О наивысших удовольствиях
***
(Глядя на бюст выдающегося деятеля-мыслителя древности)
Земных свершений кончен путь.
Навеки в бронзе воплотился*,
Подобно идолу отлился,
Став памятником тут.
И в памяти потомков сохранился,
Пределы смерти перейдя
В иные жизни времена.
*забронзовел
***
Дьявол поэту:
- Поэт, ты искал признания среди людей. Скорее славу приносит убийство людей. Многие не читают поэтов, но почитают тиранов.
(Поэт в ответ):
Творения – на века, а люди народятся новые. Убийство – примитивно (для примитивных людей), несет боль и горе, отнимая жизнь. Смерть всегда примитивна. Удачное творение, открытие – высота, доступная единицам.
Многим недоступны науки - и они прославляют актеров.
Примечание. О наивысших удовольствиях. Творцам и ученым доступны самые недоступные в мире удовольствия. А какие вообще самые недоступные удовольствия в мире? Это не могут быть удовольствия, зависящие от количества денег, ибо много в мире людей, у которых довольно денег, и они могут купить многое. Это не могут быть удовольствия от вкушения пищи, миллионеры могут позволить себе дорогие пищевые изыски. Но это удовольствия на уровне животных. Также как и сексуальные наслаждения.
Удовольствия от искусств требуют и утонченности натуры, способной тонко переживать, – это более высокого порядка удовольствия, и здесь более удовольствия получают творцы произведений искусства. А творить на высоком уровне уже может не всякий. Влюбленность, любовь - это доступно многим, но далеко не всем, к тому же сложность переживаний сопряжена и со сложностью человеческой натуры, эти переживания могут быть и очень сильными. Удовольствия от спортивных достижений и иных побед, вообще от рекордов – тоже уже более высокого порядка удовольствия. Но на самом верху находятся удовольствия от научных открытий. Ибо это связано, во–первых, с разумом, что отличает коренным образом человека от окружающего мира, и удовольствия от научных открытий связаны с высотой разума. Причем, опять же, заметьте, что удовольствия связаны с достижениями, с высотой, превосходством в чем-то. А это опять подтверждает нашу мысль об основной идеи бытия в качестве стремления к превосходству (даже говорим мы сейчас о наивысших удовольствиях).
Многие удовольствия связаны с потребностями человека и удовлетворением их.
Здесь можно вспомнить иерархию потребностей по Маслоу. На базовом уровне – физиологические потребности, выше потребности в безопасности, еще выше потребности в привязанностях и любви, еще выше потребность в уважении (признании окружающих (успехе, славе, статусе, внимании, престиже), еще выше – познавательные потребности, еще выше – эстетические потребности, еще выше – потребности в самореализации, в воплощении мечтаний.
(«Последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (потребностью в личностном росте)».
Но у многих нет даже потребностей, например, в искусствах и науках. Равно как нет потребностей самореализации во многих областях. Также спорен вопрос о том, что выше, что ниже в данной иерархии.
Мы рассматриваем иной срез – именно по недоступности, редкости удовольствий. И он существенно отличается от иерархии по Маслоу. Например, гурманство уже не есть просто удовлетворение потребности голода.
Кто может претендовать на высшие удовольствия? Снобы, гурманы. Обладатели вкуса. Ценители изящных искусств. Утонченные эстеты. Сложные натуры, развитые для особых переживаний. Влюбленные. Полководцы, проходящие через изнурительные испытания и одерживающие блестящие победы. Альпинисты, восходящие на горные вершины (где самой известной является самая высокая - Эверест). Любимцы Фортуны, баловни удачи. Властители, начальники, наслаждающие властью и могуществом. Олимпионики, плачущие от побед. Приверженцы семейного счастья. Альтруисты, получающие удовольствия от добрых дел, связанных с ощущением личного могущества (оказать помощь, помочь – созвучно могуществу). Свершители вообще каких-либо дел. Злодеи, получающие удовольствия от злых дел, ощущающая свое могущество, превосходство. И т.д.
