Арт. Караваджо. Вакх
Да.Перед вами работа Караваджо 1596 года "Вакх", но разговор пойдет о музейной деятельности, в частности об открывшемся после всем известного ковидного карантина музее Уффицы.)
Представитель Уффици рассказал The Art Newspaper, что в доковидные времена в галерею ежедневно приходило от 5 тыс. до 6 тыс., а в пиковые дни — 12 тыс. человек.
в Италии разрешена работа музеев, кинотеатров и ресторанов в «желтой зоне», то есть в регионах с наименьшим количеством ограничений. Учитывая, что на данный момент большая часть территории Италии имеет «желтый» статус, а к концу июня 55% взрослого населения страны должны были получить прививку, этот период закрытия музеев, вероятно, станет последним.
Здесь хранятся, среди прочих, такие полотна, как:
«Поклонение волхвов» Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano),
«Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло (Paolo Uccello),
«Мадонна Ручеллаи» Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna),
«Мадонна Святой Троицы» Чимабуэ (Cimabue),
«Мадонна с Младенцем и ангелами» Джотто (Giotto),
«Портреты герцогов Урбино» Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca),
Триптих Портинари Гуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes),
«Весна» и «Венера» Боттичелли (Botticelli),
«Поклонение волхвов» Леонардо (Leonardo),
«Тондо Дони» Микеланджело (Michelangelo),
«Мадонна со щегленком» Рафаэля (Raffaello),
«Венера урбинской» Тициана,
«Вакх» Караваджо (Caravaggio)...
За время вынужденного закрытия в музее провели большой ремонт и разработали новую схему входа в здание. Теперь посетители получают билеты и сдают верхнюю одежду в западном крыле, а затем проходят через двор в восточное крыло, с которого начинается маршрут по экспозиции.
Кроме того, на первом и в подвальном этажах открылись 22 новых зала, а на втором — еще 13 выставочных пространств. В них экспонируются произведения художников Высокого и Позднего Возрождения из Центральной и Северной Италии.
В новом 14-м зале представлена подборка автопортретов, в том числе Джованни Лоренцо Бернини, Марка Шагала и Ренато Гуттузо.
Стены восточного крыла украшены фресками, обнаруженными в ходе ремонта. Среди них — ростовое изображение Козимо Медичи, выполненное в XVII веке и приписываемое Бернардино Поччетти.
Все эти шедевры являются лучшими образцами итальянского искусства (arte), и само здание скрывает интересные сюрпризы: в 1565 году Вазари построил переход (так называемый Коридор Вазари (Corridoio vasariano), соединивший канцелярию Медичи с Дворцом Питти (Palazzo Pitti), резиденцией семьи, имя которой носит дворец, который сейчас также является музеем. Коридор проходит по знаменитому мосту Понте Веккио (Ponte Vecchio), а его стены украшены работами Гвидо Рени (Guido Reni), братьев Карраччи (Carracci), Артемизии Джентилески (Artemisia Gentileschi).
Флорентийское отделение издания Corriere della Sera сообщило, что отныне музей намерен требовать уплаты месячного сбора с каждого, кто захочет опубликовать фотографии его экспонатов в социальных сетях. )
Однако представители Уффици утверждают, что газета Corriere Fiorentino опубликовала «непроверенную» и «неверную» информацию, речь идет исключительно о коммерческом использовании изображений. В галерее явно планируют и впредь активно поощрять посты популярных блогеров, в которых фигурируют произведения искусства из ее коллекции.
А как обстоят дела с популяризацией музейных коллекций в вашем городе?)
Ну и в заключении, конечно же, несколько слов о Караваджо и его "Вакхе":
Караваджо, следует отметить, в картине "Вакх" изобразил не только младшего древнегреческого бога, но и миловидного юношу, одетого как Вакх.
"Вакх - откровенно чувственная вещь, явно предлагающая зрителю подчиниться своим плотским желаниям. Юноша молод, красив, упитан - однако под слоем жира просматривается внушительная мускулатура.Одеяние Вакха, едва скрывающее телеса, также говорит само за себя - в той же степени, что и многозначительно-зазывный взгляд юнца. Юноша-Вакх словно говорит тому, для кого предназначалась эта картина: "Ну, давай, брат, накатим еще по бокальчику - и ...",- пишет искусствовед явно не лишенный чувства юмора...
