Двенадцать стульев. Роман и фильмы
Споры об истинном авторстве романа среди литературных критиков не утихает до сих пор. Несколько лет назад вышла книга И. Амлински (Берлин, 2013), с массой доказательств в пользу авторства других писателей. Согласно одной из литературных легенд, в середине 1927 г. В. Катаев, взяв идею из «Шести Наполеонов» Артура Конан Дойля, где в одном из гипсовых бюстов Наполеона, скульптор итальянец Беппо спрятал чёрную жемчужину Борджиа, решил издать (под своим именем) авантюрный роман о жизни в СССР, заказав его, своему младшему брату и начинающему писателю И. Ильфу. Даже был подписан договор с обязательствами по листажу и срокам. Договор был сделан по протекции крупного партийного чиновника Нарбута СССР. Текст оказался настолько хорош и злободневен, что Катаев просто испугался его публиковать под своим именем. В процессе написания, якобы к теме подключился и М. Булгаков, которому, как непримиримому антисоветчику, было запрещено издавать многие свои вещи. Идеи и схожести текстов и образов романа с его произведениями поразительны. М. Булгаков был гениальным мистификатором и его литературные мистификации до сих пор известны лишь единичным читателям. Это чудовищное издевательство профессионального литератора экстра-класса, позволившего себе, под покровом анонимности, так пошутить всласть над советской действительностью, что его «Собачье сердце», по сравнению с этим романом, просто-таки панегирик Советской власти. Причём все филологические кунштюки Михаила Афанасьевича выписаны с нарочитой избыточностью и предумышленностью - не будем забывать, что мы имеем дело с Гением...
Роман "Двенадцать стульев" давно стал культовым сатирическим произведением и его популярность не спадает до сих пор. Надо отметить, что большую долю славы роман снискал благодаря многочисленным экранизациям. Почти за 90 лет знаменитый роман многократно экранизировался в разных странах мира - с 1933 г. (и дальше фильмы будут даны в хронологической последовательности) - “Двенадцать стульев” (Чехословакия-Польша)… “Пожалуйста, сидите!” (Англия)… “13 стульев” (Германия, Третий Рейх)… “В бегах за наследством” (Италия)… “Дело в мешках” (США)… “Тринадцать стульев” (Швеция)… Семь чёрных бюстгальтеров” (Швеция)… “Тринадцать стульев” (Бразилия)… “Счастье лежит на улице”(ФРГ)… “Двенадцать стульев” (Куба)… 1966 г. - “12 стульев”, (CCCР) телеспектакль… “Один из тринадцати” (Италия-Франция)… “Двенадцать стульев” (США)… 1971 г. (СССР), “Двенадцать стульев”, реж. Леонид Гайдай… “Рабе, Пилц и 13 стульев” (ФРГ)… 1976 г. “Двенадцать стульев” (CCCР), реж. Марк Захаров… “Мой дедушка и 13 стульев” (Австрия)… “Двенадцать стульев” (Германия)… “Двенадцать стульев” (РОССИЯ), реж. Максим Паперник… “12 сидений” (Иран)… 2013 г. “Не в стульях счастье” (Италия)…
Самая первая советская экранизация "Двенадцать стульев", была снята для Ленинградского телевидения в 1966 г. И. Горбачёв является первым исполнителем роли Остапа Бендера в кино в СССР (а первым театральным исполнителем этой роли был Е. Весник, сыгравший великого комбинатора в 1956 г. в Театре сатиры). А Эллочкой-людоедкой была Алиса Фрейндлих…
Первым в СССР за полноэкранную экранизацию взялся Георгий Данелия, а затем взял, да и подарил право на съемки картины своему другу-режиссеру Леониду Гайдаю. Главного героя – Остапа Бендера – Гайдай принялся искать с энтузиазмом - на одну роль претендовали более двухсот актеров! После отбора осталось двадцать. Но что это были за кандидаты - что ни актер, то знаменитость: В. Высоцкий, А. Миронов, А. Баталов, В. Гафт, Н. Михалков… Даже Муслим Магомаев был в числе претендентов. На роль был утвержден А. Белявский, Но когда было отснято уже около четверти картины, Л. Гайдай понял что, “что-то не то”… И кто-то сообщил ему, что есть молодой актер, некий Арчил Гомиашвили, гастролирующий по провинции с моноспектаклем "12 стульев" - он был приглашен и, сразу же, практически без проб, утвержден на эту роль. После роль была переозвучена актером Ю. Саранцевым. На вторую (по значимости) роль – Кисы Воробьянинова – пробовались тоже известные актеры - Р. Плятт, А. Папанов, Ю. Никулин и другие. Однако Гайдай был непреклонен: он уверял, что только С. Филиппов сможет достойно воплотить роль на экране. Несмотря на то, что на карьере Филиппова практически поставили жирный крест. Из