Две ЭЭпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 5-ф частЪ

\\\\  Просто,- ////
из  крепостных поднялся мальчик  в митрополиты
и держак Церкви РУсско – Зарубежно – ПравослАвной !!
Мать гОды в сундук по копЕйкам на мзду в семинарию..!!
Из мемуаров митрополита Вениамина Федченкова
из детства, мотания по миру с Белым ДВИЖением
и к ..возвращЕнию в СССР…

Из восПОМИНАНИЙ =И= воспоМИНАний
митрополита Вениамина ФЕдченкова по его книге
\\\\ На рубеже двух эпох ////
*хххххх\ 5-ф частЪ /ххххххх*
  Вениамин и не помнил,
  чтобы отец рассказывал
что-нибудь о своей личной
 жизни в течение долгих
  поСЛЕДУющих 60 лет:         
  "маленькие люди",
что тут рассклАдывать..?

 А литература писала
 о "дворянских гнёздах"
да еще бОльше о горожанах…

  О народе-же лишь изредка
говорили что-нибудь в книгах:
"Записки охотника" Тургенева,
   рассказы Толстого,
"Мужик Марей" Достоевского,
    Глеб Успенский,
чуть больше ПешкОв-Горький,
Чехов, немного Бунин, Гусев.

  Но народы России
 и сам народ рУсский
 совершенно не знали
  этой литературы…,
пока нарОдники стали ходить
 и просвещать иногда
в крестьянских хАтках
сими кнИгами при свечах !!
 Да и не просто так..,-
а с поСЛЕДУющей пропагандой,
что буржуев всех резать надо,
да с говорком ещё каГтавым...

....Старики таких-то
  в шею быстро и гнали!

А вот где в бедных хатках
  стариков-то не стало,-
 но народников таких-то
  из иуд-искариотов
с охмурёнными Ваньками,
Глафирками и Марфами..,-
  принимать и стали-то...

А к 1917-му Геволюшке
и допринимались-таки..,-
  за не желание идти
   ПРИНУДИТЬельно-
  "добро-вольно"..,-
в треть пошли вркстьян
 из таких Вань и Марф
лесоповалить по Гулагам...

И в начале 20-го века только,
стали писать авторы из народа,
  о народе и для народа.

И вдруг интеллигенты России,
 увидели целый живой мир
 неожиданно от других-то..,-
   не из тургЕневской
дворянской чистокровной порОды...

Оказалось, и у мужиков и баб
  страсти и нежная любовь
 не хуже Базарова и Идиота;
и князей-графъёв Льва ТолстОго;
 а страдания и счастье,
   борьба и победы,
грехи и чистота, грубость
  и души благородство,
    вера и сомнение,
разбой и жалость зряшная
к преступникам отпЕтым
 в те-жЖже ДУШЕвные
зло-вред-ные болезни..;
    искание правды
и терпеливое примирение
с неотстУпной бедностью,
горем и людским насилием,
  печаль-тоска-нудьга'
  и разудалое веселье,
   бунт и терпение,
 темнота и стремление
к знанию наперекор всем!!
 
Да и жалость в ЖАЛОсть,
которая инородным комкОм
  навечно, видать,
  в Ванек, Степанов,
в Марфок и Глафирок
бес-пробудно вжАлась..;

а еще более милосердие,
   ближне-любие,
   доброто-любие,
 брато-сестро-любие
 к чужому всё лЮду,
  а к своему..,-
что к чужому приблУду...
 
....Но больше,-
...жертвенность...!!
..ДоЖЕРТВовались....,-
до "СВЕТло-БУДУщности"
по существу иУдной..,-
 чужих корми из блЮда,
а своих гнои'-мори'
  по халабУдам
за рАДи чужой "будущности"...

  Всё человеческое,
и такое подчас глубокое,
 тонкое, деликатное
у Тургенева для Ванек,
  что умиляешься
в былое милое царское...

Да, Вениамину знАково
и странное во многом
 своём таком родном…:
  например, ВЕнькина
приставная нянька Арина,
у баринов Бородинскиих
в "детсткой ссылке"..,-
помогавшая их многодетной
матери выпЕстывать детей,
терпела смертные побои
от мужа-пастуха Василия,
уходившего чуть не на
полгода с чужими овцами
 в степь "овцевАть",
да иногда и "коневАть"...

