Пегас-157 смыслы 08. 11. 2021-15

.
КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ПЕГАС
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
------------
--------
---
.
.
.
.
.
СМЫСЛ
ВСЕГДА
ТАЛАНТЛИВ
.
СМЫСЛ
ВСЕГДА
КРАСИВ
.
СМЫСЛ
ВСЕГДА
ПРОСТ
.
.
.
08.11.2021г.  01-58
.
.
.
.
.
http://www.stihi.ru/2018/01/30/1380 - Оглавление - 40 Пегас 30. 01. 2018
.
.
.
.
.
======================
из интернета
.
.
======================
Акварель с Кирой Салимовой

В чём гениальность рисунков Нади Рушевой: подробный разбор деталей
8 августа

На материал о Наде Рушевой мне приходит много комментариев. В основном оценка читателей совпадает с официальной, и многие соглашаются с гениальностью таланта так рано ушедшей девочки, однако есть и несколько скептических высказываний. Мне понравилось отвечать сомневающимся, потому что я нашла много пищи для размышлений. Поэтому все эти мысли я выношу в отдельный материал. Ссылку на саму статью о Наде Рушевой я оставлю внизу этой страницы.

Давайте детально разберём несколько рисунков Нади из серии про А. С. Пушкина. Начнём с самого известного наброска.

Портрет Н. Н. Пушкиной
Надя Рушева, портрет Н. Н. Пушкиной
На женском портрете явно читается образ Натальи Николаевны, который мы знаем благодаря акварели Александра Павловича Брюллова (слайд под рисунком Нади, листайте). Итак, почему эта графика не слабая и детская, а зрелая и профессиональная?

Во-первых, портрет выполнен без предварительного наброска, отрисовки и ластика. Каждая линия красива, имеет свою задачу и дополняет общую картину, ничего лишнего нет. Голова нарисована более сильными нажатиями, каждый элемент решен общо, но пропорционально верно. Глаза не детализированы ресничками, бликами в зрачках и тому подобными подробностями, которые обязательно попытается показать неопытный рисовальщик. Нос и рот даны точнейшими росчерками.

Во-вторых, композиция лаконична: рук не видно, но ткань платья настолько выверенно легла, что вопросов о кистях и локтях не возникает. Мало того, платье нарисовано не контуром, а с помощью границ света и тени на складках. Всё это признаки профессионального знания, которое нарабатывается многолетним трудом и штудиями с натуры. У школьницы Нади этого опыта не было и быть не могло.

Танец
Тут Александр Сергеевич и Наталья Николаевна танцуют. Композиция двухфигурная, задача усложняется. Главной целью здесь становится показать диалог, взаимодействие фигур и их соразмерность. Не знаю, известно ли было Наде, что Пушкин был немного ниже Н. Н., однако в любом случае точность образов похвальна, ведь многие взрослые иллюстраторы допускают фактические ошибки в своих работах, невнимательно относятся к контексту.

Обратите внимание, как сплелись руки танцующих: никакой лишней детализации и исправлений, пальцев нет, а контакт есть. Затылки профилей голов наполнены правильно, шеи не тонкие. Линии быстрые, непрерывные, но сделаны с разным нажатием, указывая на воздушную перспективу (летящие фалды фрака) и разную фактуру ткани (рукава платья).

Мать и дитя
В этих пропорциях путались даже мастера. Какое взять отношение головы ребёнка к голове взрослого человека? Как нарисовать младенца, чтобы он выглядел на свой нежный возраст, а не взрослым и не школьником? Как выразить любящий взгляд матери на своё чадо? Тут всё безошибочно верно.

Обратите внимание на кисти рук. Не зря рисунок кистей считается таким же сложным, как и рисунок головы. Руки здесь как вторые портреты: пухлая младенческая (маловата, правда, но спишем это на образность) и изящная женская. Ну и снова толщина линий использована в полной мере, особенно в повороте головы малыша.

Диалог
Тут присутствует драматургия! Поэт серьёзен, дама смущена. Или обижена? В повороте её головы есть какое-то сложное чувство. Отмечу и общие достоинства наброска, о каких уже писала. Это лаконичность черт лиц, верные пропорции, изящные быстрые линии, большие массы платья.

И есть своя особенность именно в этой композиции: фигура Пушкина оборвана даже не по пояс, а по линии плеча. Умение вовремя остановиться детям вообще не характерна, да и в среде профессионалов ходит шутка о том, что у каждого художника должен быть друг, который вовремя отнимет работу.

Резюмируя, напишу ещё, что неудачные зарисовки есть у каждого плодовитого художника, и многие мастера, складывая все свои поиски, лишь дают им отлежаться, чтобы потом часть уничтожить. Надя не могла произвести отбор из-за своего возраста, а у родителей не поднялась рука. Поэтому среди её опубликованных работ есть и слабые. Это нормально. Но судить надо по лучшим.
Надя Рушева: прерванный полёт

Все рисунки взяты с сайта библиотеки искусств им. А. С. Пушкина.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.
======================
.
.


Рецензии