Какая красота спасет мир Достоевского
Это событие имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в отечественную, так и в мировую культуру.
«Имя Федора Михайловича достославно, и миллионы людей, собранные вместе, иногда не весят столько, сколько весит один писатель, служивший Богу сердцем и пером. Федор Михайлович – это не просто человек, это планета по имени Достоевский. Ничего более важного в ХІХ веке в России, кажется, не происходило, чем жизнь Серафима Саровского, Филарета Дроздова, Александра Пушкина, Федора Достоевского. То есть, это люди – планеты, - утверждает Андрей Ткачев.
Ницше учил русский язык специально, чтобы Достоевского читать.
Джойс учил русский язык специально, чтобы Чехова читать.
Многие люди специально учили русский язык для того, чтобы прочесть именно кого-то из них – Пушкина, Чехова,Толстого, Достоевского».
По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, , по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений.
К примеру, знаменитые иностранцы – А. Эйнштейн, Ф. Ницше, Ф. Кафка, З. Фрейд, Т. Драйзер, Ф. С. Фицджеральд, С. Цвейг –зачитывались книгами Достоевского и давали им восторженные оценки.
Соотечественники же – И. Бунин, М. Горький, Н. Михайловский, В. Набоков, Г. Адамович, М. Алданов – напротив, о сущности творчества мастера отзывались неоднозначно.
Тем не менее, интерес к писателю не иссякает многие годы – как в России, так и за рубежом: более полувека – с начала 70-х годов 20 столетия – действует Международное общество Достоевского, объединяющее исследователей жизни и творческого наследия знаменитого писателя, публициста, философа.
Такое пристальное внимание к русскому автору объясняется его мощным влиянием не только на течение мирового литературного процесса, но и развитие философской мысли в целом. Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние героев своих романов, их поступки в самые трагические моменты бытия, Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества.
Федор Михайлович Достоевский родился в Москве на Божедомке. Название этого места связано с кладбищем, на котором хоронили бродяг, нищих и самоубийц. Здесь же находилась Мариинская больница, при которой в отдельном флигеле и жила семья Достоевских.
Отец Ф.М. Достоевского, Михаил Андреевич, благодаря способностям и трудолюбию, получил медицинское образование и в 1821 году занял место лекаря Московской Мариинской больницы для бедных.
Дальние предки Достоевских принадлежали к старинному дворянскому роду. К XVIII веку они утратили свои привилегии: дед и дядя писателя были православными священниками.
Мальчика назвали в честь деда, купца 3-й гильдии Федора Нечаева. Во время войны 1812 года он пожертвовал на ополчение большую сумму денег. За это его имя было высечено на мраморных досках храма Христа Спасителя.
Достоевский с раннего детства обучался французскому языку, русской литературе, закону Божьему. Но именно жизненные уроки любимой няни Алены Фроловны запомнились ему навсегда. Она вырастила будущего писателя и пятерых его братьев и сестер. Няня могла часами рассказывать сказки, которых знала бессчетное множество. Играла с детьми в жмурки и горелки, пела песни, водила хороводы.
В семье Достоевских любили читать. Родители выписывали журнал «Библиотека для чтения», в котором сообщалось о новинках иностранной и русской литературы. Федор увлекался Н.М. Карамзиным, А.С. Пушкиным, В. Скоттом, Ф. Купером. Иногда вместе с братом они разыгрывали сценки из любимых произведений.
«Я происходил из семейства русского и благочестивого, – писал Федор Михайлович. – Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории».
В Москве Достоевский прожил всё детство, а в 16 лет отправился по наказу отца на учебу в Петербург. Здесь он провёл юность и зрелые годы, здесь же написал свои самые известные романы.
Закончив инженерное училище, он полностью посвятил себя литературе. Первым его читателем стал малоизвестный писатель Дмитрий Григорович, с которым они вместе снимали квартиру.
В то время Федор Михайлович был худощав, цвет лица его был какой-то бледный, серый, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий, всегда сосредоточенный в себе. В свободное время он всегда задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша происходящего вокруг него. Когда рождалась мысль, когда проклевывался какой-то сюжет или образ, когда он попадал во внутренний плен рождающегося мира, он начинал ходить, двигаться. Добр и мягок он был всегда, но мало с кем сходился из товарищей.
В мае 1845 года после многочисленных переделок Достоевский закончил роман «Бедные люди», который имел исключительный успех.
Григорович и Некрасов зачитываются этим текстом, будят Федора Михайловича в четыре утра и буквально душат в объятиях. Сороковые годы, все молоды, никто не стесняется своих чувств. Они берут текст, тащат к Белинскому и врываются к нему со знаменитой фразой: «Новый Гоголь явился!», на что Белинский ответил: «Что-то у вас Гоголи как грибы растут».
