представления о смерти в метафизике Толкина

в метафизике Толкина
достаточно подробно

изложена концепция,
в которой смерть

носит некоторый оттенок персонификации.
Этот эффект достигается

за счет
присутствия  "богов

смерти":
Мандоса и Ниэнны.

Так Мандос
распоряжается

судьбами пришедших к нему эльфов:  в его чертогах,
они пребывают недолго,

он сам определяет им сроки,
               когда им возродиться снова
                среди своего народа.



Ниэнна распоряжается посмертьем:
                умерших
распределяет она
     по четырем  местам,
         где они пребывают до наступления Великого Конца.

*

Именно она,
читая в людских сердцах
               
судит их:
            одних   
                посылает влачить

унылое существование в Арвалин,
                других

изгоняет за горы, 
             где Мэлько

их хватает
и забирает

в Ангаманди; третьи она оставляет в Мандосе
                Лишь немногих

Ниэнна отпускает
              с глашатаем

богов  в Валмар.
              Там

они пируют в чертогах богов.

Толкин полагал,
 что Арвалин, Ангаманди и Валмар

являются ничем иным как отражением Чистилища, Ада и Рая.
                Не прекословя данному
предположению,
все же следует отметить

с каким элементом его  метафизики
                следует соотнести

Мандос?
Впрочем,  он исчезает

у Толкина
 более поздних работах.


Рецензии