Рецензия. Что послушать из Рихарда Вагнера
Рецензия на «Мифы германские или кавказские? К 200-летию Вагнер» (Зера Черкесова 2)
http://stihi.ru/2012/06/24/2868
Мифы германские или кавказские? К 200-летию Вагнер
Эх, не пройтить мне мимо Вагнера: "какой ни есть, а он - родня" (c).
Ассоциации, конечно, могут быть у разных людей самые разные, но вот мне, например, "Полёт валькирий" упорно напоминает отнюдь не тупые марши, а разгульную песню Варлаама из "Бориса Годунова". Точнее, оркестровое мини-вступление, предваряющее её (сразу после слов "Спасибо, хозяюшка, Бог тебя благослови" - секунд 15). Сходство этого маленького оркестрового фрагмента с начальными звуками "полёта", на мой взгляд, поразительное. Причём совершенно ясно, что никто ни у кого не сдирал. Обе оперы писались примерно в одно время ("Борис Годунов" закончен был чуть раньше "Валькирии" - правда, потом переделывался, но переделки коснулись других сцен). Так что никаких заимствований быть не могло, просто схожие музыкальные мысли непостижимым образом одновременно пришли в головы и Модеста нашего Мусоргского, и Рихарда "ихнего" Вагнера.
Саня Со Штрамповки 20.01.2020 01:34 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
http://youtu.be/f1eHDP91Cg4
Вот, например. Запись не ахти какого качества, зато начинается прямо с интересующего нас места - не надо искать.
Саня Со Штрамповки 20.01.2020 01:38 Заявить о нарушении / Удалить
А это примечание техническое, вы его потом можете удалить. Так сказать, "замеченные опечатки". Под Рахманиновской "Сиренью" вы случайно назвали Софью Преображенскую Ксенией и отнесли её к "золотой эпохе Большого", а пела она в тогдашнем Кировском, ныне Мариинском. Т.е. в Ленинграде, а не в Москве. И ещё где-то (кажется, в статье об ариях для исп.короля - кстати, там Преображенская была названа правильно, Софьей) промелькнула "опера Люлли" - Ричард Львиное Сердце - которая на самом деле опера Гретри.
(А что до стилизаций, то самая роскошная стилизация в "Пиковой" - это, конечно, "Искренность пастушки"! Вы её тоже там упомяните для полноты картины, а то она как-то выпала из поля зрения))
Саня Со Штрамповки 20.01.2020 02:02 Заявить о нарушении / Удалить
Как вы угадали, что хотела у вас спросить, что слушать у Вагнера, и какие исполнения? Как у вагнерианца хотела у вас испросить совета. А тут такой сюрприз.
Но кажется, Вагнер и Мусоргский вообще конгениальны, и потому музыкальное мышление сходно? Спасибо за наблюдение, послушаю.
Не представляете себе, как я рада тому, что вы такой знаток оперы! Среди оперных певцов и вокальных педагогов мне не встречались такие тонкие ценители и знатоки. Да, конечно, Софья Преображенская. Меццо-сопрано и контральто. Ну кому как не вам, питерскому меломану, не знать, что она из Мариинки!
И Гретри, да, а не Люлли, всё путаю. Надо бы как-нибудь послушать старинную оперу, вдохновившую Чайковского на не только чудесную Песенку Графини, но и на спектакль в спектакле в Пиковой даме. Блистательную стилизацию. Благодарю и за поправки, и за такт, вы не впервые поправляете мои промахи, в тот раз по истории, кажись.
А кто была Ксения? И вообще, что для вас:золотая эпоха русской оперы? В современной опере мне многое не по душе, а старых записей почти не достать, особенно полных постановок, в том числе иностранных опер на русском языке.
Пишите почаще, Саня! Буду рада. Спасибо, что так дотошно читаете мои скромные заметки меломана. С Новым годом! Со всеми январскими праздниками Вас, гражданскими и православными!
