История иконы святого Луки

«Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем. Потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается»
— Св. Прав. Иоанн Кронштадтский

«…должны научиться прозревать в человеке образ Божий, святыню, которую мы призваны привести обратно к жизни и к славе, так же как реставратор призван вернуть к славе икону испорченную, затоптанную, простреленную, которую ему дают»
— Митр. Антоний Сурожский


Что видел сам, то расскажу…

В одной из прошлых жизней,
Художником Лукой*я был, да-да!
Который видел образ мыслей,
Живой явилась матушка Христа.

Сидел в коморке тихо я,
Стол деревянный предо мной.
Вокруг всё засветилось, как заря,
И Девы лик явился неземной!

В руках Мадонны был Иисус,
И он рукой благословил меня.
Пока сей образ сразу не угас,
Своей я кровью  написал любя!

И с той поры ходил я по земле,
В общины братьев приходил.
И там я воском  на доске
Икону эту рисовал!

Для них она была окном,
В тот божий, светлый мир,
Где прямо за стеклом,
Лик Девы и Иисуса был!

Могли общаться напрямую те,
Кто сердцем этот образ видел.
То состоянье было, как во сне,
У них святились нимбы золотые!

Теперь Владимирской иконой,
Её в России люди нарекли.
И все цари считали чудотворной,
Просили у неё: – Благослови!

В другое время, вновь судьба,
Когда я звался, как Андрей Рублёв,
С иконой этою меня  свела…
Всё вспомнил я, оторопев!

Прошли столетья и однажды,
На родине своей я был.
И в разорённый Храм ужасный,
Я с трепетом в душе вступил.

Там вместо крыши небо было,
И голуби, как Ангелы летали.
Всё в запустенье и уныло,
Подобную картину вы видали?

Вдруг  закопчённая стена,
Внутри алтарной справа части,
Покрылась маревом тумана
И проявились Дева и дитя.

Смотрела внутрь меня Она,
Перекрестил Иисус – дитя.
Он улыбнулся, тихо говоря:
- Живи, прощая всех, любя!

Сквозь слёзы видел очи.
И вновь  унылая стена,
Исчез туман, пропали лики,
Поверил я – Она жива!

И чтобы сохранить навеки,
Тот образ Девы неземной,
Достал я из мольберта  кисти,
И написал тот образ дорогой.

Прошли года…
Храм посетил я вновь,
Где видел лик однажды…
Теперь уж всё там  было ново.

Поставил свечи, помолясь,
Я к служке, обратясь, спросил:
- Во имя чьих сей Храм поставлен?
-Владимирской иконы Божьей Матери!

И рассказал легенду Храма,
Что до его ещё рожденья,
В алтарной части справа,
Явился образ Божьей Матери.
 
Народ, увидев это чудо,
Поверил и постановил,
Всем миром  Храм очистить,
Приход создать, Отец  благословил!

- Могу ли я взглянуть
На ту икону в алтаре?
Ведь я иконописец,
Чем-то помогу.
 
Открыл церковные врата
И вижу я, как двадцать лет назад,
Всё та же закопченная стена
И тот же лик в сиянье неземном.

И вновь туман,
И лики неземные,
И голос  детский:
-Ты пришёл другим.

-Что Ты сказал:
- Живи, прощая всех, любя!
-То выполнил!
Простил всех я.

- Теперь и ты Мой Сын,
-Сказала вдруг Мария.
И сразу увидал себя,
Сидящим на Её коленях!

Потухли свечи…
Храм весь опустел
-Простите, Вам пора.
Мне служка говорит.

Я на него  взглянул,
Поднял ладонь и окрестил,
Как окрестил меня Иисус:
- Живи, прощая всех, любя!

Закрыл ключом он двери Храма.
Мы покрестились, в пояс поклонясь,
И он спросил: - Как Вас зовут?
-Как  икону, я - Владимир.

05.11.2021 г.
Иллюстрация:«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Справка из Википедии:
*Лука — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором. «Мураториев канон» сообщает, что Лука также был знатоком права, поэтому сопровождал апостола Павла в качестве юриста.
Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.  В Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь – в Риме. Среди икон, приписываемых евангелисту Луке - Владимирская икона Божьей Матери(находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее).
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублёвым.

**Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428 или 29 января 1430, Москва) — русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Кармическая история. Андрей Рублёв

https://proza.ru/2018/12/19/1934

«Диалог с Сергием Радонежским»

http://www.proza.ru/2017/02/16/189


Рецензии