Плацкартный лифт. Елена Евгеньева

.







ПЛАЦКАРТНЫЙ ЛИФТ. Елена Евгеньева


Содержание
- навыкате луны полночный глаз
- нельзя не опоздать на электричку
- электровоз вперёд летит, но помни
- так вот в чём закавыка, друг сердечный
- пломбирте ваген. дело не в пломбире
- наш маломерный мир до дыр изношен
- шумит вечерний город как содом
- поэт -- не оболочка. даже не
- гороховая улица пуста
- она служила скрипкой в симфоркестре
- назло кондуктор [а, быть может, сжалясь]
- летайте самолётами Торваза






__________________________________________



***
................Трамвай ушёл совсем на этот раз.
.............................................Валерий Исаянц


навыкате луны полночный глаз

больное зобом небо над железкой
нависло так беспомощно и резко
что даже февралю не даст солгать
 
от шпал туман становится горюч
того гляди, и вспыхнет на востоке

рюкзак заплечный сталкер взял, а стокер*
лопатку дёрнул, как разиня "сто`п-кран"
"стоп-кра`на" не заметив из-за туч

куда ведёт земной трамвайный путь
навряд ли знает стрелочник на млечном
а если мы доедем до конечной
совсем без пересадок от заречной
то обязательно куда-нибудь...


***
..................За горизонт в горизонтальном лифте
..................Валерий Исаянц

нельзя не опоздать на электричку
снесло мосты и развело часы
билета ненадорванный горчичник
ну чем вам не лекарство от касыд?

залечат рифму -- вырвется наружу
сквозная нота соло -- соль_ловей
засемафорит, закружи`т, закру`жит
задребезжит, забрезжит (ну же! ну же!)
на подстаканниках -- вагонных кружках
в купе, плацкартном лифте и в эсвэ

вдруг стать земной, как рожь или пшеница
дорожной змейкой виться через луг
и снова умереть, и вновь родиться
здесь, на земле, назло добру и злу


***
......................Проводники стандарта ВОЗ
......................цепляют к снам электровоз.
..................................Валерий Исаянц


электровоз вперёд летит, но помни
что провод рвётся, рельсы точит ржа
но только Deus сохраняет omni
и режет тоже [впрочем, без ножа]

стучит латынь в баркасик Шереметьев
[придуманный для пущего словца]

воскресной электрички не заметив
на полустанке в выжженных Ельцах,
сойдешь потом на станции какой-то
и не понять, который грянул год
и кто теперь тут правит и живет
и чей вокзал, и чей теперь завод
и телеграф, и почта, и PIN-код...

¬____________________________
...как жалобно скрипит под ветром койда *


***
...............обними синицу крепче
...............в свете литерной свечи
...........................Валерий Исаянц


так вот в чём закавыка, друг сердечный
что номерной, что литерный -- дрожит...

своих всегда в теплушках шлют по встречной
а в подсадные выберут чужих

в штабном вагоне дыма коромысло
потом зависнет радугой [твою ж!..]
и ловкий импресарио домыслит
где север надо находить, где юж...

и на стене царапая сонеты
[про ф.и.о, адрес, и про то, про это
про профсоюзы и про кабинеты]
грозясь проткнуть обшивку сроком строк
ещё не знают, что они поэты
везомые в ГУЛАГ и в Особстрой


***
......................Антоновки неистово молились,
......................но осень ранняя вела себя, как тварь.
........................................................Валерий Исаянц


пломбирте ваген*. дело не в пломбире
в апреле вряд ли так настырен зной
что даже самый злой городовой
разменится на крем-брюле

Сибирью
уже пугали, но не шили срок
кроили платья с сестринской повязкой
и запах камфоры липуче-вязкий
законодатель мод как тот сурок**
был и сонлив, и юрок, и суров
и дело явно близилось к развязке

шаталась осень армией без места
и хлопала казарм скупая дверь

потом, потом в фиртаузенде цуэрстом***
мелькнёт-исчезнет преданная Тверь...

