Две ЭЭпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 3 частЪ
из крепостных поднялся мальчик в митрополиты
и держак Церкви РУсско – Зарубежно – ПравослАвной !!
Мать гОды в сундук по копЕйкам на мзду в семинарию..!!
Из мемуаров митрополита Вениамина Федченкова
из детства, мотания по миру с Белым ДВИЖением
и к ..возвращЕнию в СССР…
Из восПОМИНАНИЙ =И= воспоМИНАний
митрополита Вениамина ФЕдченкова по его книге
\\\\ На рубеже двух эпох ////
\\\\ *хххххххххххххххх\\ 3 частЪ //хххххххххххххххх* ////
Всё человеческое, и такое подчас глубокое,
тонкое, деликатное, что умиляешься.
Да дети и знают,- многое странного в стрАнном-то...
Например, - ВЕнькина нянька Арина,
помогавшая ихмногодетной матери выпЕстывать детей,
терпела смертные побои от мужа - пастуха Василия,
уходившего чуть не на полгода с чужими овцами в степь.
На вид,- симпатичный блондин,
он почему-то всегда хмуро молчал, как помнят его:
после жила в их избе семья ВениамИна.
Или Арина была виновата неверностью,
или ещё что, но у неё рубцы от его побоев
перекроили всё лицо справа - налево...
Потом началась 1917 – революция ужасная
и она в ссоре зарубила мужа топором.
За это её и сослали на каторгу...
А нянька она была хорошая, уклАдная !
И дети ее любили и считали за родную, за вторую мамку !!
Дочка её Анюта была смиренная, - яко Ангел !!
Получала же от родных ВЕньки, кроме пищи, кажется
рубль или полтора в месяц. По три копейки в день...
\\ А за копейку тогда, что ныне до 400 рублей скАжется !! //
А младший брат, мальчиком Александр,
загоревшийся желанием иметь собственные деньги,
месяцами ходил чистить и выпалывать
"среднюю" и "низкую" дорожки – по 7 копеек !!
А это за 10-11 часов непрерывной работы,
да еще и на "своих хлебах" !!
Правда, и цены на все были невысокие...
А крепостные, разумеется, за землю лишь работали…
Дворовые-же получали кроме бесплатного помещения
еще и небольшие "месячные"…
Например, на памяти Вениамина – Веньки,
его семья получала 2 пуда муки, полмеры пшена,
керосин и соль; и, вероятно, солому и сено для коровы.
А сверх всего,- 22 с половиной рубля !!
Но это было после освобождения от крепостнИчества
лишь 25 лет спустя !!
Нужно же было одеваться, обуваться.
Вероятно и была скромная плата помимо "месячного",-
Даже одёжки нОшенные с плеча боярского..
Какое общее воспоминание осталось у Веньки
от рассказов отца о крепостном праве ?
Казалось, нужно было-бы ожидать опостЫлых
от него грустных историй и трагических событий.
Но должен сказать правду; за всю жизнь с отцом,-
ВЕнька буквально не слышал ни одного
осудительного слова о госпОдах и всем крепостном стрОе !!
Хотя..,- не ходил в храм вОльно
и потому священством смирЕние в него нЕбыло влОжено..
Странно это? Да! Но так было.
"Слова из сказки не выбросишь",
как говорили на селе старички да начИтанные...
Даже наоборот, он иногда вспоминал
о прошлом времени с одобрением.
Бывало, отец при детях скажет спокойно:
"- Что же, тогда народ был лучше,
не то что теперь, самовольники..»
И подумавши немного, будто вспоминая картины
старого времени, добавит потаённо:
- Ну по субботам, понятно, секли кое-кого на конюшне...
Да ведь поделОм-же..!"
Отчего у отца составилось такое воззрение.., -
затруднялся Венька помышлять...
Мог лишь только предполагать…
Может быть, - и в самом деле мы теперь слишком
сгущаем тёмные краски далекого прОшлого,
а в действительности..,- все было прОще..?
Может и ныне право выскАзывание Тараса Шевченко:
«- Как было панство, так и бУдет..»
При любом строе от рабочего всегда убУдет…
И теперь ведь много нужды и горя в мире:
и экономическая зависимость одних от других,
и вообще, - давит людей отлюбого строя жизни...
Или у этих помещиков добрых жилось лучше,
чем у других злых..?..