Зера Черкесова 2 20.01.2020 10:22 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо за поздравления, вас тоже со всеми праздниками!
Постараюсь ответить на вопросы. Ксения - это Держинская. Они с Преображенской пели вместе, в частности, в "Пиковой даме" (Держинская - Лизу, Преображенская - Графиню. А Германа пел Ханаев. Есть эта запись конца 30-х гг., кажется, 37-го - "Пиковая" целиком в означенном исполнении. Комплект из 3-х грампластинок, у нас есть
Потом это же было переиздано уже на дисках).
Какую эпоху русской оперы можно назвать золотой, судить трудно, потому что от века 19-го аудио-, а тем более видеозаписей не осталось. Но советскую оперу прошлого века я, безусловно, уважаю. Хотя при желании можно и её покритиковать - за некоторую, по нынешним меркам, статичность, монументальность - в общем, этакую "замшелость". Но всё-таки это были очень добротные спектакли.
Вагнера у нас и в 19, и в 1-й пол.20-го в. ставили охотно. Кстати, в 1940 г. Валькирию в Большом театре поставил Эйзенштейн. Судя по сохранившимся сведениям, это было нечто потрясающее и грандиозное. К сожалению, до войны спектакль успел пройти всего 8 раз, а потом его свернули. Жаль, что сейчас невозможно его увидеть или воссоздать!
Что касается старинных, и вообще всяческих опер, в интернете нынче можно много чего найти, а ещё могу вам посоветовать установить на любое из своих устройств (телефон, планшет, ноутбук - что есть) программу PCRadio (скачивается бесплатно из интернета). Она позволяет слушать великое множество радиостанций со всего света. В том числе там полно классической музыки. Например, радиостанция Otto's Opera House денно и нощно крутит самые разные оперы полностью - от старинных до современных, от самых известных до самых редких. Если повезёт, там можно когда-нибудь услышать и Гретри, и ещё много разных диковинок.
С чего лучше начать изучение опер Вагнера? Конечно, с более ранних его опер, ещё не самых новаторских. А вообще-то, на мой взгляд, если не лежит у вас к Вагнеру душа, то и ладно. Не стоит себя принуждать и неволить просто "для галочки". Это совершенно нормально и естественно, что разным людям нравятся разные вещи. Слушайте (читайте, смотрите) то, что вам милее. Мне, например, барочная музыка кажется скучноватой и однообразной, как вам - Вагнер. А музыка Вагнера, напротив, действует на меня чрезвычайно духоподъёмно и окрыляюще. Почему так - неизвестно. Просто все люди разные. Из Вагнера я терпеть не могу только "Нюрнбергских майстерзингеров", и это тоже необъяснимо. (На мой взгляд, это единственная нудная опера у Вагнера)).
Если всё-таки вам непременно хочется "приобщиться", то начать советую, может быть, с "Летучего голландца", "Лоэнгрина", а ещё лучше - "Тангейзера". "Тангейзер" ещё вполне себе традиционная "большая опера", а не новаторская "музыкальная драма". Там "всё как у людей": отдельные законченные номера - арии, дуэты, ансамбли; даже балетные сцены есть; даже красивые, легко запоминающиеся мелодии. В общем, всё достаточно привычно и посему легче воспринимается. Из постановок могу порекомендовать спектакль 1982г. из Метрополитен-опера или 1978 г.из Байрёйта. В интернете они есть. (Первый - из Метрополитен - более зрелищный, костюмы и декорации очень красивые; но в целом хороши оба).
Саня Со Штрамповки 21.01.2020 00:38 Заявить о нарушении / Удалить
По "Культуре" в прошлом году показывали док.фильм "Валькирия Сергея Эйзенштейна" - вот, пытаюсь дать ссылку на него, если получится.
А на "Искренность пастушки" дорогого нашего Петра Ильича вдохновил его любимый Моцарт, а не Гретри...))