________________________
* испорченное от немецкого der plombierte Wagen
** сурки являются естественным резервуаром бубонной чумы
*** испорченное от немецкого 4001


***
……………………….К стихам моим на эту тему
……………………….кто, словно к зеркалу, приник?
……………………….Кто отразился в них, как демон,
……………………….лишь чтоб поправить воротник?
………………………………..............Валерий Исаянц

наш маломерный мир до дыр изношен
живого места нет, чтоб сделать шаг
остатки непогасших звёздных крошек
[ведь только ими кормится душа]
размокли, отразившись на асфальте
[как булка с маком в парковом пруду]

и заклинатель змей в коане "сжальте!"
считает знаки -- выброшен мудун*
пришедший в ветхость тысячью сличений
[так графоман терзает рифму -овь]

прости меня, придуманный кочевник
что не умею рассказать про кров
так живо, чтобы сердцу захотелось
путь променять на стойло для коров

_____________________________
* дощечка, позначенная зарубками и расколотая пополам; на черноморской "линии" служила вместо пароля; одна половинка находилась на пикете, а другая - у проверяющего посты начальника


***
...................мелодию охрипшей вяжет спицей
...................и долго смотрит в желтое сиянье…
...................................Валерий Исаянц


шумит вечерний город как содом*
фонарной сворой и неонным визгом
давай мы на конечной не сойдём
прокатимся в потусторонность

изгнан
не тот, кто отрицает слово «нуль»
и норовит придать контекст запястьям
а тот, кто истерзался «обману ль?»
и сам себя пугает львиной пастью
метро после шести как местью спиц
веретена и ножниц местных парок
но тут трамвай прошаркал сухопарый
везя в окне рекламу суш_и_/пицц
под колесом потух луны хабарик
почти успев вагончик отцепить...

____________________________
* букв. «горящий»

***
................Морзянкой бешено стучится,
................Вольнолюбива и сильна,
................Неприручаемая птица,
................Та, что во мне заключена.
.................................Валерий Исаянц



поэт -- не оболочка. даже не
подборка хромосом и атавизмов
[навроде перьев в Риу-де-Жане...
и нейросцепок параллельных]

признак
всего один [как перс или пищаль
с табличкой именной на пьедестале] --

умение за рифмами прощать
сплошное время, что ему досталось
[как света ком, как зодчее литьё
как наявишный бред сквозь забытьё]

а что до домыслов про ключ кастальский
не верьте им хотя бы потому
что ключ бездомным вроде ни к чему


***
.....................Там не страшись уж, как привык,
.....................потери разума и крова,
.....................но пресмыкайся напрямик
.....................к престолу подлинного слова.
.............................................Валерий Исаянц


гороховая улица пуста
ей перекрыта главная аорта
и с баррикад не видно ни черта
но если вдуматься – и ну их к черту

не к ночи будь помянута весна
потом, глядишь, проблем не оберёшься
то занавески в детскую, то тёща
то поменять обои, то гознак

а жить когда? затяжка козьей ножки
и та вполсилы. разве это жизнь?

Горацио, присядем на дорожку
как водится, до дрожи дрожжи, дрожки
смотритель станционный у сторожки

и упоительные миражи...


***
.................Опять она меня нашла,
.................свою любимую химеру.
.................И снова клеила крыла
.................не к месту и не по размеру.
..........................Валерий Исаянц

................В той же я живу деревне, что она
..........................Рабиндранат Тагор


она служила скрипкой в симфоркестре
он по утрам солировал в метро
у техноложки, бросив хомбург* сестрин
для мелочи на землю. "мумий тролль"
его дразнили местные шалавы
и угощали приторным безе

она по выходным до лесосплава
пешком ходила в шляпке из газет
запыленная, шла назад с букетом
то дикого цикория, то льна
от четвертькилограммного багета
ломти` бросая птицам...

...биндранат
был прав, беседуя с Эйнштейном, да
везде царит последняя беда**

____________________
* мужская шляпа из фетра с продольным заломом наверху, загнутыми вверх полями и лентой по тулье

** цитата из стихотворения Рабиндраната Тагора "Всеуничтожение"



***
................Чем далее и старше, тем скорее,
................по целине неторного листа
................отстукивает ямбы и хореи
................упущенного времени состав.
..............................Валерий Исаянц


назло кондуктор [а, быть может, сжалясь]
впустил в вагон и лыжи, и трубу...

по полкам скачет безбилетный заяц
и catus catus на душе скребут
когтями незаточенными метят
терзать подольше и исподтишка

сосед напротив [стопроцентный мммедик!]
пытается обрывками стишка
задобрить всех вагонных и вожатых
а между тем диагноз припася
в цыгарку заворачивает сжато
все разговоры впрок или на всяк...

