Стихотворение месяца 101 - Обзор Речной Нимфы

Вот и ноябрь, вот и новая встреча с творениями анонимных (но это временно) авторов.
Лонг-лист невелик, но даже эти пятнадцать произведений я осилила с трудом.
На оценки не обижайтесь, ничего личного,
но сегодня я (в большинстве случаев) буду плохим полицейским.
Очень, очень плохим.


1. "Улетели журавли"

Пляшет дождь по крышам обветшалым,
Бьёт чечётку, прыгнув на амбар,
На крыльцо, кафтан накинув старый,
Вышел покурить старик Захар.

Слёзы топят впадины глазные,
Сдерживать тоску уже нет сил,
Боль не оттого, что ломит выю*,
Похоронку снова получил.

Просит старина ворота рая,
Чтобы Бог пошире отворил,
Скорбь вошла в избу очередная -
Младший смертью храбрых пал - Кирилл.

Сына пережил, обоих внуков,
Старый дед - Гражданской ветеран,
Словно тяжеленная кольчуга
Болью оплела согбенный стан.

Журавлей последних провожает
Ветер - поднебесный господин,
Глядя в высь, вослед горластой стае,
Слёзно причитает дед - "Аминь!"-
---------------
*Выя - старослав., шея.
*****
Грамотность удовлетворительная, а содержание неинтересное, очень заурядное.
Предлагается посочувствовать старику, потерявшему на войне близких.
Но для ветерана жестокой Гражданской этот дедушка слишком слезлив и набожен.
Прочитала, но не поверила.
3/2
------------------

2. "Ваше время отходит, мадам..."

Ваше время отходит, мадам.
Я советую вам: поспешите.
Указатель "Проход к поездам" -
Перед вами. Правее держите:

Меньше риска смешаться с толпой
И споткнуться о память вокзала,
Где стоял чей-то поезд в депо -
И ушёл, не дождавшись сигнала.

Если отягощён чемодан
В прошлом веке настроенной лирой, -
Неужели вам тоже, мадам,
Повезёт, как тому пассажиру?

Время делает вид, будто "есть".
На вокзале простые законы:
Опоздавший - работает здесь
Звездочётом на лавке перронной.

Не из лучших занятие, да?
Но законы должны быть суровы.
...Ваш состав - на платформе, мадам.
Мой - готовится. Будьте здоровы.
*****
Этакий монолог говорливого вокзального служащего с философскими загибами.
Вокзал и поезда символизируют жизнь и перемены, но тема раскрыта уж очень шаблонно.
Грамотность удовлетворительная, хотя строка про чемодан отягощена и читается тяжело.
3/2
------------------

3. "Время красных сыроежек"

Время красных сыроежек.
На болоте ни души.
Сквозь осинник утро брезжит,
Ранний свет молочно-нежен...
Бабье лето, не спеши,

Задержись, тряхни нарядом,
Не сворачивай тепло!
Знай, тебе все бабы рады.
Вновь помолодели взгляды:
Наше времечко пришло!

Приосанились. Улыбки
Прямо солнышку в лицо.
Им наигрывают скрипки
Вальс-бостон... Но счастье зыбко.
Время вертит колесо.

Воцарится скоро стужа...
Сдюжим, если не помрём.
А пока давай на ужин,
Мха нетронутость нарушив,
Сыроежек наберём.
*****
Мха нетронутость запорола концовку, со скрипками и вальсом картина сочетается плохо.
В остальном – милое альбомное стихотворение. Без глубокого смысла, но ведь это не грех.
3/4
------------------

4. "Срок отчуждений"
 
Дождь за окном – горестно плачет осень.
Песни любви птицами все пропеты.
Дерзкий наряд сбросят деревья вовсе
перед зимой.  И над тобою где-то
сизое небо, ветер шипит промозглый,
пенится рябь от капель на мутных лужах...
то, что уже не лето – смириться можно,
только зачем же срок отчуждений нужен?
Горбясь, бежишь с работы в свою маршрутку,
прячешь лицо от ветра, глаза – от взглядов;
а гобелен осеннего неба уткан
перьями туч, и выше смотреть не надо.
Ты доберёшься, включишь обогреватель,
глубже задвинешь душу в уют и кресло:
новости, бритва, кофе – на автомате,
холодно в мире – это давно известно...
Тянется сто пятнадцатый день разлуки,
долго ль ещё – ни у кого не спросишь.
Кофе не вкусен и холодеют руки,
а на стекле взгляд растворяет осень.
Времени диск хрипит и скользит иголка,
всё-таки жизнь устроена очень мудро:
дни утекают, не посчитаешь – сколько
до поцелуя, шёпота: "с добрым утром!"
*****
С добрым утром, конечно, но считать дни разлуки пустая затея, имхо.
А душу в уют и кресло задвигать не надо, можно надорваться и мебель попортить.
Песни любви птицами все пропеты – как жаль, а я дура всю неделю Love Radio слушала.
Грамотность удовлетворительная, а вот содержание меня совсем не удовлетворило.
3/2
------------------

