Важнейшим из всех искусств для нас является кино
История праздника
Эру русского кино открыл показ первого российского художественного фильма «Стенька Разин» режиссера Владимира Ромашкова. Это произошло 2 октября 1908 года, хотя первый киносеанс в России состоялся двенадцатью годами ранее, в 1896 году в Санкт-Петербурге.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» было положено начало празднования Дня российского кино – 27 августа. Дата не была случайной, именно в этот день 1919 года, в далекую пору становления советской власти в России, Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела.
За время существования праздника дата празднования неоднократно переносилась: то ее объединяли с международным днем кино 28 декабря, то, по предложению главы Союза кинематографистов России Н. С. Михалкова, хотели отмечать этот день в последнюю пятницу сентября, когда проходит вручение премии Национальной российской академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». Однако эти инициативы не прижились, и День российского кино отмечается 27 августа. Российский кинематограф достоин таки иметь свой собственный праздник.
Мечта всей жизни
Мечта школьницы Вали Верещагиной стать киномехаником зародилась в тот момент, когда в Карпогорах показывали трофейный фильм «Тарзан». В начале 50-х годов на экраны страны было выпущено много иностранных картин, взятых в качестве трофея в годы Великой Отечественной войны у немецко-фашистских захватчиков. Надо сказать, что история Тарзана – новоявленного Маугли – имела сильнейшее воздействие на зрителей. Этот увлекательный сюжет об авиакатастрофе, в которой все разбиваются, кроме ребенка в люльке, которого потом воспитали обезьяны, перевернул душу и деревенской девочки. Сила, красота и ловкость Тарзана не могли не восхитить! Многие Валины сверстники посмотрели фильм несколько раз, а Вале мама не дала денег на повторный просмотр. И вот, лежа на печи у своей подружки, которая точно также горевала о невозможности посмотреть фильм еще раз, Валя мечтательно произнесла (она эти свои слова помнит до сих пор!): «Вот вырасту большая, обязательно выучусь на киномеханика и пересмотрю все фильмы!»
И действительно, мечта воплотилась в реальность, но не сразу. После школы Валя поступила учиться в лесотехнический техникум. И надо же было такому случиться – тогдашний начальник Пинежской киносети Константин Иванович Немиров, приехав по делам в Архангельск, завез ей посылку из дома и случайно рассказал, что надо было отправить учиться на киномехаников в Советск Калининградской области трех человек, но они вдруг отказались, испугавшись лететь на самолете. Валю как током прожгло – давайте я поеду! «Но ты же учишься, да и надо трех человек посылать» - попробовал возразить Немиров, но Валя ухватилась за эту неожиданную возможность: « Я найду еще девчонок!» И точно, две ее сокурсницы-пинежанки после разговора с Валей загорелись мечтой об учебе в далеком прибалтийском Советске. Уж не знаю, мучила ли совесть начальника киносети, что сорвал студенток с места учебы, но уже на следующий день им были выданы билеты на поезд до Советска, которые они предъявили начальнику техникума с просьбой отпустить их восвояси. Немного поупиравшись, тот разрешил выдать документы и отпустил девчонок. Через 9 месяцев все трое успешно закончили училище и приехали на работу в Пинежский район. Правда, до конца верной своей профессии осталась одна Валя.
Трудовые будни
На практику ее отправили в Покшеньгу, в Кобелево. Там работал один из лучших киномехаников района Вячеслав Ишанин. Валентина быстро и уверенно осваивалась в профессии, ее вскоре направили на постоянное место работы – в Суру. Там, в сельском клубе, она стала, как говорится, передовиком производства, «давала» по два-три плана, хотя ее предшественница едва выполняла его процентов на 20-30. Как же добилась выпускница училища таких успехов, что уже на второй год работы получила звание «Лучший киномеханик Архангельской области». Все дело в ее упорстве и трудолюбии, а главное, конечно, в том, что свою работу она любила до самозабвения! Кроме показа фильмов в Сурском клубе, молодой специалист вдвоем со своим напарником объездила все деревни и поселки около Суры, показывая фильмы рабочим, что трудились в лесу, колхозникам в дальних деревнях. Ездили на лошадях, загрузив на одни сани (или телегу – в зависимости от сезона) аппаратуру и коробки с фильмами, а на другую – движок, без которого было не обойтись, ведь электричества в ту пору в Суре не было. Приедут, быстренько растянут белую простыню то в столовой, то в красном уголке фермы и, собрав немаленькую аудиторию, начинают показ. Аппарат был один, после каждой части фильм прерывался, необходимо было заправить очередную часть, чтобы продолжить показ картины. Но зрителей всегда было много, полный зал. Однажды в Шуйге какой-то вербованный даже пригрозил расправой молоденькому киномеханику, если та не найдет для него места в зале. Да и в дороге разные казусы случались. Как-то зимой поехали с фильмом на Пыстому, лесной участок за 20 км от Суры, и на узкой дороге в поле попался навстречу длинный обоз с сеном, никак не разъехаться, да на беду еще перед этим киномеханик с помощником решили наперегонки лошадей пустить. И вот, пропуская обоз, уставшая Валина лошадь, зарывшись в глубокий снег, свалилась без сил. Но Валя не растерялась, что есть мочи закричала уехавшему далеко вперед помощнику: «Шурка! Лошадь упала, помоги!» Вдвоем, они быстро смогли поднять лошадь, и та, выбравшись на твердую дорогу, снова резво побежала вперед. Фильм рабочие лесного участка посмотрели вовремя.
В ночь под Новый год
Однажды решили поехать с фильмом на Верхнюю Слуду. Дело было как раз под Новый год, 31 декабря. Успешно показав фильм зрителям, возвращались обратно. Конь – а это был крепкий фондовый жеребец, настоявшись на морозе в ожидании, с ходу погнал, что было мочи. Во время спуска с горы у помощника от такой скорости выпали вожжи, да и сам он вывалился из саней. «Валька, держись!» - только и успела услыхать напарница, как тут же перед небольшим мостиком сама угодила в канаву. Балетка – небольшой чемоданчик, в которой были остатки билетов и деньги, вывалилась из рук, а лошадь продолжила свой резвый путь уже без седоков, увозя в неизвестность аппаратуру и банки с фильмами. Едва очухавшись от падения, Валя начала искать балетку, тут и Шурка подоспел. Вместе, они скоро отыскали драгоценную потерю, но лошади и след простыл. Поискав ее какое-то время, решили отправиться на конюшню. По логике вещей, лошадь должна была двигаться на свое постоянное место обитания. Но произошло все по-другому. Лошадь, разогнавшись, помчалась совсем по другой дороге, по направлению в Шуйгу. Почти всю ночь искали они лошадь, но поиски были тщетны. Лишь наутро ее отыскала Александра, колхозный конюх. Аппаратура и фильмы остались целы и невредимы. Так и встретили этот новый год, зато он запомнился Валентине Петровне на всю жизнь.
Несмотря на такие трудности и происшествия, Валентина смело ездила по деревням и лесопунктам, иногда уезжая не на один день, если расстояние было большое, чтобы показать несколько фильмов. Вскоре, как одному из лучших киномехаников района, ей выделили дополнительную киноаппаратуру, и уже не надо было прерываться в показе картины, после заканчивающейся части сразу начинался показ следующей на другой киноустановке.
В начале шестидесятых годов – а к этому времени Валя уже вышла замуж, и они вместе с мужем Александром Михайловичем Порохиным, уроженцем маленькой деревеньки Горушка, и четырехлетней дочкой переехали в Архангельск. Валентина Петровна почти сразу устроилась на работу в кинотеатр «Север», где и работала вплоть до его закрытия, затем трудилась в архангельских кинотеатрах «Искре» и «Луче». Всюду была на хорошем счету, получала много различных поощрений, ее фотография всегда висела на Доске почета кинотеатра «Север» и на городской Доске почета. «Самую важную трудовую закалку я получила в Суре», - так считает и по сей день Валентина Петровна, а многие жители Суры и близлежащих деревушек помнят своего киномеханика. Три года назад приезжала она с родными в Суру, съездили и в Горушку, а там случайно встретили ее ровесника, Анатолия Тимофеевича Аверина. Он сразу вспомнил и узнал сурского киномеханика. 27 августа- День российского кино Валентина Петровна считает своим профессиональным праздником и коллектив редакции шлет свои поздравления в этот день и ей, и всем пинежанам, чья трудовая деятельность была связана с кинематографом!
Свидетельство о публикации №121100808220