а ямбы и хореи – тот же атом
по крайней мере, под него косят..


***
..............Душа зажмурилась, но шаг я убыстряю!
..............Почти бегу!.. Похоже, успеваю…
..............В вагон влетаю!.. Слава поездам!
.................................................Валерий Исаянц


летайте самолётами Торваза*!

титан охотно выдал кипяток
на сердце как-то полегчало сразу
беседу оживил трофейный "фазер"
встревая в фразы вместо запятой

лимон казался вспугнутой химерой
катя по блюдцу солнца колесо
и, ли`мерик спрягая как лиме`рик,
редел на горке смешанный лесок

хруст сахара катился по вагону
перегородок сбрасывая плен
и на перроне местная горгона
[мисс бигуди] в кулечки с эстрагоном
всё подсыпала семечки с колен

_______________________
* Торжокский вагоностроительный завод


Рецензии
НА ПОЛУСТАНКЕ В ВЫЖЖЕННЫХ ЕЛЬЦАХ
.
О подборке сонетов "Плацкартный лифт" автора Елены Евгеньевой
.
.
Классическая литература существует (в том числе) благодаря привычке чтения, которая ощущается как нормальная потребность культурного человека. Но и она утрачивается, превращается в культ поклонения унаследованному, становится ригидной к современной поэзии и приобщается к ней только при определенных условиях. Например, когда выстраивается иерархическое отношение к прочитанному, которое отделяется от повседневности, сакрализуется или когда стихи (одного автора, стиля, жанра) сопровождают некое душевное состояние читателя, откликаются на его позывные, становятся для него службой особенных состояний (sos), с последующим желанием встроить найденное в персональную сеть, обеспечивающую привычный режим чтения.
.
Чтобы не стать заложником читательского "канона", транслируемого через школьное образование, читающий должен научиться смотреть на поэзию "извне" хрестоматийного пространства как на "конструируемый", "собираемый" каждый раз заново феномен, тогда и современный автор, и его поэзия откроются с неожиданных сторон, как нечто новое, являющееся частью современной жизни.
.
Подборку сонетов "Плацкартный лифт", автора Елены Евгеньевой имеет смысл воспринимать именно как явление, феномен.
.
Но для начала станем среднестатистическим читателем и воспользуемся, ставшим привычным принципом отбора: откроем книжку на случайной странице и поймем, вот это мы читать будем, или – нет.
.
.
***
......................Проводники стандарта ВОЗ
......................цепляют к снам электровоз.
..........................................Валерий Исаянц
.
.
электровоз вперёд летит, но помни
что провод рвётся, рельсы точит ржа
но только Deus сохраняет omni
и режет тоже [впрочем, без ножа]

стучит латынь в баркасик Шереметьев
[придуманный для пущего словца]

воскресной электрички не заметив
на полустанке в выжженных Ельцах,
сойдешь потом на станции какой-то
и не понять, который грянул год
и кто теперь тут правит и живет
и чей вокзал, и чей теперь завод
и телеграф, и почта, и PIN-код...

¬____________________________
...как жалобно скрипит под ветром койда
.
.
Первое впечатление – удивительная, логичная плотность текста, в меру усложненный язык повествования, циклическое, смысловое, не линейное взаимодействие различных фрагментов. Второе впечатление – четырнадцать строк не сонет, но эмоционально и информационно они больше, чем сонет в каноническом его восприятии. Мой стереотипный читательский норратив соглашается с восприятием таким образом поданного поэтического материала и я, как читатель, понимаю, что мне доставит большое эстетическое удовольствие не только прочтение данной подборки, но и ее изучение. Меня подкупает у автора и
.
умение за рифмами прощать
сплошное время, что ему досталось
[как света ком, как зодчее литьё
.
.
И то, что
.
.
навыкате луны полночный глаз

