Памяти Игоря Борисовича Дюшена и его рукопожатия
Естественно, такую выставку тогда, в 1987 году, никто бы не разрешил. Тогда при нашем выставочном зале был создан Клуб районных художников, и выставка концептуалистов была открыта под этим брендом. (Для себя они незывали этот клуб "клуб авангардистов", отсюда и их теперешнее название - "КЛАВА")
Главное управление культуры города Москвы не придало серьезного значения открытию выставки районных художников и не проконтролировало ее, но приехав на открытие, чиновники в ужасе хотели закрыть – но не решились. Так как ушлые авангардисты заранее пригласили телевидение Антен-2, БиБиСи и др.
Чиновники управления культуры не посмели закрыть эту выставку, как не посмели и меня сразу уволить напрямую, боясь скандала. Поэтому меня вызвали в управление культуры и объявили, что повышают меня – на другую должность - зав театральным отделом МДСТ (Московский Дом самодеятельного творчества) - там зарплата выше – курировать все коллективы домов и дворцов культуры Москвы. Через месяц работы на этой должности мне было приказано начальником МДСТ Чарухиной поехать в ДК "Правда" закрыть спектакль по французской пьесе. Я спросил – а если окажется что спектакль хороший? Ответ – "Закрыть! Даю в помощь критика Заславского!"
Мы с этим Заславским сели в черную Волгу и поехали. Когда стали смотреть спектакль - мне понравилось. Понравилось как ребята играют. Сейчас так уже почти не играют как они – искренне…
Когда закончился спектакль, Заславский начал обсуждение и стал делать замечания. Ребята же не дураки, они знают, зачем мы пришли и сурово ждали запрета. Завершал обсуждение я. Сказал, что мне понравилось. Что все очень хорошо, только во второй картине можно было сделать точнее.. И тут вдруг голос из зала: "Зачем обсуждать! Приехали закрывать - так закрывайте!"
Да, ответил я. Именно так. Действительно. Но мне понравилось. (А дело было в пятницу вечером). Мне понравилось, повторил я, и поэтому в понедельник буду докладывать руководству, что спектакль мне понравился и попытаюсь убедить руководство не закрывать. Критик Заславский шопотом сказал мне на ухо: "Вас уволят!" Я тоже шепотом ему – "И пусть!" И я продолжил: "Сейчас будут выходные дни. В понедельник я доложу руководству свою точку зрения. А пока что - завтра суббота, послезавтра воскресенье. Вы сможете несколько раз сыграть спектакль для зрителей"
Конечно я знал, что спектакль закроют. Конечно, я знал, что никто не разрешит. Но дать им сыграть в выходные дни было в моей власти. Два дня я дал. Я сделал всё что мог.
И тут произошло то, о чем я до сих пор вспоминаю, как об одном из прекрасных моментов моей жизни.
Из задних рядов полутемного пустого зала вдруг поднялся пожилой человек и стал приближаться к нам. Когда он подошёл я узнал в нём Игоря Борисовича Дюшена, профессора из ГИТИСа, который вёл у нас, тогдашних студентов, предмет "Зарубежный театр".
Игорь Борисович подошел и сказал так: "Здравствуйте. Я знал, что придёт мой бывший студент Андрей Моргунов, который сейчас является заведующим театральным отделом МДСТ закрывать этот спектакль. И я специально сел подальше, чтобы не здороваться с ним и не подавать ему руки. Но после того что сейчас произошло, я с удовольствием пожму ему руку!"
Эти слова Игоря Борисовича для меня очень дороги.
Конечно, в понедельник, когда я пришёл в кабинет нашей начальницы Чарухиной, мне было объявлено что я больше не работаю там. Но я не особо расстроился. Где теперь эта Чарухина, я не знаю. И где теперь этот Заславский – возможно это он теперь на должности ректора того самого ГИТИСа, где когда-то, в лучшие времена, студенты слушали лекции Игоря Борисовича Дюшена и Алексея Вадимовича Бартошевича.
Может быть. Но это не важно.
Важно всегда оставаться рукопожатным среди порядочных людей.
Свидетельство о публикации №121110308464