Учим английский играя

            МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ИГРАЯ»
(из опыта работы учителя английского языка  Тимофеевой Л. Г.)


    Рецензенты:
1. Мулюкова Р. С.- зам. Директора по НМР ЦДТ № 16 «Огниво», высшей кв. категории               
2. Ситникова Н. П. –зав. Отделом УЦПС «Элита» ЦДТ № 16 «Огниво», педагог английского языка высшей кв. категории


Для участия в Первом Всероссийском конкурсе Федерального агентства по образованию и НОУ Центра « Педагогический поиск» «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях»

3-я номинация: Модели, технологии, методики, приемы и формы успешного обучения. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности учителя»


Ф.И.О. автора: Тимофеева Любовь Генадьевна

Материал был частично опубликован ранее:
Журнал «Наука и школа» г. Набережные Челны,
Напечатано методическое пособие « Учим английский играя» по решению редакционного совета ГОУ ЦДТ № 16 «Огниво» г. Набережные Челны в 2006г.
 


           Рецензия на методическое издание «Учим английский играя»

  Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач при обучении английскому языку возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу, что способствует возбуждению творческих и мыслительных процессов.Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников являются стихи и музыка.
  Использование стихов и песенок на уроках оказывает неоценимую помощь в обучении иностранному языку. Преимущество их применения состоит в том, что они способствуют без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, грамматического материала, стимулируют развитие чувства языка, знакомят с его стилистическими особенностями.
 Материалы, представленные в данном сборнике, помогут творчески работающим учителям, стремящимся дать учащимся прочные знания, разнообразить обучение, сделать сложный процесс овладения иностранным языком доступным, увлекательным, продуктивным.
  Данные материалы могут решать различные задачи и использоваться на всех этапах учебного процесса:
• для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
• для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
• как стимул для развития речевых навыков и умений;
• как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

  Так, например, с помощью подстановочных стишков, приведенных в данной работе, значительно легче усваивается грамматический материал. При этом, по рекомендации автора, усвоение грамматического материала  подкрепляется зрительными опорами, движениями, что также способствует более прочному усвоению знаний, стимулирует развитие коммуникативных способностей учащихся.
  Автором представлен богатый материал для изучения и закрепления лексики. Все материалы подобраны с учетом страноведческого, культурного компонента. В некоторых стихах и песнях  уже знакомая лексика  встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации.
 Для фонетической зарядки и физкультминутки подойдут короткие, легкие стишки и песенки с частыми повторами и четким ритмом. Они помогут закрепить не только изученную лексику, но и правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения. 
 Таким образом, применение представленного в сборнике материала создаст благоприятный психологический климат на уроке, поможет снизить умственную нагрузку учащихся, активизировать  их речевую деятельность, повысить эмоциональный тонус, поддержать интерес к изучению иностранного языка. 

                Н. Ситникова,
педагог дополнительного образования английского языка  высшей квалификационной категории ГОУ ЦДТ №16 «Огниво»

               
                От автора

  Развитие  и сохранение мотивации  к изучению иностранного языка у детей - важная педагогическая задача учителя. Решение названной задачи требует от учителя постоянных поисков в обновлении содержания учебного материала. Для того, чтобы урок был современным, интересным, доступным для учащихся и в то же время результативным  учителю иностранного языка необходимо наряду с традиционными видами работы на уроке использовать оригинальные  игровые упражнения,   физкультурные паузы на иностранном языке, стихи, песенки.
  Зачастую очень трудно найти готовый материал с необходимым на определенном этапе изучения языка лексико-грамматическим материалом. В таких ситуациях учителю иностранного языка пригодится умение сочинить что-то самому: рифмовки, стихи, песенки, инсценировки и др. Такой лексико-грамматический материал входит в различные тестовые задания,  сюжетные и ролевые  игры, небольшие сценические постановки. 
В сборник «Учим английский играя» вошли авторские сочинения, сделанные за период многолетней педагогической практики в школах различного типа. В данной публикации я хочу поделиться с коллегами со своим опытом творческой работы. В сборнике вы сможете найти материал для работы над  лексикой и грамматикой на уроке, использовать его во внеклассной работе.
               
