Ночь в мастерской...

                Человеческое лицо - наивысшее создание природы.
                Для меня это неисчерпаемый источник.
                Амедео Модильяни.

Ночь в захламлённой мастерской -
натурщицы, поэты, леди...
кто про роман о Мировой,
кто про ключицу и колени,
и сколько шейных позвонков
должно быть в птице лебединой,
а кто-то чай пьёт с молоком,
и только о себе любимом.

Хозяин нервно рвёт эскиз,
клянёт отсутствие таланта.
Вдруг онемевший звук повис.
Удар о стену: Слышишь, Данте,
я эти адовы круги
который год пишу и плачу.
И что мне делать, помоги...
а впрочем, не спасёшь ты клячу.
И не спасёт уставший бог,
святые, несвятые лица.

Удар о стену, и - Рембо,
взахлёб, что не остановиться,
а лишь бежать от света прочь,
туда, где битые скульптуры
ласкает профурсетка-ночь,
неискушённая в гламуре.
Сидеть, слепляя черепки
солёным сгущенным краплаком,
что из разбитой в кровь руки,
и молча над калекой плакать.
*
Ночь, лица-тени в мастерской,
кто кьянти лижет, кто в кальяне,
и рассуждают: бог ты мой...
как гений спился Модильяни.


Фоттография: с инет.


Рецензии
Стихотворение классное! Про все корпения и рассуждения посторонних «свысока, и как бы по касательной» о сложном труде художника,о высекании той самой искры, - очень образно и точно передано! Все гении точно такие же страдальцы, как и обычные рукожопые подмастерья, пардон) нет никакой разницы, мал человек или велик - психосоматика всех пережуёт одинаково, к сожалению…
А если абстрагироваться от стиха и уже на личности перейти, то ещё дедушка Фрейд говорил: «мышечная дистония - ни что иное, как переживание травм раннего детского возраста, выраженное в телесном поле». Правда, сейчас уже считают, что это не просто расстройство базальных ганглиев, связанных с нарушением движения, а гораздо большая связь неврологии и психиатрии, ведь базальные ганглии отвечают ещё и за проводимость эмоций... что сам Амедео, что его возлюбленная, что их окружение - печально и глубоко страдающие люди… удивительный художник скончался от тубика, удивительная девушка - от жерновов любви… Портрет Эбютерн у Модильяни - это пример дистонии с тонусом мышц шеи, т.к. на портрете у неё характерно изогнута, сведённая спазмом, шея. Да и на остальных её картинах - такая же тень времени и перелопаченных травм. Возможно, что они искали друг друга?… он искал её травмы, как источник вдохновения, а она искала его, как мастера-душегуба?… вот отсюда и фенита.
.
.
.
:) извините, если затянула комплимент. с проникновенностью Ваша,

Дания   08.09.2022 13:19     Заявить о нарушении
лебяжьи шеи женщин с портретов Модильяни это всего лишь преувеличение, нарочитая схематичность...
его любовь к непропорциональным образам – вытянутым шеям и лицам, миндалевидным глазам его персонажей или отсутствующим зрачкам, т.е.присущая его произведениям отвлечённость, явл. следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов...в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики...это пластический Модильяни, это его "фирменный стиль"...
спасибо за отзыв.

Вайлит   08.09.2022 16:05   Заявить о нарушении
мне тоже мил его фирменный, я - исключительно с пиитетом, просто одновременно хочется всем пожелать здоровья, любви и возможностей реализоваться - и художникам, и музам, и неискушенным созерцателям и опытным ценителям)
а Вам - вдохновения!)

Дания   08.09.2022 16:35   Заявить о нарушении