В общем все удовольствия можно разделить на животные, связанные с пищей, сексом, продлением рода, лишением боли, вообще лишением всяческих неудовольствий, неудобств. Удовольствия от превосходства, первенства, побед, выигрышей. Удовольствия от власти, могущества, денег. Удовольствия от искусств. Удовольствия от искусного мастерства, умелости, профессионализма. Удовольствия от открытий (включая путешествия и открытия чего-то нового для себя). Удовольствия от свободы. И т.д.
Природа наличием удовольствий и связанным с ним свидетельствует о том, что считает важным, ценным, ставя в приоритет. А важно – питание (силы и жизнь), продление рода, искусность, превосходство и т.д.
Не случайно явилось и учение о гедонизме (др.-греч. «наслаждение, удовольствие») — «аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия, счастья)».
Гедонизм, конечно, отличается и вступает даже в противоречие с необходимостью бытия, должествованием, вынужденностью (есть удовольствие от выполненного долга), что далеко не всегда приятно, но удовольствия скрашивают наше существование и направляют его; к тому же удовольствие от свободы как раз есть отрицание необходимости в качестве высвобождения от каких-то необходимостей. Здесь можно вспомнить стоицизм – как принятие необходимости мира безотносительно к удовольствиям-неудовольствиям (хотя и стоикам ни что человеческое не чуждо); буддизм – как уход от реальности в созерцание, безотносительно к удовольствиям-неудовольствиям, безразличие к страстям, несущим страдания и удовольствия, нирвану.
С гедонизмом связана жизнь аристократии (в любые времена, например – в галантные), с жизнью вообще элит; им же доступно много удовольствий, удовольствий разного качества и высот (власти, денег, могущества, искусств, возможностей, первенства во многом, удовольствий низких-чувственных (земных) и возвышенных-духовных (небесных, что, впрочем, также коренятся в натуре человека).
Чрезмерные удовольствия приводят к развращению, разложению, пьянству, наркомании, всевозможным излишествам (превосходству меры, - опять превышение!) – отрицательная (и опять отрицание!) сторона удовольствий, связанная с аморальностью, вредом.
Приятно – неприятно. То, что приятно нам, вызывает у нас удовольствие, что нет – неудовольствие. Приятно – созвучно: принимать – не принимать, принимать яства, приятные на вкус.
Человек получает удовольствие от того, что у него получается. А это связано с натурой, природными наклонностями, развитием их.
К тому же, похожие достижения, например, победы в определенных соревнованиях, каждый будет переживать по особому в соответствии с обстоятельствами, натурой, по-своему. И это ценно!
Высшие удовольствия связаны с уникальностью в чем-то.
Обще развитие мира идет по пути логического отрицания и восхождения: ничто – логическая невозможность абсолютного ничто – (логическое) отрицание (основной принцип мироздания – принцип отрицания) – необходимость (логическая, Логоса) – идеальный мир (абсолютный, неизменный) – (через отрицание) изменчивый мир, неживая материя (бесчувственная) – живая материя (чувственная, чувствующая): простейшие, растения, насекомые, животные (флора и фауна) – по восходящей чувствительность возрастает (а вместе с тем чувствительность к боли и ее разнообразие) – человек (разумное существо, Логос выходит на уровень сознания, разума, мышления), а далее идет развитие, усложнение натуры человека, где опять же «тонкость» натуры, способности переживания связаны с чувствительностью натуры (отрицательной стороной чего является чувствительность к боли).
Люди, имеющие подходящие натуры, могут соприкоснуться с творениями гениев и стать соучастниками их творчества. Просто многим это изначально не интересно, недоступно.
Музыка, живопись и архитектура (включая скульптуру) доступны восприятию в какой-то степени и животным. С поэзией, артистическими искусствами сложнее. С наукой вообще сложно. Животным (натурам) это не доступно.
Даже относительно гурманства в пище, животные не умеют готовить и им недоступны изысканные яства (что, впрочем, им может дать человек, но смогут ли животные в силу своей натуры насладиться их вкусом, это вопрос), и, тем более, животные не могут самостоятельно заниматься интеллектуальным творчеством. Но актерами они могут быть, и еще какими. Сравнивая животных и человека вообще на ум приходят основы пропасти между ними, начиная от создания простейших орудий труда и т.д.
Животные могут драться, бегать, прыгать, плавать (в чем-то и получше людей будут), любить, петь (а как птицы поют! Птицы еще и самостоятельно могут высоко летать), быть вожаками стаи, выстраивать иерархии. Но, к примеру, животные не способны на интеллектуальный юмор (не на кривлянье), юмор без кривлянья – признак интеллекта. У животных нет денег и товарно-денежных отношений. Это изобретение человека.
Многие, имеющие деньги, считают, что им доступны все удовольствия в мире, так и заявляют. Но зачастую им недоступны самые возвышенные. Например, это удовольствия от сделанного научного открытия, от самостоятельного творчества. За деньги нельзя, например, купить самостоятельного творения музыкального произведения и удовольствия от этого. За деньги нельзя купить самостоятельного выполнения доказательства научного утверждения и удовольствия от этого и т.п. Можно, конечно, нанять учителя и продвинуться в науках и творчестве, но если не будет получаться, то и удовольствия не будет. Можно получать удовольствие от сделанного другими, но для этого необходимо иметь хотя бы соответствующее этому развитие и натуру. Также, просто имея деньги, нельзя получить удовольствия от олимпийских (в широком смысле) достижений.
Примечание. Науки и искусства принадлежат немногим, тем, кто интересуется.
Примечание. У каждой науки, у каждого искусств есть своя Муза, своя Богиня. У древних греков было неполное соответствие между науками, искусствами и музами.
Служенье музам доставляет самые недоступные, изысканные, высокие удовольствия в мире. Это музы наук, искусств, побед (Ника и Виктория – символизирующие общее в достижениях).
Удалось – удача. Богиня удачи сопутствует нашим удовольствиям. Удалось, удача – созвучно удовольствию вообще (созвучно словам «дать, воля, довольство, вдоволь»). Неудача – неудовольствие, неудачник – неудовлетворенный. Богиня удачи принимает существенное участие в наших удовольствиях. Во всех начинаниях желают Удачи.
Примечание. Удача, удалось, удалость, удачное, далось, счастливый случай – свидетельство о Богини Тихе (Фортуне), Ее присутствии. В выражении «удалось достичь» засвидетельствовано посредничество, спутничество Богини удачи Фортуны Богине победы Ники (Виктории).
***
Служенье Музам – высшая отрада,
Коль от Природы данный дар,
И за (удачное) творение награда -
Небесных удовольствий рай.
P. S. По большему счету за деньги можно купить «земные» удовольствия
***
Кому искусство чу’ждо
И высь абстрактная не нужна,
Я говорю безмолвно прямо:
Ступайте (мимо) – в стадо!
*я уже и сам превращаюсь в стадное существо, вынужден превращаться, по низшей необходимости
***
Волшебный рожок пастуха,
Вечернюю музыку грёз,
Не внемлют, питаясь, стада,
Не тронет напев их до слёз.
***
Себя напрасною надеждой тешил,
Что будет жить поэзия моя,
Не признан я и безутешен*,
Навек прощайте же друзья.
*моя поэзия и мои научные открытия умрут вместе со мной, растворившись в интернете, и не столько печалит меня непризнание, сколько то, что мое творчество не дойдет до меня, когда я вновь в новом образе явлюсь на Землю, хотя это будет иная метаморфоза, ибо в абсолютной точности все неповторимо (кроме Абсолюта, Бога, что постоянен в своем идеальном бытии; принципы и закономерности мира не меняются, все остальное изменчиво и неповторимо в абсолюте)
Свидетельство о публикации №121101203120
оно будет,мы не знаем,но наши чувствования
приведут нас обязательно к тому,что нам
было когда-то близко и дорого.
Всего вам доброго,Андрей,не грустите,
с уважением!
Вера Цыкова 28.02.2022 14:55 Заявить о нарушении