Критик начал изучать текст, а Григорович и Некрасов сидели рядом и ждали, что будет. Белинский читал всю ночь напролёт и пришёл в восторг. Все трое пришли к Достоевскому и поздравили его. Впоследствии Федор Михайлович говорил, что это было его «самое счастливое утро».
Но после успеха «Бедных людей» у писателя происходит срыв за срывом. «Двойник» выходит плохо, словно тень Гоголя стоит у него за спиной. Достоевский постоянно чувствует, что это ему мешает.
«Повесть эта мне положительно не удалась, - пишет о своем «Двойнике» Достоевский, - но идея её была довольно светлая, и серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил», — констатировал писатель.
Формула её такова: «никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой».
Этого не мог вынести Белинский. Эта идея взбесила его и стала причиной разлада с Достоевским.
«В жизни есть только страдание»
Ранние неудачи Достоевского скапливались и прорывались наружу в жалобах и стонах. В повести «Неточка Незванова» он пишет:
«Они не ободрят, не утешат тебя, твои будущие товарищи; они не укажут тебе на то, что в тебе хорошо и истинно, но со злобной радостью будут поднимать каждую ошибку твою... Ты же заносчив, ты часто некстати горд и можешь оскорбить самолюбивую ничтожность, и тогда беда — ты будешь один, а их много; они тебя истерзают булавками». Все это сказано им про себя.
Через год у писателя появляется совершенно новая, какая-то личная, интонация. «Белые ночи» — это совершенно пронзительный Достоевский сороковых годов, в его произведениях появляется удивительный образ мечтателя.
«Белые ночи» дают какую-то отмычку к одной из его магистральных тем. Если попробовать сформулировать сюжет этого произведения с точки зрения богословия, то оно посвящено тому, как губительно мечтать. За этим стоит мысль, что всякая мечтательность — большой грех. Причем Достоевский показывает это нежно, ласково, романтично. У него получается, что эта мечтательность вредит герою. Она съедает подлинное, съедает саму жизнь.
Кажется, что мечтатель будет изжит писателем, но нет, он пройдет красной нитью через его тексты и жизнь. Достоевский-художник знал истинную цену попадания в плен идей, химер и мечтаний. Но реальный молодой писатель полностью попал под их соблазн. Стоило это ему дорого.
С марта-апреля 1847 г. Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В. Буташевича-Петрашевского.
Петрашевский был наглецом и хулиганом. Он работал в Цензурном комитете и мог свободно брать заграничные книги, которые туда попадали, Петрашевский этим пользовался, не уничтожая запрещенные издания, а унося их к себе домой. Он делился этими книгами, а потом обсуждал их в узком кругу.
Петрашевский участвовал в расшатывании основ государства.
У него были свои особые манеры и привычки. То в дамское платье оденется при черной окладистой бороде и в таком виде возьмет да придет на службу, то квадратный цилиндр себе закажет. Это позже будет походить на выходки и скандалы футуристов.
Он притягивал к себе внимание своей скандальностью и экстравагантными манерами. У него в кружке были самые разные группировки, приближенные к нему и отдаленные. У Петрашевского был свой печатный станок и свой доносчик, всё как полагается.
Достоевского угораздило, он попался - прочитал запрещённое письмо Белинского к Гоголю. Главная мысль письма заключалась в том, что нечего к христианским чувствам взывать, а нужно бороться с системой, а если не можешь — то надо ее обличать.
Доносчик всегда рядом, схема отработанная, он выполняет свою работу, и 23 апреля 1849 года всех петрашевцев арестовали.
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет…» Евангелие от Иоанна
Восемь месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей.
22 декабря 1849 г. Достоевский вместе с другими ожидал на Семеновском плацу исполнения смертного приговора. Перед обвиняемым зачитали смертный приговор, четверо из них в мешках на головах стояли перед солдатами. Лишь когда их взяли на прицел, был зачитан приказ об отмене расстрела.
По словам Достоевского, они пережили «десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти».
Всё было реально: священник, предсмертные облачения, завязанные глаза, приказ целиться и… помилование!
Петрашевцы, успевшие попрощаться с жизнью, были настолько ошарашены произошедшим, что один из них, Николай Григорьев, даже лишился рассудка.
По резолюции Николая I казнь была заменена Достоевскому 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
С января 1850 по 1854 гг. он отбывал каторгу, но смог возобновить переписку с братом Михаилом и другом А. Майковым. В ноябре 1855 г. Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после — в прапорщики; весной 1857г. писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься.
Достоевский очень дорого заплатил за искушение идеей. Никакой социализм не принесет человечеству счастье потому, что во всяком человеке, «конечно, таится зверь». Это слова Ивана из «Братьев Карамазовых», и Достоевский знал об этом не понаслышке.
«Помню, как стоял на Семеновском плацу среди осужденных товарищей и, видя приготовления, знал, что мне остается жить всего пять минут. Но эти минуты представлялись мне годами, десятками лет, так, казалось, предстояло мне долго жить! На нас уже надели смертные рубашки и разделили по трое, я был восьмым в третьем ряду. Первых трех привязали к столбам. Через две-три минуты оба ряда были бы расстреляны, и затем наступила бы наша очередь. Как мне хотелось жить, Господи Боже мой! Как дорога казалась жизнь, сколько доброго, хорошего мог бы я сделать! Мне припомнилось все мое прошлое, не совсем хорошее его употребление, и так захотелось все вновь испытать и жить долго, долго… Вдруг послышался отбой, и я ободрился. Товарищей моих отвязали от столбов, привели обратно и прочитали новый приговор: меня присудили на четыре года в каторжную работу. Не запомню другого такого счастливого дня! Я ходил по своему каземату в Алексеевском равелине и все пел, громко пел, так рад был дарованной мне жизни!».
Бездна пролегает между ранним Федором Михайловичем и Достоевским «романного сгустка». Бездна разрубает его судьбу и жизнь, на то, что было до рокового события, — каторги, и то, что было после. Можно говорить о разных мирах, разных жизнях писателя.
Поздний Достоевский без конца переживает разные свои состояния в своих героях, он рассыпается на них. Если поставить перед собой задачу прочитать роман за романом, то можно увидеть, как он кружится на одном месте, как повторяются одни и те же ходы, одна и та же боль, одни и те же интеллектуальные и сюжетные ловушки, в которые попадают его герои и читатели.
Где же в этом сгустке искать подлинную биографию писателя, как увидеть настоящего Достоевского?
На самом деле, его реальная автобиография заканчивается «Записками из подполья», и с них же начинается совсем другое состояние, другое качество романного времени.
Начинается вращение в кругу, и в каждом витке, в каждом новом романе, еще раз повторяется один и тот же диалог с Христом.
Достоевский - гений, апостол, пророк.
Читая Достоевского, мы вступаем на территорию самопознания. При этом личность автора остается непостижимой и поражает его невероятная сосредоточенность на решении поставленной им еще в юности задачи познания тайны человека.
Когда ему было всего 17 с половиной лет, он написал брату:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать».
Федор Михайлович не отступал от этой цели на протяжении всей жизни, невзирая на самые драматичные обстоятельства.
Можно много говорить о Достоевском как о писателе, его личность же окружена ореолом загадочности. Его способность обнажать пороки, не отворачиваясь от них, сделала героев такими живыми, а произведения – полными душевных страданий.
Погружение в мир Достоевского может быть болезненным, сложным, но оно рождает в людях что-то новое, это именно та литература, которая воспитывает. Достоевский – это явление, изучать которое нужно долго и вдумчиво.
Что является главным предметом мысли Достоевского? На этот вопрос легко ответить – человек, его сердце, его душа.
«А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением», – так говорил на могиле Достоевского 1 февраля 1881 года В. С. Соловьёв.
Владимир Соловьёв называл Достоевского пророком Божиим.
Вслед за Соловьёвым, часто совершенно от него независимо, очень многие смотрели на Достоевского, как на человека, пред которым лежали открытыми книги человеческих судеб. И это не только после его смерти, но даже еще при жизни.
«Это, помимо великого писателя, был глубоко русский человек, пламенно чтивший свое отечество, несмотря на все его язвы. Это был не только апостол, это был пророк, это был всему доброму учитель, эта была наша общественная совесть», - писал о Достоевском Павел Третьяков.
В своих пророческих видениях Достоевский видит всех людей всех времен, связанных между собою единою судьбой. Таинственным, но в то же время весьма реальным образом все люди присутствуют во всяком человеке и всякий человек — во всех людях. Отсюда происходит ответственность каждого человека за всех и вся на земле.
В «Записках из подполья» Достоевский пишет:
«Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно. Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека». Человек является истинным человеком, если чувствует чужие грехи, как свои, и кается в них.
«Одно тут спасение себе, — благовестит Достоевский, — возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за все и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и вся виноват».
Со своих пророческих высот Достоевский ясно разглядел трагедию Европы и открыл её причину. Причина в том, что Европа через римокатолицизм и протестантизм обезобразила и утратила образ Богочеловека Христа.
«На Западе, – пишет он Н. Страхову в 1871 году – Христа потеряли – благодаря католицизму, и оттого Запад падает»
За год до смерти Достоевский писал:
«Да она накануне падения, ваша Европа, повсеместного и общего. Муравейник, давно уже создавшийся в ней без Церкви и без Христа, с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим все общее и все абсолютное, – этот созидавшийся муравейник весь подкопан».