                Тимофеева  Л. Г





  На различных этапах обучения любое упражнение можно провести в форме игры, подобрав этой игре соответствующее название, например: «Журналист», «Доктор», «Цепочка», «Магазин», «Глухая бабушка», «Экскурсия», «Аукцион», «Сплетни», «Волшебный мешочек». Эти игры помогут на уроке сформировать у учащихся определенные грамматические навыки:
• «Доктор» - употребление форм глагола to be(Are you ill?- No,I am not.\Yes,I am)
• «Цепочка», «Сплетни» - употребление глаголов настоящего времени в 3 лице единственном числе с окончанием –s (I like to run.- She likes to run. I like to swim.)
• «Глухая бабушка» - образование вопросительных предложений (Does she like to swim? Did he go to the shop? Has she been to the doctor?)
• «Магазин», «Экскурсия», «Журналист», «Волшебный мешочек» - образование различных типов вопросов.
               
  Представленный материал может быть использован не только при работе над лексикой, но и при работе над грамматикой. Например, тренировку в использовании указательных местоимений this, that можно сочетать с работой над разучиванием названий животных,при описании их внешности (цвета), используя картинки и стихи:
                This is a mouse, that is a cat.
                The mouse is grey, the cat is black.
Методический прием может быть следующий: карточка с рисунком черной кошки устанавливается  на  доске, а карточки с рисунками различных других животных располагаются на парте. Каждый учащийся по очереди подходит к парте, берет карточку и сочиняет свое стихотворение.(Будут меняться только слова “mouse”, “grey”).

  При работе над лексикой по теме «Одежда» и будущим временем глагола хорошо использовать это подстановочное четверостишие:
                I’ll put on my raincoat ( sweater,…)
                And go for a walk
                Tomorrow, tomorrow
                At seven o’clock.
Для работы над лексикой по этой же теме предлагаю использовать известную американскую песенку-игру “Skip to my Loe”, сделав ее ролевой и подстановочной:
                Lost my sweater ( mittens,…)
                Come and help me, please.
                Lost my sweater,
                Come and help me , please.
                Lost my sweater,
                Come and help me please,
                Come and  help me please, my darling.
 
  Для фонетической отработки лексики по различным темам лучше использовать зарифмованный вариант:               
                (тема «Одежда»)
                Gloves and mittens, shoes and hats,
                Sweaters, jackets, boots and caps,
                Jeans and coats, trousers, shirts,
                Raincoats, blouses, dresses, skirts,
                Aprons, overcoats, shorts and ties,
                Scarves and slippers,  socks and tights.
               
                ( тема «Еда»)
                I am thirsty, I’d like to drink
                Juice and coffee, tea and milk.
                I am hungry, I’d like to eat
                Bread and porridge, soup and meat,
                Eggs, potatoes, fish, ice-cream,
                Jam, bananas, apples, sweets,
                Carrots, cucumbers and peas,
                Pudding, cookies, toast and cheese,
                Salad, hamburgers and pizza,
                Chocolate, oranges,  spaghetti -
                Everything that can  be tasty.

  Можно использовать стихотворения и песни  для физкультурной паузы, сочетая хоровое проговаривание строчек с различными движениями и, конечно, хорошо, если физкультурная пауза является логическим продолжением работы над лексикой или грамматикой на уроке.
                I can read and I can climb,
                I can write and I can fly,
                I can stamp and I can clap,
                I can play with a cat,
                I can play volley-ball,
                Table-tennis and football.
                * * *
          ( используется мотив песни « Кукла Маша»)
                I’ve got a ball,
                Cats and kittens, dogs and puppies.
                I’ve got a doll,
                Cats and kittens, dogs and puppies.
                And I like to jump, I like to run,
                And I like to sing and dance, it’s fun.
                1,2,3,4,5,6,7,
                1,2,3,4,5,6,7.
                And I like to jump, I like to run.
                And I like to sing and dance, it’s fun.
               
                * * *
                Look around and you will see:
                Berries, flowers, bushes, trees,
                Mountains are very high,
                Birds are flying in the sky,
                You can swim in the sea,
                You can climb different trees.
                All around us is nature,
                Full of wonders and adventures.

  При работе по теме «Школа» может быть использована песенка на мотив песни «Учат в школе»:
                Where do children learn to read,
                Write and count, draw and speak?
                In the classes, in the classes, in the classes.

                Where do children run and play
                Hopscotch, tag and other games?
                After classes, after classes, after classes.
 
  Английскую песенку «School Days» можно изменить, сохранив красивую мелодию, а лексику подогнав по необходимости, например, так:
                School days, school days,
                Dear old golden school days:
                Reading and Writing, Arithmetic,
                Botany, Russian and Literature,
                English, Geography, PT,
                Handicraft, Music, History.
                I want to be good at everything.
                All subjects are not dull for me.
 
  Игру-песенку «Каравай» учащиеся полюбят и на уроке английского языка при работе по теме «Еда». Для этого надо приготовить карточки с изображениями различных продуктов, а на обратной стороне карточек написать текст песенки:
                I am  a pear, I am an apple,
                I am a  cake, I am a sweet,
                I am an orange, I am a lemon,
                I am a carrot, I am a beet.
                I am  cookies, I am cheese,
                I am  sausage, I am fish.
                What is tasty? What is sweet?
                Choose the food you’d like to eat.
Учащиеся  становятся в круг, держат перед собой карточки с текстом песни, а ведущий становится в центре круга и видит перед собой только изображения продуктов. После исполнения песенки ведущий называет продукт, тот, у кого соответствующая карточка, занимает место ведущего.

  При изучении лексики по теме «Черты характера» могут пригодиться следующие две песенки:
                (на мотив песни «Улыбка»)
                Don’t be selfish, cunning, dirty, rude,
                Don’t be careless, impatient, boastful, greedy,
                Don’t be mean, untidy, silly, brute,
                So ungrateful and unpleasant and so ill-bred.

                Be hard-working, clever, kind,
                Always generous, polite,
                And considerate, and tender, cheerful, wise.
                Be hard-working, clever, kind,
                Always generous, polite,
                And considerate, and tender, cheerful, wise.
               
                (на мотив песни «Мы желаем счастья»)
                You are not a bore and not a fop,
                You are not a miser, not a mope,
                You are not a butter fingers, never in your life.
                You are charming, talented and bright,
                Open-hearted, generous, polite,
                Amiable, zealous, sympathetic, thoughtful, kind.
         
                We wish you happiness
                We wish you luck and success.
                We want you to be all right,
                Let your life be always bright.

                Time to part is always a little bit sad
                And we want to say that we’ll be glad
                If you have a chance to come to us some day again.
                Thank you for your friendly charming smile,
                Thank you for your being so clever and kind.
                What a pleasure was to be with you we cannot say.

    Для запоминания форм неправильных глаголов учащимся требуется много усилий и времени. Этот процесс покажется  более занимательным, если поиграть в игру лото или другие игры с этими глаголами или заучивать их в стихотворной или песенной форме. Например:
                drink       drank
                swim        swam
                begin       began
                sit         sat
                eat         ate
                think       thought
                buy         bought
                write       wrote
                speak       spoke
                draw        drew
                know        knew
                read        read
                spend       spent
                stand       stood

     (Используется мотив песни «Пусть бегут неуклюже…")

Have you seen? Have you been? Have you come? Have you done?
Have you bought? Have you caught? Have you taught?
Have you put? Have you stood? Have you had? Have you sat?
Have you gone? Have you got? Have you lost?
               
I have woken. I have spoken. I have chosen. I have shown.
I have thrown. I have blown. I have broken. I’ve told.

Have you run? Have you swum? Have you sung? Have you drunk?
 Have you read? Have you said? Have you meant?
Have you burnt? Have you learnt? Have you hurt? Have you heard?
Have you slept? Have you felt? Have you met?

I have written. I have given. I have eaten. I have drawn.
I have hidden. I have found. I have made. I have torn.

  При работе над грамматической темой  “Complex Object” может пригодиться песенка под музыку музыкальной заставки телепередачи «В мире животных»:

              Have you heard in the forest
              The wind play in leaves?
              Have you heard in the meadow
              The birds sing in trees?

              Have you noticed a squirrel
              Hold nuts in its paws?
              Have you noticed a mouse
              Run quickly home?

              Would you look at the blue sky
              To watch white clouds float?
              Would you go to the meadow
              To watch wild flowers grow?

              Would you go to the seaside
              To see sea-gulls fly?
              Would you sail on a ship
              And see dolphins swim by?

  Тексты игр, песен, стихов содержат избыточное количество лексического материала, что, являясь элементом интенсивной методики преподавания иностранного языка, способствует усвоению учащимися большого количества лексических единиц. Применение на уроках английского языка игр, стихов, песен способствует развитию у учащихся произвольной и непроизвольной  памяти, чувства ритма, темпа речи, способствует воспитанию у учащихся чувства команды, эстетично украшает урок. Такие виды работы хорошо использовать на уроках для смены деятельности  учащихся, что способствует сохранению их здоровья, созданию на уроке благоприятного психологического микроклимата, повышает творческую активность учащихся на уроке, интерес к изучаемому предмету. Необходимо заметить, что предложенные мной виды работы на уроках английского языка нужно применять рационально, уметь определять их место на уроке, сочетать с другими видами работы.
  Учащиеся с удовольствием принимают  участие в различных  видах внеклассной работы: конкурсах, викторинах, олимпиадах, инсценировках, вечерах встреч с иностранцами. Особенно нравится учащимся участвовать в музыкальных костюмированных инсценировках, которые способствуют развитию у учащихся умению общаться, сплачивают их при решении возникающих проблем, дают им возможность самоутвердиться, проявить свои артистические способности и получить положительный эмоциональный заряд на долгое время. Предлагаю тексты для инсценировок, которые были сочинены мной  и успешно использованы во внеклассной работе по английскому языку в разные периоды моей педагогической деятельности.

  Песенка «Любитель-рыболов» для конкурса инсценированной песни:

                A Funny Fisherman
               
               My friend is fond of fishing
               And he fishes every day.
               He goes and sings his funny song.
               He’ll sing it now again.

               Tra-la-la, tra-la-la-la, tra-la-la-la,
               Tra-la-la, tra-la-la-la, tra-la-la-la.
               
               To catch a lot of tasty fish
               Has always been his dream.
               The lake is very wonderful
               And full of fish indeed.
               
               The song is very nice and bright
               And gay and maybe sad.
               And all the fish have learnt this song,
               To sing it they are glad.

               And do you also like this song?
               And will you sing with us?
               Let’s sing this nice and funny song
               Altogether now.

                Тексты басен для конкурса инсценированной басни.
               
                A Dragon-fly and an Ant

                A Dragon-fly was very gay
                In summer. Every sunny day
                She jumped and ran, sang songs and laughed.
                But summer soon was gone, it passed.

                She had to look for food, you see,
                And couldn’t find it under the tree,
                And under the leaves there was nothing to eat.
                She was so hungry, cold and weak.

                She couldn’t jump, she couldn’t play,
                She was too far from being gay.
                She took her raincoat and her hat
                And  went to see her brother Ant.

                “ My dear Ant, please be so kind,
                Let’s live together for some time.
                Your house is nice and very warm
                And you have got a tasty store.”

                “ It seems to me so strange, you see…
                But have you also worked with me?
                I built my house from leaves and wood
                In summer days, I looked for food…”

                “ I had no time to work indeed,
                I jumped and ran and danced, you see…”
                “ What did you say? You sang and danced?
                Well, will you dance for me at once”

               
                A Crow and a Fox

                Once a Crow found a piece of  cheese
                And sat on a branch of the nearest tree.
                She decided to have her breakfast, you see,
                But was in a hurry indeed.

                Her breakfast was still in her bill
                When a Fox came up to the tree.
                The Fox liked the cheese very much.
                But how could she take it or touch?

                She went around the tree on her toes.
                So greatly nervous she really was.
                One minute, two minutes, three minutes passed.
                She spoke in a very sweet voice at last.

                “ My dear sister, you are so nice!
                What a lovely neck, what beautiful eyes!
                Your feathers shine like silver coins
                And you must have an angel voice.
               
                I ask you, dear, don’t be  ashamed,
                Please, sing a song for me, I pray.
                Looking so nice, having such a voice,
                You must be the main bird on the earth, of course!”

                The crow was very, very pleased
                And happy, she could hardly breathe.
                With all her power she gave a cry,
                The cheese fell down on the ground. “It’s mine.
                Good-bye, my breakfast, the tasty cheese!”
                The Fox disappeared among the trees.

                Be always you, my friend, afraid
                Of those whose voice is sweet.
                The man whose voice is too much sweet
                Is very sly indeed.

               
                An Elephant and Moska

                Once a man walked down the street.
                He had an elephant and was proud of it.
                Men and women, boys and girls
                Followed the man with the elephant of course.

                They’ve never seen an elephant so close.
                It was a great fun for them, I suppose.
                Suddenly there Moska appeared
                She jumped and ran without fear.

                She seemed to be so very brave,
                She barked and cried again and again.
                She seemed she wanted to fight
                And never stopped to cry.

                “Look here, Moska, what a shame!
                What are you doing? Run away.
                You try to bark with all your might
                But the elephant doesn’t hear you cry”.
                “You see, my friend, I don’t fight,         
                I only  bark and jump and cry.
               
                But all around will think and say
                That I’m fearless and brave,
                That I’m the strongest animal,
                That I can fight the elephant.”

             Сценарий музыкальной инсценировки
               Mюзикл  “Why cats wash themselves after eating”

 Группа учащихся исполняет песенку с движениями

Boys and girls, are we rude?
Are we lazy, boastful, too?
We suppose that we are not,
That we are good and can do a lot.

I myself, you yourself, he himself and she herself,
It itself, we ourselves, you yourselves and they themselves.

Every morning wash yourselves,
Try to make your beds yourselves.
Learn yourselves to make good tea
And to wash the dishes after meals.

I myself, you yourself, he himself and she herself,
It itself, we ourselves, you yourselves and they themselves.

When you are hungry and want to eat
Wash yourselves before the meal.
Try to do it every day,
Your tasty dinner won’t run away.
(появляется кот )
Cat: Sorry, but we, cats, don’t wash ourselves before eating. We wash ourselves after eating.
Do you want to watch a play about it?
(группа учащихся):Yes, we do.
(Во время музыкальной заставки группа учащихся уходит со сцены, появляется кот Барсик и исполняет рэп:)
               
Cat:         I am a cat, my name is Barsic.
             I want to eat somebody or something.
             I enjoy milk, and butter, and cream.
             Meat and fish you can give me to eat.
             I am so hungry, so hungry indeed.
             What fine breakfast now I can see.
             (видит птичку и прячется)

Bird:        I am a bird, my name is Old Tim.
             I hope to find some seeds to eat.
(В поисках семян птичка не замечает кота, который ее ловит) 
             Oh, Mr. Cat, please, let me go.
             I must find food and fly home.

Cat:         Please, don’t sing silly songs for me.
             You are my tasty breakfast, Old Tim.

Bird:        What did you say? You can’t do that.
Cat:         I can. Remember I am a cat.
Bird:        I wonder, have you washed your face?
Cat:         What do you mean? Wash my face?
Bird:        People can teach us how to be good.
             They wash themselves before thy eat food.
Cat:         Oh, I forgot, but I think it’s not late.
             I shall wash myself, you stand here and wait.
             I shall wash as people do.
             Where is the bird? Old Tim, where are you?
(Кот ищет птичку, которая убежала, машет рукой в отчаянии и говорит в зал)
Well, let people do as they like, but I am never going to wash myself before eating.
               
                Песня в стиле «рэп» «В мире приключений»

If you want to have adventures
You must feel the call of nature.
Spend more free time in the sea,
In the forests, in the fields,
In the mountains and hills,
Near the rivers, lakes and streams.
               
What adventures do you like?
Thrilling, interesting and bright,
Unforgetable, exciting,
Teaching, useful, splendid, lucky,
Full of fun and different wonders
And sometimes some little troubles.

We must learn that it’s not good
When we are unpleasant, rude,
Selfish, cunning, boastful, greedy,
Heartless, cowardly and ill-bred;
Don’t be lazy, fearful, mean,
Try to be a friend indeed;

Be courageous, curious, wise,
Faithful, thoughtful, smart and bright;
Be quick-minded, cheerful, brave,
Always have a real friend;
Be kind-hearted, loving nature
If you want to have adventures.


     Несколько строк о любви - перевод на английский язык романса 
 «Только раз бывает в жизни встреча….»

Day and night I feel that you are near,
Day and night I keep you in my mind.
And your words still sound in my ears
Like a fairy-land so sweet and kind.

Only once you may have such a meeting,
Only once you feel you’ve met your fate,
Only once in autumn in the evening
I feel love to be so great.

Now I see the last rays of the sunset,
And the garden is in blue mist now…
Where are you, my dear, my beloved friend?
Where are you, for whom I  burn with love?

Only once you may have such a meeting,
Only once you feel you’ve met your fate,
Only once in autumn in the evening
I feel love to be so grate.   



               


Рецензии