Саня Со Штрамповки 21.01.2020 00:54 Заявить о нарушении / Удалить
Нет, увы, ссылка не работает, но этот фильм легко найти на сайте канала "Культура" в архиве.
Саня Со Штрамповки 21.01.2020 00:56 Заявить о нарушении / Удалить
Не могу не ответить хоть пару слов, на большее сейчас нет возможности. Вы навеяли мне приятные воспоминания. Именно эту версию Пиковой дамы и именно на этом комплекте грампластинок я слушала и наверное потому спутала Ксению с Софьей:))
Подробнее завтра черкну, внимательно перечитаю Ваши рекомендации. Спасибо!
Зера Черкесова 2 21.01.2020 21:20 Заявить о нарушении / Удалить
Вы принесли мне добрую весть. Радиостанции классической музыки. Знаете, со школьной поры и в студенческую пору всё искала в радиоприемники волну радиостанции Орфей. и ничего. Даже спрашивала работника магазина радиоэлектроники покуда он распаковывал новый радиоприемник.
-А радиостанция Орфей есть?
-Тут всё должно быть. Ответил.
я купила приёмничек-транзистор, но Орфея не было...
Я потом узнала, что всего 8 городов России принимают эту волну. Спасибо.
Зера Черкесова 2 23.01.2020 06:44 Заявить о нарушении / Удалить
Канал Культура на ТВ появился именно у нас позже. Но не всегда бросишь все дела и усядешься перед экраном. Хотя с каналом Культура, как источником самообразования, я специально работала, выбирая из программы анонсы и в тетрадь что смотреть. Даже конспектировала. В интернете тоже всё есть, а времени нет зато на хоть часть вожделенного. А радио рядом это то, что надо. Параллельно, но с остановками и прослушиванием, я попробую, хоть и не всегда желательно отключаться от работы. Наконец до меня долетел Орфей, хоть и считается, что время радио прошло, но нет, оно еще востребовано и позиций не сдает. Спа-си-бо!
Зера Черкесова 2 23.01.2020 06:50 Заявить о нарушении / Удалить
Да, в приложении PC Radio, если установите его на любое из ваших устройств, есть ВСЁ. И Орфей тоже. Хотя в последние годы Орфей стал менее интересным, измельчал как-то. Много там стало лишней ерунды, даже реклама появилась! Понятно, что всем как-то надо выживать, но реклама на Орфее меня неприятно удивила. И оперы целиком там сейчас не крутят (или крайне редко, не знаю: я Орфей нынче почти не слушаю). А вот Otto's Opera House - там оперы целиком, круглосуточно, самые разные. Программы, правда, у меня нет, включаю пару раз в сутки наугад - на что попаду. Всё подряд, естественно, не слушаю, а только то, что мне интересно.
У канала Культура есть свой сайт, а там - раздел "архив", в котором можно посмотреть пропущенные передачи.
Если же вернуться к Вагнеру, то я хочу вам посоветовать одно. Неважно, с чего вы начнёте. Неважно, станет ли Вагнер близким вам по духу композитором (как мне). Главное, приступая к более углублённому знакомству с ним, отбросьте стереотипы, наплюйте вы на этого гитлера! Временно забудьте, что вообще был такой на свете. Представьте, что вы живёте ДО него и всех его безобразий. Как Вагнер. (Доживи он до гитлера, может, они бы и спелись. Но он не дожил. И посему не виноват, что гитлер выбрал его в свои "придворные композиторы"). Я Вагнера не идеализирую: как человек он был, что называется, не подарок. Но многие талантливые люди отличаются несносным характером, да и все мы небезупречны. Однако в его музыке я нахожу лишь свет, красоту и поэзию - и никаких человеконенавистнических идей. Скажем, такие оперы, как Лоэнгрин, Парсифаль или Тангейзер - вообще глубоко христианские по сути и учат исключительно добру. Да и в языческом эпосе самом по себе нет ничего дурного. Эпос - он и есть эпос. Не хуже и не лучше других языческих эпосов. (извините, мне сейчас приходится прерваться, продолжу спустя неск.минут).
