Звук и смысл - беседа 12

Мысли по поводу…

Общение с интересным материалом – это то, что побуждает нас к творчеству, и мы, осмысливая написанное, дополняем его своими суждениями, ощущениями, выводами.
Вот и сегодня: давнишний знакомый прислал мне эссе своего брата, блестящего учёного, физика-теоретика Леонида Перловского. Ту часть эссе, которая анализирует взаимодействие звука с мыслью, я попытался дополнить собственным видением вопроса, поскольку ранее и сам неоднократно задумывался на эту тему при работе над стихами. Однако, изложив свои мысли, я вдруг понял, что забрался не в свою область знаний, что разбор букв, звуков и фонем – это не мой «конёк» и лучше оставить филологам «филологово». А потому я решил ограничиться просто своим опытом поэта, личными «правилами» при выборе слов в стихах. Взяв в качестве иллюстрации стихотворение «Ярость», я проанализировал его содержание с точки зрения использования в словах, составляющих этот текст, буквы «Р».
То, о чём я буду говорить дальше, родилось в процессе обсуждения темы с моей супругой Софией – неизменным соавтором большинства моих стихов и эссе.
Итак, в стихотворении «Ярость» говорится об озверевшей толпе. Какой звук наиболее характерен для поведения обуянной страстями толпы? Вероятно, звук «А». Однако, гласная, легко произносимая на выдохе, по нашему мнению, является лишь внешним проявлением ярости (или, наоборот, ликования). «Ураааа»! – это весьма типичный, приемлемый глас для объединённой общим порывом общности людей. Глубинные же, истинные эмоции гнева насыщены звуком «Р». Это, конечно, только личное восприятие. Ярость в своём животном проявлении рычит, ревёт, рвёт и крушит… Человек на ранней стадии своей эволюции (до языка), находясь в состоянии возбуждения, страха перед опасностью, издавал Р-р-р-ык, подобно зверю, – каковым (в наэлектризованной толпе) фактически и остался.
Вот что пишет Леонид Перловский в своём эссе: «В животном мире, до возникновения языка и человека, звук голоса неотделим от концепции (понимания), эмоции (оценки) и действия. Когда обезьяна видит бегущего к ней тигра, она прыгает на дерево и кричит на обезьяньем языке “тигр”. В ее мышлении концепция — опасность (тигр), эмоция — страх, действие — прыжок на дерево и голос — крик — единое нераздельное психологическое состояние. Она не может крикнуть “тигр”, не испугавшись тигра. В обезьяньей психике эмоция страха нераздельно слита со звуком “тигр” и с действием — сказать себе и стае: “Тигр — спасайся!” То есть фонетика (“тигр”) и смысл (“спасаться”) тождественны.»

В небольшом стихотворении "Ярость", в котором я намеренно старался слить воедино эмоцию (смысл) со звучанием (фонемой), буква «Р» встречается 32 раза (!). Если обратить внимание на то, что она является составляющей слов с преимущественно агрессивной окраской, естественно предположить, что именно этот звук отражает животную суть толпы как нельзя лучше.
Это ли не иллюстрация к высказыванию Иосифа Броского о том, что для поэта “фонетика и семантика... тождественны”.
 
Ярость
Москва… как много в этом звуке…
.                А. Пушкин
История неопровержимо доказывает
неспособность толпы  мыслить категориями
добра.
.                А. Берлин

Толпа – как много в этом слове
  трагедий и резни,
Пожаров, ужаса и крови
  под плебса крик: «Казни!»,
И умерщвленных раньше срока
  ещё невинных душ,
Жертв провокаторов, пророков,
  погромщиков, кликуш.
 
Незрячая тупая сила,
  издав гортанный рык,
Kрушила крепкие стропила
  надстроек мировых;
И, разрастаясь краснолице,
  играя топором,
Ревел над страшною столицей
  толпы кровавый гром.


P.S.
Комментарий Леонида Перловского:
«Да, возможно, что звук "р" и "рычание" связаны не случайно. Много слов во всех языках происходят от повторения природных звуков, это называется оманотопия, так начинался язык. В этом, конечно, первоначальное происхождение связи звука и смысла. Я в своей статье пытался проследить как звук и смысл связаны после миллионов лет эволюции языка, когда первоначальные прямые повторения звуков исчезают. Как эта связь действует на высших уровнях смысла, которые прежде ещё не существовали.»


Рецензии