Хотя, по моему мнению, так мог бы выглядеть юный евнух вынужденно склонный к полноте или мальчик с певчим голосом из церковного хора , которые тоже подвергались операционному вмешательству ради сохранения голосового диапазона.
Вы...понимаете, что я делаю? Да я ищу его судьбу, судьбу модели, послужившей Караваджо для написания картины в коллекцию своего покровителя.
Моделью для Вакха на самом деле мог послужить ученик и (возможно) возлюбленный Караваджо Марио Миннити, которого художник использовал в качестве модели в картинах «Музыканты», «Мальчик с корзиной фруктов», «Гадалка», «Лютнист» и «Призвание святого Матфея».
Неоднократно высказывалось предположение, что отношения Караваджо и Миннити носили сексуальный характер.
Да.В шестнадцатом веке гомосексуальные отношения с юнцами не осуждались. (Впрочем и 21 век нас немало удивил, верно?)
Гомосексуальные пристрастия Караваджо - лишь гипотеза некоторой части искусствоведов, посему вариантов может быть множество, но выбирать нужно ...из того, что ближе к образу жизни не только самого художника, но и заказчика картин- такова логика вещей.
"Многие покровители Караваджо и его коллеги-художники закрывали глаза на его поведение и продолжали поддерживать его творчество.",- пишет очередной искусствовед однако...
Однако он писал этого мальчика для своего покровителя , изображая юношу молодым Вакхом с виноградными листьями в волосах, "вальяжно, и чего уж скрывать, эротично раскинувшийся на подушках и лениво перебирающий пухлыми пальцами черный шнур своего халата..."
А у покровителей ,как известно, могут быть как собственные мотивы так и собственно враги.
Заказчик именно этой картин, картины "Вакх"- Кардинал Франческо Дель Монте, который способствовал продвижению идей Галилео Галилея и оказывал поддержку художникам, одним из которых и стал Караваджо.
Его имя сегодня известно, главным образом, благодаря тому, что он покровительствовал известному художнику,хотя родился в Венеции в аристократической семье, из которой вышел Папа римский Юлий III и множество кардиналов.
А сам итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо, который одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» ( резкое противопоставление света и тени), а также «тенеброcсо» («тенеброзо»(ит. tenebre — тьма) — живописная манера, техника и тип композиции, в основе которого лежит работа со светотенью) стал реформатором европейской живописи XVII века и основателем реализма в живописи.
Караваджо-один из крупнейших мастеров барокко-художественного направления , противопоставляемое классицизму, (исторический художественный стиль XVII—XVIII веков-компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил)
В комментарии вы сможете увидеть иллюстрацию картины "Четыре континента, также известной как "Четыре реки Рая" — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса-представителя этого течения , созданная им в 1610-х годах.
И еще немного о "Вакхе" Караваджо, раз уж он иллюстрирует эту тему:
"На каменном столе перед ним стоит ваза с фруктами и большой графин с красным вином.
"Вакх - эдакая смесь юности и красоты с глубокой и осознанной порочностью - протягивает в сторону смотрящего неглубокий кубок того же вина, приглашая зрителя присоединиться к нему."
...А может юноша выполняет роль персонажа просто и скромно предлагая зрителю вкусить плодов щедрой осени?
КАРАВАДЖО
Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время эпидемии чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.
Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.*
*римский род (итал. Colonna, лат. Columnensis) — древняя итальянская фамилия, игравшая в средневековой истории Рима большую роль; особенно знамениты её постоянные распри с домом Орсини. Родоначальником её считают герцога Стефана, пришедшего из Германии в Италию около 1037 года; он женился на графине Эмилии, владетельнице Палестрины.Род Колонна существует по настоящее время. Его фамильное владение — Палаццо Колонна
Орсини — римский феодальный род, выделившийся в XI в. из рода Бобони (Boboni). Согласно семейному преданию, Орсини и Бобони происходят от Юлиев-Клавдиев. Первым, кто именовался попеременно Бобони и Орсини, был неизвестный по имени отец Пьетро Бобони-Орсини и дед Гиацинто Бобони-Орсини (1110—1198), вошедшего в историю как папа Целестин III. Все Орсини, будучи гвельфами, поддерживали папскую власть над Италией. Из этого рода вышло пять римских пап, 34 кардинала, кондотьеры. Особого положения, богатства и власти Орсини добились в XIII веке. Орсини находились во враждебных отношениях с влиятельным римским родом Колонна. Вражда их была прекращена папской буллой 1511 года. В 1571 году главы родов Колонна и Орсини женились на племянницах Сикста V.
