Дева Непорочная. 14 глава

          После упорядоченной жизни в школах, общеобразовательной и музыкальной, а потом и музыкального училища в Даугавпилсе, где я была Звездой с самого начала и до конца, после жёсткого режима, который я сама организовала, опираясь на Великих, ежедневно читая их биографии и про становление в Искусстве, собирая по крупинкам знания, оттачивая мастерство игры на рояле, заготавливая литературу впрок, потому что читать было некогда, которую я покупала в Центральном книжном магазине на главной площади Даугавпилса, и тратя на это большую часть своей стипендии, находясь в узком круге общения студентов, и добившись того, чтобы въехать в консерваторию на Белом коне, как я тогда говорила, то есть поступить и учиться дальше,- я развивалась и шла "Вперёд по хорошо начатому пути!" Такое напутствие мне дала моя учительница по фортепиано в музыкальной школе, немка, Ирэна Штраус.
          Моя душа была развита интеллектуально. Книги покупались впрок, потому что я умышленно ограничивала себя  чтением только профессиональной литературы о композиторах, исполнителях и технике игры на фортепиано, совсем уже профессиональной, которую из наших студентов вообще никто не читал. Им достаточно было уроков с педагогом. Мне — нет. Мне во всём хотелось чего-то большего...
Я руководила собой, и у меня было для этого время с раннего утра до позднего вечера. Точнее, всё время было подчинено Работе в самом высоком смысле этого слова. Я работала на себя, на своё Будущее.
         
          Помню, как выработался такой режим. Я приходила к открытию училища, то есть к восьми часам утра. Был ещё такой один фанатик, аккордеонист, который тоже приходил так же, и мы негласно соревновались, чьи первые звуки с утра польются из класса, его или мои. Он был технарь, играл быстрее всех, но не очень способный в музыкальном отношении. Однако работа делает много в нашей профессии, и думаю, он достиг определённых успехов в своей сфере. Он был мне не соперник, так как учился на другом отделении. От папы мне достались ответственность и внутренняя дисциплина, благодаря которым я могла собой управлять как надо. А заодно и наивность в обычной жизни, которую я не изжила в себе до сих пор, и которая подчас вставляет такие палки в колёса, что моя внучка иногда кажется мне умней и практичней меня. Вот уж кто ухватит и не отпустит Удачу ни за что на свете. Этот штрих относится ко всему теперешнему поколению внуков. Они слишком прагматичны, слишком помнят о своей выгоде и умеют требовать для себя во что бы то ни стало и всё, что угодно. Мой папа был не таким, и мы, дети, выращенные этим поколением тоже. Мы были Идиотам и Идиотками по Достоевскому. Нас волновали Идеи, Мечты, Желания в самом высоком смысле слова. Мы жили расточительно, как миллионеры, у которых никогда и ничего не отнимут. Мы жили, не оглядываясь назад, а глядя только вперёд. Мы были стабильны в своих мечтах, и верили, что всё сможем. За нами было Государство, Семья и стабильное Будущее! А это много, очень много...
         
          Я узнала, что слушание музыки играет большую и незаменимую роль, к тому же у меня появилась подруга, Нелли Сайковска, сначала Сайкоускайте, приехавшая с такой фамилией из Литвы, где по-своему уродуют фамилии до сих пор, переведясь сразу на второй курс. По этой части она была выше меня и разбиралась как никто. Тоже читала серьёзные профессиональные книги и много занималась. Она была фанатка Шопена, как все поляки. Своё!..  Она научила меня слушать и слышать музыку. Я благодарна ей за это до сих пор. Несмотря на то, что мой педагог, Вячеслав Робертович Мендельсон, был Заведующий фортепианным отделением, первый и любимый ученик Константина Блюменталя, тоже Заведующего фортепианным отделением в Рижской консерватории, самого прекрасного пианиста, игравшего потрясающе Шопена. Мендельсон вполне ответственно и серьёзно со мной занимался, как говорится, делал ставку на меня и на Юру Каспера, который тоже у него учился, и попал к нему по одесскому блату, вернее договорённости. Он сам никогда не посылал меня в фонотеку послушать, как моё произведение, которое я разучивала, играют великие, а репертуар уже был достаточно серьёзный. Этому научила меня Нелли, с которой мы часто вместе слушали и обсуждали услышанное в нюансах. Я стала разбираться в исполнительском искусстве и могла уже слышать и комментировать многие тонкие моменты, которые не доходили до толстого не изощрённого слуха любого и каждого, которыми изобиловали гении. Других мы тогда не признавали. Впрочем, в советское расточительное время, частенько выходили пластинки с молодыми исполнителями, которые своей молодой интерпретацией так же заслуживали внимания. Мы их не пропускали. Именно тогда, к примеру, я познакомилась с исполнительством Элисо Вирсаладзе, победившей на конкурсе имени Шумана, после чего и началась её карьера. Сам Святослав Рихтер отмечал её способности, дав Зелёный свет в будущее. Впоследствии, спустя годы, и совсем недавно я присутствовала на её Мастер-классе в Рижской музыкальной академии, куда попала совершенно случайно, но это был Знак. Знак чего, об этом я расскажу в контексте повествования позже.
         
