Алена Шипицына. Экспертный обзор. Сентябрь-2021

 В качестве эксперта я выступаю впервые, когда узнала, что нужно писать обзор, даже немного испугалась. Но стала читать стихи и успокоилась, потому что увидела то, что предполагала увидеть – интересные мысли, цепляющие строки, знакомые имена.
 Я не стала читать анонимный список. Раз есть возможность видеть автора, почему бы ею не воспользоваться?
 Первоначальный выбор дался легко – за два дня прочитала все работы, дала себе время для того, чтобы определиться.  И определилась. А текстов в списке оказалось 15. Если бы можно было оставить все, несомненно, остались бы все. Но, когда есть условие – не больше 10, вот тут и появляются сомнения. Но сомнения лишь в том, что количество достойных произведений значительно больше допустимого числа.
 Уверена, что мой выбор незначительно совпадёт с выбором большинства, это ничуть не смущает.
И всё же, по порядку:

1. ГАЛИНА ИЦКОВИЧ «Легенда о кумари»

Вспомнилась передача «Мир наизнанку», которая, наверняка, многим запомнилась. Но телепрограмма не оставила такого глубокого следа, как данное стихотворение.

«Я все время думаю о кумари.
Как она выжила, как она Землю носила?
Ночами, наверно, крадется спросонок,
Пытается склеить обломки мира,
Как любой разбивший сосуд ребенок.
Эй там, кто-нибудь!
                Пошли ей силы.»

 В этот момент всё моё детское, всё пережитое было в этих словах. Что тут скажешь? Это стихи. Живые, пронзительные.

ГАЛИНА ИЦКОВИЧ «Легенда о кумари»
http://stihi.ru/2015/06/15/729  номинатор Инесса Розенфельд

В Катманду в заточенье живет и ныне
Девочка,
            миром избранная богиня.
Богиня рождается в дальней деревне,
Жрецы-пилигримы вглядываются в лица
Детей, чтоб не умер обычай древний,
Чтобы взять воплощенье с собой в столицу.

...Омывали и маслом пропитывали когда,
Не смущала детская нагота.
Одевали в алое до земли,
Золотые маки на нем цвели.
От земли оторвана – на помост,
Ни о чем не догадываясь, не споря.
Взрослые ей обещали всерьёз
Мир, в котором
Больше не будет ни боли, ни слёз,
Ни потерь, ни горя.

Препубертатное, в золоте, чудо,
Веря в правильность собственной миссии,
В недоступном дворце парит покуда
В обожанья пахучей эмульсии.
За бесконечность с четырех до двенадцати
Успевает поверить в свою божественность,
После чего ей назад возвращаться,
Туда, где забытые родичи, запахи,
Где оставлены первые сны и жесты,
В эйдетический транс. Но все это – позже.

...Глаза очерчены, умаслена кожа.
Деви, Шакти в кистях и бантах, дева баланса на деревянных подпорках
Повторяет как мантру мира несложный узор
Из цветов и деревьев, из окрестных пригорков
                и гор.
Кумари  без отдыха, жалоб и вздохов
Принимает дары, обо всех моля,
Но однажды споткнется, вздрогнув:
Из пальчиков детских неловких
Выскользнет и разобъется Земля.
Сотрясаясь, вдребезги! Церемония смята.
Дитя исподлобья глядит виновато.

Горбят горы костистые спины,
Эверест пригибается, мнется,
Запретные замки показывают сердцевину,
Башни складываются, втягиваются в колодцы.
Я все думаю о затерянных в этом кошмаре,
O руинах и пыли, пожаре и пепле,
O  тех, кто выжили, но бездомны,
O  тех, кто выжили, но ослепли.
Как она, девочка, как там кумари?
Не боится ли смерти?

Святость города грубо взорвана.
Божественность – все же недетская ноша.
Землятрясение – страшная сила.
Я все время думаю о кумари.
Как она выжила, как она Землю носила?
Ночами, наверно, крадется спросонок,
Пытается склеить обломки мира,
Как любой разбивший сосуд ребенок.
Эй там, кто-нибудь!
                Пошли ей силы.


2. МИХАЭЛЬ ШЕРБ «всё было»

И тут я прочувствовала это вырастание «другого», который:
 «…стрелкой дрожит меж людьми,
От южного полюса боли,
До северного – любви,
И тычется теменем в горло»
 
В моём восприятии Михаэль – создатель особых образов. В данном стихотворении можно легко запутаться, если пойти неправильным путём или поставить цель – выйти не туда. Но так же легко найти верный путь и сродниться с текстом. 

