Жертвенность Из романа Сказ о Волкодавах
РОМАН «СКАЗ О ВОЛКОДАВАХ-ВОЛКОБИНСКИХ»
Том I «ЗАПОРОЖСКИЙ КАЗАК ГРИГОРИЙ ВОЛКОДАВ»
Комментарий автора к картине Андрея Ляха: «Таким нам представляется Запорожский казак Григорий Волкодав, 1 апреля 1760 г.р., родоначальник Большого рода Волкодавов в местечке Темрюк, с 1842 станицы Темрюкская, с 1860 г. города Темрюк».
12.4.2. Свадьба по всем казачьим правилам
В феврале 1829 года Александр и Дарья Волкодавы сыграли свадьбу. Да ещё какую! По всем правилам казачьей свадьбы с элементами украинского фольклора – целую неделю!
«...Свадьба вообще-то планировалась на август 1828 г. – рассказывал старый казак Чапига, – но всё Кубанское казачье войско в начале июля 1828 года вело боевые действия с черкесами, адыгами и шапсугами на левом берегу Кубани, от местечка Темрюк до самой столицы казачьего войска в крепости Екатеринодар (с 1867 г. город Екатеринодар). Поэтому свадьба состоялась только после окончания боевых действий 28 февраля 1829 года.
Исходя из традиций казачьей свадьбы, сложившихся в местечке Темрюк, свадьбу Александра Григорьевича и Дарьи Даниловны Волкодавов можно разделить на два основных этапа: первый из них составляли предсвадебные, подготовительные обряды, второй – собственно свадьба.
В свою очередь предсвадебный цикл распадался на несколько обрядовых комплексов:
Комментарий автора к картине Ивана Гончара: «Весілля в Черкаській області» Україна».
12.4.2. Сватовство
И снова вступила в свои права профессиональная сваха Прасковья Дружная, помогал ей старший брат жениха Гурий Волкодав. Тройка лучших лошадей казака Григория Волкодава, запряжённых в сани примчала родителей Александра – Григория и Феодосью Волкодавов, брата Гурия Волкодава со свахой Прасковьей Дружной к усадьбе станичного атамана Данила Гетманова. Встречали их родители невесты Дарьюшки – Данила Прокофьевич и Анастасия Петровна Гетмановы.
Содержанием этого обрядового комплекса было достижение обыкновенного сговора, то бишь, договорённости между родственниками невесты и жениха о предстоящем браке Александра и Дарьюшки, об условиях его заключения.
Вот и договорились, что первая половина свадьбы пройдёт в доме невесты, а вторая – в доме жениха.
Наверняка, интересны основные особенности Темрюкского варианта казачьей свадьбы:
1) это строгая последовательность обрядов первого дня свадьбы;
2) это чёткая свадебная терминология:
– весiлля (это комплекс церемоний и обрядов, часто народных традиций, часто всю свадьбу называли «весiлля»),
– гiльце (это обрядное дерево, ветка дерева – весілля, что устанавливали на свадебном каравае);
– перезва (так называлась в Темрюке послесвадебное веселье, когда участники свадьбы ходят по местечку с музыкой и песнями);
3) это особый свадебный чин – «свiтилка» (это сестра или другая незамужняя родственница жениха);
4) а самое главное, это украинский свадебный фольклор.
Ещё в XIX веке было замечено, что почти все свадебные песни местеча Темрюк, а с 1842 г. Темрюкской станицы, далее с 1860 г. города Темрюк, очень близки к украинскому фольклору, исполнялись они только на украинском языке.
Все перечисленные признаки так и отличали свадьбу Александра и Дарьюшки Волкодав от свадеб других станиц, расположенных на территории Кубанской области, но, в то же время, сближали её с украинской свадьбой.
Ещё в конце XIX века свадьба в городе Темрюк почти ничем не отличалась от украинской, что вполне объяснимо: большую часть казаков этой станицы составляли потомки переселенцев с Запорожской Сечи, а в жёны они брали девиц из Малороссийской губернии (с 1802 г. выделилась Полтавская губерния) Российской империи.
Матери в семьях Темрюкских казаков, как и моя мама Нина Львовна Ищук, в девичестве Волкобинская, в четвёртом поколении основателя рода Григория Волкодавов, с раннего детства мальчишкам так и приговаривали: «Хлопці, щоб дівкі ваші були повні таі красиві». А как же, полная жена – значит здоровые дети! А главное – у настоящего казака должна быть красивая жена!