          По специальности Нелли попала к моему педагогу и это сразу нас сблизило. У меня наконец, появилась подруга, старше меня и в чём-то умнее меня. Остальные не тянули на статус моей близкой подруги ни в каком отношении. Конечно, у меня были просто подруги для души, но разговаривать с ними, кроме как о чувствах и учебных делах, больше было не о чем. Мне же хотелось говорить тогда больше о высоком. Мне хотелось достичь в искусстве чего-то большего....
         
          И я стала по утрам слушать великих пианистов. Это давало большой заряд для занятий и настроения на весь день. Наша учительница по музыкальной литературе, Эльвина Викторовна Мартынова, очень строгая и которую все боялись, каждый день заставала меня в фонотеке, слушающую очередного исполнителя-гения. С утра она заходила за нужными пластинками перед уроком и натыкалась на меня, сидящую и внимающую то Листу, то Шопену, то Рахманинову, то Скрябину... Не могла не заметить и, видно, про себя это оценила. Больше никто, как правило, вне программы ничего не слушал. После такого заряда с утра, я шла заниматься в класс, а потом на лекции.

          В Ригу я приезжала примерно раз в месяц или даже реже. Дома меня особо никто не ждал. Отношения с мамой были прохладные. На меня как бы никто не обращал особого внимания, потому что я уже встала на рельсы и катила, куда надо. Всё внимание было обращено на моего брата Олега, который плохо учился, плохо себя вёл и постоянно попадал в какие-то переделки. За него у родителей был постоянный страх, как бы с ним ничего не случилось. Пока меня не было, он занял мою комнату. И я спала в гостиной на раскладном кресле. Я была как бы с боку припёку, все привыкли, что меня уже нет и не очень ждали появления. Так мне казалось, так я чувствовала тогда, и так оно и было. Я тяготела больше к своей дорогой бабушке Анисье, Няне, которая меня вырастила, и которая жила тогда в Булдури у своего третьего сына Валентина, моего родного дяди, тоже моряка. Он уже женился и жил со своей женой и ребёнком в Каугури, в такой же похожей как две капли воды двухкомнатной квартире в кооперативной пятиэтажке, на таком же втором этаже, и даже с той же стороны, справа от лестницы. Иногда я приезжала прямо к ней, и у неё же и оставалась, не заходя домой, а в воскресенье вечером отъезжала в свой Даугавпилс, чтобы с утра в понедельник быть на занятиях. Бабушка меня провожала, снабдив всем, чем могла из еды впрок, чтобы я не голодала.
         
          Этот книжный бум, благодаря которому я тратила свои небольшие деньги, пришёл к концу после того, как мне пришлось несколько раз поголодать, и я ни у кого не смогла перехватить денег до стипендии. Я поняла, что надо распределять деньги, рассчитывать только на себя, потому что никто не поможет, и стала более осмотрительно покупать книги. В то время я увлекалась испанцами, часто выходили переводные романы, которые я покупала впрок, чтобы прочесть, когда будет время, на потом... И, таким образом, в моей библиотеке оказались Кортасар, Лорка, Борхес и многое другое, что относится к Золотому фонду мировой литературы. Я покупала и поэзию, в моей библиотеке оказалось много мировой поэтической литературы в переводах с испанского, австрийского, французского... Весь литературный мир был у моих ног. Так же помню голубой двухтомник "Воспоминания о Рахманинове", только что вышедший, монографии о композиторах и исполнителях, и многое другое. Сейчас основной фонд очень разнообразной библиотеки находится в рижской квартире, которой я хотела бы пользоваться, во всяком случае, чтобы книги были при мне, рядом, но там живёт Монстр, и так просто в эту квартиру я зайти не могу. Особенно, после последнего скандала, который он учинил у меня в доме и который, я надеюсь будет последним.
          Думаю, он понял, что потерял меня на этот раз навсегда, но вряд ли согласился. И выжидает теперь, пока я отойду, как зверь в засаде, чтобы снова явиться. Но этого не будет. Там же находится и мой антикварный инструмент, пианино Romhild Veimar, который перевести невозможно, да и поставить некуда. У меня дома сейчас стоит пианино Riga, которое я купила живя ещё в Дубулты, чтобы инструмент был под рукой.
         
          Моя жизнь была расписана по минутам, и на вольности, которые допускают молодые в наше время, да тем более без присмотра родителей, не было. Помню, как однажды меня уговорили подруги пойти на танцы в Центральный Дом культуры. Ко мне привязался один парень, который мне не очень понравился, но которому понравилась я. Ясно, что у него были потом серьёзные виды на меня, я это почувствовала и сразу пресекла всякие поползновения. Однажды, когда я приехала из Риги, то увидев его на вокзале, так как он пришел встретить меня, специально прячась, незаметно прошла мимо, чтобы он не увидел. Больше мы никогда не встречались. После этого я ни разу никуда не ходила, мне было неприятно само прикосновение неизвестных мне людей, приглашающих на танец. Только в нашем училище за компанию с подругами я бывала на вечерах, посвящённых какому-то празднику, которые иногда устраивались. Тогда приводили целый отряд курсантов из военной части, которая была в городе, а потом их так же уводили строем. Все они были на одно лицо, как мне казалось тогда, военная форма нивелировала индивидуальность, и это меня отторгало.
         