Саня Со Штрамповки 23.01.2020 19:13 Заявить о нарушении / Удалить
Ну вот, продолжаю. Итак: нужно смотреть на любое явление, в том числе и культуры, своими собственными глазами, а не через мутное стекло чьих-то извращённых представлений. Всякие гитлеры и их последователи, всякие наши доморощенные недоношенные "арийцы" - неоязычники, "древние укры", "великие русы" и прочая шантрапа почему-то облюбовали в качестве своей епархии скандинавскую мифологию и того же старика Вагнера. А почему? Потому что они ущербные в силу своей злобности, и смутно ощущают свою ущербность, и завидуют другим, и бесятся. Ничего своего путного и стоящего они создать не могут и норовят прибрать к своим ручонкам созданные до них яркие и чудесные миры. И этими самыми грязными ручонками эти чудесные миры пятнают. Вы замечали, что у подобного рода деятелей собственное творчество крайне убого (здесь, на стихушке, тоже такие типы есть)? Стишки они пишут препаршивые, но зато исполненные мрачно-пошлого пафоса. Я их за версту чую и меня от них тошнит. А от Вагнера - не тошнит, а совсем наоборот. В его музыке вовсе нет той мрачной (и одновременно убогой) злобности, которой проникнуты вышеописанные персонажи. Как бы они ни пыжились поставить его музыку (которая выше и их, и, наверное, его самого) на службу себе и своим ущербным идеям.
Из настоящих произведений искусства каждый вынесет то, что захочет вынести. Слушая Вагнера, помните, что "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое"( Мф.12;35) и "Для чистых всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого" (Тит.1:15) Это я к тому, что злому и в прекрасной музыке почудится зло, и он с удовольствием станет его раздувать и культивировать. А мы должны смотреть на произведения искусства не его, а своими глазами и выносить свои мнения и суждения. Думаю, что эти ярлыки и штампы - "любимый композитор гитлера" и т.д. - как раз и мешают вам составить собственное непредвзятое мнение о музыке Вагнера. Но даже если она вам всё равно не полюбится, ничего страшного. Мне, грешным делом, кажется, что вы стремитесь "объять необъятное": всё прочитать, изучить, переслушать... А зачем? Занимайтесь тем, что действительно интересно именно вам, а не мне, или дяде Васе, или тёте Дуне. Если кто-то слушает Вагнера, кто-то читает Гегеля, кто-то решает уравнения и доказывает теоремы, а кто-то переводит Павича или Снорри Стурлусона - это ведь не значит, что и вам нужно непременно всем этим срочно заняться, даже если душа к этому не лежит - просто для "расширения кругозора". Руководствуйтесь только своими (а никак не чужими!) вкусами, интересами и предпочтениями, ни на кого не оглядываясь!Главное, получайте удовольствие от того, что читаете, слушаете или смотрите, иначе какой смысл "расширять кругозор" через силу?
Саня Со Штрамповки 23.01.2020 21:19 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо, Саня! Всё очень интересно, есть над чем поразмыслить по Вашему тексту. А Вам нужно писать критику, у вас и знание предмета, и слог, и свои мысли, свое понимание. Пишите еще, буду рада.
Зера Черкесова 2 25.01.2020 07:42 Заявить о нарушении / Удалить
Не забыть в череде январских праздников Татьянин день! Поздравляю, это сегодня, 25 января, для меня это значимый праздник в календаре. С Татьяниным днем!
