Цвет отлёта

На тех же ветках
Вместо листьев облака
Жёлто-багряны.

5.10.2021.


Рецензии
Ваше стремление к минимализму и формальному упрощению отсылает к китайской и японской поэтической традиции, к стихам о природе в русской поэзии золотого века и даже к Озёрной школе, но мне также интересно, а повлиял ли на Вас Генри Дэвид Торо?

У меня иногда возникает соблазн провести параллели между домиком на берегу пруда в лесу Конкорда и Малаховкой.

Я ознакомился с Вашей статьей «Эзотерика рыцарского романа», а заодно и перечитал романы Кретьена уже в новых переводах.

В своей главной работе, опубликованной в 1854 году «Разгадка антикатолической комедии Данте Алигьери, пастора альбигойской церкви во Флоренции, связанной с Орденом Храма: толкование символического языка Fedeli d’Amore в поэтических сочинениях трубадуров, любовных романах и эпических рыцарских произведениях» Эжен Ару прямо даёт понять о еретических (антикатолических) истоках главного поэта романо-готической культуры.

Вы ощущаете себя наследником языка ок, oil или си?
Любопытно, что истоки альбогойской веры, Вы, следуя мысли Осокина, видите не просто в манихействе и богомильстве, но идёте дальше, к зороастризму, к иранским магам. Если это действительно так, то просто удивительно, что подобный коктейль ересей — родил уникальную культуру именно в Провансе. Мы привыкли думать, что костяк Европы — это сугубо греческое и римское влияние и традиция. Очень часто удивительные восточные учения, получают своё наиболее причудливое развитие — именно на Западе.

Гейдар Джемаль резюмирует это в несколько уничижительном пассаже: «Это очень интересно, потому что на самом деле греки удивительный народ. Читаешь древних греков, их простые попытки объяснить что-то на пальцах, и думаешь: а ведь в это время Моисей уже триста лет как привел свой народ в Ханаан из Египта. А привел он его от фараона, который был окружен жрецами, знавшими такие тайны, к которым только уже на деградированном уровне этих тайн приблизился Платон. А в это время ведические гимны уже комментировались философами адвайтистских школ. Правда, термин «адвайта» появился много веков спустя, но сама адвайта была уже и тогда. Сложнейшие, интеллектуальные комментарии Традиции существовали в Индии, Китае, Египте, Вавилоне, Халдее. Но эти комментарии были настолько громадны, настолько мощны, звучны, как трубный глас, что с ними нечего было поделать, их можно было только изучить. А в Греции встает человек с развивающейся седой бородой, и говорит: все есть вода. Это же великолепно! Что стоит за этим наивным, детским и, по видимости, совершенно убогим восклицанием?».

Трудно судить, насколько это справедливо, ведь Гегель, к примеру, в своих лекциях по истории философии — практически полностью опровергает как влияние восточной мысли на греков, так и мнимую (по его мнению) сложность их философских идей.

Харитон Отрадный   25.10.2021 02:58     Заявить о нарушении
Для меня католическая традиция это как раз Данте и готические соборы, как их понимал Фульканелли. А папство - тупик католичества на грани ереси. Так продолжалось, по крайней мере, до папы Льва XIII с его rerum navarum и с неотомизмом.

Вероятно, я чувствую себя наследником языка ОК, а вернее, языка, который был до Вавилонского смешения и который я пытаюсь угадывать в моих стихирах. Генри Торо, оказал на меня некоторое влияние в интеллектуальном отношении, но поэтически влиял на меня Эдгар По, особенно его новелла "The Domain of Arnheim". Я в общем согласен со Шпенглером, не относившем эллинскую и римскую традицию к фаустовской культуре христианского Запада. Как Вы, вероятно, понимаете из греческих философов мне особенно близок Анаксимандр, по-моему, первым сформулировавший суть трагического, а также Гераклит.

Сейчас я пишу русские хокку. Если японское хокку сводится к самому себе, русское хокку таит в себе загадку, а русские загадки в основе моей поэзии, как своего рода разомкнутый гермитизм.

Что касается Данте, он сближается и даже совпадает с православной традицией через Дионисия Ареопагита, основополагающего христианского мыслителя для меня, а также великого мистика.

Владимир Микушевич   26.10.2021 00:00   Заявить о нарушении
А что Вы думаете о сопоставлениях Данте и Мильтона? Я не знаю можно ли говорить о «Потерянном Рае» как о произведении великого поэта (по Вашей классификации), происхождение которого необъяснимо, учитывая в свой черёд и слепоту Мильтона, которая отсылает нас к другому великому поэту.

И если Данте величайший поэт романо-готической культуры, то кто для Вас самый великий философ этого времени? Я предполагаю, что Фома Аквинский.

Харитон Отрадный   26.10.2021 02:45   Заявить о нарушении
Не отрицая величия Фомы Аквинского, я полагаю, что Данте так же и величайший философ романско-готической культуры (так митрополит Иларион для русской православной культуры величайший поэт и величайший философ). Что касается Данте и Мильтона, то, по-моему, отсутствует основа для их сопоставления. Божественная поэма Данте принадлежит культуре знаменательности, то есть возводит бытие к верховному прообразу: l'amor che move il sole e l'altre stelle. Что касается Мильтона, он уже представляет культуру предметности с низведением бытия к предмету, то есть в конечном счёте к ничто, при дальнейшем расщеплении которого выделяется энергия, напоминающая атомный взрыв. Недаром, помнится, Элиот предпочитал Мильтону Александра Поупа, а Поуп, как и Элиот, католик. Если Вас интересует моё отношение к Данте, рекомендую Вам мой эссе "Смех Беатриче. Райский эрос в "Божественной Комедии" (есть в сети).

Владимир Микушевич   26.10.2021 20:23   Заявить о нарушении