          Что касается любви.
          Был изначально намёк на некую взаимную влюблённость в Юру Каспера, который тоже учился у Мендельсона, так как оба были из Одессы и евреи. Очевидно, что была договорённость заранее о том, у кого он будет учиться. Он хорошо играл, и подспудно мы с ним соперничали. Но наши отношения, которые даже не успели сформироваться до уровня более, чем дружеские, быстро разладились после того, как приехала из Одессы одна девица, не помню её имени, черноглазенькая и смазливая хохлушка-еврейка, которая почему-то быстро завоевала внимание и стала сразу нарасхват. Даже Володя Кривьян, который шикарно играл джаз и уже тогда имел опыт подработки в одном из ресторанов Юрмалы, обратил на неё внимание, хотя первоначально был заинтересован мной. Я умела подбирать по слуху, пела песни на свои стихи, и вообще громко звучала. Он даже специально зашёл в мой класс познакомиться, узнав, что я из Риги.
          Юра тоже обратил внимание на эту балаболку с по-одесски подвешенным языком, они стали всё время ходить вместе, смеяться и острить на манер одесситов, что мне крайне не понравилось. Я считала такие панибратские отношения как у них глупыми и недостойными меня. Почему так оказалось, что она быстро перехватила внимание на себя, я поняла много позже. Она была уже не девушка, а имела половой опыт, и видимо давно уже ходила по рукам. Поэтому и стала приманкой для мужской части населения училища. Я прервала всякие отношения с Каспером, обидевшись навсегда. Мои движения души в те времена были резкими, оправданными моими взглядами, и однозначными. Юношеский максимализм превалировал во мне. Возможно, это и помогло, учась в чужом городе целых четыре года, не наделать глупостей, и вернуться в Ригу Непорочной Девой.

5 ноября 2021 года

*Роман "Великая Гэтсби."

          I часть

Роковая встреча. 1 глава
http://stihi.ru/2021/07/02/2848

Монстр. 2 глава
http://stihi.ru/2021/07/03/1602

Вхождение в семью. 3 глава
http://stihi.ru/2021/07/05/3637

Здесь и сейчас. 4 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/2258

Никогда не говорите никогда! 5 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/3638

Абсолютный слух. 6 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/4340

На Белом Коне! 7 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/4904

Чужие сердца и миры. 8 глава
http://stihi.ru/2021/10/30/2126

Asaru ezers - Озеро Слезы. 9 глава
http://stihi.ru/2021/10/30/2879

Бахтин, календула и Мышкин. 10 глава
http://stihi.ru/2021/10/31/2747

Ещё раз о любви. 11 глава
http://stihi.ru/2021/11/01/4975

Белые кони, Чёрные кони...12 глава
http://stihi.ru/2021/11/03/1748

В сплетении веков. 13 глава
http://stihi.ru/2021/11/03/3947

Дева непорочная. 14 глава
http://stihi.ru/2021/11/05/1185         

Взгляд. Измена. Харассмент. 15 глава
http://stihi.ru/2021/11/18/2647

Женские истории. Ток-шоу без мелочей. 16 глава
http://stihi.ru/2021/11/19/2017

Чай со свечами... 17 глава
http://stihi.ru/2021/11/29/3013

Ларей чёрные абзацы. 18 глава
http://stihi.ru/2021/11/30/2383

Жизнь в Синем плаще. 19 глава
http://stihi.ru/2021/12/04/1966

Девятый вал. 20 глава
http://stihi.ru/2021/12/04/2686

===============================================

                II часть

В Огненной колеснице.1 глава
http://stihi.ru/2021/12/14/2551   

В мраке и тьме полутёмных квартир. 2 глава
http://stihi.ru/2021/12/18/4242
   


Рецензии
Как много у нас с тобой общего, Светлана! Книги - моё "слабое звено". Я тоже могла пожертвовать всем, ради того, чтобы купить новую книгу. У меня дома сейчас собрана библиотека, в которой более 1 тысячи книг. Я читала их, как говорят, запоем, часто по ночам, предпочитая чтение любым развлечениям, включая танцы. И тоже, как ты, терпеть не могла, чтобы кто-то незнакомый или знакомый, но неприятный мне, ко мне прикасался. И про непорочную деву ты пишешь, словно про меня. Да и муж-тиран, как вижу, и тебе достался. Бывает же так?!
С самыми добрыми пожеланиями и теплом сердечным,

Татьяна Кайгородова   16.11.2021 15:57     Заявить о нарушении
СПАСИБО, Танечка.

С теплом и признательностью,
СВет.

Светлана Водолей   18.11.2021 11:02   Заявить о нарушении