В Европе сила и мощь приписывается всевозможным вещам, но для Достоевского нет иной силы, кроме Христа: «Россия несет внутри себя драгоценность, которой нет нигде больше, — Православие, она — хранительница Христовой истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах».
Какая красота спасет мир
Красота — центральное понятие эстетики Достоевского, важнейшее в его мировоззрении в целом. Красота, как считает Достоевский, «есть необходимая потребность организма человеческого, без нее человек, может быть, не захотел бы и жить на свете». Поэтому «искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить».
Особенно же потребность в красоте развивается «наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе, т.е. когда он наиболее живет, потому что человек наиболее живет именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем появляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть гармония и спокойствие».
Красота связана с жаждой жизни и тоской по идеалу, она, по Достоевскому, как бы «вектор» общественно-нравственных поисков.
Исходя из такого понимания красоты, Достоевский выступает против утилитаристов, отрицающих красоту как бесполезное, и утверждает, что «красота всегда полезна, поэтому и «Искусство всегда современно и действительно, никогда не существовало иначе, и, главное, не может иначе существовать».
Красота имеет, по Достоевскому, не только эстетический, но и нравственный смысл.
«Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным» - в этом был убежден Федор Михайлович Достоевский, лучше других познавший и бездны русской души, и вершины русского духа.
В романе «Идиот» Достоевский наделяет мыслями и рассуждениями о красоте и о ее сути своего героя — князя Мышкина. В произведении не указано, как сам Мышкин говорит о том, что мир спасет красота. Эти слова принадлежат ему, но звучат они опосредованно: «Правда, князь, — спрашивает Мышкина Ипполит, — что мир спасет «красота»? Господа, — крикнул он громко всем, — князь говорит, что мир спасет красота!»
Аделаида Епанчина, глядя на портрет Настасьи Филипповны, восклицает:
«Такая красота - сила, с этакою красотой можно мир перевернуть!».
Однако красота таит в себе трагическую раздвоенность, уходящую своими корнями, по-видимому, во внутреннюю противоречивость человека, в нем божественное борется с дьявольским, рациональное - с иррациональным.
Об этом говорит Дмитрий Карамазов в своем знаменитом монологе:
«Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Князь Мышкин стал носителем основных идей писателя о добром и вечном, воплощением христианской добродетели, идеалом человечности. Главным устремлением героя романа Достоевского было «восстановить и воскресить человека».
Достоевский считал, что человеческая красота проявляется в страдании. Что она находится в душе, стремящейся к добру. Добра же нельзя достигнуть, не претерпев трудностей, не встретившись со злом лицом к лицу. Человек становится по-настоящему прекрасным, когда руководствуется лучшим, что есть в его душе, настойчиво двигается к добру. По Достоевскому, красота — это совокупность нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
И именно такая, по мнению писателя, сложная красота души, Красота образа Христова спасёт мир.
Явление Федора Михайловича Достоевского – событие мирового значения. Художественный мир Достоевского подобен космосу: писатель смог затронуть в своих произведениях широкий круг исторических, социальных, философских проблем, а также показать глубины человеческого сознания.
«По глубине замысла, по широте задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель стоит у нас совершенно особняком, - писал о Достоевском Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, - Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предведений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества».
Материалы
1 Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 127).
2 Профессор Московской Духовной академии А. И.Осипов // Ф. М. Достоевский и христианство http://kurskonb.ru/our-booke/slovo/doc/m10.html
3. Достоевский: роман и Евангелие (беседа болгарского русисита Э. Димитрова с вице-президентом Российского общества Достоевского К. Степаняном) (http://magazines.russ.ru/znamia/red/stepint.html).
4. Евангелие Достоевского. В 2-х томах. Т. 1: Личный экземпляр Нового Завета 1823 года издания, подаренный Ф.М. Достоевскому в Тобольске в январе 1850 года; Т. 2: Исследования. Материалы к комментарию. М., 2010.
5. Захаров В.Н. Достоевский и Евангелие (http://www.pravmir.ru/article_3774.html).
6. Сильвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001.
7. Протоиерей Андрей Ткачёв. Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ https://evrica-taurica.livejournal.com/10741.html
8 Станислав ЛОМАКИН. МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОРОК, ГЕНИЙ 9 В.В. Розанов На лекции о Достоевском
Иллюстрации Ильи Глазунова к произведениям Достоевского
Свидетельство о публикации №121100905515
и мудрость во смысле жизни сей
в премудрых напутствиях Творца
и благодати тепло для души
для открытых сердец.
Евгений Чевган 13.03.2024 22:03 Заявить о нарушении