анализ другого стихотворения
Разбор стихотворения «Предосеннее» или, когда покойники умирают дважды…
Условия соревнования:
«Тематика конкурса не ограничивается заголовком».
Странно, а чем ограничивается? Пояснения нет.
Ссылка на конкурс:
Победитель – Олег Каменев и стихотворение «Предосеннее»:
Собственно текст:
¬Есть у природы особое время -
Летом, с последними брызгами солнца,
Дарит по-царски оно неизменно
Кронам берёз золотые червонцы.
И не жалеет для клёнов рубины,
Сыплет в траву разноцветье агатов,
Гроздья багровые ягод рябины
Спорят оттенком с холодным закатом.
И тишина, кто-то выключил звуки,
Эхо хранит откровения дятла,
Ветер играет на струнах бузуки
Что-то своё, ветряное, невнятное...
Выйдешь из дома в темнеющий вечер -
Первые листья, кружась в менуэте,
Следом летят, по-собачьи доверчиво,
И умирают с мечтою о лете...
Задал Олегу несколько вопросов в «отзывах», под текстом-победителем. Вот наш диалог:
Я: - Расскажете, как вы его написали?
Олег:- Все написали, и я написал (в поддержку конкурса).
Я: - Были ли какие-то цели, идеи, или что-то иное?
Олег:- Проба пейзажной лирики.
Я: - Писали долго, тяжело?
Олег:- Около 30 минут.
Я: - Это для вас какой-то выстраданный текст, или как у Цезаря, с его вени види вици: увидел конкурс, зашел на конкурс, написал на конкурс, победил на конкурсе?
Олег:- Зашёл на конкурс...
Итак, приступаем…
Стихотворение летнее, августовское. Об этом говорит и название, и вторая строчка текста:
«Летом, с последними брызгами солнца»
Таким образом, текст не только не про Бабье лето, но даже и не про Осень! Почему оно было не снято с конкурса – не понятно.
Разумеется, если требования конкурса трактовать широко («не ограничивается»), получится, что темы вообще нет, и можно постить любой текст от 12 до 36 строк!
Но вернёмся к стиху… Как и победитель прошлого года, как большинство текстов конкурса, это экспромт.
Как и у прошлого победителя, ЛГ максимально обезличен и стёрт. О возрасте, поле и глубинах внутреннего мира ЛГ мы можем судить только по самой «картинке», любезно предоставляемой читателю через описание мира внешнего. Т.е. как это и положено в стихотворении о природе, где Лирический Герой – это и есть «картинка»: что именно видно и как именно видно…
И да: стихотворение, как и подавляющая масса прочих – описательное.
Напомню, что расцвет описательного стихотворения пришелся на середину 19 века, пиком в его развитии являются стихи Фета и Тютчева. С тех пор, за редким исключением, фокус интереса русской, да и мировой поэзии, сместился далеко прочь. В сущности, жанр был отдан на потребу графоманам, и сейчас переживает глубокий кризис даже на общем фоне положения в поэзии.
Но мы отвлеклись…
Текст состоит из четырёх строф по четыре строчки каждая, и не являет совершенно никаких изысков в смысле метрики, ритмики, стилистики, образности и прочих художественных решений.
Сюжет, как и у победителя 20 года, тоже отсутствует. Лирический герой посмотрит то в эту сторону, то в другую, поэтому нам даётся только чередование неких картинок.
Методика написания текста следующая: автор берёт тему, и, как на шампур, надевает на неё разные красивости: метафоры, аллюзии, интенции… (хотя бы в теории). Если порядок строф поменять, то, ничего не поменяется.
Это как теургия сотворения шашлыка: мясо, помидорка, лучок, или помидорка, лучок, мясо…
Или как в песне «А в ресторане», исполняемой Долиной: «Я надену всё лучшее сразу».
Ладно, давайте продегустируем наше премиальное блюдо…
Первая строфа:
«Есть у природы особое время -
Летом, с последними брызгами солнца,
Дарит по-царски оно неизменно
Кронам берёз золотые червонцы.
Почему «червонцы» - это «неизменные» подарки? Очень просто: солнце садится, окрашивая всё подряд в цвета заката. Это не Бабье лето, в «золотые червонцы» листья берёз превращаются и в августе, и даже в мае. Это ежесуточный оптический эффект, а не визитная карточка Золотой осени.
