Алексей Бердников. Экспертный обзор. Октябрь-2021

ШОРТ-ЛИСТ


12. СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МИТРОФАНОВ «Белые грибы»
http://stihi.ru/2019/06/06/3233 номинатор Надежда Бесфамильная

Мне ночью снились белые грибы –
В траве, на солнцем залитой поляне.
Сбежавшие от казни марсиане,
Но только не от собственной судьбы.

Их войско, коренастое на вид,
Беспомощно, но ах как аппетитно.
И ты с ножом, любуясь ими, видно, всё медлила.
Но нож в руке дрожит,
И блеск в глазах, и в них отнюдь не жалость,
В них сковородка жаркая скворчит,
Картошка, сало, русская усталость
От жизни. Я тебя люблю.

Вооружившись старым тесаком,
И я в плену звериного желания,
Но понимаю краешком сознания,
Как это – чувствовать сейчас себя грибом,
Когда идут к тебе с ножами двое,
В глазах у них намерение дурное,
А ты беспомощен средь райской красоты…
И я тебя люблю, – сказала ты.

Нас двое, мы для них – преступный клан
Влюблённых, буйных, спятивших, с ножами,
С заваленными хламом этажами
Под крышей съехавшей. Для тихих марсиан
Мы – Клайд и Бонни, шайка, Коза Ностра,
Два нравственных урода, два прохвоста,
Ни жалость нам неведомы, ни страх,
Мы – гопота в кирзовых сапогах
Для них.
Я так тебя люблю.

В нас разум отключающий азарт
Вселился от безжалостной охоты…
Грибы в корзину, словно с эшафота,
Катились. Робеспьер или Марат,
Случись им рядом быть, воскликнули бы «Браво!»
Но прокричал петух – померкла слава…
Соседка поспешила за водой,
И ты сказала сонными словами:
– Любимый, может, сходим за грибами? –
В окно глядел загадочной звездой
Кровавый Марс.


...занимательная художественная иллюстрация к Павлу Флоренскому (или – параллель к далиевой картине – «Сон, вызванный жужжанием пчелы, облетающей надломленный гранат»). То, что есть якобы «сюрреализм», на деле – полусон мальчишки под звук девической речи – «может, сходим за грибами..?» Она проснулась среди ночи, ей хочется солененького... и вот – в полугрезу «любимого» являются в кино-павильоне сна – белые грибы... инопланетяне... Робеспьер или Марат, конечно же, с ножами... и сам ты – Клайд, и голова твоя – кандидат в корзину...


16. ПАВЕЛ СОЛОВЬЁВ «в эту воду»
http://stihi.ru/2021/02/06/5450 номинатор Термитник поэзии

войди в эту воду смело, дотронься рукой до дна –
услышишь, что недопела оборванная струна
не прыгай в поток, как в пропасть – ведь можно и два и три
там ритм отбивают, лопаясь, воздушные пузыри
там соло ведёт челеста впадающего ручья
и с каждым заходом – новая песня, но каждая всё же твоя
журчит миллионом оттенков, послушай – и выходи
подумай, завёрнутый в полотенце: всё позади? впереди?

...а мальчик, пекущий блины из песочка (рядом плещет вода)
ещё не умел ловко складывать строчки
зато был счастлив
всегда

...весьма кинематографично. И музыкально – песенка. У Тарковского – в «Сталкере»... «Ностальгии» – такая вода. Особенно – в «Сталкере». Хотя и в «Ностальгии» тоже. Там вода говорит голосом девочки, ребенка. Речь ее, пожалуй, внятна только тому, кто понимает итальянский. Приятно, что автору знакома эта ныне в основном утраченная наука – понимать голос воды.


20. ВИКТОР КОЛЛЕГОРСКИЙ «Золотое руно»
http://stihi.ru/2021/04/11/952 номинатор Арсений Загаевский

В нищете, в надмирной пустоте,
Костенея от косноязычья,
Что мне петь в блаженной немоте?
Чьё дерзнуть примеривать величье?

Кто я? Сто обличий мне дано:
Нив словесных мирный поселянин,
Золотое я обрёл руно,
Римлянин, древлянин, будетлянин,
 
Палисада райского Стрелец,
Водолей на Гончих Псов аллее,
На престоле жертвенном Телец,
Звездочёт халдейский в Галилее.

...поэзия содержится в самом двоесловии вопроса – кто я? (...нужели вон тот – это я? Разве мама любила такого... – В. Ходасевич по памяти). Но это – всего лишь к примеру. До поры, пока человек не устал задавать себе этот единственно стоющий вопрос – он все еще жив, и жива поэзия...


23. ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ КАЛАШНИКОВ «Ветер срывает цветную листву»
http://stihi.ru/2017/10/28/11160 квота Феликса Гойхмана за ведение рубрики "В гостях у..."

Ветер срывает цветную листву,
перелетая
с ветки на ветку в свою синеву.
Воронов стая
с ночи до ночи галдит обо всём.
Мало покоя.
Господи, слаб я, а всё нипочём.
Время такое,
слишком короткое, словно борьба
серого с ярким.
Тихо о выборе шепчет судьба
над лесопарком.