МИХАЭЛЬ ШЕРБ «всё было»
http://stihi.ru/2021/03/24/444 номинатор Инесса Розенфельд

Всё было: и комнаты классные,
И скука, и недомогание
бегонии на подоконнике,
И глаз удлинённых, как гласные,
От резкого света моргание,
И осень, и запах антоновки.

Эпоха распада и тления,
Запретов объятия тесные,
И пола затеи телесные,
Греховные переплетения,
Излишние, словно на вырост,
Как будто бы кто-то внутри
Другой мне на смену вырос,
И выйти стремился наружу,
Как бабочка, бился во рту,
Навек опустевшем для речи, –
Откроешь – январскую стужу
Он впустит в жильё человечье
И призрачность, и немоту.

С тех пор он, кори – не кори,
Живёт в моей тёмной крови
И требует вдоха иного.
Он стрелкой дрожит меж людьми,
От южного полюса боли,
До северного – любви,
И тычется теменем в горло,

Но он же – дарует мне лёгкость,
И он же – поддержит под локоть,
Поднимет, как утренний кофе,
Согреет не хуже, чем кофта,
И слово надежды запомнит,

А если меж душ или тел
Заметит малейший пробел,
То тут же его и заполнит.


3. АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО «тяжко жить колоску»

Можно искать второй смысл и найти. Можно взять тот, что на поверхности и тоже картина понятна. Хочу сказать, что это то стихотворение, мимо которого я прошла сразу и вернулась на следующий день, потому что вот это «тяжко жить колоску» не отпустило меня.

АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО «тяжко жить колоску»
http://stihi.ru/2018/01/02/5229 квота ГР за редактирование отборочного тура

тяжко жить колоску — вся жизнь на посту
то зной, то дождь, а ты стой, не уйдёшь
зеленеешь и всходишь при всякой погоде ж
тут хоть град — нет дороги назад

вечером поздним глянешь на звёзды
зреется как там космическим злакам
марсианские бури их не слишком нагнули?
тем и ночь скоротаешь, а уж день — нам товарищ

так и бдишь, приближая торжество урожая
надеешься, люди — придут, приголубят
мечтаешь о встрече

а сын человечий
вынырнет, вящий, из вяжущей чащи,
ящеркой вёрткой — рукою-уродкой — схватит, сожмёт
да серпом и пожнёт

и за это насилие
ещё хлебом корми его


4. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Урчальное»

Любопытно то, что мне – собачнице от рождения, достался самый кошачий отбор. Из всех кошачьих мне приглянулось именно это сооздание. Написано искренне, тепло. Урчание слышится с первых строк.

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Урчальное»
http://stihi.ru/2021/08/13/3456 номинатор Александр Крупинин

Пора, мой друг, пора – я отправляюсь баи.
А ты идёшь? Пошли, поговорим за жисть.
Ну, прыгай вот сюда. – у, вредная какая!
Не хочешь на груди – тогда в ногах ложись.

Ну что, мон шер, давай, включай своё урчало,
в мурчании твоем – начало всех начал;
так Моисея мать, отчаявшись, качала
(пред тем, как отпустить), прижав к своим плечам.

Ты – толстенький божок со встроенным мотором,
ты – маленький движок, дарующий покой,
ты – генератор ци, при помощи которой
вот в этот самый миг – мир говорит со мной.

Когда мои, мин херц, совсем иссякнут силы,
прервется бытие (а может, бытиё),
услышать я хочу – пред тем, как плыть по Нилу –
утробное в ночи урчание твоё.


5. ЮЛИЯ МАЛЫГИНА «здесь никогда не поздно начинать»

Юлии всегда удаётся создать нечто такое, во что погружаешься не сразу, а со второй, третьей попытки. И потом оно тебя не отпускает. После первого прочтения у меня обозначились нечёткие и неправильные образы. Вернулась, перечитала, получила совсем другую картину. А с третьего разглядела реальность, возможно, ту, которую и хотел показать автор.
Но ещё и ещё возвращалась, перепроверила своё восприятие, распробовала каждое слово. Здесь всё притягательно. Значение имеют не только образы, но и каждое слово в отдельности, каждое в сочетании с другими. Благодаря Юле оценила и полюбила такую нетрадиционную, особенную поэзию.