5. "Вспоминая Лантимоса"
 
Сонной рыбицой по течению разночешуительных обстоятельств,
растекаться вдоль берега Бинго,
хватать остатки вкусняшек, атакованных более пробивными, —
рыбами-молотами, рыбами-лизунами —
и думать, что не очень-то и хотелось.
 
Ты уже выкопал себе могилу?
Или предпочитаешь стать Лобстером?
 
Или отрастить плавники-лезвия, зубы-капканы,
липкий медово-приторный язык,
Хватать, ухватывать, рвать, урывать
свой кусок победы.
Только не сможешь.
Не сможешь больше плыть.
 
"Поскорее выкопай себе могилу.
Не думай, что кто-нибудь выкопает ее за тебя".
И наслаждайся остатками вечера.
*****
Первая строка обнадёжила, тем сильнее было итоговое разочарование.
Верлибры бывают невероятно яркими и поэтичными, но это редкость.
Чаще всего попытка написать верлибр оканчивается недоумением и непонятками.
В рыбьем царстве предложение выкопать себе могилу кажется абсурдом.
Плавники плохо приспособлены держать лопату. Да и победу кусками не урвать.
3/2
------------------

6. "Снова осень"

Плакса-осень снова на дворе,
Словно пёс, скулящий в конуре,
Уличный коронный серый цвет
И туман, как смог от сигарет.
 
Ветер. Холод. Солнечный лимит,
Но зато непризнанный пиит
После встречи с Плаксой тет-а-тет
Рад стихам в блокноте прошлых лет.
*****
Целая поэма, читать не перечитать. Грамматических ошибок не нашла, запятые на местах,
но стихотворение пустое, как банка из-под шпрот прошлых лет. Пиит ради лимита, ну да.
3/2
------------------

7. "Согреть умела в снегопад"
 
Смотрю и думаю: вчера
была на целый день моложе –
румянец полз и полз по коже,
и были томны вечера.
 
А взять, допустим, год назад –
была "такая лёгкость в теле",
что даже дворники смотрели,
и кот заглядывал в глаза
не за еду, не для наград,
не кот – задумчивый Сократ.
 
А если глубже покопать:
была умна, красива, жарка
и необъезженной бунтаркой
согреть умела в снегопад,
и в листопад, и наугад,
ну и, понятно, невпопад.
 
Ткала невидимую нить,
хотела, таяла, могла
опутать жадные тела,
ему стараясь угодить,
и улыбались зеркала.
Так где же та, что в них была?
*****
Строфы 4-6-6-6, почему вдруг? После «в теле – смотрели» и «жарка – бунтаркой»
в концовке неожиданно «могла – тела»... Какие «жадные тела» могла опутать ЛГ –
остаётся только догадываться. Ему стараясь угодить – кому ему?
Общее впечатление: стихотворение невнятное. Даже дворники и кот его не спасают.
3/2
------------------

8. "Штирлиц"
 
Штирлиц не думал о сути профессии...
Главное нынче – не плюхаться в рытвины,
Рытые Мюллером. Это не весело:
Спарринги с ним – словно с лезвием бритвенным.

Сколько их было: с раздутыми планами,
Не продающихся, давшихся дёшево,
Сути пустой, но казавшихся пряными...
Думы разведчика – то ещё крошево

Времени, хоть на фрагменты не пилится,
Сгусток мгновений секундами палится:
Если не жжёт, то секунда – кормилица,
Если цейтнотом – как отчима палица...

Жизнь у разведчика – повесть тягучая:
Нити сюжетные скрыты под облаком
Стройной легенды, где волею случая
Тянешь телегу задания волоком...

Сердце разведчика бьётся размеренно,
Хоть и знакомо оно с перегрузками:
Это мотор безупречного "Мерина"*
Стали немецкой с примочками русскими.

Не допускают волнения клапаны,
Кровь из предсердий течёт беспрепятственно,
Мозг совершенен, эмоции спрятаны,
Хоть иногда не без рукоприкладства, но

Это – издержки: без щеп лес не рубится,
Раны залечатся, жизнь переменчива,
Только б не сгинуть статистом в распутице,
Только б увидеть любимую женщину!