На вид симпатичный блондин,
он почему-то всегда хмуро
 молчал, дымил, молчал,
  как помнил его таким
Венька малым-крепостным.

 А лишь пОзже узнал..,-
  что жена-то его,
в барском доме нянькой,
от всех бАринов очерёдно
спокойно детей и рожала...
 
   И такое вот блудство
почти в каждом барском имении
 изрЯДно и пребывАло...

Да и как-жЖже после мужикам
  таким не мстить заЯДло,
  что они как окаянные
   чужое семя барское
воспитывали своими руками,
БЛУДство своих жён зная
прямо из домов бАрских !

ВЕнькина семья пОсле
   жили в их избе
и наслышались многого
о их постылой судьбе...

И как Арина была виновата
 своей пУщей неверностью,
без вины виноватой барской
мужской блудо-нелепостью,
но у нее рубцы от его побОев
перекроили все её лицО...

 Затем началась в 1917-м
путч-революция проклятая
 и она в ссоре зарубила-ж
его, опоённого, топором.
  Сослали на каторгу...
И вина-ж таки на ком..???

А нянька она нам была хорошая
и дети ее любили и считали
   за родню крОвную !!

   Дочка ее,- Анюта,-
была смиренная, как Ангел:
получала же от семьи ВЕниной,
за присмотром за младшими
   дочьками-сёстрами
    Вениной матери
кроме пищи, кажется рубль
  или полтора в месяц.
 по три копейки в день...
*--------э-------------*
.......... СФ:
А тогда в России за копЕйку
при царях-то "свирепых", -
что ныне на 100 рублей !!
*-------е-----------*
Венькин брат, годом меньше
 расторОпный Александр,
  загоревшийся желанием
иметь собственные деньги,
месяцами ходил чистить
  и тяпками выпАлывать
среднюю и низкую дорожки
по 7 копеек за 10-11 часов
  неуёмной работы,
да еще на "своих хлебах".

    Правда, и цены
 на все были невысокие...
А крепостные работали,
 разумеется, за землю.-
    три дня бАрщина,-
а 4 на себя вОльничай !

Так не то, что в 1920-е
красно-геноцидные гОды,
когда без выходных работай
даже в самые лютые морозы
на фермах и свинарниках
 в совхозах-колхозах,
да на копейки себе под нос
 без всякого семье росту...
Да ещё и документы получи
куда уехать попробуй...
 Концлагерь и только !!

 Дворовые же получали
кроме бесплатного помещения
еще "месячные": например,
    на памяти ВЕньки,-
   его семья получала
2 пуда муки, полмеры пшена,
   керосин и соль;
 и, вероятно, солому
  и сено для коровы.

 А сверх всего 22
  с половиной рубля,-
почему-? такая дробь,
 Вениамин не пОмнил,
да и многое тогда не знал,
 ибо вот за финансы
не любили говорить
 ни отец их, ни мать..,
а тем паче и бабка...

Но это было 25 лет спустя
  после освобождения
от крепостнИческого прАва..
*--------ы----------*
...........СФ: 
Отмена крепостного права
  в царской России,
Начатая в 1861 году реформа,
 упразднившая крепостное
     право в России.
Явилась первой и наиболее значимой
из «великих реформ» Александра II;
   провозглашена Манифестом
об отмене крепостного права
   от 3 марта 1861 года,
...........но..,-
дЕланная некоторыми аристократами
  из городских образованных
и либерально-творческих дворян;
  но в большинстве случаев
  в российских глубинках..,-
эта "реформа" так и осталась
на прежних шесткАх и сносях...
*---------ё----------*
А нужно ведь было одеваться,
  обуваться и разъезжаться
дворянам в дорогих платьях.
смОкингах и при позолоченных
  и подсерЕбрянных тростях;
и вероятно, была какая-нибудь
 помимо "месячного" оклада
 и праздничная скромная
  плата в виде подарков.