ЮЛИЯ МАЛЫГИНА «здесь никогда не поздно начинать»
http://stihi.ru/2020/07/14/8957 отборочный тур для резидентов

здесь никогда не поздно начинать
и речку квёлую у берега качать
идёшь на воду и она тебя качает

крапива жжётся костерок горит
палатка ты кольцо мне сотвори
кольцо из бисера намытого песчаного

пойдём купаться пальцы так блестят
ты говори со мною просто так
а мыши шушарят и речь нечаянна

и сорван хлеб с тишайшего огня
и ничего возможного солгать
и ничего случайного случайного


6. ОКСАНА КАРТЕЛЬЯН ИЗМАИЛ «Диктант»

Тот случай, когда частная бытовая история гораздо больше и глубже, чем частное. Всё просто, потому может быть недооценено. Многие семейные драмы походи между собой, несомненно, цепляет.

ОКСАНА КАРТЕЛЬЯН ИЗМАИЛ «Диктант»
http://stihi.ru/2014/07/10/6637 номинатор Юрий Семецкий

(Фраза для диктанта взята из песни Владимира Высоцкого)

– Рты подъездов, уши арок и глаза оконных рам, –
Написала без помарок, ты диктуешь классно, мам!
Почему у арок уши, для чего у рам глаза?
– Не болтай, а лучше слушай, будь прилежней, егоза...
Не расскажешь этой крохе, как глаза оконных рам
Наблюдают "ахи-охи" непростых семейных драм.
Что большие арок уши слышат все – и стон, и крик.
(В эти уши бы беруши – только кто бы их воздвиг?)
В курсе лестничная клетка, лифт-шпион, подъезд-дебил...
Ты одна не знаешь, детка, как твой папа уходил.
Мы расстались без эксцессов... Только сердце – пополам.
Я диктую: "Рты подъездов…. И глаза оконных рам"...


7. РЕГИНА СОБОЛЕВА «Начало всему бесплотная боль»

Созвучное, близкое. Знакомое состояние, когда боль – начало всему. И боль эта закольцована. В ней можно существовать, оставлять простор для защитных фантазий, манёвров. Вне её – нет. Такого понятия не существует. Есть только это замкнутое пространство, такое понятное и привычное. Такое непреодолимое.

«начало всему – бесплотная боль,
гвоздика галактики в темноте зрачка.
я просыпаюсь, и она со мной»   

РЕГИНА СОБОЛЕВА «Начало всему бесплотная боль»
http://stihi.ru/2018/10/05/820 номинатор Термитник поэзии

начало всему – бесплотная боль,
гвоздика галактики в темноте зрачка.
я просыпаюсь, и она со мной –
насекомая совесть моего сверчка,
разверстая пропасть моего окна,
искренняя нелюбовь моего отца,
смерть моей матери, звон стекла,
все тики и таки моего лица.

потом будет проще – проходит день,
несется мячом по скоростной пологой.
прицепилась, влачится за мною тень,
начиная с ног, откусывает понемногу.
потом будет ночь, затишье, затменье,
паническая атака, рыдания у окна,
уговоры, упокоения настроенья,
еще не громоподобный звон стекла.

закончится утром, когда забудусь,
укроюсь, уйду с головой в матрас.
мне тихо не больно, собой любуюсь,
оставляю галактику про запас.
от боли проснусь – развернется космос.
подушку насквозь пропитала соль,
моя несерьезность, тревога, взрослость.
затмение, явь и начало –
боль.


8. ПЕТРОЛЯ «Приход»

Типичное женское. Вроде бы, тысячи подобных читаны-перечитаны. Но не могу пройти мимо – всё мне нравится. «Убитое время в ответ убивает» - узнаваемо? И обманчивое лето случалось, взять хотя бы лето 2021.  А с никотиновым пластырем сталкивался, наверное, каждый, кто пытался победить пагубную зависимость от никотина. И, если с летом не повезло, чего ещё ждать, если не осени?

ПЕТРОЛЯ «Приход»
http://stihi.ru/2017/08/20/6677 отборочный тур

Убитое время в ответ убивает меня –
декабрьский сплин прорастает в душе метастазами.
Апрель пролетает, а я не желаю менять
Налаженный быт, отвергая веление разума.
 
За ужином залпом до дна выпиваю июнь,
Холодный, пьянящий, весну расщепивший на атомы.
Ни светит, ни греет фальшивого солнца латунь.
Я верю в июль и рискую быть дважды обманутой.
 
И вот он курится дымком дорогих сигарет,
Напрасно пытаюсь спастись никотиновым пластырем.
Срываюсь, курю – нарушаю табачный обет,
Себя ощущая овцой, ожидающей пастыря.
 