Время от дум становилось согбеннее,
Но распрямилось пружиной разжатою,
Будто вещая: снисходит мгновение
Номер семнадцать весны сорок пятого...
------------------------
*здесь – авто марки Mercedes-Benz
*****
После предыдущих опусов это стихотворение кажется почти симпатичным.
Но строфа про мотор Мерседеса с русскими примочками здесь лишняя, на мой взгляд.
И не нужно спарринговать с бритвенными лезвиями,
особенно если у лезвий раздутые планы.
Рифма «палится – палица» зашла, а вот «отчима палица» - это сюр сюрыч,
если только отчим у Штирлица не Илья Муромец.
5/4
------------------

9. "Последний Р"

Висит свободный от оков
Поклонник крепостного права —
На мельнице запретных слов
Последний рыцарь полиграфа.

Он то сосудист, то сердит,
То замужем за полумерой,
И меч его крошит графит,
И конь его фонит холерой.

Скачи, скачи, третейский шут,
В гробах проснулись третьи лица,
Наскальные рисунки жгут
И обещают повториться.

*****
Такой смешной абсурд, что я разулыбалась!
Находить скрытые смыслы в нарочитой нелепице –
самое достойное занятие для любознательных читательниц.
Сотрите тряпкой с доски схему вечного дрыгателя и садитесь, пять.
4/5
------------------

10. "Ты такой классный"

Слезоточивый туман осел на город
и мне не видно, я не пишу для понта,
я еду по ночной трассе взаимосвязей, не видно
в упор,
но слышно, слышно будто мазей звёзды льют,
по шороху.
Я из них одна маленькая, миллионная.
С тобой лишь иголками коммуникационная,
но в машине темно, я сижу освещённая,
допустим освещённая, но не хватило Вселенной
пороху,
и это просто силуэт засыпан тобой доверху
светом, не отстирать от пятен всю печаль,
и можно долго звать, и руки тянуть вдаль.
Туманность такая над городом
противозаконная,
махина твоя стоит железобетонная,
но песня звучит не похоронная, а неугомонная,
словно прибились жетоны окон по воздуху к
отдыху,
и если времени нет, то нет ни реки, ни берега,
поверни голову, я параллельна тебе, огню и
времени.
*****
Если сравнить это произведение с предыдущим, то можно наглядно доказать,
что не всякое объявление на заборе – верлибр, и не каждый Папа Карло – Маркс.
Здесь в тексте звёзды льют мазей, одна из них миллионная-коммуникационная
(сидит в машине), туманность противозаконная, силуэт засыпан светом доверху,
жетоны окон прибились к отдыху...
Я сначала даже подумала, что поэт доверил написать стихотворение своему компьютеру,
но компьютер перепоручил это дело электроэпилятору.
А тот и рад стараться, надёргал в стих шерсти отовсюду.
2/2
------------------

11. "Второй"

Слова поспешают толпой
в заросший по маковку вырей.
Я в том перед ними повинен,
что с ними не первый, второй.
 
Познать бестелесную плоть,
белёсые, стёртые лица
их
та же материя тщиться,
что зло не смогла побороть.
 
И вот,
затерявшись в толпе,
алкаю,
по виду, прохожий,
(стремящий возвыситься всё же)
я вида на долгой тропе.
 
Где белое место черно,
от света не сохнут глазницы,
мелькают те странные лица
заочно, и все на одно.
*****
Бестелесная плоть – нормальный такой оксюморон.
В остальном стихотворение совершенно бредовое, смысл его неясен,
а слова «вырей», «тщится» (почему с мягким знаком?), «алкаю», «стремящий» -
не привносят в текст ни оригинальности, ни шарма.
2/2
------------------

12. "Гусиное..."
 
Сели в пруд на воду и гогочут гуси.
Отдохнут немного, и опять им в путь.
Разгулялась осень и листочки трусит,
И прохладный воздух наполняет грудь.
 
Поплавок недвижим. Водным обелиском
Не мешает думам плавно течь ручьём:
Думаю о жизни, о высоком, низком.
Ну а если в целом - просто "ни о чём".
 
