История Отечества в сонетах. 76 - 80
Уж материнская такая доля,
Детей, обиды горькие сносить.
Чуть подрастут, давай веревки вить,
Ты ж молча привыкаешь к этой роли
И нарастающей сердечной боли.
Что остается?.. про себя бубнить
И втихомолочку слегка бранить,
Но есть всему предел… терпеть доколе?
Как руку ты посмел поднять на мать?
И как скажи тебя мне не проклясть,
Когда в своих ты личных интересах
Забыл и о приличьях и про долг?
Зато враги твои пришли в восторг,
Гораздо проще справиться с балбесом.
* При малолетнем сыне Шоломоне страной фактически управляла Анастасия. Позже, когда он вырос решил освободиться от ее влияния. Есть легенда о том, что Анастасия прокляла его за то, что он ставил свои интересы выше государственных и нарушил мирный договор с двоюродными братьями. В 1074 году дело дошло до того, что Шоломон поднял руку на мать. В том же году сыновья Белы I Геза и Ласло свергли Шоломона, который бежал в Германию.
77. Святослав Ярославич о Феодосии*. 1074 г
Монашества российского отец,
Учитель славный ордена Христова,
В тебе нашла свой идеал святого
Русь древняя, ты нес ее венец.
За справедливость праведный борец
Чуждался суесловия пустого,
Гордыню, силу усмирял ты, словом,
Когда входил с укором во дворец.
С твоим приходом музыка смолкала,
Смотря в глаза, молчал я, трепетал…
Моя душа спасения искала,
Ты ж непреклонен был. А я страдал.
И лишь на одре смертном все простил
Благословив, грех тяжкий отпустил.
* Феодосий Печерский (ок. 1008 - 3 мая 1074), православный монах XI века, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского.
78. Изяслав и Григорий VII*. 1075 г
Нет веры больше никому,
Ни Генриху, ни Болеславу.
Ограбили и не моргнули,
Как можно так?.. я не пойму
Не сладить с ними самому,
И не найти на них управу.
Но научили кой-чему…
Не верить впредь чужим посулам.
И буду сам теперь сулить,
Пообещаю папе в Риме,
Что веру ихнюю прииму,
По их закон буду жить.
Но это будут только речи
Необходимые при встрече.
* Ничего, кроме вялой дипломатической поддержки, Изяслав не смог добиться и от римского папы Григория VII, к чьему покро-вительству он прибегнул сразу же по приезде в Германию. Папа короновал в Риме королев-ской короной Ярополка и предоставил ему лен святого престола Русское королевство (булла папы от 17 апреля 1075), по которой власть в Киеве должна была принадлежать Изяславу и его сыну Ярополку. Изяслав ради возвращения в Киев был готов поступиться очень многим. Но в сношениях с папой он все-таки соблюдал осторожность.
79. Всеволод – Изяславу*. 1077 г
Какой резон губить дружины
И чужеземцев приводить,
Гораздо проще в мире жить,
Чем восстанавливать руины.
Должны мы быть с тобой едины
Ведь все же братья как-никак,
Тогда не страшен будет враг,
Какой лихой бы не была година.
Вернусь назад к себе, в Чернигов,
Но знай, что слову верен я,
И коли, кто не даст житья
Примчусь по первому же клику.
Ведь слов отца мне не забыть:
«Меж братьями мир должен быть!»
* После смерти Святослава в Киеве сел Всеволод, и должен был выступить против Изяслава, который шел с польскими полками; на Волыни встретились братья и заключили мир: Всеволод уступил Изяславу старшинство и Киев, а сам остался по-прежнему в Черниго-ве.
80. Глеб Святославич Новгородский*. 1078 г
Да сколько ж можно люд мутить?
Когда же, наконец, уйметесь?
Влить норовите яд в колодезь
И веру в истину убить.
Крамолу здесь не дам я лить,
Мечом, не дрогнув, опояшу,
Покуда я еще здесь княжу
По-христиански будем жить.
Проверить хочешь? Я готов!
Ей Богу, мне совсем не сложно
Меч славный вытащить из ножен…
Не меряно он снес голов!
Твой пыл наверняка остудит
Сей меч, и нас с тобой рассудит.
* 1078 году при появлении в Новгороде волхвов, призывавших народ к восстанию, по словам летописи, Глеб убил главного из них, после чего сам был изгнан новгородцами.
Шома Орлаи. "Анастасия Ярославна проклинает своего сына Шаламона".
Свидетельство о публикации №121101105145