Остудит июльское пекло циклон-доброхот,
Вверху полоща облаков белоснежные простыни.
Я август вдыхаю и вдруг ощущаю приход...
осени...



9. МАЙК ЗИНОВКИН «Симптоматика»

Все поэты «сходят с ума заранее» - не поспоришь. В этой теме лично для меня очень много вопросов и некоторые из них поднимает автор. И звучит она не в первый раз, но в данном случае, как в первый.

МАЙК ЗИНОВКИН «Симптоматика»
http://stihi.ru/2019/05/06/7508 номинатор Термитник поэзии

Мне не уйти из психбольницы.
Ты в ней – и вот она в тебе…
Наталья Крофтс

Впору чудить, смеяться и Фрейда праздновать.
Все психиатры сходят с ума по-разному
(В каждом найдётся малая червоточина).
Я бы проверил, да рисковать не хочется –
Хочется вылить красное в изумрудное
И насладиться тихой житейской мудростью,
Выйти за рамки мутного мироздания,
Не возлюбив как ближнего, так и дальнего,
Просто лежать в палате на чистой простыни
Между Омоном Ра и шестым апостолом,
Заживо связанным верой/надеждой/фобией,
Предпочитая счастью его подобие.

Это ли мука, если фигово мелется?
Ты ведь такая умница и умелица:
Сказку расскажешь, выставишь свечи с банками
И уравняешь праведников и пранкеров,
Бросившись в омут ереси доброй хищницей.
Был бы диагноз, а пациенты сыщутся.
И на глазах у камер, как будто походя,
Вырастет очередь за седативной похотью:
Так и родится очередная мания.
Общество создано, чтобы его дурманили –
Витиевато, пафосно, по-научному.
Лишь бы хватило капельниц и наручников.

Можно хвалиться брендами и зарплатами –
Так, чтобы все вокруг восхищённо плакали,
А по ночам в ночнушках молиться истово
И опасаться гнева судебных приставов.
Можно сидеть на фитнесе и на йогурте –
В Буэнос-Айресе, Мельбурне или Ёбурге,
А по ночам хомячить борщи и пончики,
Переживая, чем это всё закончится.
Можно любую прихоть за ваши кровные.
И продолжать считать отклоненья нормою,
И умиляться – каждый своими гранями.
Все психиатры сходят с ума. Заранее.



10. СВЕТЛАНА АНДРОНИК ШИМАНОВСКАЯ «кому какое дело»

«…никак готовят пирожки к поминкам
а мы стоим трусливые в обнимку
не там а здесь» - мне достаточно было этих слов, чтобы текст сложился и остался в моём списке.

СВЕТЛАНА АНДРОНИК ШИМАНОВСКАЯ «кому какое дело»
http://stihi.ru/2021/08/04/4127 квота ГР за редактирование отборочного тура

не хочешь но поедем на восток
картавый людовоз вильнёт хвостом
швырнёт из предпоследнего вагона
растерянных напуганных ненас
на карте нарисована стена
перешагнуть что лезвием по горлу
по гордости по памяти по горю
переступить бы от своих к своим
но мы такие хрупкие стоим
давай уже
покурим помолчим
развеем словом страх повспоминаем
как было до
пока война дурная
двуликая наш край не поглотила
в неправде сила
в недоправде сила
 
родной мой видишь видишь далеко вон
за дальним отгоревшим терриконом
уходит в небо неохотно дым
никак готовят пирожки к поминкам
а мы стоим трусливые в обнимку
не там а здесь
отшельниками
брат мой
не представляй
заказывай обратный
спасательный
жаль лет
жилет
билет
чтоб с головой закутаться в белье
дорожном ветхом небывало белом
трястись домой кому какое дело
зачем я накрываюсь с головой
из недодома повернув
домой
и обогнав леса автомобили
в упор не видеть жизни из окна
кому какое дело что без нас
кого-то тихо в вечность проводили


И вот тут я поняла, что места закончились, а выбранные мною авторы остались. Слова мои уже ничего не решат, но всё же скажу, что среди 38 не было ни одного текста, который бы не понравился категорически. Были хорошие, но «не мои», были такие, в которых, что-то покоробило, но не оттолкнуло совсем.
Спасибо за доверие. И спасибо за творчество!


Рецензии
Спасибо за кумари! В целом достойный обзор, прекрасный выбор!

Галина Иззьер   21.10.2021 18:52     Заявить о нарушении
Галина, благодарю! Кумари незабываема.

Алена Шипицына   22.10.2021 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.