театра его уволили (из-за чрезмерного увлечения зеленым змием), в кино ролей для него не было. Словом, не верил никто - кроме Л. Гайдая!... Эта комедия дала путевку на большой экран и Н. Крачковской, которая получила свою роль лишь по воле случая… Актер М. Пуговкин получил свою роль без проб… Одними из главных действующих персонажей в фильме являются стулья. Но выяснилось, что найти что-то похожее невозможно! В итоге оказалось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Продавать их она категорически отказалась - только сфотографировать… Стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах (в СССР такой заказ не приняли). После съемок остались нерастерзанными четыре стула и Л. Гайдай выкупил их на память… Между прочим, в фильме появлялся и сам режиссер - архивариус Варфоломей Коробейников. А ещё в фильме задействованы… ноги Л. Гайдая, в эпизоде, когда Филиппов и Пуговкин, держась за стул, лягают друг друга ногами… Все образы в фильме позаимствованы с картинки художников Кукрыниксов и этот физический аспект нужно было, как можно больше преувеличивать и развивать. Поэтому актёры и попали “в десятку” в представлении образа симпатичных и сметливых мошенников, не лишённых человеческого обаяния…
Л. Гайдаю (снимая на киностудии «Мосфильм»), удалось очень бережно воссоздать атмосферу оригинального произведения на большом экране. Его фильм получился очень светлым и ярким, благодаря тому, что в большинстве своем, съемки проходили на улице, а не в искусственно созданных съемочных павильонах…
Москвичи, и гости столицы могут и сейчас полюбоваться местами съемок. «Великий комбинатор» и «Бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев» прибывают из Старгорода в Москву в поисках сокровища на Рязанский (сегодня Казанский) вокзал… Роль общежития имени монаха Бертольда Шварца сыграл особнячок в Староконюшенном переулке… Место, “ где на площади Свердлова попал под лошадь извозчика, и отделался лёгким испугом, гражданин О. Бендер” снималось на у углу улицы Воронцово поле и Подсосенского переулка... Переулок, в который привезла стулья «шикарная чмара» - Варсонофьевский. На самом деле это Печатников переулок, «дом с кариатидами», номер 7… Парадный подъезд железнодорожного клуба - Государственный театр киноактера, улица Поварская дом 33… Кстати, здание аукциона снимали в г. Рыбинске…
Фильм "Двенадцать стульев" 1971 г. был отмечен наградами на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси, и призом "Серебряная сирена" на Фестивале фильмов в Сорренто, Италии…
Премьера экранизации «12 стульев» Марка Захарова (снятой Творческим объединением «Экран»), состоялась в 1976 г., спустя 5 лет, после экранизации этого же произведения Л. Гайдаем. И если у Гайдая - это комедия в классическом понимании, то Захаровым был снят музыкальный фильм, с элементами комедии, своеобразный театральный телеспектакль, с элементами мюзикла… На главные роли Захаров не проводил никакие пробы - он сразу пригласил Папанова и Миронова. Также у Захарова снялись 10 актеров из Гайдаевского фильма. Автором песен выступил Юлий Ким, известный поет и бард, написав пять песен… В фильме было много импровизаций, например фразы - "Киса, я давно хотел Вас спросить, как художник художника. Вы рисовать умеете?" не было ни в книге, ни в фильме у Гайдая…
После 1976 г. вышло ещё четыре экранизации, одна из которых является совместным производством России и Украины. Это двухсерийный телевизионный мюзикл 2004 г., где роль Остапа Бендера исполнил Н. Фоменко, а И. Олейников сыграл Кису Воробьянинова… Почти полвека спустя кинематографисты вновь обратились к этому роману. Новую полнометражную экранизацию романа выпускает продюсерский центр «Прайм» и Кинокомпания «Соливс», генеральный продюсер фильма О. Урушев. Главные роли в новом фильме исполнят Д. Нагиев (Остап Бендер), и Д. Назаров (Киса Воробьянинов). Роль отца Федора исполнит С. Степанченко. По моему мнению - Нагиев для роли староват, как бы хорошо он не выглядел. Вот он - Киса... мощный старик...
Для меня книга-дилогия “12 стульев” и “Золотой теленок” в детстве (и ранней юности) была почти настольной, и перечитывалась несколько раз...
Свидетельство о публикации №121102806697
С восхищением Аннета.
Аннета Верещака 29.10.2021 06:18 Заявить о нарушении
Валерий Анатольевич 2 29.10.2021 06:50 Заявить о нарушении