Вторая строфа:
«И не жалеет для клёнов рубины,
Сыплет в траву разноцветье агатов,
Гроздья багровые ягод рябины
Спорят оттенком с холодным закатом»
Даже Золотая осень не может похвастаться травой, похожей на разноцветные агаты, наоборот, она пожухлая, спутанная, полёгшая, выцветшая… но на восходе или закате, действительно, трава может поиграть красками. Разумеется, в это время могут играть цветами любые поверхности, от горбыля на покосившемся сарае, до листвы и ягод на деревьях. Особенно эффектно игра цвета и света смотрится на высоких предметах: по траве уже стелются сумрак и туман, а кроны деревьев ещё горят в последних лучах заката.
Третья строфа:
«И тишина... Кто-то выключил звуки,
Эхо хранит откровения дятла,
Ветер играет на струнах бузуки
Что-то своё, ветряное, невнятное».
«Тишина», всё звуки «выключены», стало быть, «эхо» и сам «стук дятла» – это не звуки.
И задувания завывания ветра, напоминающие игру музыкального инструмента – тоже не в счёт.
«Бузука» – это турецкий, допиленный в Греции щипковый инструмент. Щипковый! Как ветер может быть похож на звуки, издаваемые при щипковой технике игры – одному Олегу известно.
Почему «Бузука»? Это неотъемлемая часть греческого пейзажа в августе, или просто рифма нужна была очень сильно и очень быстро? Конечно же «бузука» здесь исключительно для рифмы, это же экспромт!
Почему в одной строфе сожительствуют тишина с «выключенными звуками», эхо (в ветреную погоду), стук дятла и шум ветра?
Да всё потому же: это экспромт! Как в конце квартала часто бывает с выполнением плана: Давай-давай! Советско-постсоветский технологический процесс, бессмысленный и беспощадный, распространён везде: от стройки до литературы.
Четвёртая строфа (дефицит времени, «Давай-давай!» нарастает, а сам автор всё больше устаёт?):
«Выйдешь из дома в темнеющий вечер -
Первые листья, кружась в менуэте,
Следом летят, по-собачьи доверчиво,
И умирают с мечтою о лете...»
Менуэт – танец медленный. Кружиться листья могут либо, падая в безветренную погоду, либо поднимаемые редкими порывами лёгкого ветерка. Но ветер, судя по предыдущей строфе, довольно порядочный, и никакие медленные кружения и сложные фигуры не возможны.
Последняя фраза, как правило, самая важна в стихотворении, и Олег выдаёт на-гора хэдлайнера своего поэзо-концерта: «И умирают с мечтою о лете…».
Как мёртвые, опавшие листья могут умирать второй раз? И точно они мечтают о солнечных ожогах, о нехватке воды, о вредителях и грибках? Понятно, что это метафора, и что это про смерть вообще. А что, часто умирающие мечтают? Я не говорю уже о мёртвых…
P.S.
Я посмотрел тексты победителей из ТОП-5, и они такого же «экспромтного» качества, плюс-минус километр. Возможно, лучший текст остался за его рамками, но, я просто не в силах читать такое.
В качестве экзерсиса на вечеринке или для открытки – может и прокатит, но не более…
Я не анализировал конкурс в динамике, но, не удивлюсь, если «золотые аккаунты» и «авторы месяца» избегают такого рода мероприятия.
Возможно, они избегают вообще все конкурсы, ибо, возможно, они (конкурсы) все такие.
На Форуме я создал топик по прошлому победителю «Бабьего лета»:
Тут собственно мой разбор победителя конкурса 2020 года:
Качество текста такое же неудовлетворительное.
Может, конкурс назвать «конкурсом экспромтов»? Это хоть как-то оправдает низкое качество текстов.
Или провести маркетинговое исследование среди лучших, узнать, почему они чураются таких конкурсов? Что может заставить их захотеть принять участи в местных конкурсах?
Мне кажется, написание высокохудожественного текста – это большой труд и масса времени.
И создание действительно высокоранговых стихов просто не влезает в конкурсные дедлайны.
Обсуждение на Форуме:
Роман Тихонов.
Свидетельство о публикации №121110605055