Иезавель
Жизнь и смерть Иезавели были мучительными и жестокими, а конец ее – совсем не похож на конец царицы. Проиграла ли она? Спорный вопрос, во всяком случае, для меня. Ииуй, царь Израильский, расправившийся с царицей Иезавелью, а затем прикончивший всех жрецов Ваала и разрушил капища Ваала. В то же время, сам продолжал посещать «высоты», а значит, продолжал поклоняться Астарте. Что же это за победа? Кроме того, нужно постоянно иметь в виду, что история Иезавели написана победителями, т.е. служителями Саваофа, а в таких делах объективности не бывает. Вспомним историю падения Карфагена, она написана римлянами после пунических войн, и вряд ли они так уж восхищались Ганнибалом.
Иезавель была дочерью Ефваала, царя Сидонского. Сидон – древний финикийский город, а финикийские города были важнейшей частью древнего мира и дали жизнь множеству колоний по всему Средиземному морю, в частности, Карфаген был основан колонистами из финикийского города Тира. По своему экономическому развитию в то время Финикийцы и Филистимляне значительно опережали Израиль и Иудею. Израильтяне объясняли свои территориальные потери тем, что недостаточно верили в Господа (Саваофа), женитьба Ахава была скорее всего обоснована военными и экономическими причинами: постоянные войны с Сириянами ослабляли и так уже разоренный Израиль.
Отец Ахава, Амврий, «делал неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним. Он во всем ходил путём Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввёл в грех Израильтян, чтобы прогневлять Господа, Бога Израилева, идолами своими». Тем не менее, он выкупил гору Сион и основал новую столицу Израиля в новом месте, не связанном ни с одним коленом Израиля, ни с одним местом поклонения.
Пришедший ему на смену Ахав «делал неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева».
Иезавель верила в Ваала и в богиню Астарту, которая приносила любовь, красоту и детей. Астарта была богиней семьи в Тирско-Сидонском царстве. Богине Астарте сидонцы посвящали специальные священные рощи – высоты, и по праздникам на высотах собирался народ, приносил жертвы и занимался священной любовью. Очень похоже на наши дни Ивана Купалы. Культ Астарты был распространен по Ближнему Востоку, и даже в самые строгие религиозные времена поклонения евреев богу Саваофу в Израиле и Иудее народ, разбив и разломав жертвенники Ваалу, высоты не трогал, напротив, постоянно ими пользовался по праздникам. Трудно сказать – насколько верующей была девочка Иезавель. Но после ее выхода замуж за Израильского царя Ахава, она стала насаждать в Израиле свои религиозные взгляды, то есть поклоняться Ваалу и других заставлять.
Два слова о раскладе религиозных предпочтений в двух еврейских царствах: Иудее и Израиле: в то же время в Иудее остались евреи, поклонявшиеся богу Саваофу, который спас всех евреев, и Иудеев, и весь Израиль, из египетского плена. И Евреи заключили Договор (Завет) с богом Саваофом, что он выведет их из плена, а они его станут считать своим единственным богом из рода в род. Тем не менее, сразу же при подходе к Заветной земле, они взбунтовались (формально потому, что Моисей слишком долго разговаривал с Богом на горе Сион) и тут же собрали свои золотые кольца и браслеты и сплавили себе золотого тельца. После завоевания Земли ханаанеев, возникло мощное Израильское царство (Саул, Давид, Соломон), но снова Соломон под конец жизни впал в поклонение идолов, и Господь только дал ему доцарствовать за его грехи, помня раба своего Давида, а уже его сын Соломона Ровоам расплатился за отца: за ним остался Иерусалим и земли колена Иудеев (царство Иудея), остальные же евреи образовали царство Израиль. Так что, часть евреев осталась верна богу Саваофу, а другая часть - решила поклоняться ханаанейским богам, и богу Ваалу, законы бога Саваофа перестали выполнять, и даже про его субботы забыли.
Что изменилось при Иезавели: многих пророков божиих извела Иезавель, многих священников изгнала из Израиля, так что поклоняться богу Саваофу в Израиле стало невозможно. Одно из свидетельств: «… когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою». (3 Царств 18:4)
Здесь как раз борьбу с ней вел Илья-пророк, а затем его последователь пророк Елисей. В ответ на действия Иезавели, Илия устроил публичные соревнования с «пророками Вааловыми», причем он был один, а «пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек». Пророки Вааловы своими заклинаниями и молениями Ваалу не смогла зажечь жертвенник, а Илия попросил Господа, и тот ниспослал огонь, который пожрал всесожжение, и дрова, и прах, и камни, и воду. Все это конечно наблюдал весь народ. «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там».
(3 Царств 18:40) О Илие-пророке и о пророке Елисее уже было сказано.