Такое общее воспоминание
  осталось у Вениамина
   от рассказов отца
  о крепостном праве...
    Казалось-бы,
 можно было бы ожидать
от него грустных историй
 и трагических событий,
но не было от отца вытья',
каки перебОрщенногонаития...

Но следует сказать и правду;
    за всю жизнь с ним
Вениамин буквально не слышал
ни одного осудительного слова
 о всем крепостном строе
 и бАринах по его гОлову.

   Да! Но так было. 
Странно-ли..?? Странно...
Ибо рабство, даже и мягкое,
оно оставалось ни чем иным,
 как крепостноерабство !!
 Он как Шевченко Тарас
своё мягко и сытное рабство
на весь Кобзарь проклинал,
как и всё, что с сим рабством
было его детство связано,
 когдаон и родителей
оторванных от себя потерял...

 "Слова из сказки
не бросишь на салазки",-
как говорили и говорят
  в России не однажды
ещё в глубИнных деревнях.

    Даже и наоборот,
иногда отец Вениамина
вспоминал с одобрением
о прошлом том времени:
   "- Что же..,"
  - бывало, скажет,-
"..тогда народ был лучше,-
смиренные, трудобОжии !
Не то что нынче-теперича
  окаянные самовОльники...
революцнЕры, лженародники...
Другим не то что сделать
   подло и больно,
а убивать и поджигать им,-
 что дьявольская вОльщина...»

  И подумавши немного,
будто вспоминая картины
старого времени, добавит:
"- Ну по субботам, понятно,
секли кое-кого на конюшне...
 Да ведь и поделОм-же !!"

Отчего у него составилось
    воззрение такое,
  затруднялся сказать
Вениамин вскОре взрослым...

Может быть и в самом деле
 слишком сгущают тёмные
краски далекого прошлого,
а в действительности,-
   всё было проще..?..

 И теперь ведь много
 нужды и горя в мире:
и экономическая зависимость
   одних от других;
и вообще, от всего строя
   жизни давит людей...
Но ведь банкирам не всем
   быть, как и лЕкарем,
королём или президентом...
Не всем-же и строителями,
  как и кондитерами...
  Каждому ведь по уму,
 по здоровью и таланту,
да и по трудовому призванию !!
 Не всем-же начальниками !!
   Хочешь вОльщины??
  Так иди фермером
или по лесу нарОдником
орехи. ягоды, цветОчки
в аптеки сдавай на здоровье
всему городскому нарОду !!

Вениамин не мог понять
  своего отца дОлго,
пока не достиг своего
вОзраста преклОнного !!

 Если не будет стоящего
над тобой надзирающего,
пусть и тирана-Сталина..,-
то ты работать откажешься
и будешь сам себе искать
 раба подходящего,
и сам станешь тем толстым
 или толстенной зАДницей,-
  бояриней Салтычихой
над рабами тебе подходящими,
пока они тебя искариотно также
 вскоре не сметут революцией
 любой с террором кровавым,
как вся история и показывает !!!
...
А тогда,- в детстве и юности
Вениамину думалось в грусти
  на все отцовские сгустки
  его мыслей неподспУдных...
...
"Или у этих помещиков добрых
     жилось лучше,
чем у других  толстокОжих..?..

 Или великое смирение
   крестьян - христиан
давало народу такую огромную
    силу терпеть всё
чужое и неподъёмное..??
 
   Или глубокая идея
о суетности и скоротечности
этой временной жизни давала
  ему мудрость философа,
    народа-богоносца,
по слову не Достоевского,
а лишь словами его героев??
 
Или уж данная дААААвняя
  много-много-вековая,
укрепившаяся привычка
повиноваться, подчиняться,
 со всем мириться,-
ему суровость и жестокость
   изни облегчала..?

 Или при довольстве, сытости,
  своеволии самих господ
он видел и у них те же болезни,
свои страдания, грехи и беды,
  что поедают и съедят
 вдруг ставшего вОльным
крестьянского человека..??
...
  Или он чуял, что корни
   несчастий и скорбей
находятся где-то глубже
  и неустранимы в душЕ
любого трУженника любой
сламо-буддо-кришна-веры..??

