
Каждый христианин находится на столпе. Мы, когда приходим в Церковь Божью, мы берем свой подвиг, свой столп. Мы сначала себя приковываем, т.е. женимся, выходим замуж, рожаем детей – мы приковываем себя к семье. Потом, когда дети выросли, человек может отковать себя от цепи и посвятить себя Господу.
Человек должен мечтать, чтобы Господу послужить. Если у человека не будет мечты о добром деле, никогда этого доброго дела не будет. Бог даёт по сердцу нашему. В нашем сердце должно быть желание помочь Церкви, желание помочь ближнему, только тогда Бог даст нам сил. От нас требуется только желание.
А почему Бог не даёт вперёд сил, не даёт избыток сил человеку? Если у человека будет много денег, много сил, он просто испепелит всю землю. В человеке есть падшая природа, которая тянет его ко греху. Важно человеку соблюдать то, что Бог ему дал, чтобы человек знал свою меру. Если человек родился в бедной семье, надо за это благодарить, потому что, если бы он был богатым, не известно в кого он превратился и смог ли он спасти свою душу.
Пусть каждый из нас возжелает отковать себя от этого мира, от всего, что мы были прикованы в этом мире всю свою жизнь. И только, когда мы откуём эту цепь, когда мы пригласим Господа нашего, как некого кузнеца, который разгибает все эти оковы, и Господь молотом исповеди разобьёт эти цепи, которые нас привязывают к нашим сладким грехам, тогда мы сможем по-настоящему наполниться благодатью, потому что мы будем свободны. В этом заключается смысл православия, когда человек желает, а Бог даёт.
Помолимся.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Благослови! Аминь.
Всем Божьего благословения и наполниться благодатью. Аминь.
14.09.2021 г.
Свидетельство о публикации №121110908392