...автор этих строк, я полагаю, подлинный поэт, а подлинная поэзия никогда не нуждалась в комментариях «со стороны». Ибо «...суть в ней самой миры, ей умереть без позы, держа в зубах две розы – две красные дыры...» (А.  Бердников, по памяти).


27. СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ «Поэт и Муза»
http://stihi.ru/2020/06/24/4669 отборочный тур для резидентов

Они прожили жизнь как шнурки в ботинках:
рядом, но не вместе.
Она разбила сад вокруг него,
и в том саду он был одинок,
и стихи росли на одиночестве сами собой,
как пыль на корешках книг,
как плесень на хлебной корке.
Все, чего он добился –
несколько подслеповатых левенгуков
наводили на него жерла поэтических микроскопов
собственного изобретения
а потом снова отводили, забывая.
И его, очнувшаяся ненадолго, вера в себя
отваливалась,
как отбитый ноготь.
А она
все чаще сравнивает его с теми,
кто усердно косит зелень
и сметает ее в стога,
забивая сеновал до самой крыши.
Ну на, держи, раз такая:
он купил ей дом, и начал ремонт,
и посадил собачищу на цепь.
Оглянулся – и видит:
этот дом открывает пасть и съедает его,
как голодный полярник свою верную лайку.
Последнее, что исчезает между зубами –
преданно виляющий хвост…
И вдруг он встречает Музу.
В двадцать семь
она уже элегантная, гладкая и звонкая, как пощечина.
Она еще не зачехлила ноги,
и пока что не расчехлила мозги.
"Дай уехал у Китай", – говорит она, – "и остался там на ПМЖ".
и все же она Муза:
когда он думает о ней,
по россыпи его черновиков,
белой с синевой, словно морская пена,
проплывают тени настоящих стихов,
как тени облаков или аэростатов.
Вот он сидит у телевизора,
смотрит новости о широком разнобезобразии жизни,
о том, как добро с гомеопатическими кулачками
когда-нибудь победит по очкам,
но внутри себя он ходит по тому же кругу,
где мысли и чувства вытоптаны до сухих стеблей, до голой глины.
Вот он встает, чтобы уйти к другой.
Но дом не отпускает, дом тянет поводок.
К ноге! – командует дом.
Но что же делать? – этот дом ни сжечь, ни взорвать.
Ни укусить, ни поцарапать,
ни сбить с ног, ни вцепиться в горло.
Он выходит во двор.
Видит собаку на цепи
А та, проклятая,
смотрит на него философским взглядом.
Свобода – осознанная необходимость, –
читается в ее глазах.
Место! – командует дом.
И он
возвращается в комнату с телевизором,
где идет фильм, изгрызенный рекламой.
Включает газовый камин
и сжигает там черновики,
по которым больше не скользят тени облаков.

...в качестве одного из нескольких подслеповатых левенгуков... впрочем, и без стекол мастерски изготовленных этим мастером из мастеров, мне явлено – автор, что называется, изрядный художник, и нечего ему слоняться по отборочным турам для резидентов, зане поэтический окоп всех журналов по нему давно как соскучился...


31. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «С Лилькой в парке листья мы собираем»
http://stihi.ru/2021/10/04/1863 отборочный тур для резидентов

Пару дней – и выгонит нас из рая
золотая осень по октябрю.
С Лилькой в парке листья мы собираем
(собирает Лилька, а я смотрю).

Приседает, крутится, вся в заботе:
ветка к веточке – вот и цветной букет.
Паутинки тонкие в позолоте
от её движений плывут на свет.

А ведь скоро вырастет – затоскую,
а пока, пока это всё моё.
Я хочу запомнить её такую
и себя, глядящую на неё.

А потом вся эта любовь насмарку –
обернётся птицей и улетит.
А пока нам с Лилькой бродить по парку,
не спеша нагуливать аппетит.

...лилькина мама... и весьма прилично описанный союз «меча и орала». Тянет светло посочувствовать маме по поводу сезонного подрастания ребенка с перспективой близящегося вылета из гнезда. Ради чистой проформы, я бы изобразил первую строку как-нибудь ...пара дней – и мы отгуляли раем... (потому как ...в парке листья мы собираем...)


34. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «так наступают…»
http://stihi.ru/2021/10/15/843 отборочный тур для резидентов

так наступают стихи веры павловой
так замирает лёд
так из разъятого обнищалого
птица гнезда не вьёт
воду не пьёт из холодного крошева
просто летит – лети!
так я не зная всего хорошего
пробую обрести

...стихи «так наступают» мною отобраны, ибо загадочны. Ну, то есть, думать заставляют. Со стихами Веры Павловой я знаком, что называется, «не по наслышке». Пробую вообразить себе (вспомнить, возможно), а как это, когда стихи ВП «наступают»? Последующее – действительно интересно для меня как филолога-синтактика. Если попробовать разделить знаками препинания «по понятию», дымка загадочности, конечно уйдет..?


Рецензии
Спасибо большое, Алексей Аркадьевич, за добрые слова в адрес моего стихотворения и за такую поддержку. И вообще, за весь Ваш выбор в шорт-лист. Очень интересны Ваши комментарии к выбранным стихотворениям. Вроде коротко и ясно, но остается острое желание вновь их перечитать и подумать об этом.
Здоровья Вам и вдохновения!

Юрий Юрьевич Калашников   07.11.2021 19:29     Заявить о нарушении