Ещё немного о Венеции. Первый в мире игорный дом
пер. с итальянского
1638 год ознаменовался тем, что власти Венеции, отказавшись от политики строгих
преследований, которую проводили до этого момента, выдали разрешение венециан-
скому аристократу Марко Дандоло открыть на калле Валарессо, в двух шагах от
Сан Марко "Ridotto Grande" - своеобразное казино, которое единодушно признано
первым публичным игорным домом, распахнувшим двери посетителям.
Сейчас "Il Ridotto", который в 19 веке был превращён в театр, вновь отреставри-
рован и открыт для публики, являясь частью туристических достопримечательностей
Большого Канала вместе с Hotel Monaco.
Среди многочисленных комнат, украшенных лепниной и фресками здесь есть и "stanza
dei sospiri"- "комната вздохов", предназначавшаяся наиболее рискованным играм,
с огромными ставками: в этих стенах на кон ставились невообразимые суммы и целые
состояния переходили из рук в руки за ночь игры.
Тем не менее, долгое время в Венеции в азартные игры любого типа, кости, карты
и другие, можно было играть в единственном месте - между двумя колоннами
Пьяцетты Сан Марко. С этим связана любопытная история: эти колонны, привезённые
с Востока, более века лежали на набережной, так как никто не был в состоянии
поднять их в вертикальное положение.
И только благодаря изобретательности Никола Старантонио Бараттьеро, строителя
из БЕргамо, автора проекта первого моста Риальто, в 1172 многотонные колонны
приобрели, наконец, своё достойное место. Он дал команду заблокировать нижний
край каждой колонны, перевязав верёвками весь корпус колонны и прикрепив верх
колонны к поверхности другой части площади.
Верёвки затем были намочены водой, увеличившись в диаметре и уменьшившись в
длину. Давления, которое возникло из-за укорачивания верёвок было достаточно,
чтобы приподнять верх колонн на несколько сантиметров. Под колонны положили
деревянные подставки, мокрые верёвки были заменены на сухие и спустя короткое
время операция по подъёму колонн была завершена.
Всеобщее восхищение было настолько большим, что правительство Светлейшей реши-
ло наградить Бараттьеро, удовлетворив его прошение на право открыть игорный
дом для игры в кости, занятие строго запрещённое в городе до этого, на куске
земли между этими двумя колоннaми. Всех игороков с тех пор называли по имени
изобретательного инженера - "barattieri" - "баратьери".
В течение веков правительство Венеции боролось со страстью к игре своих жите-
лей: В 1254 году выходит указ, запрещающий играть у входа в собор Сан Марко
и под арками фасада; на следующий год такой запрет касается двора Дворца Дожей
и зал, прилегающих к Залу Большого Совета.
1266 год - охранникам дожа запрещено играть во всех помещениях дворца.
1292 год - единственными разрешёнными играми остаются шахматы и нарды.
Любое нарушение карается штрафом в 25 лир.
В 1506 и 1539 году Совет Десяти запрещает " все игры, за исключением шахмат,
стрельбы из лука, балестры и танцев".
... И всё в таком духе. В начале 17 века азартные игры, в которые играли
повсюду, были разрешены на время карнавалов ( с октября до "жирного вторника"
перед началом Великого Поста).
Одновременно с азартными играми другой страстью венецианцев были всякого
рода пари. На спор заключалось всё: пол будущего ребёнка, имена знатных горо-
жан, которые избирались на тот или иной пост и так до бесконечности.
Суровейшие наказания, предусмотренные за такую деятельность(начиная со штрафов
заканчивая постоянным изгнанием из города и даже ослеплением одного глаза) не
пугали любителей заключать пари. Часто они заключались внутри храмов( не без
участия священников), так как участники пользовались правом убежища, которое
предоставляла церковь.
Томмазо Гарцони в концн 16 века описал последствия страсти к азартным играм
на примере Леона, мантуанского еврея, "который в один морозный день проиграл
ремни-подтяжки от штанов, так что на следующий день, работая в качестве портье,
был вынужден одной рукой открывать занавес перед входящими посетителями, а дру-
гой придерживать спадающие панаталоны, вызывая всеобщий смех."
Еще один пример: Никколино да Вилланова, "который, чтобы добыть денег для игры
собственноручно подписал договор о том, что сделается рабом на три года в
Неаполе в случае неуплаты; получив деньги и проиграв, был закован в цепи.
С помощью уловок Никколино сбежал от своих охранников с цепью на ноге, через
некоторое время вошёл в казино, где шла игра и, поставив на кон шесть кватринов,
проиграл цепь, в которую был закован."
Наконец, как мы уже сказали ранее, в 1638 году Марко Дандоло получил разрешение
открыть "Il Ridotto Grande".
Рассказывают, что в 1708 году во время своего пребывания в городе, именно здесь
король Дании Фридрих Четвёртый выиграл очень большую сумму денег у венецианского
патриция. Но он повёл себя по-королевски: вставая, он нарочно опрокинул карточ-
ный стол с картами и записью счетов, обнулив игру.
Тогда же венецианцы стали свидетелями другого "beau geste"- красивого жеста,
но его автором стал на этот раз не король, а один из венецианских аристократов
Кверини. Всё случилось во время приёма во дворце Фоскарини, когда король
пригласил на танец жену патриция, Катерину. Во время танца великолепное жемчуж-
ное колье синьоры разорвалось, и жемчужины посыпались на пол. Катерина сделала
вид, что ничего не случилось, но сконфуженный король уже нагибался, чтобы
собрать их: именно в этот момент Кверини поспешил на помощь паре, улыбаясь и
топча и отбрасывая ногами жемчужины, он предложил супруге продолжить танец.
" Il Ridotto" Пьетро Лонги
Свидетельство о публикации №121102806630
Аркадий Кузнецов 3 20.01.2022 12:38 Заявить о нарушении
С благодарностью и теплом.
София Ладзарус 20.01.2022 15:38 Заявить о нарушении