Бесчинства Иезавели в Библии объясняют слабостями Ахава, в частности, приводят историю о винограднике Навуфея. Был у Навуфея виноградник недалеко от участка царя Ахава. Попросил Ахав Навуфея отдать ему свой виноградник, из него будет у него овощной сад, а вместо него Ахав собирался отдать Навуфею виноградник, лучше этого или дать ему серебра, сколько стоит. Но Навуфей сказал Ахаву: Сохрани меня Господь, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих.
И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный, лег на постель свою. И отворотил лицо свое, и хлеба не ел. И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух его? Не спросила, почему он хлеба не ест? И рассказал ей Ахав о разговоре про виноградник с Навуфеем, и сказал ей, что услышал от Навуфея: «не отдам тебе виноградника моего».
И сказала ему Иезавель: «что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? Встань, ешь хлеб и будь спокоен: я достану тебе виноградник Навуфея». И написала она письма от имени Ахава, и запечатала его печатью, и послала эти письма к старейшинам города, в котором жил Навуфей. В письмах она писала, чтобы собрался народ и Навуфея посадили в центре. Подле него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы против него и сказали: «ты хулил бога и царя». И потом вывели его и побили камнями, чтобы он умер.
Собрался народ, и выступили два негодных человека и свидетельствовали: «Навуфей хулил Бога и царя». Вывели его за город и побили его камнями и он умер.
Когда узнал Ахав, что Науфей умер, Иезавель сказала Ахаву: «Встань, пойди и возьми во владение виноградник Навуфея».
И было слово Господне к Илии Фесвитянину: «пойди навстречу к Ахаву, вот он в винограднике Навуфея и хочет взять его во владение. И скажи ему: «Так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» «На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».
Также и о Иезавели сказал Господь: «псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные».
«Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подучала его жена его Иезавель». Выслушав слова сии, Ахав разодрал одежды свои и ходил печально.
Далее, Господь забрал Илию-пророка в огненной колеснице, а вместо него остался Елисей, божий человек.
Пророк Елисей (через мальчика-послушника) помазал в цари Израильские Ииуя, человека верного Господу и знающего военное дело. И сказал Господь Ииую: "И истребишь ты дом Ахава, чтобы отмстить мне за кровь рабов моих пророков и за кровь всех рабов Господних, падших от руки Иезавели. И погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося ко стене, и заключенного, и оставшегося в Израиле".
"Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее». Прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое, и украсила голову свою, и глядела в окно. Когда Ииуй вошел в ворота и поднял лицо свое к окну, сказал он: «Выбросьте ее». И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее.
И пришел Ииуй, и ел, и пил. И сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она. И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И сказал он: таково было слово Господа: «на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели».
"И будет труп Иезавельский на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель".
Собственно, о царице Иезавели - все, но события с ее смертью не остановились. Ииуй знал, что ему нужно истребить весь род Ахава, а у Ахава было семьдесят сыновей в Самарии. И написал Ииуй письма, и послал в Самарию к начальникам Изреельским: когда придет это письмо к вам, то, так как у вас и сыновья господина вашего, у вас же и колесницы, и кони, и укрепленный город, и оружие, - выберите лучшего и достойнейшего из сыновей государя своего, и посадите на престол отца его, и воюйте за дом государя своего. Они испугались: вот, два царя не устояли перед ним, как же нам устоять? И послал начальствующий над домом царским и воспитатели к Ииую, сказать: мы рабы твои, и что скажешь нам, то и сделаем; мы никого не поставим царем, что угодно тебе, то и делай.
И написал он к ним письмо во второй раз такое: если вы мои и слову моему повинуетесь, то возьмите головы сыновей государя своего, и придите ко мне завтра в это время в Изреель. Когда пришло к ним письмо, они взяли царских сыновей, и закололи их — семьдесят человек, и положили головы их в корзины, и послали к нему в Изреель.
И пришел посланный, и донес ему: принесли головы сыновей царских. И сказал он: разложите их на две груды у входа в ворота, до утра. Поутру он вышел, и стал, и сказал всему народу: вы невиновны. Вот, я восстал против государя моего и умертвил его, а их всех кто убил? Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию. И умертвил Ииуй всех оставшихся из дома Ахава в Изрееле, и всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одного уцелевшего.
(4 Царств 10:1-11).
Оружие массового поражения, этот Ииуй. Но тут, пожалуй, не кровожадность главное. Со жрецами Ваала он поступил так: Ииуй собрал служителей Ваала со всего Израиля в дом Ваала, и после всесожжений и обрядов он сказал начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушел. И поразили их острием меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня.
Ииуй истребил Ваала с земли Израильской. Впрочем, от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, — от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца.
Безжалостная кровавая идеологическая бойня из-за истуканов разного рода, мне жаль Иезавель.
Я продолжаю серию: «Патриархи, пророки и цари Израильские»
Леон Огюст Перре. Иезавель. Lеon Auguste Perrey
14.10.2021
Свидетельство о публикации №121101500298