Или просто, при своем хорошем
   сердце и сносной жизни
 он удовлетворялся малым
  своим семейно-личным
микроскопическим счастьем
  в жене, в трудах, детях;
не зная другого, лучшего,
а если и видел его у господ,
то не завидовал им..,- зная,
 какая УУУУУУУУУУУУчасть
предстоИт им вскоре злая...
......Наверное так..!
А по-другому,- как-жЖже..??!

Затруднялся Вениамин ответить
решительно: душа ведь сложная
и многогранная для любого ума
в сферы раздумий ВНУШИТЬельных!
 
 Больше был склонен думать
Вениамин вместе с Достоевским
    и даже с Толстым,
 близким себе современникам,
что наш народ есть народ-философ,
народ-христианин, "хрестьянИн",
  трУженник -  крестьянИн,
  как он сам прозвал себя
     не в век один...

Никакой другой народ в мире
в вековых гУщах не называл
себя по вере, лишь русские !!
Христиане мы, православные!
  Да и гордился тем тут-же
 крестным знамЕнием потужно !

   И такое говорил отец:
"- И что далее увидится
в Пришествие Второе с нЕба?
  А говорил Христос ведь:
  "А как приду вновь,-
 увижу ль в людях вЕру?"...
Нет сын,- не будет в людях
вЕры в дУшах и по сЕрдцу...
.......Думаешь..,-
зря он так спрашивалвсех??
 он,- посмотри на ентих
искариотов-револьюцнЕров...,-
  они залюдоедят первыми
и подготовят себе людоедов,-
весных кровавых недоЕдов...
  ..И всё почему..???
Да потому, что людоедам
 не нужна смиренная вЕра..."
....
.....И отец Вениамина,
..с рождения крепостнОго,
..чей сын из крепостных
...в мировые митрополИты,
воспитался отцовой философии,-
ко всем людоедам-революционерам
 быть осторожным предельно
 и отвергать их все хотелки !!
И правильная власть царёва !!
Ибо она одна верна пред БОГом,
коль сУдей отвергло общество,
  как сталось после СамсОна,
да после Самуила прорОка...
....
И такое вспоминал Вениамин
  в США, Сербии и Париже
по отцовским былым мыслям..:
......"..Но возможно,
что у дворовых крепостных,
в отличие даже от мужиков-
   земледельцев рядовых
постепенно вырабатывалась особая
   психология повиновения,
  терпение примирЕнчества;
они были более зависимыми
  от начальства любого,-
от барина до постовОго..;
   не только от помещика
и управляющих до ключников,
 но и от меньшей власти,-
даже барских побегУшников...
....
......Но и однако-жЖже..,-
они,- крепостные-же крестьяне,
были ближе к контрольному Оку.
 Мужики жили дальше и дОльше,
самостоятельнее как и хозяйством,
  так и своему здоровью
 по постоянству трудовому !!
 Отрабатывали свои 2-3 дня
   в неделю свою "БАРщину",
а после ты сам себе господин,
 в семье хозяин почти один,
если жив ещё твой дед-старик;
на скотном дворе, в огороде,
 в поле, да самое глАвное,- 
 в своём личном хозяйстве
под небом вольным и природе !!"
...
.....Вот эту-то сторону
психологической независимости,
даже и при крепостном праве,
эту власть в своём маленьком мире
особенно отмечал Глеб Успенский:
земля давала ему, земледельцу,
   силу, здоровье и опыт !!,
  детей много в подмОгу,
а также и внуков много вскоре !!!
тем и росло русское общество,
  не глЯДя на многие Орды
перебивающих веками мнОгих
и уводящих в рабство миллионами !!
...
 Потому-то и вЫстояли в Истории
Руси и России в трудах мнОгих,
 как и от лишений "здорОвых"
  для единения Общества !!!

У дворовых-же, безземельных,
   оставался один путь:
держаться места, зависеть
всецело от воли владельцев,
  уйти было почти нЕкуда.

  А кроме всего этого,-
по Вениаминову мнению,-
  в терпеливом отце
  сохранился ещё как-то
и белорусско-хохляцкий характер
с бульбАшной тогдашней мягкостью,
  как в Красно-белой России,
без обиды, называли-и-называют
  тогда малорОсов-украинцев.