Комментарий автора к снимку из его архива: «Свадебный каравай и шишки».
12.4.2.1. Каравай и шишки
За два дня до свадьбы родители Александра готовили свадебный каравай и шишки для приглашения гостей.
Каравай – это свадебный обрядовый хлеб. Прежде всего, это был большой круглый каравай. Кроме того, к свадьбе готовили небольшие булочки – шишки, без которых и сейчас не обходится ни одна казачья свадьба. Каравай украсили шишками и птичками из теста, калиной, но главным его украшением была ветка вишни с разноцветными ленточками.
В местечке Темрюк её называли гiльцем – так же, как на Украине.
Было и другое название ветки – весiлля. Это тоже украинский термин, которым первоначально обозначали свадьбу. Ветка была небольшой, разветвлялась на несколько веточек. Сёстры Александра – Софья и Анастасия украсили свадебное деревце лентами, конфетами, орехами, шишками.
А в старину каравай украшали девушки – подруги невесты. Свою работу они сопровождали песнями. Вот что у них получалось в нашем случае:
А калина-малина
На полгоре стояла,
Да не сильно расцвела,
Всего только два цвета:
Аленький да беленький.
Аленький – Сашенька,
Беленький – Дарьюшка,
По конец стола стояла,
В руках чару держала:
– Родимый мой батюшка,
Изволь чару выкушать,
Мои речи выслушать.
Не отдавай меня, младу,
Хоть годочек посижу,
Алы ленты доношу.
Обычай печь свадебный каравай и украшать деревце или ветку – характерный признак южнорусско-украинско-белорусского варианта восточно-славянской свадьбы, однако известен он не только восточным, но также западным и южным славянам – полякам, словакам, болгарам.
Происхождение и значение этого обычая занимало учёных ещё в XIX в., однако и сейчас ещё эти проблемы не решены окончательно.
Название свадебного обрядового хлеба – каравай или коровой обычно производят от слова «корова». Свадебное деревце, согласно одной из первых гипотез, высказанной ещё в 1885 г. этнографом Николаем Фёдоровичем Сумцовым (с 1905 г. – член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук) было символом жизни, выражало начало, расцвет новой жизни, супружество. На то он и учёный, чтобы всё понимать, да нам обяснять.
По его мнению, «обхождение вокруг зеленеющего дерева входило в древнеславянский свадебный ритуал, и свадебное гiльце служило заменой этого обычая в зимнее время». Не так давно было высказано предположение о том, что свадебное деревце является изображением «мирового дерева», которое, согласно мифологии многих народов, находится в центре мира и соединяет землю с небом и с подземным миром.
Одновременно каравай мог иметь и другие, производные от этого, значения – быть предметом, приносимым в жертву богам, символом благополучия дома и тому подобное. Печь на свадьбу каравай – это очень старая традиция и её все до сих пор поддерживают.
Но вот ещё есть она традиция на свадьбе – дарить гостям шишки.
Откуда это пошло и как их вручали на свадьбе в семье Александра и Дарьюшки Волкодав?
Началась эта традиция с того, как начали выпекать свадебный каравай. В давние времена караваи пекли самые лучшие хозяйки села. Под этим подразумевалось, что женщина не только обладала кулинарным искусством, но и была счастлива в браке, у неё была благополучная семья и много детей. И когда женщины пекли каравай, они из остатков теста пекли своим деткам булочки. И считалось, чем больше деток этих булочек съест, тем больше деток будет у молодых. Вот так эти булки стали популярны и со временем эти шишки стали печь не только деткам, но и всем гостям.
Приглашение гостей на свадьбу Александра и Дарьюшки Волкодав, происходило вручением им этих шишек, причём, заблаговременно, в бумажных упаковках, с ленточками. Что этим достигалось? Гости принимали приглашение и оставляли шишку у себя дома. Что мы часто можем наблюдать на свадьбах: молодые принимают гостей и одаривают их шишками. Люди пачкают руки, могут запачкать свои наряды. И совсем удручающая картина, когда шишки просто к концу свадьбы засыхают и валяются (извините, но другого слова нет) на свадебном столе. И гости такие засохшие шишки домой уже не забирают.
После окончания всех предсвадебных, подготовительных обрядов начиналась собственно свадебная обрядность.
12.4.2.2. Венчание
Таинство венчания Александра и Дарьюшки Волкодав состоялось в единственном тогда в местечке Темрюк казачьем Храме Святителя Николая Чудотворца. Венчал их священник Николаевской Церкви Василий Федоренко. А произошло это 28 февраля 1829 года.
Комментарий автора к снимку из его архива: «Венчание потомка кубанского казака Александра Григорьевича Волкодава в 5-м поколении Сергея Александровича Ищука рабе Божией Фатинии Кузнецовой в Храме Святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии Красноярской и Ачинской епархии Русской Православной Церкви.
Обратите внимание, как радуется за молодых настоятель Храма! Чудо чудесное произошло! Родилась новая Православная семья! И всё-то у них будет благополучно, ибо Господнее БЛАГОСЛОВЕНИЕ им дано!Красноярск, 22 апреля 2007 года».
Известно, что продолжительность свадьбы в дореволюционное время зависела от имущественного положения семей жениха и невесты, но, в нашем случае, на свадьбе «гуляли» целую неделю.
В настоящее время во всех станицах, расположенных на территории Краснодарского края, свадьбу называют свадьбой или свайбой. В начале XIX века в местечке Темрюк свадьба имела украинское название – «весiля», но впоследствии этим словом стали обозначать только веточку, украшающую свадебный каравай.
Свадебные чины во всех станицах Кубани имели примерно одинаковые названия и функции. Жениха и невесту называли князем и княгиней, молодыми.
Жениха на нашей свадьбе сопровождали его неженатые друзья и родственники – бояре. Главный из них (брат жениха Алексей Волкодав) назывался старшим боярином (позже его стали называть просто боярином, или просто старшим, или шафером).
Главным распорядителем на свадьбе был дружко – женатый мужчина, знаток обычаев. В нашем случае это был Гурий Волкодав, самый старший брат жениха, который вместе со свахой Прасковьей Дружной сватал невесту. Во время свадьбы ему помогала сваха, тоже принимавшая участие в сватовстве.
У невесты (Дарьюшки Гетмановой) были дружки – девушки, её подруги и родственницы, среди них выделялась старшая дружка Фёкла Крапивина, которая сопровождала невесту во время свадьбы.
Как и у жениха, у невесты была своя свашка или подсвашка – замужняя родственница.
В свадьбе Александра и Дарьюшки Волкодав принимал участие также пiдружий Яков Волкодав, ещё один брат жениха, помогавший дружку, и свiтилка Анастасия, самая младшая сестра жениха, ещё незамужняя девица.
Когда перед девичником жениха вели на посад к невесте, свiтилка несла деревянную шашку, украшенную цветами, со свечой. Свiтилка – типичный персонаж украинской свадьбы. В начале XX века она исчезла из свадебной обрядности города Темрюк.
Свадьбу относят к числу «переходных» обрядов. В ходе свадьбы жених и невеста переходили из группы молодежи в группу взрослых людей, состоящих в браке.
Все свадебные обряды были так или иначе связаны с этим переходом. Последовательность обрядов, совершавшихся в первый день свадьбы, была разной в разных станицах Кубанской области.
После венчания жених и невеста Александра и Дарьюшки Волкодав возвратились каждый в свой дом. Родители встретили своих детей с хлебом-солью и иконой. Жених и его бояре верхом, джигитуя по дороге, отправились домой к старшему боярину, потом по очереди ко всем остальным боярам. Точно так же невеста, но пешком, с песнями обходила всех своих дружек, начиная со старшей друженьки.
Комментарий автора к снимку из его архива: «Венчание потомка кубанского казака Александра Григорьевича Волкодава в 5-м поколении Сергея Александровича Ищука рабе Божией Фатинии Кузнецовой в Храме Святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии Красноярской и Ачинской епархии Русской Православной Церкви. Красноярск, 22 апреля 2007 года».
Побывав у всех бояр, жених вместе с ними возвратился к себе домой, угощал их, мать жениха дарила им платки. После этого свадебный поезд отправлялся в дом невесты, поезжане получали там подарки от её отца и уезжали.
В стародавние времена в местечке Темрюк только во второй раз поезд приезжал уже за невестой. Такой порядок исполнения обрядов первого дня свадьбы, когда после венчания жених и невеста возвратились по домам и только затем жених поехал за невестой, считается типологическим признаком южно-русско-украинско-белорусского подтипа восточно-славянской свадьбы. Бытование его в местечке Темрюк вполне объяснимо – казаки были потомками переселенцев из Запорожской Сечи.
Свадебной одеждой жениха Александра Волкодава была казачья военная форма – бешмет, черкеска, пояс с кинжалом. Наряд невесты Дарьюшки Гетмановой состоял из длинного белого платья и фаты.
В местечке Темрюк невесту Дарьюшку одевали к венцу её дружки, позднее, уже в станице Темрюкской, а затем и в городе Темрюк была специальная женщина, которая наряжала всех невест.
Подвенечному платью приписывали магическую силу, его хранили всю жизнь. Если болел ребенок, его накрывали свадебным платьем, верили, что он должен был выздороветь.
Невесте Дарьюшке Гетмановой в день свадьбы заплетали одну косу, волосы впереди завивали (плоили). Сверху надевали фату и белый восковой веночек.
По обычаю в ходе свадьбы невеста Дарьюшка Волкодав меняла свой наряд или, по крайней мере, прическу, а затем и головной убор. Это происходило в доме невесты после того, как за ней приезжал жених. Прямо за свадебным столом, где невеста сидела рядом с женихом, две женщины снимали с её головы платок, расплетали косу, заплетали две косы (прическа замужней женщины), потом на голову ей надевали шлычку (похожий на чепчик головной убор замужней женщины), сверху – белый платок. Это был один из важнейших свадебных обрядов, который должен был превратить девушку в замужнюю женщину.
Комментарий автора к снимку из его архива: «Сразу после венчания потомка кубанского казака Александра Григорьевича Волкодава в 5-м поколении Сергея Александровича Ищука рабе Божией Фатинии Кузнецовой в Храме Святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии Красноярской и Ачинской епархии Русской Православной Церкви.
Слева – направо: родители жениха Александр Сергеевич и Галина Антольевна Ищук, она в девичестве Кудрявцева, свидетель со стороны жениха, жених Сергей Ищук, невестка Светлана Ищук, в девичестве Кузнецова, свидетель со стороны невесты, мать невесты Вера Николаевна Кузнецова, г. Красноярск, 22 апреля 2007 года».
Этот обряд сопровождали песней:
Покривалочка плаче,
Покритися хоче,
Ми ж и покриемо,
Ми ж Tай нарядимо,
книша палянiцю.
3 дiвчини молодицю
Только после того, как невеста была «покрыта», её можно было везти в дом жениха. Вскоре после приезда жениха, после обеда и даров невеста Дарьюшка Волкодав вышла из-за стола и в другой комнате с помощью старшей дружки переоделась в обычный костюм и надела платок. Изменение одежды подчеркивало изменение её социального статуса.
Родительское благословение жених Александр и невеста Дарьюшка получили в день свадьбы. Когда жених приехал за невестой, её родители Данила Прокофьевич и Анастасия Петровна Гетмановы благословили их обоих. Это прощальное благословение состояло в том, что молодые кланялись родителям невесты, которые при этом давали им наставления лёгким ударом палки по спинам.
Потом жених и невеста переехали к родителям жениха, Григорий и Феодосья Волкодавы их тоже благословили иконой и хлебом-солью. На полу расстелили шубу вверх мехом, жених и невеста стали на неё, поклонились родителям, поцеловали хлеб и икону.
Степан ЩИПАЧЁВ
ЛЮБОВЬЮ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ
«Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша.
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить»
Комментарий автора к снимку из его архива: «К выезду в Храм готовы! Венчание потомка кубанского казака Александра Григорьевича Волкодава в 5-м поколении Сергея Александровича Ищука рабе Божией Фатинии Кузнецовой состоялось в Храме Святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии Красноярской и Ачинской епархии Русской Православной Церкви. Красноярск, 22 апреля 2007 года».
12.4.2.3. Выкуп невесты:
Приезд жениха за невестой в местечке Темрюк проходил, примерно, одинаково, как и во всех станицах Кубанской области. Жениха Александра Волкодава сопровождал свадебный поезд – сани, в которых размещалась его свита – дружко, сваха, бояре и другие.
Выкуп невесты проходил в доме станичного атамана Данилы Прокофьевича Гетманова. Первоначально со стороны жениха дружки-молодцы окольными путями приняли меры по разблокированию ворот двора. Свадебный поезд остановился перед закрытыми воротами, которые охраняли родственники невесты, вооружённые палками, кольями, и даже ружьями.
Приехавших пустили во двор только после того, как они дали выкуп – водку – взрослым, и деньги – подросткам.
Эти обычаи нуждаются в объяснении. Одно из возможных объяснений сводится к тому, что противопоставление партий и невесты, и жениха во время свадьбы в пространственном коде реализуется в виде противопоставления своей и чужой стороны, понимаемых «мифологически» как глобусы, значительно удаленные друг от друга, как «этот» и «тот» свет».
Каждая граница между домами невесты и жениха воспринималась как граница между «своим» и «чужим», между «этим» и «тем светом». Преодоление границы было сопряжено с различными трудностями – с испытаниями, выкупами и тому подобному. Одной из таких границ и были ворота.
Но выкуп, который давала партия жениха за то, чтобы попасть во двор невесты, был только одним из множеств свадебных выкупов.
Так, в местечке Темрюк в начале ХIX века во дворе брат невесты Савва Гетманов сел на коня жениха и требовал выкуп. В последствии, примерно, к середине ХIX века этот выкуп исчез, но многие другие остались.
Величальные и корильные песни во время свадьбы пели дружки и родственники невесты. В величальных песнях девушки обыгрывали жениха и невесту, шафера, других гостей и получали за это деньги. В корильных песнях гости высмеивались, чаще всего дружко и сваха.
На свадьбе Александра и Дарьюшки Волкодавов пели про дружка:
Та казали: дружно – стар, стар,
Аж вон – молоденький,
Як лук – зелёненький;
Мочалою борода спита,
Обручами голова бита;
Личком поперерезался,
На весiля прибився.
Высмеивали и свашку:
Свашка нелiпашка
Шишок не лепила,
Дружок не дарила...
Комментарий автора к снимку из его архива: «Венчание потомка кубанского казака Александра Григорьевича Волкодава в 5-м поколении Сергея Александровича Ищука рабе Божией Фатинии Кузнецовой в Храме Святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии Красноярской и Ачинской епархии Русской Православной Церкви. Красноярск, 22 апреля 2007 года».
Эти песни были одним из проявлений ритуальной враждебности между стороной невесты и жениха.
Когда жених Алексадр Волкодав и его свита входили в дом невесты, Дарьюшка сидела за столом в переднем углу. С нею рядом сидел младший брат Николенька. Он был вооружён скалкою и требовал выкуп – «продавал» невесту.
Девушки пели:
Не приступай, лютра,
Будем с тобой драться,
Будем воевать,
Сестрицу нe давать.
В этой песне, как ни в одной другой, выражено противопоставление партий невесты и жениха. Лютра, по словам жителей местечка Темрюк, – «вроде бабы-яги» или колдуньи.
Это был, очевидно, первоначальный вариант песни, и только впоследствии жители местечка Темрюк заменили вражеское войско сверхъестественным существом. Но неизменным осталось враждебное отношение к партии жениха, выраженное в этой песне.
Пока дружко торговался с братом невесты, девушки в песне просили брата не «продавать» сестру дёшево, требовать за неё большой выкуп. После того, как брат получил определенную сумму (иногда выкуп получали не только брат или сестра, но и дружки), он выходил из-за стола, уступая место жениху.
И в местечке Темрюк, и в других станицах на территории Кубанской области пели в этом случае очень похожие песни, разве что брата невесты в них называли не боярином, а татарином:
Си, братец, братец боярин
Продал сестрицу задаром,
Не взял за неё сто рублей,
За русу косу – тысячу,
За ум, за разум – счёту нет.
В местечке Темрюк, как и во всех станицах Кубанской области брат «продавал» невесту, точнее, своё место рядом с нею, жених с помощью выкупа преодолевал ещё одну границу, отделявшую его от невесты. После этого начинался свадебный обед, потом невесту увозили к жениху.
Комментарий автора к снимку из его архива: «Встреча с друзьями через неделю после венчания потомка кубанского казака Александра Григорьевича Волкодава в 5-м поколении Сергея Александровича Ищука рабе Божией Фатинии Кузнецовой в Храме Святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии Красноярской и Ачинской епархии Русской Православной Церкви. Красноярск, 29 апреля 2007 года».
12.4.2.4. Уход дружек со свадьбы.
Ещё до отъезда свадебного поезда, в местечке Темрюк «дружки» выходили из дому невесты и во дворе пели о том, что она их выгнала:
Брала Дарьюшка лён, лён,
Вигоняла дружечок вон, вон.
Нащо було и брати,
Коли вигонати.
После венчания подруги не сопровождали невесту в дом жениха, а возвращались к её родителям. Если не считать старшей дружки и шафера, на свадьбе оставались только взрослые женатые мужчины и замужние женщины. Это показывало, что жених и невеста из группы молодёжи переходили в группу взрослых, состоящих в браке людей.
12.4.2.5. Отъезд невесты из дому.
Когда невеста Дарьюшка выезжала со своего двора, её провожали песней:
Съезжала Дарьюшка со двора,
Ой, сломила да березоньку со верха,
Ой расти, расти, берёзонька, без верха,
Живи, живи, родный батюшка, без меня,
Без меня да без девичьей красоты.
Остаются мои цветики у тебя.
А кто будет мои цветики поливать
Утреннею да вечернею зарёю,
Ой, с колодезя да холодною водою?
Отозвалась да родимая маменька:
«Ой, буду, буду, твои цветики поливать
Утреннею да вечернею зарёю,
Ой, кипучею да горючею слезою».
Комментарий автора к снимку из Интернета: «Свадьба на Кубани».
Эту песню с небольшими изменениями пели при отъезде невесты едва ли не во всех станицах на территории Кубанской области. Свадебный поезд сопровождался песнями на протяжении всего пути в церковь и из церкви в дом жениха.
Тамара КОМАН
МАМА
«Мама... Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нём нежности, ласки, тепла,
Ребёнок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое «Мама», то резкое «Мать».
Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую – мамой назвать.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
«Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь,
За то, что ты есть!!!»
(Источник: © Copyright: Тамара Коман, 2015. Свидетельство о публикации №115080503582)
Комментарий автора к снимку из Интернета: «Свадьба на Кубани».
Песен было много, они были разными. Вот только одна из них:
Ой, во садику, во садику,
Во зелёном виноградику
Соломилась в саду веточка,
Закатилося два яблочка.
Два яблочка, два садовые,
Два садовые, медовы.
Два наливчатых, рассыпчастых
Вдоль по блюдечку катаются.
Ровно сахар, рассыпаются.
И по улице метелица мела,
И по улице соротца намела.
По тропинушке
Александр-сударь идёт,
За собою коня ворона ведёт
Он за поводы шелковые,
За удельцы серебряные.
Оборвались шёлковые повода,
Рассыпались серебряные удила.
Комментарий автора к снимку из Интернета: «Свадьба на Кубани».
12.4.2.6. Выкуп приданого.
После того как невесту Дарьюшку увезли в дом жениха, за её приданым приехали женщины – родственницы жениха. Приданое дочери атаман Данила Гетманов приготовил богатое: два сундука с одеждой и узел с постелью.
Из мебели в приданое дал круглый обеденный стол и 6 стульев. На сундуке сидел брат невесты Николенька Гетманов со скалкой в руках и «продавал» приданое.
Женщины дали выкуп и увезли приданое к жениху. Они по дороге пели:
Перины, подушки
Сестрицы, подружки
Мягкие, пуховые,
В головах высокие.
А кто будет стлати?
А кто будет спати?
А Дарьюшка стлати,
А Сашенька спати.
12.4.2.7. Приезд молодых в дом жениха.
Свадебный поезд Александра и Дарьюшки Волкодав въезжал во двор жениха «через костёр, разложенный, нарочно для этого случая, в воротах».
Разжигали в воротах костёр, по преданию, «от колдовства».
В дверях дома молодых встречали родители жениха Григорий и Феодосья Волкодав с хлебом-солью, с иконой, благословляли.
Комментарий автора к снимку из Интернета: «Свадьба на Кубани».
12.4.2.8. Осыпание.
Тут же невесту и жениха осыпали хмелем, деньгами, орехами, конфетами. Это делала Феодосья, мать жениха, из фартука (запона).
Осыпание было одним из обязательных обрядов восточно-славянской (и не только восточно-славянской) свадьбы.
Первоначальное значение этого обычая было, возможно, уже забыто, «осыпая молодых хлебными зёрнами, хмелем или орехами, имели в виду сделать их:
1) богатыми, здоровыми и весёлыми;
2) предохранить от порчи или
3) сделать их способными к деторождению…
Так или иначе, но осыпание молодых совершается и в современных казачьих свадьбах, хотя о причинах исполнения этого обряда информаторы уже не могут ничего сказать.
Необходимо учесть, что Феодосья Волкодав, в девичестве Даценко, была родом из села Пирки Малороссийской губернии, хорошо знала все обряды свадьбы. Обряд осыпания она совершала и перед тем, как свадебный поезд отправлялся за невестой. Накинув на плечи овчинную шубу шерстью вверх и надев на голову вывороченную мужскую шапку, шла в толпе зрителей вокруг поезда и бросала грецкие орехи, смешанные с хмелем. Дорогу ей очищал дружко Гурий Волкодав с помощью длинной хворостины, которой он ударял по земле будто бы для острастки толпы.
Обойдя, таким образом, вокруг поезда три раза, Феодосья Волкодав взяла под уздцы лошадь своего Сашеньки рукой, завёрнутой в полу шубы, и обвела тоже три раза вокруг поезда, после чего, выводя лошадь на улицу, она в воротах сбросила с себя шубу так, чтобы лошадь Александра непременно прошла через неё. За молодыми тронулся со двора весь поезд, причём Гурий Волкодав, старший боярин в воротах выстрелил из ружья.
12.4.2.9. Свадебные дары.
Молодых – Александра и Дарьюшку Волкодав – после их приезда в дом жениха сразу уложили спать. На самом деле, они не спали, условились, что всё произойдёт ночью.
Гости пировали без них, а через некоторое время молодых подняли. После этого жениха и невесту одарили, а кормили молодых отдельно, на кухне.
Новобрачных одаривали и родственники жениха, и родственники невесты. Как правило, это происходило в доме жениха после венчания.
Дружко разрезал свадебный каравай и вместе со свахой подносил каждой супружеской паре, присутствовавшей на свадьбе, по два кусочка каравая и по два стаканчика водки или вина. Гостям вместе с караваем дарили по платку.
Так во время свадьбы каравай обязательно разрезали и съели, а свадебное деревце поломали.
Получив каравай, гости одарили молодых. В доме расстилили скатерть, привезённую от невесты, складывали в неё подарки. Молодые становились на колени, кланялись родителям, благодарили их за подарки.
Деньги в те времена новобрачным дарили редко, на свадьбе Александра и Дарьюшки Волкодав дарили домашний скот или птицу, телят, овец, поросят, гусят, зерно, продукты и даже ткани.
По семейным преданиям, свекровь Феодосья Волкодав в последующем никогда не попрекала внуков тем, что они пьют молоко, хотя их мать, мол, не привела в дом корову. Нет, родители невесты – Даниил Прокопьевич и Анастасия Петровна Гетмановы – кроме приданного подарили молодым корову.
Родители жениха Григорий и Феодосья тоже подарили молодым скот, а свекровь «подарила» невестке Дарьюшке рогачи, приобщая её тем самым к хозяйству.
Некоторые гости «дарили» зелёных гусят, поросят, телят – то есть, ещё не родившихся, обещая отдать их впоследствии, но не все выполнили свои обещания.
Дружко записывал прямо на стене комнаты углём, какие подарки получили новобрачные.
Все подарки были собственностью молодой семьи; впоследствии, когда Александр и Дарьюшка Волкодавы отделились от родительской семьи, то получили все свадебные дары.
Одаривание молодых было показателем участия в свадьбе не только семей жениха и невесты, но и всех их родственников, соседей, а в прошлом, быть может, и всей общины переселенцев из Запорожской Сечи. Во всяком случае, в день свадьбы получали «угощение без запрета и все непрошеные гости, которым среди двора ставили на столе водку и закуску».
Комментарий автора к снимку из Интернета: «Фото на свадьбе».
12.4.2.10. Второй день свадьбы
Он начался с того, что рано утром дружко и сваха подняли жениха и невесту Александра и Дарьюшку Волкодавов. Сваха осматрела рубаху невесты. Невеста Дарьюшка была «честной», поэтому на крыше дома жениха вывесели красный флажок.
Было это так: на крышу дома взобралась молодежь с Гурием Волкодавом, установили там стол с водкой и закуской и пировали. При этом они пели:
А на хате зелье,
А в хате веселье.
Из дома жениха в дом невесты отправилась процессия, с весельем. Этот обряд назывался по-украински – перезва. По дороге к дому невесты пели песни, в которых воздавалась хвала невесте и её родителям. При этом пели:
Не бойся, матинко, не бойся,
В чёрвоны чобитки обуйся...
Эта песня, очевидно, украинская по происхождению, была широко распространена не только на Украине, но и на Дону, на Северном Кавказе. Её влияние заметно в первых строках песни, которую пели на свадьбе Александра и Дарьюшки Волкодав:
И Дарьюшка за батюшкой послала:
– Иди, иди, мой батюшка, не бойся,
В чёрвоные чеботушки обуйся,
Чтобы чёботушки брунчали,
И чтобы свекровьюшки молчали.