Зера Черкесова 2 25.01.2020 07:45 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо, взаимные поздравления, для меня это тоже значимый праздник, поскольку это милое имя носит моя мама))
Что до статей, то мне иной раз и хочется поделиться кое-какими мыслишками на тему, например, современных оперных постановок, да всё лень и руки не доходят. Есть у меня только один довольно пространный "оперный" текст: как-то вдруг сам собой написался, причём неожиданно длинно. По причине чего рекомендовать его к прочтению не буду, дабы не утомить. Просто, когда тема мне интересна, меня несёт. Так и сейчас: разобрало из-за Вагнера (обычно я столько не болтаю). Захотелось замолвить за старичка (хоть и вредненького) слово доброе.
Знаете ли, когда какой-то дурак оставляет под записью "Лоэнгрина" комментарий "слава украине" - это уже диагноз. Наверняка он и оперу-то не слушал, и вообще она ему глубоко до лампочки. Но он считает Вагнера своим, ибо знает, что своим его считал гитлер. Всё! И вот из-за таких-то недоумков у людей нормальных, но которые, как говорится, "не в теме", действительно складывается представление, будто и музыка Вагнера, и мифология, которой она вдохновлена - это нечто чуждое, враждебное, злое и нехорошее. А мне обидно, что вещи, которые я люблю, захватаны и опоганены грязными лапами. Вот я и пытаюсь показать, что, скажем так, Варлаам и валькирии не противостоят друг другу: они вместе, всей своей удалью, мощью и размахом противостоят тёмным силам (насчёт пьяного Варлаама, спевшегося с валькириями, я отчасти шучу, но настоящее искусство всегда противостоит тёмным силам, порой даже вопреки личным качествам авторов - вот что я имею в виду).
Кстати, в православной стране, каковой официально была Российская империя, ставить оперы Вагнера не было зазорно, да и при советской власти (по крайней мере, до войны) никто ими не гнушался. В Кировском театре "Тристана и Изольду" ставил Мейерхольд, позднее, как уже говорилось - Эйзенштейн ставил в Большом "Валькирию". Между прочим, тогда же, в краткий предвоенный период нашей "дружбы" с Германией, в Берлине поставили "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова. А Китеж - это как бы русский Мунсальвеш (Монсальват), царство Грааля. Так что параллелей очень много.
Саня Со Штрамповки 25.01.2020 18:24 Заявить о нарушении / Удалить
А чё? Пьяный Варлаам с валькириями - это сила!
Саня Со Штрамповки 25.01.2020 18:52 Заявить о нарушении / Удалить
О-о, шикарная идея театрализованного концертного номера постигла меня благодаря этой переписке! "Полёт валькирий" можно поставить как видение Варлаама. Варлаам (в костюме и гриме) выходит, горланит свою песню, после чего валится с ног (поскольку в стельку пьяный). И у него начинаются видения. Будто прилетели за ним валькирии и мельтешат вокруг (в это время они действительно появляются на сцене, носятся и поют своё). В конце их выступления Варлаам подхватывается, пускается с ними в пляс и так, вприпляску, они все вместе удаляются со сцены. Занавес!
Эх, вот где креатив пропадает. Небось, такое и Бертману не снилось...
Саня Со Штрамповки 26.01.2020 18:40 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо. Вагнер мне нынче стал важен и интересен. Например потому что сыграл большую роль в русской культуре, в русской философии. Вагнера старстно любили Алексей Лосев и Эвальд Ильенков,а это уже некая культурная преемственность, общий культурный код. И это важно понять. Скачала запись Метрополитен, утром начну слушать и по вашим ссылкам тоже. Радиостанции тоже нужно подключить, на всё не хватает сейчас времени, цейтнот. У вас кстати немекий или английский? Вы слуаете в оригинале? Я тоже раньше любила воображать режиссуру оперных и драматических спектаклей. Не удовлетворяясь тем, что показывали а часто и не было возможности увидеть оперу. Здесь я как Лева Федотов (удивилась прочтя потом у негов дневнике) "ставила" оперу в воображении.
Зера Черкесова 2 27.01.2020 23:45 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
14.10.2021 07:39
https://zera-cherkesov.livejournal.com/195164.html
Свидетельство о публикации №121101401695