больное зобом небо над железкой
нависло так беспомощно и резко
что даже февралю не даст солгать
.
.
На этом "не солгать" и строится авторский творческий поиск. У большинства авторов творческий поиск, как правило фанатичен, все его порождающее и означающее очень быстро становится малозначимым и, после, еще быстрее утрачивает всякий смысл. Если немного поиграться формулировками, то получится, что означающее (творческий поиск) становится своим собственным означаемым (или поиском себя в творческом поиске) ... Или не интересным для окружающих. Это с одной стороны. С другой – творческий поиск – это потребность для многих выразить то, что не укладывается в обычную, обыденную речь, ее символы и смыслы. Часть авторов (практически незаметная в общем творческом порыве) пытается найти свой уникальный голос, вторая часть авторов (подавляющая первую) пользуется вторичными, сотни раз опробованными прежними поколениями творцов знаниями, иногда в этом преуспевая, но чаще не заморачиваясь, срастаясь с привычкой ставить слово после слова (Б. Ахмадулина).
.
Елена, относится именно к той группе авторов для кого творческий поиск – потребность.
.
Однако давно известно, что "Все идеи, которые можно выразить в одной и той же последовательности схожих звуков, имеют одно и то же происхождение и связаны между особой определенным, более или менее очевидным соотношением вещей, существующих всегда, или существовавших ранее, постоянно или случайно" (Brisset 1900).
Т.е. без новых звуков и их последовательностей в поэзии нельзя воплотить новые идеи. Если это признать, то творческий поиск, должен быть связан с поиском новых идей в новых звучаниях.
.
В этом третья особенность текстов, представленных в подборке: не просто реализация заданной Валерием Исаянцем и Павлом Антокольским темы "По ту сторону железной дороги" посредством постоянно всплывающих из строфы в строфу сигнальных образов: "воскресной электрички не заметив", "что номерной, что литерный – дрожит", "сосед напротив [стопроцентный мммедик!]/ пытается обрывками стишка/ задобрить всех вагонных и вожатых", которые захватывают все больше и больше строк и уже слышится – "хруст сахара катился по вагону / перегородок сбрасывая плен / и на перроне местная горгона / [мисс бигуди] в кулечки с эстрагоном / всё подсыпала семечки с колен", и вот уже суггестивная плотность текстов превращается в звук, запах, цвет вокзалов, вагонов, но не успевая заполнить собой заданное автором пространство вдруг резко обрывается, сворачивается в незаметный комок, и уже тяжелыми вагонами встречного поезда громыхает:
.
.
а жить когда? затяжка козьей ножки
и та вполсилы. разве это жизнь?

Горацио, присядем на дорожку
как водится, до дрожи дрожжи, дрожки
смотритель станционный у сторожки

и упоительные миражи...
.
.
и цвет слов померк
.
.
куда ведёт земной трамвайный путь
навряд ли знает стрелочник на млечном
а если мы доедем до конечной
совсем без пересадок от заречной
то обязательно куда-нибудь...
.
.
и выветрились все запахи
.
.
прости меня, придуманный кочевник
что не умею рассказать про кров
так живо, чтобы сердцу захотелось
путь променять на стойло для коров
.
.
И звук стал тишиной, затасканною мглой, в которой
.
.
шаталась осень армией без места
и хлопала казарм скупая дверь

потом, потом в фиртаузенде цуэрстом
мелькнёт-исчезнет преданная Тверь...
.
.
Творческий путь, поиск не может и не должен быть предан, без него нет смысла творчества.
.
К сожалению, в современной поэзии в каком бы жанре или стиле не были написаны тексты, они не могут быть сведены к высоким общепринятым образцам поэзии, ставшей классической. Поэтому современный текст должен обладать тончайшим внутренним чутьем, чтобы в силу различных обстоятельств он смог оказаться в нужном месте и непременно на отрезке, соединяющем то, что сегодня уже признано хрестоматийным в литературном мире и тем, что будет таковым признано в будущем.
В том стилистическом и жанровом хаосе, который окружает современного автора сейчас угадать, найти, развить, подкрепить поэтическим материалом свою творческую вершину практически невозможно. Проще всего это место и отрезок определить в жанре, имеющем достаточно долгую, подтвержденную историю и, одновременно с этим, абсолютно размытые перспективы развития, усугубляющиеся отстойным положением в современном литературном мире и жизни. Современный сонет оказался именно в таком положении (ниже плинтуса), без каких-либо идей на будущее. В результате чего, формирование новых идей, взглядов, стилей в этом жанре становится уникальным творческим продуктом, а отсутствие мало-мальски значимой творческой конкуренции, дает по своей сути монопольное право, выстраивать личный вектор движения в будущее.
.
Это право немногих, среди которых и Елена Евгеньева.
.
)

Фомин Алексей   24.10.2021 21:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.