Слушая Бетховена
Как твоя неизбежная радость
Или гордость прямая твоя.
Отдохнувшие брызжут поля
Не вина молодого весельем,
Но бессмертного духа похмельем,
Искромётного духа, друзья!
А к похмелью в котлишке похлёбка,
Он и старый и ржавый, но робко
Занимается в небе заря…
Дионис проверяет ограды –
Все ль увиты густым виноградом?
Ветви плещут, листвой говоря?
А ещё – разыгрались ли чувства,
Не творят ль совместно искусство?
На подъём ли менады легки?
И полны титаническим смехом
Горы, долы, и радостным эхом
Зажигают огни маяки.
Засветили – гласят – заблистали!
Бесполезны, без жизни стояли.
Но пришёл восхитительный бог.
На галерах и отпуск и праздник.
Каждый раб на сегодня причастник
И глядит, умилён и глубок.
Сентябрь 2021
Beethoven: Sonata No.16 in G Major, Op.31 No.1
https://www.youtube.com/watch?v=q7LXQVxd6xA
Beethoven: Sonata No.21 in C Major, "Waldstein"
https://www.youtube.com/watch?v=v-U-23qI9gs
_______________________________________
Здесь мне хочется поделиться некоторыми объяснениями...
Знаете, кто не слыхал раньше 16 сонату Бетховена, когда вы услышите вот это разыгрывание по арпеджио - туда-сюда, вы можете подумать, как я, например, в юности думала, незрелый музыкант, что у Бетховена не хватило мелодического дара, что он пассажами время заполняет, гоняет их бесполезно, словно этюды.
Слушала вчера сонату, где ещё один удивительный, всю первую часть длящийся момент - вот эти как бы не вместе аккорды - та-дам, та-дам. Будто эхо в горах. Или будто тоже кто-то в оркестре учится играть, пока не вместе берут. Выбирайте на что вам похоже. Из-за всего этого соната и удивительна и порождает ассоциации. Она особенная, но мало известная. Да и вообще, каждая из 32 сонат - особенная, и нужно знать все, если ты - человек на Земле этой.
Ещё я поставила тут сонату "Аврора". Она тоже одна из любимых из-за "бурления". Два вида бурления бывает у Бетховена: одно мрачное такое, как в глубинах бессознательного что-то копится (это слышно и так хорошо видно по нотам в 1 части сонаты №8 "Патетической". Большое счастье, что одна моя ученица сейчас её играет, и мы прямо в этой материи и копаемся - радость неимоверная!!!). И есть бурление, как в "Авроре", радостное такое нетерпение и предчувствие.
За всё это, и за многое другое я очень теперь люблю Бетховена, которого в юности не понимала и не принимала. Часто думаю: почему же я не родилась в то время? Да, с таким гением сложно было бы жить бок-о-бок. Но я бы, как могла, служила бы ему и всячески облегчала жизнь.
Долго искала какую бы Аврору (розовоперстую Эос) сюда поставить, вспомнила о картине, где орфики молятся Солнцу, и так вышла на орфизм Робера Делоне. Это его картина и его направление мне очень близко.
Свидетельство о публикации №121101406176