Из истории Карпогорского аэропорта

История Карпогорского аэропорта берет свое начало в 1938 году с посадочной площадки для самолетов ПО-2. Площадка располагалась на большом лугу недалеко от реки Пинеги, прямо под горой   у так называемого  «белого» дома.  В те давние времена он действительно был белым, выкрашенным белой краской.  Самолеты патрулировали лес в период  летнего пожароопасного сезона. За пару лет до этого в Карпогоры уже прилетали два самолета с лекарствами и врачами – в Верколе была зарегистрирована вспышка инфекционной болезни у скота. Они приземлялись прямо на реку Пинегу недалеко от пристани. В июне 1939 года в Карпогорах проходил слет  «сталинских ударников» и в качестве поощрения их прокатили над Карпогорами на самолете. Время от времени самолеты появлялись в небе над Карпогорами, доставляя почту, грузы, иногда перевозили и пассажиров.  Самолет ПО-2  был двухместным, поэтому о большом количестве пассажиров  не могло быть и речи.
В 1945 году аэропорт Карпогоры  начал регулярную работу. Дом на краю села был передан в ведение аэропорта. В здании разместились служебные помещения: кабинет начальника (им был Иван Никифорович Протесеня), пилотская, радиостанция для связи с самолетами, а также и квартира для семьи начальника. Позднее здесь же расположилась метеостанция.
В 1947 году  здесь было построено деревянное здание с диспетчерской вышкой, комнатой для пассажиров и помещением кассы. Перевозки пассажиров на самолете По-2  стали выполняться регулярно. В аэропорту базировались самолеты аэрофотосъемки и патрулирования леса. В пятидесятые годы парк самолетов увеличился и состоял из нескольких самолетов Як-12, Ли-2, Ан-2. Во время весеннего половодья аэропорт закрывался на 3-4 недели, площадку заливало водой, что создавало определенные неудобства, да и сам аэропорт становится мал для новой авиатехники.
В 1957 году было начато строительство нового аэропорта с  гораздо большей по размеру взлетно-посадочной полосой в районе лесного массива, бывших сенокосных участков -новин северней от села Карпогоры. Было  построено служебное здание, склады. Большинство работ велось самими работниками аэропорта, руководил работами начальник аэропорта Александр Григорьевич Зайцев.
  В 1958 году новый аэропорт был введен в строй и  были открыты регулярные рейсы в Пинегу и Суру. В 1959 году открылись площадки в деревнях Пачиха и Сылога. К 1960 году аэроузел заработал в полную нагрузку, увеличился пассажиропоток и объем перевозимых грузов. В 1967 году появилась площадка в деревне Сульца.  Аэропорт Карпогоры принимал самолеты Ан-2, Ли-2, ИЛ-14,  вертолеты Ми-1, Ми-4.
В 1974 году  Аэропорт Карпогоры  вошел в структурное подразделение Архангельского управления гражданской авиации – «Лешуконская объединенная авиаэскадрилия» (ЛОАЭ). Для базирования вахт в с.Карпогоры было выделено 3 самолета АН-2 и создано авиазвено. Начальником аэропорта в это время был Анатолий Анатольевич Смирнов. С 1975 года начальником  был назначен Иванов Николай Иванович, именно в эти годы  было построено много зданий: кирпичный гараж, заправка, водонапорная башня.
В 1976 году  стали готовить грунтовые полосы в Карпогорах и Пинеге для круглогодичного приема самолетов АН-24, ЯК-40. Авиаперевозки значительно возросли. В с.Карпогоры в летний период базировались до 10 самолетов, а численность летного состава авиазвена составляла 18 человек. Командиром звена был Василий Богачук.
В феврале 1985 года в Карпогорском аэропорту впервые совершил посадку самолет Л-410, эти самолеты впоследствии до 1995 года выполняли рейсы в п.Пинега, с.Сура, д.Сульца.
Слаженно работали все службы аэропорта: авиазвено, отдел перевозок, аэродромная и диспетчерская службы, служба ЭРТОС, бухгалтерия, метеослужба (хоть она и не входила в состав аэропорта), медицинская служба. Численность работников составляла 153 человека. В год  через Карпогорский аэроузел перевозилось более ста тысяч пассажиров, 415 тонн почты и более двух тысяч тонн груза.
В связи с известными событиями трудных 90-х годов Лешуконский объединенный авиаотряд, который появился в результате реорганизации ЛОАЭ в 80-х годах, преобразовался в Лешуконское авиапредприятие, службы стали существовать и работать отдельными структурами – так пытались выжить в условиях рыночных реформ. Началось сокращение штата и увольнение работников. В 1998 году численность работников составляла всего 8 человек, было перевезено 173 пассажира и 9 тонн груза.
С 1999года в селе Карпогоры базируется самолет авиакомпании «Трансавиа-Гарантия», директором ее был А.Б.Горшков, экипаж – Ю.В.Архипов и Е.В.Коровин.
В 2001 году Государственное унитарное предприятие «Аэропорт «Карпогоры» признано  банкротом, назначен внешний управляющий. 28 января 2003 года государственное предприятие «Аэропорт Карпогоры» ликвидировано по решению Арбитражного суда.


Рецензии
Посмотрел в Сети Карпогоры и Пинегу. Спасибо! Благодаря авторам стихиры изучаю Россию. Надо сугубо добровольно переселить туда, например, ингушей. Тогда село оживёт.

Терджиман Кырымлы Третий   08.10.2021 23:29     Заявить о нарушении
Значит, не зря я здесь размещаю этот материал.

Галина Долгобородова   08.10.2021 23:37   Заявить о нарушении