И Дарьюшка беседушку собрала
И вывела отца, матерю из стыда.
И Дарьюшка по садику ходила,
И Дарьюшка калинушку ломала,
У Дарьюшки ребятушки калинушку просили,
А Дарьюшка ребятушкам не дала,
Своему Санечке отдала.
В этой песне значение, которое имела калина в свадебной обрядности и фольклоре восточных славян, выражено предельно ясно. В других станицах Кубанской области пели иные, но довольно близкие по смыслу песни, в которых часто шла речь и о калине, и о невесте, и о её родителях. Так, в станице Верхнестеблиевской невесту называли в песне «честного батька дочкой».
Александру и Дарьюшке Волкодав, а также гостям во второй день свадьбы прикололи к одежде красные ленточки.
Утром второго дня свадьбы Александр и Дарьюшка Волкодав пошли к родителям невесты завтракать. Завтрак состоял из курицы и мёда, а также сладких пирогов. Александр ломал курицу, раздавал её присутствующим. Это воспринималось как знак «честности» невесты, в противном случае жених бы курицу не ломал.
Комментарий автора к снимку из Интернета: «К счастью, не обнаружил в Интернете фотографию родителей в хомутах, если невеста оказалась «нечестной».
12.4.2.11. А если же невеста была бы «нечестной»
Тогда второй день свадьбы проходил бы совершенно иначе. Красный флаг над домом не вывешивали, красные ленточки гостям не прикалывали. В местечке Темрюк выстрелами с улицы разваливали трубу дома (если невеста была «честной», то стреляли со двора мимо трубы). Невесте на завтрак вместо мёда приносили перец или что-нибудь горькое. По дороге к дому невесты родственники жениха пели песни, позорящие невесту и её родителей. Чаще всего её называли «нечестного батька детиной» или даже «чёртова батька дочкой». Пели о том, что она:
По лугу ходила,
Калину ломала,
Кому попало давала.
Родителям такой невесты или одному из них (чаще матери), а иногда самой невесте надевали хомут и водили их по местечку. В некоторых станицах вместо хомута могли надеть дырявый тазик. А то одному из родителей надевали хомут, другому – связку перца. Где-то этот обычай исчез раньше, где-то сохранялся дольше, но во всех кубанских станицах о нём ещё помнят.
Причины появления этого обычая могут быть разными, но, во всяком случае, у восточных славян он встречался довольно часто, известен был и западным славянам.
12.4.2.12. Третий день свадьбы
Среди обычаев третьего дня свадьбы Александра и Дарьюшки Волкодав выделяется один, который и в 20-е годы прошлого столетия соблюдался едва ли не во всех кубанских станицах.
Все гости приносили в дом жениха кур. В этот день гости рядились цыганами, сказочными персонажами и тому подобное. Именно ряженые собирали кур, целились в них из ружья, делали вид, что стреляют. Все гости должны были дать им по курице, иначе они могли сами убить или украсть её. Петуха украшали лентами, цветами, несли его вместе с курами в дом жениха, там из кур варили лапшу.
12.4.2.13. Окончание свадьбы.
Свадьба Александра и Дарьюшки Волкодавов продолжалась целую неделю. Она проходила следующим образом: «Вся родня жениха и невесты собирается каждая к своему свату. Сватом называют того, кто женит, и тот, кто отдает дочь, и пьют там до обеда. После обеда идут к кому-нибудь из родни, а потом опять к свату «до чепа» и там пьют до самого света. С рассветом собираются у жениха и невесты и «похмеляются», а отсюда снова идут по дворам к очередным из родни, и так повторяется каждый день, пока не обойдут всю родню.
Во время этих гуляний сколько было безобразий в виде неприличных песен, ссор. Драк и даже разврата! Сколько было упущено рабочего времени по хозяйству! Сколько пропито денег и хлеба!».
Эти упреки стороннего наблюдателя не вполне справедливы – жители местечка Темрюк действовали не по собственному произволу, а в соответствии со старинными свадебными традициями.
Этим объясняется и продолжительность свадьбы, и необходимость больших расходов, и поочередный обход всех родственников жениха и невесты, и свадебный разгул, и «неприличные» песни, и так далее...»
(По мотивам студенческого труда: «Традиционная казачья свадьба». Реферат студентки Пятигорского государственного лингвистического университета Бетугановой Ж.Р., Научный руководитель доцент Волова Л.А., Пятигорск, 2003 г.)
Свидетельство о публикации №121102405890