Представителям рода Орсини, родством с родом Клавдиев (Патрицианский Римский род) позволило им в одно время стать деспотами Эпира (Николай Орсини, 1318—1323; Иоанн Орсини, 1323—1335; Никифор II Орсини, 1335/36— 1339, 1340, 1356—1359. В 1530-х-1540-х годах, а также Валерио Орсини был венецианским губернатором Далмации. Род Орсини существует до сих пор.
Родственными узами с этим родом, тесно себя связали представители рода Медичи (Правители Республиканского государства Флоренция), благодаря бракам; Лоренцо Де Медичи и Клариче Орсини, в свою очередь Пьеро Де Медичи и Альфонсины Орсини (Регент Флорентийской Республики).
В Италии род ассоциируется с так называемой духовной знатью и аристократией, напрямую связанной с духовенством Католической церкви — Чёрной знатью, то есть знатью, находящейся в трауре и скорби (чёрный цвет, цвет траура). Сам термин берёт свое начало с чёрного духовенства.
В Германии родство с домом Орсини отстаивают князья Розенберг. В 1540 году венецианский губернатор Далмации Валерио Орсини официально признал своими родственниками сына и внука знаменитого архитектора и скульптора Юрая Далматинца, также известного как Джорджио Орсини (Giorgio Orsini).
Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.
В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.
Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.
В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.
Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось...
В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.
В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.
Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.
Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).
В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).
Марио Миннити (Mario Minniti, 8 декабря 1577 года — 22 ноября 1640 года) — модель картин молодого Караваджо, который вместе с ним в 1594—1600 годах жил в римском доме кардинала Дель Монте. Впоследствии стал одним из многочисленных караваджистов, работал на Сицилии.
Поссорившись с Караваджо, Миннити в 1600 году уехал из Рима в родную Сицилию. Когда через 6 лет Караваджо убил в пылу гнева Рануччо Томмазини, именно Миннити предоставил ему убежище на Сицилии в 1608—1609 годах, а также помог ему получить заказ на образ для церкви («Погребение святой Луции»).
Впоследствии Миннити открыл на Сицилии собственную мастерскую, из которой вышли многие местные художники XVII века.
Сам же Караваджо никогда не основывал мастерскую, как большинство других художников, и поэтому у него не существовало школы для распространения своей техники. Он также никогда не излагал свой основной философский подход к искусству, психологический реализм, который может быть выведен только из его сохранившихся работ. Но этот мотив можно прямо или косвенно увидеть в творчестве Рубенса, Хосе де Риберы, Бернини и Рембрандта. Знаменитый при жизни, сам Караваджо был забыт почти сразу после своей смерти. Многие из его картин были переписаны его последователями, например «Поцелуй Иуды», которая до 1990 года приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту.
Однако существует Караваджизм — стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века.
Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии; так называемые «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др.) в Нидерландах; Х. Рибера в Испании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.Бартоломео Манфреди
«Марс, наказывающий Купидона» Бартоломео Манфреди (1582—1622):
Справка:
Вакх, также известный как Дионис, был греческим богом виноградарства и виноделия, опьянения, плодородия, вдохновения, религиозного экстаза и театра. Вакх известен своим радушием и добротой к тем, кто восхищается им, и в то же время жестокой мстительностью и злыми шутками по отношению в своим врагам.
Сцены из греческой мифологии часто встречались в личных помещениях аристократов. Классические сюжеты использовались для отображения интересов самих представителей знати. Если, к примеру, в 16 веке вы были маркизом, и на стене вашего кабинета висел "Вакх" - всякий гость, оказываясь в вашем логове, понимал: здесь любят хорошо выпить и гульнуть на всю катушку!
"И гость радостно, потирал руки, готовясь вместе с вами предаться пороку пьянства и разгула."...Хотя...
но об этом в следующий раз. )
Картина в настоящее время хранится в галерее Уффици во Флоренции.
С теплом: Аркадиа-Верра.(Из серии "Игры искусствоведа")
Свидетельство о публикации №121100905271