Вторая жизнь Маяковского 29

    А   в с ё-т а к и   в ы   о ч е н ь   х о р о ш а я


     В комнате Владимир Маяковский и Вероника Полонская.*
      – Володя, хоть на мгновение подумай и обо мне. Мне ведь тоже не сладко. Мне стыдно перед мужем. Он навещал меня в больнице, когда я делала от тебя аборт. Пришлось изворачиваться, лгать. У меня сейчас отвращение к физической близости. А ты не хочешь понять меня. Требуешь. Скандалишь. Ведешь себя грубо. В какое положение ты меня ставишь? Что подумают там, в соседней комнате.** Они ведь всё слышат.
     Маяковский отходчив был. Загорался как спичка – и остывал. Слова Вероники подействовали на него отрезвляюще, и он, почти успокоившись, произнес:
     – Черт с ними. Пусть слышат. Я исправлюсь. Честное слово. Верь мне. Вот переедем в новую квартиру, и исправлюсь. Мы с тобой еще заживем! Ты родишь мне кучу детей.
      – В две квартиры на одной площадке.
      – Что?
      – Мы переедем в две квартиры на одной площадке.
      – Хорошо, в две квартиры. Но это будет?
      – Будет.
      – Я могу верить?
      – Можешь.
      – Значит – я могу думать и делать всё, что для этого нужно?
      – Да, ты можешь думать и делать это.
      – Сейчас же пойду и все расскажу твоему мужу.
      – Только не это. Я не хочу, чтобы он знал. Пока – во всяком случае. Я по-своему люблю его. Сейчас он сидит там и нервничает, а я вот с тобой здесь.
      Маяковский взрывается:
      – Та;к ты меня любишь! Ты и меня любишь, и его. Знаешь, это как называется?
      – Володя! Ты ничего не понял.
      Маяковский выпивает два стакана вина подряд.
      –  Нет. Я все хорошо понял. Ты можешь сколько угодно клясться в любви мне. Я тебе не верю. Есть только один способ проверить это.
     Маяковский достает маузер. Вероника падает на колени.
      – Володя, убери пистолет! Ты будешь потом жалеть. Я прошу тебя, убери. Это не игрушка. За тебя прошу, не за себя.
      Маяковский наводит на нее пистолет.
      – Сейчас я тебя убью, а потом себя.
      – Ты испытываешь меня? Убивай. Мне тоже надоела такая жизнь. Я не мыслю жизни без тебя, скучаю, стремлюсь к тебе, а когда прихожу к тебе, что я вижу? Обиды, злость, нежелание понять меня – и эта исступленная ревность! И мне хочется бежать от тебя. Разве о такой жизни с тобой я мечтала?
      Слезы подступают к горлу ее.
      – Ты испугалась, что я тебя убью? Не бойся. В пистолете нет пули.
      – Негодяй! – В слезах Вероника выскакивает из комнаты.
      – А в пистолете пуля-то есть, – бросает ей вслед Маяковский. Потом добавляет: – Но только одна. И эта пуля, может быть, для меня одного. Не знаю… Как повезет.
      Маяковский вынимает единственную пулю из пистолета и долго на нее смотрит.
      Гости в соседней комнате, слышавшие последние слова Маяковского, забеспокоились. Хозяин квартиры писатель Валентин Катаев стал их успокаивать:
      – Ну, что вы беспокоитесь, в самом деле? Маяковский не застрелится. Эти современные любовники не стреляются.
     Когда Маяковский вернулся к столу, он увидел Веронику, опять любезничающую с Ливановым.*** Но это в нем уже не вызвало ревности. Он, который ревновал ее в последнее время по самому пустяшному поводу ко всем, даже к ее собственному мужу, на этот раз остался  абсолютно спокойным. Он подходит к столу, садится через одного человека от Вероники на свое место и записывает в свою записную книжку: « Думать и делать?»**** Затем вырывает лист, комкает его и передает через соседа Веронике. Она читает, кивает и улыбается. И ему становится весело и легко. Обид и сомнений как не бывало. В его душу  вновь возвращается покой. Он сидит тихий, бледный от переживаний бессонной ночи. Смотрит на Веронику и думает:
     – Неужели это я, всего каких-нибудь два дня назад, написал в заранее заготовленном предсмертном письме эти упадочные строки:

                – Как говорят–  «инцидент исперчен».
                Любовная лодка разбилась о быт,
                я с жизнью в расчете, и не к чему перечень
                взаимных болей, бед и обид.

     Гости начали расходиться. Маяковский подходит к Полонской, которая в это время у двери прощалась с Катаевыми.
      – Норик, а все-таки вы очень хорошая. У вас очень нежная рука. Погладьте меня.
     Она бы и рада была это сделать, но рядом стоял муж, и она заспешила к выходу.

  ………………………………………………………………………..

  *Последняя любовь Маяковского.
  **Маяковский и Полонская были на вечеринке у писателя Катаева. В соседней комнате находились гости, и между прочими муж Полонской, актер МХТ Михаил Яншин.
  ***Тоже актер МХТ.
  ****Маяковский и Вероника договорились, что они поженяться, и он начал для этого делать всё, что полагается в таких случаях.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а





         


Рецензии