Или великое смирение крестьян-христиан
давало народу такую огромную силу терпеть всё..?
Или глубокая идея о суетности и скоротечности
этой временной жизни давала ему мудрость философа,
народа-богоносца, по слову Достоевского...
Или уж данная многовековая,
укрепившаяся привычка повиноваться, подчиняться,
со всем мириться..,- ему суровость жизни облегчала..?
Или так к смирению своих детей приучал..??..
Или при довольстве, сытости, своевОлии самих госпОд
он видел и у них те же болезни,
свои страдания, грехи и бЕды..?
Или он чуял, что корни несчастий и скорбей
находятся где-то глубже и неустранимы?
Или просто, при своём хорошем сердце и сносной жизни,
он удовлетворялся малым своим счастьем,
не зная другого, лучшего…
И ЛУЧ его
видел его у господ, то не завидовал им..?..
Затруднялся Вениамин и ужЕ будучи митрополИтом
ответить на такое умо-заключЕние решительно:
душа ведь сложная и многогранная, но мнИтельная…
Больше я склонен думать был митрополитом Вениамин,-
вместе с Достоевским и даже с Толстым,
что наш народ есть народ-философ, народ-христианин,
"хрестьянин" - крестьянин,
как он сам прозвал себя не за век один.
Никакой другой народ в мире
не называл себя по вере, лишь русские..??..
А если и так..,- то за весь мир Вениамину и грУстно…
И отец его воспитался в такой же философии.
Но возможно-ли??, что у дворовых крепостных,
в отличие даже от рядовых мужиков-земледельцев
постепенно вырабатывалась особая психология
повиновения, терпения, примирЕнчества;
они были более зависимыми от начальства:
не только от управляющих и помЕщиков,
но и от власти намного помЕньше и помЕльче..??..
Они,- власте-придержАтели всех мастей от рОду
были ближе к контрольному и Божъему Оку !!
Мужики жили дальше, самостоятельнее:
отрабатывали свои 2-3 дня в неделю,
а потом ты сам себе господин, хозяин в семье,
на скотном дворе, в огороде, в хозяйстве, в поле.
Эту сторону психологической независимости,
даже и при крепостном праве,
эту власть в своём маленьком мире особенно
многие великие умы отмечАли:
земля давала ему, земледельцу, Силу и Опыт.
У дворовых-же, безземельных, оставался один путь:
держаться мЕста, зависеть всецело от воли владЕльцев,
уйти было почти нЕкуда…
А кроме всего этого, - по ВениамИнову мнению,
в терпеливом отце сохранился ещё
и белорусско-хохлацкий характер, как у нас, без обиды,
называли тогда украинцев…
Но ведь не знал тогда Вениамин украИнцев,
Кто мог и полякам, и татарам в Крымо-хАнство,
и турецкой Османии носить шлюшно подАрки…
Да по-іудо-маzzЄпінські против Руси-России зАпросто…
Он происходил из Смоленской губернии, но несомненно,
что прадеды его были хохлы. Сама фамилия его – Федченко.
А "вэ" прибавлено, конечно, после и для бумАг,-
под влиянием великоРОСского языка.
Вениамин и в ЗарубЕжье, в ємигрАции дОлгой
еще любил слушать украинскую "мОву"
и часто говорил, что в его теле (не в душЕ..??) смесь:
одна половина, - от отца - украИнская, ей-ейЙй,
а другая - по матери - великоРОСская.
фФфФф~~~~~> {{{{{{{{{{{{{ ^^*^^ }}}}}}}}}}}}}}
* БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ *
&&~~~~~~~~~~~~~> * ДНР – НовоРОСсия *
П\с – 1:
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 1 частЪ
http://stihi.ru/2021/10/18/6895
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 2
http://stihi.ru/2021/10/19/7017
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 3
http://stihi.ru/2021/10/19/8311
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 4
http://stihi.ru/2021/10/19/8868
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 5-аа
http://stihi.ru/2021/10/23/4848
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 5-ёё
http://stihi.ru/2021/10/23/7454
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 5-фф
http://stihi.ru/2021/10/24/884
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 6-аа
http://stihi.ru/2021/10/31/159
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 6-ёё
http://stihi.ru/2021/10/31/199
Две ЭЄпохи на одну жизнЪ Вениамина!! 6-фф
http://stihi.ru/2021/10/31/223
Свидетельство о публикации №121101908311