 Отец вениамина Федченкова
происходил из Смоленской губернии,
но несомненно, что прадеды
 его были хохлы'-малорОсы,
 Петрова и Екатерины покоса,-
  те украИнцы-малоРОСсцы,
кто носил тоді длИнные чубЫ,
    но от Православия
  в жизнь не отказался,
западЄнці примкнули как
 предательно к уніАтам,
от вЕры отцов отказавшись...

Сама фамилия его – Федченко,-
     с "в" прибавленым,
  конечно, после, несомнЕнно
под влиянием великоРОСского языка
 и под давлением составления
первых документов вНовоРОСсии,
куда и сбегали от шляхты пОльской
 из западня'нства русы мнОгие,
говорит за укро-происхождение
 по отцу самого Вениамина,
братьев и сестёр его вместе
РУСской Православной Украины,
 а не польско-рімськой
    предателе-мазепіны...

 Вениамин любил слушать свою,
малорОсскую украънську мОву,
    а не с польско-
  галіцьськім гОвором..,
да австро-венгерским гонором..;

   и часто говорил,
что в его теле смесь с крОвью,-
одна половина - от отца –
  новоРОСская в кОрне,
 а другая - по матери -
    великорОсская.-
по составу русская итОгом!

Вот такое и впитали его дети
в том 20-м начальном столетии.
  ЭЭхххххуУуУухххххххЄЄ
*Бой-Донбасс Бой-ГОРловка*
  **ДНР-НовоРОСсия**
 Две ЭЭпохи иереи Вениамина
http://stihi.ru/2023/06/01/6451
Все части поэмы ЦАРЪский След
http://stihi.ru/2024/02/13/8151
 Канжи-Канжегази СССР-Казахия
1 https://proza.ru/2024/05/19/1545
  Ломаю двери  Рос-театров!!!
Баширов и Петров не зря в Гермашке
http://stihi.ru/2023/07/28/4735
Тайные сУдьи !! *Драм-комедия*
http://stihi.ru/2023/07/24/2018
Волосы красавицы. Драм-комедия
http://stihi.ru/2023/07/24/1791
Спасение Елески \Продолжение*/
http://stihi.ru/2023/07/24/1615
Все части поэмы Зигзаги Вишни
http://stihi.ru/2022/12/11/2797
 КанжегАзи СССР Монголия
Казахия Нью-Россия 1990-х 
1 http://stihi.ru/2023/05/01/1243
2 http://stihi.ru/2020/06/14/8582 
3 http://stihi.ru/2020/06/14/8858
4 http://stihi.ru/2020/06/14/9068
5 http://stihi.ru/2020/06/14/9189
     ДокаЗАтельства оплаты
германского штаба большевикам :
  ## РазрушЕние России ##
Бланк-Ленин и Гельфанд-ПАРвус.
1# http://www.stihi.ru/2017/07/07/7332
2# http://www.stihi.ru/2017/07/08/10176
3# http://www.stihi.ru/2017/07/09/5307
4# http://www.stihi.ru/2017/07/13/2722
5# http://www.stihi.ru/2017/07/15/1073
6# http://www.stihi.ru/2017/07/23/361
7# http://www.stihi.ru/2017/08/11/10489
  \\* РыжЕчка - 1й герой *//
    !!! Полтавской битвы!!!
1http://stihi.ru/2021/12/10/704   
2 http://stihi.ru/2021/12/10/6681
3 http://stihi.ru/2021/12/17/9013
4 http://stihi.ru/2021/12/23/8567 
…..РЫЖЕЧКА,- 1-й герой
….Полтавской Битвы !!!
Заключительная большая частЪ
http://stihi.ru/2025/01/04/3088
………….….П\с - 2:
ИкАн-1864 сражение казаков Урала
 ………против Кокандии
  ИкАнское сражение 1864-го
 казаков 150 против 10 000!!! 1ч
http://stihi.ru/2021/12/09/2158
2 http://stihi.ru/2021/12/09/3648            
3 http://stihi.ru/2021/12/10/238
4 http://stihi.ru/2021/12/10/5107


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →