Механическое тело 2

     Тесные узы, которые накладывает на себя механика, да и физика вместе с ней, не позволяют им увидеть прямо посреди этой физической реальности, как они её называют, существенный водораздел - на мёртвое и живое, а значит, соответственно, и понять откуда берётся жизнь "посреди мёртвого камня". Покоящееся, связанное с другими телами тело, - вот истинно "мёртвое тело", но то тело, которое летит, которое брошено и движется, должно быть названо "живым телом мёртвой материи". "Жизнь" этого тела, никогда не встречающая для себя сопротивления со стороны других предметов, могла бы длиться бесконечно долго - тело с живой силой, предоставленное самому себе, совершает бесконечное равномерное движение. Но в действительности ему не дадут жить - его перенаправят (сделают его жизнь другой), или же остановят, что случается чаще всего( то есть умертвят). В этом плане круговые движения планет и звёзд в открытых просторах Космоса, и вправду являются "символическими небесами", в которых вечно живое стремление улететь в неизвестность уравновешено вечно принудительной обязанностью упасть и навсегда застыть, благодаря чему все небесные тела и живы, и мертвы одновременно, и бесконечно летают и движутся, но не по прямой жизни, а по кругу "жизни-смерти". Древние не зря поднимали на них голову, отрывая её от механики, встречающийся у них под ногами. В этом плане и камень, над которым издевался Спиноза, брошенный чьей-то рукой и думающий, что он свободен, потому что летит - действительно оказывается свободен, так что и человек, заблуждающийся вместе с ним и наряду с ним - тоже свободен и ощущает это, (хотя в действительности не свободен). Для тех, кто не знает, я имею ввиду знаменитое высказывание Спинозы: "человек думает, что он свободен, так же, как брошенный камень думает, что свободен, потому что летит". Так вот, летящий камень действительно свободен. И хотя ирония Спинозы осмыслена с той стороны, в которую она метила, но с другой стороны, в которую она не метила - она не осмыслена. Отсюда мы можем вывести универсальное формулу: движение это способ жизни любого тела. Но нельзя понимать эту формулу в старой сетке координат.

    Действующий предмет есть предмет реальный. Однако же, создавая эту реальность, предмет жертвует самим собой, он оказывается связанным с чем-то иным - с одной стороны это побуждает его жить - двигаться; с другой стороны это побуждает его замереть - умереть (застыть в покое). Мир постоянно взлетает над самим собой (приподнимается над самим собой) или выпадает в осадок. Не стоит думать, что это только человеческая возможность - падать и летать, летать и падать. Всё это присуще не исключительно нам, но и универсуму. Тело, которое движется не определено полностью внешней причиной - так нам лишь удобно считать, когда мы подсчитываем всего лишь мёртвую реальность. Человека интересует связь тел, а не тела сами по себе, он начинает с действующих связей и заканчивает ими. И где-то между этих связей исчезает "живая", импульсная материя. Движущееся тело прежде всего определено именно своей реальностью, но раскрывается эта реальность в предзаданном для него направлении. С практической стороны нам не понятно зачем вникать в такие сложности и нюансы, как говорят наши современные прагматики - ведь всё работает и так. Но победив в тактике, они безнадёжно проигрывают в стратегии: физическая реальность рассматривается как однородный массив, не различаемый внутри себя самого в своём собственном противоречии, и в конечном счёте мы приходим к тому, что перестаём понимать его вообще, а лишь считаем при помощи дифференциальных уравнений. Наша квантовая механика - образчик такого удавшегося "победного тупика". В ней мы кричим "ура", "ура" и смотрим прямо в тупик собственного познания.

    В телах существуют силы до всякого протяжения - говорил Лейбниц. Лейбниц пытался присмотреться и рассмотреть за сложно-сплетённой реальностью механических взаимодействий - живые силы природы. Нечего и говорить, что не только наука, но и философия не очень-то продолжила его начинания. Вопрос следовало бы задать так: можно ли увидеть физическую реальность, если видеть её только как механическую и математическую? Механика и математика не досягают живой "фюсис" (древнегреч. природа), и эта потеря на нас уже сказывается в виде созданной механико-математической техники.


Рецензии