представления о смерти в метафизике Толкина
достаточно подробно
изложена концепция,
в которой смерть
носит некоторый оттенок персонификации.
Этот эффект достигается
за счет
присутствия "богов
смерти":
Мандоса и Ниэнны.
Так Мандос
распоряжается
судьбами пришедших к нему эльфов: в его чертогах,
они пребывают недолго,
он сам определяет им сроки,
когда им возродиться снова
среди своего народа.
Ниэнна распоряжается посмертьем:
умерших
распределяет она
по четырем местам,
где они пребывают до наступления Великого Конца.
*
Именно она,
читая в людских сердцах
судит их:
одних
посылает влачить
унылое существование в Арвалин,
других
изгоняет за горы,
где Мэлько
их хватает
и забирает
в Ангаманди; третьи она оставляет в Мандосе
Лишь немногих
Ниэнна отпускает
с глашатаем
богов в Валмар.
Там
они пируют в чертогах богов.
Толкин полагал,
что Арвалин, Ангаманди и Валмар
являются ничем иным как отражением Чистилища, Ада и Рая.
Не прекословя данному
предположению,
все же следует отметить
с каким элементом его метафизики
следует соотнести
Мандос?
Впрочем, он исчезает
у Толкина
более поздних работах.
Свидетельство о публикации №121102802156