Улетели гуси, опустился вечер,
И в костре тихонько тлеет уголёк.
Ну и пусть в рыбалке мне похвастать нечем:
Я вполне доволен - славный был денёк!
*****
Денёк был славным, верю. А стихотворение получилось никаким, ни уму ни сердцу.
Рыба не клюёт, гуси улетели, костёр почти догорел.
За вычетом всего вышеупомянутого остаются осень и мысли ни о чём.
Маловато будет для шедевра на конкурс, правда?
3/2
------------------

13. "Осенняя мечта"

Девчонка-осень бегает по лужам,
в ладони-листья собирая дождь.
Промокший город октябрём простужен,
унять пытаясь утреннюю дрожь,
проспект как шею кутает в туманный,
красивый, серебристый, тёплый шарф.
Вдоль всех дорог проходят караваны
согбенных, бурых, истощённых трав.

А я смотрю в окно и вижу: тучи,
косые струи, блёклую листву.
Не до прогулок. Но на этот случай
имею я прекрасную мечту:
обнявшись с музом, в небеса фантазий
умчаться, как прощальный птичий крик.
И там, сливаясь в чувственном экстазе,
явить на свет прелестный новый стих.
*****
Проспект-шея закутан в шарф тумана, а руки-ноги у города где?
Караваны бурых истощённых трав проходят (!) вдоль всех дорог.
Куда же они путь держат, эти богатые караваны?
Чувственный экстаз – штамп. Небеса фантазий – штамп.
Прощальный птичий крик – штамп. Нельзя мечтать штампами!
Вот муз – хорошо, оригинально. Но слишком мало.
3/2
------------------

14. "к востоку от Эдема"
 
Рассветы бледны чересчур, но зато — закаты кровавы,
идут крестоносцы на ближний восток, идут скандинавы,
давно позади третий рейх, третий рим, и строй многоточий,
мы долго без рифмы с тобой говорим, а надо короче.
 
Не мучает голод, никто не замёрз — наскучили страсти,
наскучили англоязычные гёрлз, и рашн — отчасти.
мы в общем-то против насилия, мы — становимся краше,
но кто зарекался от русской тюрьмы — поймался на краже.
 
Герои срываются в мелочный быт — целеустремлённо,
ничто не забыто, никто не забыт из пятой колонны.
правдиво и зрелищно, минимум лжи — не сказанной — лишь бы
успеть за сюжетом, где навзничь лежит привязанной Лисбет.
 
Но если такое случится с тобой, пытайся ровнее
дышать, словно выиграл уличный бой, неси ахинею.
пьянея от взгляда, от имени, от полётов над Критом,
к востоку от рая никто не живёт.
табличка — закрыто.
*****
«Герои срываются в мелочный быт» - самое подходящее заглавие
для рецензии на это стихотворение. А «неси ахинею» - похоже на девиз.
Кстати, «поймался» - это значит «поймал себя».
В общем, всё сложно и всё плохо.
3/2
------------------

15. "Слон"

Вы никогда не видели слона?
Давайте, я вам это объясню.
Он, как рунические письмена,
Меняется десятки раз на дню.

То так ужасен, словно Бармаглот,
Проглатывающий своё яйцо,
То так прекрасен, как болит живот,
Во время схваток скорчивший лицо.

Теперь, когда вы поняли слона,
Я расскажу вам, как его достичь.
Поэзии святая глубина
Способна и не на такую дичь.

Взгляните на Пикассо и Моне,
Взгляните на походку милых дам,
И Вы поймёте: дело не в слоне.
Помолимся же Богу, господа!

Богу мы помолимся, это непременно.
Попросим избавления от судейских мук и скверных стихов.
Когда я прочитала про «живот, скорчивший лицо»,
у меня реально зубы заныли и глаз задёргался.
Того гляди ноги отнимутся, тогда не поглазеть уже будет на мою походку.
Совсем вы нас не жалеете, уважаемые анонимные авторы.
3/2
------------------

Подытожим: два с половиной хороших стихотворения из пятнадцати.
Плохо, мои дорогие. Не берите с меня дурной пример, не пишите абы что и кое-как.
Поскольку низкие оценки я поставила почти всем, на общие итоги это вряд ли повлияет.
Прочитаете мой обзор и подумаете: вот ведь жаба какая.
Да, вы правы. Но и я по-своему права, хорошие оценки надо заслужить.
------------------

С надеждой на лучшее,
Ваша Саша


Рецензии
Дорогая Александра! Желаю вам незаслуженно яркой осени, осененной знамением кленовых листьев, горячих чаев, мягких, ворсистых войлочных шарфов и много простой человеческой любви... Вы незаурядная писательница, а радости я вам желаю просто потому что всем людям такая положена.

Спасибо за внимание ко всем стихотворениям и подробный обзор.

С нежностью,

Аня.

Анна Иделевич   09.11.2021 17:08     Заявить о нарушении
Дорогая Аня, спасибо!!!

Речная Нимфа   15.11.2021 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.